Файл: Теоретические основы правового статуса военнослужащих Российской Федерации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 153

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

41 помещение для участковой избирательной комиссии, помещение для голосования вне территории режимных объектов, гарантировать доступ в это помещение всем членам участковой избирательной комиссии и т.п. При этом должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, регламентирующих деятельность воинских частей, в том числе определяющих порядок въезда на территории, для которого иностранным гражданам требуется специальное разрешение.
В ситуации, когда избирательный участок образуется на территории воинской части, удаленной от населенных пунктов местности, во время подготовки и проведения выборов, участковая избирательная комиссия создаётся территориальной избирательной комиссией из резерва составов участковых комиссий не позже, чем за 15 дней до дня голосования, а в некоторых случаях - не позднее дня, предшествующего дню голосования.
Военнослужащие по контракту и призывники обладают активным избирательным правом на выборах в органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, в том случае, если их место жительства или место прохождении службы находятся на территории избирательного округа.
Военнослужащие по контракту обладают правом участия в выборах в органы местного самоуправления в том случае, если их место жительства закреплено на территории избирательного округа, и военнослужащие- призывники, в случае, если их места жительства находилось на территории соответствующего муниципального образования, до призыва на военную службу
1   2   3   4   5   6   7

1
Активное избирательное право может быть предоставлено законом субъекта РФ, если место жительства военнослужащего расположено за пределами избирательного округа. Все военнослужащие, обладающие
1
О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации : постановление Центральной избирательной комиссии Рос. Федерации от 12 янв. 2018 г. № 126/1059-7 //
Вестник ЦИК России. - 2018. - № 2.

42 активным избирательным правом, включаются в списки избирателей.
Граждане, проходящие военную службу, могут быть включены в список избирателей и голосовать только на одном избирательном участке.
Списки военнослужащих-избирателей предоставляются участковой избирательной комиссией для ознакомления не позднее чем за 20 дней до дня голосования. Если военнослужащий не включён в список либо допущены ошибки и неточности, он вправе заявить об этом в участковую избирательную комиссию.
Заявление рассматривается в течение суток, а в день голосования - в течение двух часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования участковая избирательная комиссия обязана отреагировать и устранить ошибку или неточность, если таковая имеется, либо дать заявителю письменный ответ с указанием причин отклонения заявления.
Военнослужащие имеют право обжаловать решение избирательной комиссии в вышестоящей избирательной комиссии или в суде (по факту нахождения участковой избирательной комиссии). Жалоба (заявление) рассматривается в течение 3-х дней, а за три дня до голосования и непосредственно в день голосования - немедленно.
Избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне пределах места дислокации войсковой части, не имевшие возможности подать заявление о включении их в списки избирателей по месту своего нахождения, могут реализовывать своё избирательное право по месту их временного пребывания
1
В том случае, если на территории войсковой части не создаётся избирательный участок, командование воинской части подаёт сведения об избирателях-военнослужащих, находящихся и проживающих на территории воинской части, для их включения в список избирателей для голосования на
1
О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов при проведении выборов Президента Российской Федерации : постановление Центральной избирательной комиссии Рос. Федерации от 12 янв. 2018 г. № 126/1059-7 //
Вестник ЦИК России. - 2018. - № 2.


43 общем избирательном участке, в сроки , установленные законом субъекта
Российской Федерации. Также командование воинской части информирует избирательную комиссию об изменениях в сведениях об избирателях- военнослужащих, находящихся в воинской части, и иных избирателях, проживающих на территории воинской части.
Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включённым в списки на основании сведений, представленных командирами воинских частей, представителями воинских частей, находящихся в составе участковой избирательной комиссии в день голосования
1
Для военнослужащих-избирателей, не имеющих возможности прибыть на избирательный участок по причинам уважительного характера, участковая избирательная комиссия обязана организовать голосование вне помещения для голосования.
Досрочное голосование может быть проведено, но не раньше чем за двадцать дней до дня общего голосования всех избирателей. Например, на участках, которые образованы и находятся на судах и кораблях Военно-
Морского Флота, находящихся в плавании, в воинских частях, дислоцирующихся в отдалённых и труднодоступных местностях.
В соответствии с Федеральным законодательством военнослужащие имеют право быть избранными депутатами Государственной Думы, то есть могут быть включены в федеральный список кандидатов любой политической партии, не являясь членами данной политической партии
В Федеральном законе «О воинской обязанности» сказано, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в случае избрания их депутатами Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, депутатами
1
О Методических рекомендациях по обеспечению реализации избирательных прав военнослужащих при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в органы местного самоуправления : постановление Центральной избирательной комиссии Рос. Федерации от 27 фев. 2013 г. № 164/1202-6 // Вестник ЦИК России. - 2013. - № 3.

44 представительных органов муниципальных образований и главами муниципальных образований, осуществляющими указанные полномочия на постоянной основе имеют право либо на увольнение с военной службы либо на приостановление военной службы
1
Пример из практики Конституционного Суда Российской Федерации.
Гражданин Попов оспаривает конституционность положения п.2 Указа
Президента РФ от 30 мая 1997 года «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации,
Государственной противопожарной службы Министерства Российской
Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета
Российской Федерации».
Гражданин
Попов, избранный депутатом
Совета депутатов муниципального образования в 2009 году сроком на пять лет, обратился с рапортом о приостановлении своей службы в органах МЧС России, аргументируя невозможностью совмещения службы и депутатской деятельности. В удовлетворении рапорта ему было отказано, с указанием на то, что он осуществляет депутатскую деятельность на непостоянной основе, а приостановление сотрудником службы на основании данного Указа Президента в связи с избранием его депутатом в органы местного самоуправления возможно только в случае, если занятие данной деятельностью проводится на постоянной и оплачиваемой основе. В 2010 году гражданин Попов был уволен за неоднократное нарушение служебной дисциплины при наличии дисциплинарного взыскания. Судами кассационной и надзорной инстанций гражданину Попову было отказано в удовлетворении требования о признании
1
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос.Федерации.-1998. - № 13.- Ст. 1475.


45 незаконным отказа в приостановлении службы на период исполнения им депутатских обязанностей.
Конституционный Суд РФ пояснил, что оспариваемое положение, действующее при его применении, послужившее основанием для обращения в
Конституционный Суд РФ, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя. В принятии жалобы было отказано
1
В ходе реализации военнослужащими
Российской
Федерации избирательных прав возникают вопросы и противоречия, которые приводят к проблеме реализации данного права.
Различны возможности по реализации своих прав военнослужащих по контракту и по призыву.
Лица, проходящие военную службу по контракту, имеют право участвовать в собраниях, демонстрациях и иных мероприятиях, которые проводятся за пределами воинских частей в ходе избирательной кампании, в свободное время от исполнения военной службы, что нельзя сказать о военнослужащих- призывник
2
. Они следуют чётко установленному регламенту служебного времени, и нарушать его не имеют права. В зависимости от режима функционирования части, приказом командира части устанавливается допустимый процент военнослужащих, имеющих право на городское увольнение.
Важно отметить, что демократические начала, закреплённые в
Конституции РФ и Федеральном Законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в полной мере не будут
1
По жалобе гражданина Попова Сергея Михайловича на нарушение его конституционных прав положением пункта 2 Указа Президента Российской Федерации «Об обеспечении избирательных прав военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, работников органов прокуратуры Российской Федерации и сотрудников Следственного комитета Российской Федерации»: определение Конституционного Суда Рос.
Федерации от 04 окт. 2011 г. № 1309-О-О // Вестник Конституционного Суда Рос. Федерации. -2012. - № 2.
2
О статусе военнослужащих : федер. закон от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ // Собр. законодательства Рос.
Федерации. - 1998. - № 22. - Ст.2331.

46 воплощены в жизнь, если при выборах из списков избирателей исключить военнослужащих-призывников и курсантов военных образовательных учреждений, которые соответственно проходят службу и обучение на территории соответствующего муниципального образования.
Военнослужащим из числа лиц, замещающих командные должности в войсковых частях, не могут быть назначены в состав избирательной комиссии.
На законодательном уровне не прописывается, какие категории военнослужащих исключаются из списка, по той причине, что список командных должностей устанавливается с командира отделения, заместителя командира взвода
1
Получается, что находясь на командной должности, причём даже не на офицерской, военнослужащий ограничен в праве назначения в состав избирательной комиссии
2 1
Вопросы прохождения военной службы (вместе с «Положением о порядке прохождения военной службы»)
: указ Президента Рос. Федерации от 16 сен. 1999 г. № 1237 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1999.-
№ 38. - Ст. 4534.
2
О воинской обязанности и военной службе : федер. закон от 28 март.1998 г. № 53-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. -1998. - № 13. - Ст. 1475.


47 2.2 Право военнослужащих на социальную защиту
В части 2 статьи 7 Конституции РФ приведён перечень социальных гарантий, который не является исчерпывающим, так как сама статья предусматривает установление «иных гарантий социальной защиты»
1
В главе Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» социальные гарантии определяются более развёрнуто.
Экономические, социальные и культурные права образуют комбинированную часть системы неотъемлемых прав человека.
Каждый человек имеет право на социальное обеспечение и на реализацию необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях в соответствии со структурой и ресурсами своего государства. Это закреплено в статье 25 Всеобщей Декларации прав и свобод человека и гражданина
2
Военнослужащие являются той ячейкой населения, социальной защите которых уделяется особое внимание.
Социальная защита военнослужащих
- деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, военного управления, целью которой является создание благоприятных условий для реализации прав и легитимных интересов, свобод и обязанностей, а также льгот и компенсаций, непосредственно вытекающих из особенностей военной службы.
Правовая и социальная защита военнослужащих является функцией государства. Она предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, правовой механизм их реализации.
1
Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием от 12.12.1993 г.: (с учётом поправок, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2
Всеобщая декларация прав человека, принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 нояб. 1948 г. //
Международные и российские механизмы. - М.: Московская школа прав человека, 2000. - 370 с.

48
Социальное обеспечение военнослужащих имеет важное значение.
Гражданам, проходящим военную службу, а также членам их семей, компенсируются риски, которым подвергаются военные по роду своей служебной деятельности. Большинство видов видов социального обеспечения предусмотрено для военнослужащих, проходящих военную службу на контрактной основе. Это характеризуется тем, что период их службы в войсках довольно длительный. В некоторых случаях превышает срок, который необходим для возникновения права на получение пенсии за выслугу лет.
Индивидуальной категорией граждан, являющихся субъектами правоотношений по социальному обеспечению, являются военнослужащие - участники боевых действий, принимавшие участие в различных военных кампаниях в разное время.
В федеральном законе «О ветеранах» прописаны положения о мерах социальной защиты военнослужащих, выполняющих задачи в условиях вооружённых конфликтов в Чеченской Республике, а также участвующих в задачи в контртеррористических операциях на территории Северо -
Кавказского региона с 1999 года.
Гражданин Марков в 2003-2012 годах принимал участие в боевых действиях в Республике Ингушетия, Дагестан, в Чеченской Республике.
Общий срок его участия в боевых действиях составил 445 суток. В 2013 году он был уволен досрочно, по решению признания военной комиссии ограниченно- годным к военной службе. Посчитав, что при увольнении расчёт с ним был произведён не в полном объёме, Марков обратился к командованию войсковой части с заявлением о расчёте. В удовлетворении заявления ему было отказано.
Гарнизонный военный суд отказал гражданину
Маркову в удовлетворении заявления об оспаривании действий командира войсковой части. Определением северного флотского военного суда Маркову было отказано о передаче его кассационной жалобы для рассмотрения в кассационной инстанции.