Файл: Теоретические основы правового статуса военнослужащих Российской Федерации.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 148
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Возникает парадоксальная правовая ситуация. ФЗ «О статусе военнослужащих» предоставляет право военнослужащим на участие в богослужениях, религиозных обрядах и т.п. в свободное от военной службы время, но свободного времени как такового у них нет.
Таким образом, право по Конституции РФ и Федеральному закону есть, но фактически реализовать его невозможно
4 1
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1998.- № 13. - Ст. 1475.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1998.- № 13.- Ст.1475.
3
О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих : постановление Пленума Верховного Рос. Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 // Бюллетень
Верховного Суда Рос. Федерации - 2014. - № 7.
4
Овчаров О.А. О некоторых проблемах военно-церковного правотворчества в деятельности военного духовенства (вопросы совершенствования правовой работы) / О.А. Овчаров // Право в Вооруженных Силах. -
2017. - № 9. - С. 107 - 113; № 12. - С. 112 - 118; 2018. - № 1. - С. 117 - 123.
22
Историческая практика свидетельствует о том, что в целях обеспечения обороны и безопасности государства, укрепления воинского духа личного состава, по приказам военачальников совершались различные религиозные обряды. В Вооружённых Силах воссоздан институт духовенства. В войсках появились священнослужители, на территориях многих воинских формирований построены храмы и церкви. Это во многом способствует формированию благотворной почвы для обеспечения конституционных прав военнослужащих, непосредственно связанных со свободой вероисповедования.
Положение об организации работы с верующими военнослужащими ВС
РФ от 24 января 2010 года, утверждённого Министром обороны, является основополагающим документом для специалистов, которые работают с верующими военнослужащими. В Положении устанавливается порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении осуществления прав на свободу совести и вероисповедования военнослужащими
1
. Порядок взаимодействия устанавливается в соответствии с Конституцией РФ, а также другими правовыми актами Российской
Федерации.
В настоящее время практика организации взаимодействия между командованием и священнослужителями не так велика. Это в какой-то степени влияет на попытки проведения мероприятий религиозного характера в войсках, так как военнослужащие всегда находятся в состоянии боевой готовности, учёбы, несения дежурств, караулов и др.
Правовому статусу военнослужащих посвящены работы Артамонова
Н.В. Ученый отмечает, что существует специальный правовой статус военнослужащих
2 1
Овчаров О.А. К проблеме систематизации военно-церковных норм и правового регулирования деятельности военного духовенства (вопросы совершенствования правовой работы) / О.А. Овчаров // Право в
Вооруженных Силах. - 2017. - № 8. - С. 113 - 119.
2
Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение.- М.: Изд-во Воен. ин-та,
1984.- С. 12.
23
Он включает в себя общегражданские, среди которых конституционные, права, свободы, обязанности, вытекающие из требований военной службы, и юридическую ответственность военнослужащих.
Кудашки А.В. изучая структуру правового статуса военнослужащих разграничивает понятия льгот, поощрений, компенсаций.
Льготы - это дополнительные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы. Имеется суждение, что льготы являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих особыми возможностями юридического характера.
Порядок реализации льгот военнослужащим определяется действующим законодательством. Среди военнослужащих имеются отдельные категории, которым установлены дополнительные льготы. Например, правом на дополнительные льготы наделены участники боевых действий в Афганистане; военнослужащие, проходящие службу на территориях государств Закавказья,
Республики Таджикистан и т.д.
Компенсация- вознаграждение, возмещение какого-либо ущерба. Они призваны восполнить военнослужащим какие-либо непредвиденные затраты материального и нематериального характера, а также осуществить право на замену отдельных видов натурального обеспечения в денежном эквиваленте.
Гарантии - обеспечение, обязательства. Кроме льгот, гарантии включают в себя и иные юридические средства, такие как запреты, поощрения, наказания, обязанности.
Анализируя вышеизложенное, представляется возможным в структуре правового статуса военнослужащего относительно выделить в качестве самостоятельных элементов категории «льготы», «гарантии», «компенсации».
Под статусом военнослужащих трактуется юридически гарантированное положение их в обществе, определяемое комплексом предусмотренных как общим, прежде всего Конституцией Российской Федерации, так и
24 специальным военным законодательством прав и свобод, обязанностей военнослужащих
1
Наряду с мужчинами-военнослужащими службу в армии на контрактной основе проходят и женщины. Численность военнослужащих-женщин составляет около 10 % от общей численности личного состава. Несмотря на наличие нормативной базы, вопрос правового статуса женщин- военнослужащих должного освещения не получил. Под правовым статусом женщин-военнослужащих подразумевается система прав и свобод, которые гарантированы государством, обязанностей, ответственности военнослужащих, специфическая сторона которой обуславливается с учётом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства
2
В комплексе правового статуса женщин-военнослужащих можно выделить право на защиту семьи, материнства и детства, которое непосредственно влияет на все элементы правового статуса женщин- военнослужащих.
Можно обозначить следующие особенности правового статуса женщин- военнослужащих:
1.Существование дополнительных прав, которые предусматриваются на законодательном уровне об охране семьи, материнства и детства, социальные гарантии при увольнении с военной службы, а также некоторых ограничений при назначении на воинские должности.
2.Ограничения возможности привлечения женщин-военнослужащих к исполнению служебно-воинских обязанностей.
3.Ограничения по привлечению женщин-военнослужащих к уголовной и дисциплинарной ответственности
3 1
Мигачёв Ю.ИВоенное право: учебник / Ю.И. Мигачёв, С.В.Тихомиров.-М.: ЗАО «Бизнес Консалтинг
Центр», 1998. - 304 с.
2
Терешина Е.В. Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах
Федеральной службы безопасности (на примере органов пограничного контроля): автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Москва, 2005. – 22 с.
3
Там же. С.7.
25
Женщины-военнослужащие наделяются правами, обязанностями, ответственностью с военнослужащими-мужчинами, за исключением моментов, которые непосредственно связаны с риском для жизни, осуществлению осуществления военной службы с исполнением долга материнства и семейных функций. Между тем, в законе сохраняются существенные различия, которые не в полной мере соответствуют принципам гендерного равноправия.
Терёшина отмечает элементы неравенства между военнослужащими мужского пола и женщинами-военнослужащими.
Военным и трудовым законодательством не предусматриваются льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих-мужчин, в связи с выполнением ими семейных обязанностей. Существование данной проблемы в вопросах гендерного равенства военнослужащих разного пола обосновало дело
Маркина.
Маркин обратился в Конституционный Суд с просьбой признать противоречащими Конституции положения ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ФЗ «О статусе военнослужащих», которые не относят отцов малолетних детей, проходящих военную службу по контракту, к кругу лиц, имеющих право на получение пособия. Также Маркин просил признать пункты Положения о порядке прохождения военной службы и
Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, не предусматривающие предоставление отпуска военнослужащему-мужчине по уходу за малолетним ребенком, противоречащими Конституции РФ. Из той ситуации следует, что военнослужащим-мужчинам невозможно совместить исполнение служебных обязанностей и уход за малолетними детьми.
Конституционный Суд посчитал, что оспариваемые Маркиным положения, не нарушают Конституцию РФ. Своё решение Конституционный
Суд мотивировал тем, что при поступлении на военную службу гражданин добровольно приступает к осуществлению деятельности, занятие которой
26 предопределяет наличие определенных ограничений прав и свобод.
Следовательно, отсутствие у военнослужащих, имеющих малолетних детей, права на предоставление им отпуска по уходу за ребенком и на выплату пособия обуславливается спецификой правового статуса военнослужащих.
Наличие этого же права у военнослужащих-женщин согласованно с ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, а также социальной ролью женщины в социуме
1
Маркин подал жалобу в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ в деле Маркина рассмотрел нарушение Российской Федерацией права на частную жизнь и запрет дискриминации, присудив Маркину компенсацию возмещения морального вреда
2
Так как постановления Европейского суда по правам человека являются поводом для пересмотра дела по новым обстоятельствам по российскому процессуальному законодательству, Маркин подал ходатайство о пересмотре своего дела в российский суд.
Возник вопрос: чьей позиции следовать, Конституционного Суда или
ЕСПЧ? По итогу получилась следующая ситуация. С одной стороны,
Европейская конвенция является частью международно-правовой системы, обладает приоритетом над внутренним правом государства. С другой же стороны, Европейская конвенция о правах человека вошла в российскую правовую систему. Судя по всему, время от времени будут возникать спорные вопросы между трактовкой Конвенции ЕСПЧ и интерпретациями норм национальных конституций внутренними органами конституционного контроля.
Конституционный суд ответил на такой вопрос положительно в
1
Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс] : определение
Конституционного Суда Рос. Федерации от 15 янв. 2009 г. № 187-О-О // КонсультантПлюс : справ. Правовая
Система. - Судебная практика. - Электрон. дан. - М., 2009. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
2
Константин Маркин против России. [электронный ресурс] : постановление Европейского Суда по правам челевека
27 своем постановлении № 27-П от 6 декабря 2013 года, ставшем на данный момент финальной точкой в «деле Маркина».
Понятия «конституционно-правовой статус» и «правовой статус» личности можно соотнести как часть и целое. В данной теории конституционно-правовой статус личности представляет собой один из основных институтов конституционного права. Его можно квалифицировать как закрепление в нормах конституционного законодательства фактического места человека и гражданина в системе общественных отношений
1
С точки зрения Назаровой, конституционно-правовой статус личности включает в себя общую правосубъектность, основные права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности, гарантии и юридическую ответственность
2
Конституционно-правовой статус военнослужащего - система прав и свобод, обязанностей, закреплённых на законодательном уровне, с учётом возможностей его осуществления в условиях Вооружённых Сил, иных войск, воинский формирований и органов, влекущая за собой в некоторой степени ограничения и запреты в конституционных правах и свободах, при исполнении гражданами воинского долга.
Конституционного - правовой статус военнослужащих имеет ряд особенностей, которые присущи для всех элементов, составляющих данный статус. Общая правосубъектность военнослужащего возникает с момента призыва или с момента подписания контракта (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).
Один из главных элементов конституционно-правового статуса военнослужащих составляют права и свободы, представляющие комплекс основных прав - личных, социально-экономических, политических и др.
Конституция РФ допускает ограничения этих прав федеральным законом в
1
Назарова И.С. Особенности конституционно- правового статуса военнослужащих внутренних войск : научный подход к решению практических вопросов / И.С. Назарова, В.М. Шеншин // Военно- юридический журнал. - 2015.-
№ 12.- С. 12-16.
2
Там же. С. 6.
28 пределах, в которых это необходимо для поддержания конституционного строя и безопасности нашего государства.
Юридическая ответственность – один из значимых элементов конституционно-правового статуса военнослужащего.
Юридическую ответственность они несут наряду с другими гражданами Российской
Федерации.
Индивидуальный характер юридической ответственности военнослужащих обусловлен принадлежностью к военной службе, а также особенностями конституционно-правового статуса, можно отразить в следующих, имеющих важное значение, положениях:
1.
Для военных государство устанавливает расширенный круг правонарушений, за совершение которых ответственность несут только военнослужащие.
2. За совершение отдельного ряда правонарушений военнослужащие несут повышенную ответственность.
3. Командование наделяется достаточно широким кругом полномочий по привлечению военнослужащих к ответственности.
4. За совершение административных правонарушений военнослужащие несут также и дисциплинарную ответственность
1
Все элементы конституционно-правового статуса военнослужащих обладают специфическими особенностями. Ограничения и запреты не должны расцениваться как ущемления их прав. Их стоит рассматривать как особенности реализации.
A.B. Кудашкин отмечает, что в устройство конституционно- правового статуса военнослужащего входит конституционно-правовой статус человека и гражданина и специальный правовой статус военнослужащего
2
. В пределах общего правового статуса нельзя рассмотреть многообразия субъектов права,
1
Кудашкин A.B. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. -
М.: Юрид. центр Пресс, 2003.- С.114.
2
Там же. С.77.
29 общий конституционно-правовой статус личности является фундаментальным для всех остальных. Особенности же правового положения отдельных категорий граждан (в нашем случае это военнослужащие), можно отобразить в специальном статусе.
Общий статус военнослужащего предопределяется его правами и обязанностями в сфере обороны и безопасности государства, связанными с подготовкой к вооружённой защите и вооружённой защитой Российской
Федерации. Общие обязанности военнослужащих , связанные с выполнением служебного долга, находят своё закрепление в статье 26 Федерального закона
«О статусе военнослужащих», а также дополнены Уставом внутренней службы
Вооружённых Сил Российской Федерации.
Специальный статус военнослужащего связывают с особой принадлежностью к категории военнослужащих, которая характеризуется видом Вооружённых Сил Российской Федерации, родом войск и т. д
1
Но статус военнослужащего имеет свои специфические особенности, связанные с характером военной службы. Законодательно закреплено, что военная служба является особым видом федеральной государственной службы
2
Права и обязанности военнослужащих квалифицируют на 2 большие группы: общегражданские и военно-служебные.
Под общегражданскими понимают права, которые присущи гражданам
России, которыми пользуются и военнослужащие, в соответствии с установленным законодательством. К ним можно отнести политические права и свободы; социально-экономические права; личные права и свободы. Но пользуются военнослужащие этими правами с некоторыми ограничениями
1
Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н.В. Витрук; под. ред.: А.В. Патюлина.-М.:Наука,1979. - С. 36.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации.-1998.- № 13.- Ст. 1475.
30 запретами, о которых мы говорили раннее, что объясняется своеобразием прохождения военной службы.
К военно-служебным правам относятся право получения денежного довольствия, право медицинского обслуживания, вещевое обеспечение, льготы; хранение, ношение, использование оружия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и общевойсковыми уставами ВС
РФ, право на пенсионное обеспечение.
Также, каждый военнослужащий имеет должностные права, определяющиеся соответствию занимаемой должности. Устанавливаются должностные права общевойсковыми уставами, инструкциями, рекомендациями, письменными приказами командиров. Должностные права формируют содержание, объем, пределы должностного статуса конкретного военнослужащего. Каждый военнослужащий обладает конкретным, отличным от других, правовым положением.
Есть ещё и специальные права, вытекающие из задач, выходящих за пределы их непосредственных должностных обязанностей, которые устанавливаются непосредственно законодательными актами и общевоинскими уставами
1
Общегражданские обязанности – обязанности, которые возлагаются на военнослужащих в равной степени с другими гражданами Российской
Федерации, устанавливающиеся Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. Например, обязанность соблюдения Конституции РФ и другие законы.
Соблюдение верности Военной присяге, беспрекословное подчинение командирам можно обозначить как обязанности, связанными с выполнением воинского долга, которые установлены федеральными законами, общевойсковыми уставами.
Таким образом, право по Конституции РФ и Федеральному закону есть, но фактически реализовать его невозможно
4 1
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1998.- № 13. - Ст. 1475.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации.-1998.- № 13.- Ст.1475.
3
О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих : постановление Пленума Верховного Рос. Федерации от 29 мая 2014 г. № 8 // Бюллетень
Верховного Суда Рос. Федерации - 2014. - № 7.
4
Овчаров О.А. О некоторых проблемах военно-церковного правотворчества в деятельности военного духовенства (вопросы совершенствования правовой работы) / О.А. Овчаров // Право в Вооруженных Силах. -
2017. - № 9. - С. 107 - 113; № 12. - С. 112 - 118; 2018. - № 1. - С. 117 - 123.
22
Историческая практика свидетельствует о том, что в целях обеспечения обороны и безопасности государства, укрепления воинского духа личного состава, по приказам военачальников совершались различные религиозные обряды. В Вооружённых Силах воссоздан институт духовенства. В войсках появились священнослужители, на территориях многих воинских формирований построены храмы и церкви. Это во многом способствует формированию благотворной почвы для обеспечения конституционных прав военнослужащих, непосредственно связанных со свободой вероисповедования.
Положение об организации работы с верующими военнослужащими ВС
РФ от 24 января 2010 года, утверждённого Министром обороны, является основополагающим документом для специалистов, которые работают с верующими военнослужащими. В Положении устанавливается порядок взаимодействия органов военного управления и религиозных объединений в отношении осуществления прав на свободу совести и вероисповедования военнослужащими
1
. Порядок взаимодействия устанавливается в соответствии с Конституцией РФ, а также другими правовыми актами Российской
Федерации.
В настоящее время практика организации взаимодействия между командованием и священнослужителями не так велика. Это в какой-то степени влияет на попытки проведения мероприятий религиозного характера в войсках, так как военнослужащие всегда находятся в состоянии боевой готовности, учёбы, несения дежурств, караулов и др.
Правовому статусу военнослужащих посвящены работы Артамонова
Н.В. Ученый отмечает, что существует специальный правовой статус военнослужащих
2 1
Овчаров О.А. К проблеме систематизации военно-церковных норм и правового регулирования деятельности военного духовенства (вопросы совершенствования правовой работы) / О.А. Овчаров // Право в
Вооруженных Силах. - 2017. - № 8. - С. 113 - 119.
2
Артамонов Н.В. Правовой статус советских военнослужащих и его обеспечение.- М.: Изд-во Воен. ин-та,
1984.- С. 12.
23
Он включает в себя общегражданские, среди которых конституционные, права, свободы, обязанности, вытекающие из требований военной службы, и юридическую ответственность военнослужащих.
Кудашки А.В. изучая структуру правового статуса военнослужащих разграничивает понятия льгот, поощрений, компенсаций.
Льготы - это дополнительные преимущества, предоставляемые гражданам в связи с исполнением военной службы. Имеется суждение, что льготы являются элементом специального правового статуса военнослужащих, т.е. механизмом дополнения основных (конституционных) прав и свобод военнослужащих особыми возможностями юридического характера.
Порядок реализации льгот военнослужащим определяется действующим законодательством. Среди военнослужащих имеются отдельные категории, которым установлены дополнительные льготы. Например, правом на дополнительные льготы наделены участники боевых действий в Афганистане; военнослужащие, проходящие службу на территориях государств Закавказья,
Республики Таджикистан и т.д.
Компенсация- вознаграждение, возмещение какого-либо ущерба. Они призваны восполнить военнослужащим какие-либо непредвиденные затраты материального и нематериального характера, а также осуществить право на замену отдельных видов натурального обеспечения в денежном эквиваленте.
Гарантии - обеспечение, обязательства. Кроме льгот, гарантии включают в себя и иные юридические средства, такие как запреты, поощрения, наказания, обязанности.
Анализируя вышеизложенное, представляется возможным в структуре правового статуса военнослужащего относительно выделить в качестве самостоятельных элементов категории «льготы», «гарантии», «компенсации».
Под статусом военнослужащих трактуется юридически гарантированное положение их в обществе, определяемое комплексом предусмотренных как общим, прежде всего Конституцией Российской Федерации, так и
24 специальным военным законодательством прав и свобод, обязанностей военнослужащих
1
Наряду с мужчинами-военнослужащими службу в армии на контрактной основе проходят и женщины. Численность военнослужащих-женщин составляет около 10 % от общей численности личного состава. Несмотря на наличие нормативной базы, вопрос правового статуса женщин- военнослужащих должного освещения не получил. Под правовым статусом женщин-военнослужащих подразумевается система прав и свобод, которые гарантированы государством, обязанностей, ответственности военнослужащих, специфическая сторона которой обуславливается с учётом требований законодательства об охране семьи, материнства и детства
2
В комплексе правового статуса женщин-военнослужащих можно выделить право на защиту семьи, материнства и детства, которое непосредственно влияет на все элементы правового статуса женщин- военнослужащих.
Можно обозначить следующие особенности правового статуса женщин- военнослужащих:
1.Существование дополнительных прав, которые предусматриваются на законодательном уровне об охране семьи, материнства и детства, социальные гарантии при увольнении с военной службы, а также некоторых ограничений при назначении на воинские должности.
2.Ограничения возможности привлечения женщин-военнослужащих к исполнению служебно-воинских обязанностей.
3.Ограничения по привлечению женщин-военнослужащих к уголовной и дисциплинарной ответственности
3 1
Мигачёв Ю.ИВоенное право: учебник / Ю.И. Мигачёв, С.В.Тихомиров.-М.: ЗАО «Бизнес Консалтинг
Центр», 1998. - 304 с.
2
Терешина Е.В. Правовой статус военнослужащих-женщин и его реализация в пограничных органах
Федеральной службы безопасности (на примере органов пограничного контроля): автореф. дис. … канд. юрид. наук. - Москва, 2005. – 22 с.
3
Там же. С.7.
25
Женщины-военнослужащие наделяются правами, обязанностями, ответственностью с военнослужащими-мужчинами, за исключением моментов, которые непосредственно связаны с риском для жизни, осуществлению осуществления военной службы с исполнением долга материнства и семейных функций. Между тем, в законе сохраняются существенные различия, которые не в полной мере соответствуют принципам гендерного равноправия.
Терёшина отмечает элементы неравенства между военнослужащими мужского пола и женщинами-военнослужащими.
Военным и трудовым законодательством не предусматриваются льготы, гарантии и компенсации для военнослужащих-мужчин, в связи с выполнением ими семейных обязанностей. Существование данной проблемы в вопросах гендерного равенства военнослужащих разного пола обосновало дело
Маркина.
Маркин обратился в Конституционный Суд с просьбой признать противоречащими Конституции положения ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» и ФЗ «О статусе военнослужащих», которые не относят отцов малолетних детей, проходящих военную службу по контракту, к кругу лиц, имеющих право на получение пособия. Также Маркин просил признать пункты Положения о порядке прохождения военной службы и
Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей, не предусматривающие предоставление отпуска военнослужащему-мужчине по уходу за малолетним ребенком, противоречащими Конституции РФ. Из той ситуации следует, что военнослужащим-мужчинам невозможно совместить исполнение служебных обязанностей и уход за малолетними детьми.
Конституционный Суд посчитал, что оспариваемые Маркиным положения, не нарушают Конституцию РФ. Своё решение Конституционный
Суд мотивировал тем, что при поступлении на военную службу гражданин добровольно приступает к осуществлению деятельности, занятие которой
26 предопределяет наличие определенных ограничений прав и свобод.
Следовательно, отсутствие у военнослужащих, имеющих малолетних детей, права на предоставление им отпуска по уходу за ребенком и на выплату пособия обуславливается спецификой правового статуса военнослужащих.
Наличие этого же права у военнослужащих-женщин согласованно с ограниченным участием женщин в осуществлении военной службы, а также социальной ролью женщины в социуме
1
Маркин подал жалобу в Европейский суд по правам человека. ЕСПЧ в деле Маркина рассмотрел нарушение Российской Федерацией права на частную жизнь и запрет дискриминации, присудив Маркину компенсацию возмещения морального вреда
2
Так как постановления Европейского суда по правам человека являются поводом для пересмотра дела по новым обстоятельствам по российскому процессуальному законодательству, Маркин подал ходатайство о пересмотре своего дела в российский суд.
Возник вопрос: чьей позиции следовать, Конституционного Суда или
ЕСПЧ? По итогу получилась следующая ситуация. С одной стороны,
Европейская конвенция является частью международно-правовой системы, обладает приоритетом над внутренним правом государства. С другой же стороны, Европейская конвенция о правах человека вошла в российскую правовую систему. Судя по всему, время от времени будут возникать спорные вопросы между трактовкой Конвенции ЕСПЧ и интерпретациями норм национальных конституций внутренними органами конституционного контроля.
Конституционный суд ответил на такой вопрос положительно в
1
Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Маркина Константина Александровича на нарушение его конституционных прав положениями статей 13 и 15 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», статей 10 и 11 Федерального закона «О статусе военнослужащих», статьи 32 Положения о порядке прохождения военной службы и пунктов 35 и 44 Положения о назначении и выплате государственных пособий гражданам, имеющим детей» [Электронный ресурс] : определение
Конституционного Суда Рос. Федерации от 15 янв. 2009 г. № 187-О-О // КонсультантПлюс : справ. Правовая
Система. - Судебная практика. - Электрон. дан. - М., 2009. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун- та.
2
Константин Маркин против России. [электронный ресурс] : постановление Европейского Суда по правам челевека
27 своем постановлении № 27-П от 6 декабря 2013 года, ставшем на данный момент финальной точкой в «деле Маркина».
Понятия «конституционно-правовой статус» и «правовой статус» личности можно соотнести как часть и целое. В данной теории конституционно-правовой статус личности представляет собой один из основных институтов конституционного права. Его можно квалифицировать как закрепление в нормах конституционного законодательства фактического места человека и гражданина в системе общественных отношений
1
С точки зрения Назаровой, конституционно-правовой статус личности включает в себя общую правосубъектность, основные права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности, гарантии и юридическую ответственность
2
Конституционно-правовой статус военнослужащего - система прав и свобод, обязанностей, закреплённых на законодательном уровне, с учётом возможностей его осуществления в условиях Вооружённых Сил, иных войск, воинский формирований и органов, влекущая за собой в некоторой степени ограничения и запреты в конституционных правах и свободах, при исполнении гражданами воинского долга.
Конституционного - правовой статус военнослужащих имеет ряд особенностей, которые присущи для всех элементов, составляющих данный статус. Общая правосубъектность военнослужащего возникает с момента призыва или с момента подписания контракта (для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту).
Один из главных элементов конституционно-правового статуса военнослужащих составляют права и свободы, представляющие комплекс основных прав - личных, социально-экономических, политических и др.
Конституция РФ допускает ограничения этих прав федеральным законом в
1
Назарова И.С. Особенности конституционно- правового статуса военнослужащих внутренних войск : научный подход к решению практических вопросов / И.С. Назарова, В.М. Шеншин // Военно- юридический журнал. - 2015.-
№ 12.- С. 12-16.
2
Там же. С. 6.
28 пределах, в которых это необходимо для поддержания конституционного строя и безопасности нашего государства.
Юридическая ответственность – один из значимых элементов конституционно-правового статуса военнослужащего.
Юридическую ответственность они несут наряду с другими гражданами Российской
Федерации.
Индивидуальный характер юридической ответственности военнослужащих обусловлен принадлежностью к военной службе, а также особенностями конституционно-правового статуса, можно отразить в следующих, имеющих важное значение, положениях:
1.
Для военных государство устанавливает расширенный круг правонарушений, за совершение которых ответственность несут только военнослужащие.
2. За совершение отдельного ряда правонарушений военнослужащие несут повышенную ответственность.
3. Командование наделяется достаточно широким кругом полномочий по привлечению военнослужащих к ответственности.
4. За совершение административных правонарушений военнослужащие несут также и дисциплинарную ответственность
1
Все элементы конституционно-правового статуса военнослужащих обладают специфическими особенностями. Ограничения и запреты не должны расцениваться как ущемления их прав. Их стоит рассматривать как особенности реализации.
A.B. Кудашкин отмечает, что в устройство конституционно- правового статуса военнослужащего входит конституционно-правовой статус человека и гражданина и специальный правовой статус военнослужащего
2
. В пределах общего правового статуса нельзя рассмотреть многообразия субъектов права,
1
Кудашкин A.B. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. -
М.: Юрид. центр Пресс, 2003.- С.114.
2
Там же. С.77.
29 общий конституционно-правовой статус личности является фундаментальным для всех остальных. Особенности же правового положения отдельных категорий граждан (в нашем случае это военнослужащие), можно отобразить в специальном статусе.
Общий статус военнослужащего предопределяется его правами и обязанностями в сфере обороны и безопасности государства, связанными с подготовкой к вооружённой защите и вооружённой защитой Российской
Федерации. Общие обязанности военнослужащих , связанные с выполнением служебного долга, находят своё закрепление в статье 26 Федерального закона
«О статусе военнослужащих», а также дополнены Уставом внутренней службы
Вооружённых Сил Российской Федерации.
Специальный статус военнослужащего связывают с особой принадлежностью к категории военнослужащих, которая характеризуется видом Вооружённых Сил Российской Федерации, родом войск и т. д
1
Но статус военнослужащего имеет свои специфические особенности, связанные с характером военной службы. Законодательно закреплено, что военная служба является особым видом федеральной государственной службы
2
Права и обязанности военнослужащих квалифицируют на 2 большие группы: общегражданские и военно-служебные.
Под общегражданскими понимают права, которые присущи гражданам
России, которыми пользуются и военнослужащие, в соответствии с установленным законодательством. К ним можно отнести политические права и свободы; социально-экономические права; личные права и свободы. Но пользуются военнослужащие этими правами с некоторыми ограничениями
1
Витрук Н.В. Основы теории правового положения личности в социалистическом обществе / Н.В. Витрук; под. ред.: А.В. Патюлина.-М.:Наука,1979. - С. 36.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации.-1998.- № 13.- Ст. 1475.
30 запретами, о которых мы говорили раннее, что объясняется своеобразием прохождения военной службы.
К военно-служебным правам относятся право получения денежного довольствия, право медицинского обслуживания, вещевое обеспечение, льготы; хранение, ношение, использование оружия в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и общевойсковыми уставами ВС
РФ, право на пенсионное обеспечение.
Также, каждый военнослужащий имеет должностные права, определяющиеся соответствию занимаемой должности. Устанавливаются должностные права общевойсковыми уставами, инструкциями, рекомендациями, письменными приказами командиров. Должностные права формируют содержание, объем, пределы должностного статуса конкретного военнослужащего. Каждый военнослужащий обладает конкретным, отличным от других, правовым положением.
Есть ещё и специальные права, вытекающие из задач, выходящих за пределы их непосредственных должностных обязанностей, которые устанавливаются непосредственно законодательными актами и общевоинскими уставами
1
Общегражданские обязанности – обязанности, которые возлагаются на военнослужащих в равной степени с другими гражданами Российской
Федерации, устанавливающиеся Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами. Например, обязанность соблюдения Конституции РФ и другие законы.
Соблюдение верности Военной присяге, беспрекословное подчинение командирам можно обозначить как обязанности, связанными с выполнением воинского долга, которые установлены федеральными законами, общевойсковыми уставами.
1 2 3 4 5 6 7