Файл: Теоретические основы правового статуса военнослужащих Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
Стерликова О.Б. Конституционно-правовые основы защиты прав военнослужащих в Российской
Федерации: дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 2010. - 215 с.
31
Специальные обязанности непосредственно возникают у военнослужащего при нахождении на боевом дежурстве, в нарядах, выполнении заданий и т.д. Они носят временный характер. Их режим установлен нормами общевойсковых уставов и другими нормативными актами.
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
За военнослужащими, захваченными в плен, в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.
В случае безвестного отсутствия военнослужащих, до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими, статус военнослужащего за ними сохраняется.
32 1.2 Эволюция института прав и свобод военнослужащих в Российском государстве
В Конституции РФ обнародовано положение, что человек, а также его права и свободы, являются для государства высшей ценностью, а соблюдение и защита этих прав и свобод непосредственно возлагается на государство
1
Путь становления конституционных прав и свобод имеет свою историю.
Власть в России в течении многих столетий отличалась системной спецификой, обусловленной причинами природного, хозяйственного и исторического порядка. Положение большей части населения по сути своей было бесправным, гарантии прав и свобод личности не имели места быть. Бесправие населения сочеталось со скептичным отношением к свободе личности.
В российской юридической науке нормы военного законодательства были отделены от норм общего законодательства. Российские юристы XVIII столетия сходились во мнении, что общепринятые правовые начала и нормы конституционного статуса гражданина не могут найти применения в армии, учитывая её специфику, или должны быть ограничены
2
В отечественной военно-правовой публицистике в течение длительного периода высказывалась мысль о гражданском и политическом полноправии военнослужащих, но всё же некоторые учёные считали, что их права и свободы должны были носить ограничительный характер.
A.M.
Добровольский писал, что
«особенности положения военнослужащих в области публичного права могут заключаться в том, что в известных случаях нормы общего права в отношении их не получат применения, или же для них, в силу особенностей их служебного положения, создаются специальные нормы. Как в том, так и в другом случае их права могут
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2
Мигачёв Ю.И Военное право: учебник /Ю.И. Мигачёв, С.В. Тихомиров.-М.: ЗАО «Бизнес Консалтинг
Центр», 1998. - 304 с.
33 подвергаться малым ограничениям или военнослужащие могут быть поставлены в привилегированное положение по сравнению с другими гражданами»
1
Вопросы, касающиеся положения военнослужащих в государстве, изучаются в контексте военного права. Задача военного права в этом вопросе предопределяется необходимостью выявления реальной необходимости создания специальных норм.
3 марта 1917 была опубликована Декларация Временного Правительства, некоторые положения которой касались и военнослужащих, в частности, были отменены сословные и национальные ограничения. На военнослужащих распространялась и отмена религиозных, политических запретов.
Для сохранения строгой военной дисциплины при несении военной службы в приоритете было устранение ограничений военнослужащих в осуществлении своих прав наравне со всеми остальными гражданами.
В начале двадцатого столетия осуществление военнослужащими принадлежавших им прав было фактически невозможно. Для их реализации государство должно было законодательно закрепить положение военнослужащих.
Самые первые законотворческие акты Советского государства легли в основу подготовительной работы по исследованию, разработке и принятию первой российской Конституции.
Конституции 1918 года отражала права и свободы граждан, которые были им предоставлены. Также был изложен новый конституционный принцип военного формирования – политический и гражданский паритет граждан.
Конституция 1918 года положение о том, что военнослужащие Красной Армии являются полноправными гражданами Советского государства во всех отраслях
1
Добровольский A.M.Особенности положения военнослужащих в области публичного права / А.М.
Добровольский. - Санкт-Петербург. - Издание 1913. - С. 3-4
34 политической, экономической, культурной жизни страны, получило своё закрепление.
Принцип о полноправии военнослужащих Красной Армии прослеживался и в Конституции СССР 1924 года, также и в первоначальном законе «Об обязательной военной службе» 1925 года.
В 1928 году была предпринят шаг о принятии Закона « О служебно- правовом положении военнослужащих».
В Законе СССР «Об обязательной военной службе» 1930 года отмечалось, что военнослужащие и военнообязанные пользуются всей полнотой прав, которые предоставлялись трудящимся согласно конституциям союзных республик и другим законодательным актам СССР, за исключением предусмотренных законом эвикций, вытекающих из условий военной службы.
Согласно закону военнослужащие и военнообязанные всеми правами наряду с другими гражданами страны.
Конституция 1936 года фиксировала за военнослужащими право избирать и быть избранными наравне с другими гражданами страны. Конституция не содержала статей о неприменимости или ограниченном распространении соответствующих статей Основного Закона на военнослужащих.
Впоследствии, права военнослужащих, которые были прописаны в
Конституции 1936 года, были внесены в Закон 1939 года «О всеобщей воинской обязанности». Конституция 1977, а также 1978 года не содержали статей, которые бы в полном объёме трактовали права и свободы военнослужащих.
12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая подчеркивала, что в России нужно создать демократическое правовое государство, способное обеспечить права и свободы человека и гражданина. Также высказывалась мысль о принятии новой
Конституции России.
35
Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года была принята
Декларации прав и свобод человека и гражданина, соответствующая актуальным международным стандартам.
12 декабря 1993 года была принята Конституции Российской Федерации.
В ней нормативно закрепились основы о высшей ценности человека, его правах и свободах, закреплялись базовые положения статуса человека и гражданина, отношения государства и личности.
Военнослужащие в нашей стране пользуются правами и свободами человека и гражданина согласно нормам, установленными Конституцией
Российской Федерации вне зависимости от их конституционно-правового статуса. Ограничение прав и свобод военнослужащих возможно только в случаях, установленных законом, и имеют временный характер, а также компенсируются государством.
Таким образом, обобщив изложенное в первой главе данной работы, можно сделать ряд выводов:
1. Права гражданина – принятые, находящиеся под защитой соответствующего государства права человека.
2. Понятия «права человека» и «права гражданина» не следует отождествлять. Права человека являются основополагающими и принадлежат всем людям от рождения, вне зависимости от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина- это мера юридически допустимого поведения, направленная на удовлетворение интересов лишь того, кто находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством (гражданство), охраняемая законом.
3. Конституция Российской Федерации признаёт человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
36 4. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
5. Военнослужащим признаётся физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, призванное на военную службу или поступившее на военную службу по контракту, для выполнения задач в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее особым правовым статусом.
5. Статус военнослужащего, не зависимо от того, в каком федеральном органе исполнительной власти он проходит военную службу, вытекает из статуса гражданина Российской Федерации.
6. Статус военнослужащего представляет собой его правовое состояние, характеризующееся совокупностью юридических прав и обязанностей, связанных с осуществлением защиты территории Российской Федерации.
7. Права и обязанности военнослужащих квалифицируют на 2 группы: общегражданские и военно-служебные.
Общегражданские права и обязанности - это права и обязанности, которыми военнослужащие наделены наравне с другими гражданами России, в соответствии с установленным законодательством, а военно-служебные – права и обязанности, связанные непосредственно со спецификой военной службы.
37 2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Избирательные права военнослужащих в Российской Федерации: понятие и особенности, проблема реализации
Избирательное право представляет собой одно из значительных прав человека - право волеизъявления.
В правовой науке выделяют два подхода в определении избирательного права: субъективный и объективный. Объективное избирательное право понимается как комплекс конституционно - правовых норм, закрепляющий принципы избирательной системы государства, определяющих порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Под субъективным избирательным правом понимается право конкретного гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
1
Понятие избирательного права употребляется как в широком так и в узком смысле. В широком смысле слова оно представляет собой систему норм, регламентирующих весь избирательный процесс. Данная система имеет в
Российской Федерации два уровня, поскольку находится, в соответствии с
Конституцией, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Федерации.
В узком смысле под избирательным правом необходимо понимать совокупность норм, закрепляющих право избирать и быть избранным и регулирующих порядок их осуществления и защиты.
1
Юсубов Э.Ю. Конституционное право России: учеб. пособие.-Т.1:Общая часть.- Томск: Издательский Дом
Томского государственного университета,2015. - С.138.
38
Существенным условием права гражданина Российской Федерации быть избранным является обладание активным избирательным правом.
В части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
1
Активное избирательное право - это право граждан избирать в органы государственной власти и местного самоуправления, принимать участие в референдумах, иных политических акциях, целью которых является волеизъявление населения. Смысл понятия заключается в том, что право избирать, каждый гражданин должен реализовывать исключительно сам, посредством активных действий: получить бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик.
В соответствии с законодательством, гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Оно имеет более сложный правовой режим. Для его реализации необходимо иметь российское гражданство, достигнуть возраста (возрастной ценз), закреплённого в законодательстве, а также проживать в течение определённого времени на территории избирательного округа
2
Возрастной ценз- наличие особых условий, при которых избирательное право ограничивается. В Государственную Думу Федерального Собрания
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2
Юсубов Э.С. Конституционное право России: учеб. Пособие.-Т.1:Общая часть. - Томск: Издательский Дом
Томского государственного университета,2015. - С.138.
39
Российской Федерации могут быть избраны граждане, достигшие 21 года.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин, достигший возраста 35 лет, при этом право участия в голосовании обладают граждане
России, достигшие 18 лет.
Часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией
Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, федеральные законы предписывают основные гарантии реализации избирательных прав на выборах в органы государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые не могут быть изменены, ограничены актами субъектов Российской
Федерации, но могут быть дополнены новыми гарантиями посредством принятия правовых актов.
В Конституции РФ заложены основы современного избирательного права
России. Но невзирая на существование в отрасли конституционного права института избирательного права, все же в самой Конституции отдельной главы, непосредственно посвященной избирательной системе, нет.
Военнослужащие наряду с гражданами Российской Федерации, имеют право принимать активное участие в выборах. При этом не должны допускаться притеснения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, продолжительностью, условиями, местом их службы или местом пребывания, местом жительства до призыва
(поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, которые предусматривает действующее законодательство.
Свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти. Граждане России обладают правом избирать и быть избранными, следовательно, непосредственно влиять на принятие законов, которые в том числе касаются прав и обязанностей военнослужащих Российской Федерации.
40
В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» сказано, что военнослужащие не могут участвовать в политической жизни общества, следовательно, не могут быть избраны в парламент страны, представительные органы субъектов Российской Федерации, что в корне противоречит статье 32
Конституции Российской Федерации, так как граждане России (к которым относятся и военнослужащие), имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления
1
В пункте 3 статьи 32 Конституции РФ закрепляется исчерпывающий перечень обстоятельств, в соответствии с которыми не имеют право избирать и быть избранными граждане, а именно граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Военнослужащих в этом перечне нет.
Осуществление избирательных прав военных гарантируются избирательными комиссиями при содействии командования соединений, командиров войсковых частей, органов военного управления.
Допускается образование избирательных участков командирами войсковых частей непосредственно на территории воинских частей, но лишь в том случае, если это будет согласовано с избирательной комиссией в порядке, установленном законом субъекта РФ
2
Порядок доведения информации до избирателей в случае образования избирательных участков на территориях войсковых частей устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В том случае, если избирательный участок располагается на территории войсковой части, то командиром этой части оказывается содействие избирательной комиссии в подготовке и проведении выборов. Выделить
1
О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации. – 1998 .- № 22. - Ст.2331.
2
О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации : постановление Центральной избирательной комиссии Рос. Федерации от 12 янв. 2018 г. № 126/1059-7 //
Вестник ЦИК России. - 2018. - № 2.
Стерликова О.Б. Конституционно-правовые основы защиты прав военнослужащих в Российской
Федерации: дис. … канд. юрид. наук. - Саратов, 2010. - 215 с.
31
Специальные обязанности непосредственно возникают у военнослужащего при нахождении на боевом дежурстве, в нарядах, выполнении заданий и т.д. Они носят временный характер. Их режим установлен нормами общевойсковых уставов и другими нормативными актами.
Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.
За военнослужащими, захваченными в плен, в качестве заложников, а также интернированными в нейтральных странах, сохраняется статус военнослужащих. Органы государственной власти и военное командование обязаны принимать меры по освобождению указанных военнослужащих в соответствии с нормами международного права.
В случае безвестного отсутствия военнослужащих, до признания их в установленном законом порядке безвестно отсутствующими или объявления умершими, статус военнослужащего за ними сохраняется.
32 1.2 Эволюция института прав и свобод военнослужащих в Российском государстве
В Конституции РФ обнародовано положение, что человек, а также его права и свободы, являются для государства высшей ценностью, а соблюдение и защита этих прав и свобод непосредственно возлагается на государство
1
Путь становления конституционных прав и свобод имеет свою историю.
Власть в России в течении многих столетий отличалась системной спецификой, обусловленной причинами природного, хозяйственного и исторического порядка. Положение большей части населения по сути своей было бесправным, гарантии прав и свобод личности не имели места быть. Бесправие населения сочеталось со скептичным отношением к свободе личности.
В российской юридической науке нормы военного законодательства были отделены от норм общего законодательства. Российские юристы XVIII столетия сходились во мнении, что общепринятые правовые начала и нормы конституционного статуса гражданина не могут найти применения в армии, учитывая её специфику, или должны быть ограничены
2
В отечественной военно-правовой публицистике в течение длительного периода высказывалась мысль о гражданском и политическом полноправии военнослужащих, но всё же некоторые учёные считали, что их права и свободы должны были носить ограничительный характер.
A.M.
Добровольский писал, что
«особенности положения военнослужащих в области публичного права могут заключаться в том, что в известных случаях нормы общего права в отношении их не получат применения, или же для них, в силу особенностей их служебного положения, создаются специальные нормы. Как в том, так и в другом случае их права могут
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2
Мигачёв Ю.И Военное право: учебник /Ю.И. Мигачёв, С.В. Тихомиров.-М.: ЗАО «Бизнес Консалтинг
Центр», 1998. - 304 с.
33 подвергаться малым ограничениям или военнослужащие могут быть поставлены в привилегированное положение по сравнению с другими гражданами»
1
Вопросы, касающиеся положения военнослужащих в государстве, изучаются в контексте военного права. Задача военного права в этом вопросе предопределяется необходимостью выявления реальной необходимости создания специальных норм.
3 марта 1917 была опубликована Декларация Временного Правительства, некоторые положения которой касались и военнослужащих, в частности, были отменены сословные и национальные ограничения. На военнослужащих распространялась и отмена религиозных, политических запретов.
Для сохранения строгой военной дисциплины при несении военной службы в приоритете было устранение ограничений военнослужащих в осуществлении своих прав наравне со всеми остальными гражданами.
В начале двадцатого столетия осуществление военнослужащими принадлежавших им прав было фактически невозможно. Для их реализации государство должно было законодательно закрепить положение военнослужащих.
Самые первые законотворческие акты Советского государства легли в основу подготовительной работы по исследованию, разработке и принятию первой российской Конституции.
Конституции 1918 года отражала права и свободы граждан, которые были им предоставлены. Также был изложен новый конституционный принцип военного формирования – политический и гражданский паритет граждан.
Конституция 1918 года положение о том, что военнослужащие Красной Армии являются полноправными гражданами Советского государства во всех отраслях
1
Добровольский A.M.Особенности положения военнослужащих в области публичного права / А.М.
Добровольский. - Санкт-Петербург. - Издание 1913. - С. 3-4
34 политической, экономической, культурной жизни страны, получило своё закрепление.
Принцип о полноправии военнослужащих Красной Армии прослеживался и в Конституции СССР 1924 года, также и в первоначальном законе «Об обязательной военной службе» 1925 года.
В 1928 году была предпринят шаг о принятии Закона « О служебно- правовом положении военнослужащих».
В Законе СССР «Об обязательной военной службе» 1930 года отмечалось, что военнослужащие и военнообязанные пользуются всей полнотой прав, которые предоставлялись трудящимся согласно конституциям союзных республик и другим законодательным актам СССР, за исключением предусмотренных законом эвикций, вытекающих из условий военной службы.
Согласно закону военнослужащие и военнообязанные всеми правами наряду с другими гражданами страны.
Конституция 1936 года фиксировала за военнослужащими право избирать и быть избранными наравне с другими гражданами страны. Конституция не содержала статей о неприменимости или ограниченном распространении соответствующих статей Основного Закона на военнослужащих.
Впоследствии, права военнослужащих, которые были прописаны в
Конституции 1936 года, были внесены в Закон 1939 года «О всеобщей воинской обязанности». Конституция 1977, а также 1978 года не содержали статей, которые бы в полном объёме трактовали права и свободы военнослужащих.
12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которая подчеркивала, что в России нужно создать демократическое правовое государство, способное обеспечить права и свободы человека и гражданина. Также высказывалась мысль о принятии новой
Конституции России.
35
Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 года была принята
Декларации прав и свобод человека и гражданина, соответствующая актуальным международным стандартам.
12 декабря 1993 года была принята Конституции Российской Федерации.
В ней нормативно закрепились основы о высшей ценности человека, его правах и свободах, закреплялись базовые положения статуса человека и гражданина, отношения государства и личности.
Военнослужащие в нашей стране пользуются правами и свободами человека и гражданина согласно нормам, установленными Конституцией
Российской Федерации вне зависимости от их конституционно-правового статуса. Ограничение прав и свобод военнослужащих возможно только в случаях, установленных законом, и имеют временный характер, а также компенсируются государством.
Таким образом, обобщив изложенное в первой главе данной работы, можно сделать ряд выводов:
1. Права гражданина – принятые, находящиеся под защитой соответствующего государства права человека.
2. Понятия «права человека» и «права гражданина» не следует отождествлять. Права человека являются основополагающими и принадлежат всем людям от рождения, вне зависимости от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина- это мера юридически допустимого поведения, направленная на удовлетворение интересов лишь того, кто находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством (гражданство), охраняемая законом.
3. Конституция Российской Федерации признаёт человека, его права и свободы высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
36 4. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
5. Военнослужащим признаётся физическое лицо, достигшее 18-летнего возраста, призванное на военную службу или поступившее на военную службу по контракту, для выполнения задач в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее особым правовым статусом.
5. Статус военнослужащего, не зависимо от того, в каком федеральном органе исполнительной власти он проходит военную службу, вытекает из статуса гражданина Российской Федерации.
6. Статус военнослужащего представляет собой его правовое состояние, характеризующееся совокупностью юридических прав и обязанностей, связанных с осуществлением защиты территории Российской Федерации.
7. Права и обязанности военнослужащих квалифицируют на 2 группы: общегражданские и военно-служебные.
Общегражданские права и обязанности - это права и обязанности, которыми военнослужащие наделены наравне с другими гражданами России, в соответствии с установленным законодательством, а военно-служебные – права и обязанности, связанные непосредственно со спецификой военной службы.
37 2 ОСОБЕННОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРАВ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Избирательные права военнослужащих в Российской Федерации: понятие и особенности, проблема реализации
Избирательное право представляет собой одно из значительных прав человека - право волеизъявления.
В правовой науке выделяют два подхода в определении избирательного права: субъективный и объективный. Объективное избирательное право понимается как комплекс конституционно - правовых норм, закрепляющий принципы избирательной системы государства, определяющих порядок подготовки и проведения выборов депутатов и выборных должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления. Под субъективным избирательным правом понимается право конкретного гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления
1
Понятие избирательного права употребляется как в широком так и в узком смысле. В широком смысле слова оно представляет собой систему норм, регламентирующих весь избирательный процесс. Данная система имеет в
Российской Федерации два уровня, поскольку находится, в соответствии с
Конституцией, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов
Федерации.
В узком смысле под избирательным правом необходимо понимать совокупность норм, закрепляющих право избирать и быть избранным и регулирующих порядок их осуществления и защиты.
1
Юсубов Э.Ю. Конституционное право России: учеб. пособие.-Т.1:Общая часть.- Томск: Издательский Дом
Томского государственного университета,2015. - С.138.
38
Существенным условием права гражданина Российской Федерации быть избранным является обладание активным избирательным правом.
В части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации закреплено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме
1
Активное избирательное право - это право граждан избирать в органы государственной власти и местного самоуправления, принимать участие в референдумах, иных политических акциях, целью которых является волеизъявление населения. Смысл понятия заключается в том, что право избирать, каждый гражданин должен реализовывать исключительно сам, посредством активных действий: получить бюллетень, заполнить его и опустить в избирательный ящик.
В соответствии с законодательством, гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Пассивное избирательное право - право граждан быть избранными в органы государственной власти и местного самоуправления. Оно имеет более сложный правовой режим. Для его реализации необходимо иметь российское гражданство, достигнуть возраста (возрастной ценз), закреплённого в законодательстве, а также проживать в течение определённого времени на территории избирательного округа
2
Возрастной ценз- наличие особых условий, при которых избирательное право ограничивается. В Государственную Думу Федерального Собрания
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2
Юсубов Э.С. Конституционное право России: учеб. Пособие.-Т.1:Общая часть. - Томск: Издательский Дом
Томского государственного университета,2015. - С.138.
39
Российской Федерации могут быть избраны граждане, достигшие 21 года.
Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин, достигший возраста 35 лет, при этом право участия в голосовании обладают граждане
России, достигшие 18 лет.
Часть 2 статьи 6 Конституции Российской Федерации гласит, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несёт равные обязанности, предусмотренные Конституцией
Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации, федеральные законы предписывают основные гарантии реализации избирательных прав на выборах в органы государственной власти на федеральном, региональном и местном уровнях, которые не могут быть изменены, ограничены актами субъектов Российской
Федерации, но могут быть дополнены новыми гарантиями посредством принятия правовых актов.
В Конституции РФ заложены основы современного избирательного права
России. Но невзирая на существование в отрасли конституционного права института избирательного права, все же в самой Конституции отдельной главы, непосредственно посвященной избирательной системе, нет.
Военнослужащие наряду с гражданами Российской Федерации, имеют право принимать активное участие в выборах. При этом не должны допускаться притеснения их активного или пассивного избирательного права по мотивам, связанным с характером, продолжительностью, условиями, местом их службы или местом пребывания, местом жительства до призыва
(поступления) на военную службу и другим мотивам, за исключением ограничений, которые предусматривает действующее законодательство.
Свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти. Граждане России обладают правом избирать и быть избранными, следовательно, непосредственно влиять на принятие законов, которые в том числе касаются прав и обязанностей военнослужащих Российской Федерации.
40
В Федеральном законе «О статусе военнослужащих» сказано, что военнослужащие не могут участвовать в политической жизни общества, следовательно, не могут быть избраны в парламент страны, представительные органы субъектов Российской Федерации, что в корне противоречит статье 32
Конституции Российской Федерации, так как граждане России (к которым относятся и военнослужащие), имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления
1
В пункте 3 статьи 32 Конституции РФ закрепляется исчерпывающий перечень обстоятельств, в соответствии с которыми не имеют право избирать и быть избранными граждане, а именно граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Военнослужащих в этом перечне нет.
Осуществление избирательных прав военных гарантируются избирательными комиссиями при содействии командования соединений, командиров войсковых частей, органов военного управления.
Допускается образование избирательных участков командирами войсковых частей непосредственно на территории воинских частей, но лишь в том случае, если это будет согласовано с избирательной комиссией в порядке, установленном законом субъекта РФ
2
Порядок доведения информации до избирателей в случае образования избирательных участков на территориях войсковых частей устанавливается законом субъекта Российской Федерации.
В том случае, если избирательный участок располагается на территории войсковой части, то командиром этой части оказывается содействие избирательной комиссии в подготовке и проведении выборов. Выделить
1
О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации. – 1998 .- № 22. - Ст.2331.
2
О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации : постановление Центральной избирательной комиссии Рос. Федерации от 12 янв. 2018 г. № 126/1059-7 //
Вестник ЦИК России. - 2018. - № 2.