Файл: Практические и лабораторные работы по биологии как средство повышения мотивации студентов к естественнонаучному обучению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Задача №2. У человека гемофилия определена сцепленным с полом рецессивным геном h(Хh).
а) мать и отец здоровы, их единственный ребёнок страдает гемофилией. Кто из родителей передал ребёнку ген гемофилии?
б) здоровая женщина (чей отец страдал гемофилией) вышла замуж за здорового мужчину. Какова вероятность того, что из ребёнок будет страдать гемофилией?
Задача №3. Гипертрихоз (вырастание волос на краю ушной раковины) наследуется как признак, сцепленный с У – хромосомой. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где отец страдает гипертрихозом?
Задача №4 У человека ген карих глаз доминирует над голубым цветом глаз (А), а ген цветовой слепоты рецессивный (дальтонизм – d) и сцеплен с Х-хромосомой. Кареглазая женщина с нормальным зрением, отец которой имел голубые глаза и страдал цветовой слепотой, выходит замуж за голубоглазого мужчину с нормальным зрением. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей-дальтоников с карими глазами и их пол.
Задача №5. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и втором поколении (обозначены цифрами 1 и 2).
Практическая работа №10 «Решение генетических задач на взаимодействие генов».
Цель: рассмотреть основные типы задач на взаимодействие генов.
Оборудование: карточки – задания, учебник.
Ход работы: Внимательно прочитайте условие задачи. Определите тип взаимодействия генов. Составьте схемы скрещивания. Ответьте на поставленные вопросы.
Задача №1. У душистого горошка окраска цветка может быть пурпурной и белой. Пурпурная окраска обусловлена взаимодействием двух неаллельных генов А и В. При наличии в генотипе одного из них красный пигмент не образуется, и растение имеет белые цветки. Пурпурное дигетерозиготное растение душистого горошка скрещено с белоцветковым гомозиготным по обеим парам рецессивных аллелей. Определите тип взаимодействия генов, фенотип и генотип полученного потомства.
Задача №2. У львиного зева красная окраска цветка неполно доминирует над белой (гибрид имеет розовую окраску). Нормальная форма цветка полностью доминирует над пилорической. Какое потомство получится от скрещивания двух дигетерозиготных растений?
Задача №3. У лошадей действие генов вороной (А) и рыжей масти (а), появляется только в отсутствие доминантного гена I. Если этот ген присутствует, то окраска лошади белая. Какое потомство получится при скрещивании двух белых лошадей с генотипами АаIi?
Задача №4. От скрещивания растений люцерны с пурпурными и желтыми цветками в F1 у всех растений цветки были зелеными, а в F2 произошло расщепление: 169 растений с зелеными цветками, 64 - с пурпурными, 67 - с желтыми и 13 - с белыми. Как наследуется признак? Определите генотипы всех форм.
Практическая работа №12 «Сравнительная характеристика пород (сортов)».
Цели: изучить результат искусственного отбора на примере сортов пшеницы и пород лошадей или собак; сделать предположение о причинности и механизме искусственного отбора.
Оборудование: гербарные образцы различных сортов пшеницы и других растений, иллюстрации различных пород лошадей или собак, дополнительная литература.
Ход работы
-
Рассмотреть внимательно гербарные образцы пшеницы и иллюстрации пород животных. -
Заполните таблицу:
Название сорта растений или пород животных | Характерные особенности строения организма | Основная сфера использования особенностей человеком | Причина появления признака | Движущие силы появления признака |
Например: Пшеница яровая Пшеница озимая Лошадь скаковая | | | | |
3. Сделайте вывод: каковы могут быть причины и механизмы искусственного отбора в данном случае.
Вопросы:
1. Чем отличаются одомашненные и культурные организмы от диких?
2. Какие методы применил селекционер для создания данных пород или сортов?
3.2.2 Карты-инструкции к практическим работам
Практическая работа №1 «Сравнительная характеристика естественного и искусственного отбора».
Цель: определить сущность разных типов отбора, раскрыть их органическую связь, рассмотреть возможные результаты искусственного и естественного отбора.
Оборудование: материал учебника, дополнительная литература, карточки-инструкции, фотографии, изображения с примерами результатов искусственного и естественного отбора.
Ход работы: 1. По материалам учебника рассмотрите черты сходства и различия искусственного и естественного отборов.
2. На основе знаний об искусственном отборе решите задачу:
Селекционер, имея в распоряжении диких банкиевских кур (не очень ярких по окраске), поставил задачу – создать породу кур, отличающихся красочным оперением. Руководствуясь учением Ч. Дарвина, опишите этапы предполагаемой селекционной работы.
3. Рассмотрите процесс видообразования по Ч. Дарвину. Перечислите основные этапы образования большого количества видов островных вьюрков.
4. Заполните таблицу:
Виды отбора | На каких биологических свойствах основан отбор | Какая форма изменчивости служит исходным материалом | Отбирающий фактор | Длительность отбора | Результаты отбора |
| | | | | |
5. Зная основные положения Ч. Дарвина об эволюции органического мира, объясните, почему естественный и искусственный отбор органически связаны между собой. Ответ проиллюстрируйте примерами.
6. Сделайте вывод по работе.
Практическая работа №2 «Сравнение процессов движущего и стабилизирующего отбора».
Цели: 1. На конкретных примерах рассмотреть основные формы естественного отбора (движущий и стабилизирующий)
2. Научиться определять значение и приводить примеры рассматриваемых форм отбора.
3. Выяснить различия процессов движущего и стабилизирующего отбора.
Оборудование: материал учебника (§12.4.5), дополнительная литература, рисунки, фотографии, изображения примеров действия различных форм отбора, гербарии растений.
Ход работы: 1. Рассмотрите предложенные образцы животных и растений. На основе материала учебника заполните таблицу. Рассмотрите не менее 5 организмов.
Табл. №1. Влияние различных форм отбора на формирование признаков организма.
Организм | Признак организма | Условия и причины возникновения данного признака | Значение данного признака | Вывод: какая форма отбора действует при появлении данного признака? |
| | | | |
2. Определите, действие каких форм отбора прослеживается в данных примерах:
А) форма цветка у растения венерин башмачок такова, что любое насекомое, оказавшись в нем, способствует его опылению;
Б) всем известно, что корни растений растут вниз, проникая вглубь почвы. Однако в джунглях Венесуэлы были обнаружены 12 видов деревьев, корни которых взбирались вверх по стволу;
В) некоторые богомолы цветом и формой тела похожи на те или иные части цветка, поэтому их называют цветочными;
Г) насекомоядность у растений (росянка, венерина мухоловка);
Д) на расчищенной от травы площадке блекло-бурого цвета ученые к колышкам привязали богомолов трех цветов – бурых, желтых, зеленых. За время опыта птицами было уничтожено 60% желтых, 55% зеленых и только 20% бурых богомолов, у которых окраска тела совпадала с цветом фона.
3. Решите биологические задачи: А) Рассаду капусты часто повреждают личинки капустной мухи. Один из способов борьбы с этим вредителем – окучивание рассады. Рассмотрите рис. 17 и предположите, в каком направлении может проходить естественный отбор среди личинок капустной мухи при регулярном ежегодном окучивании рассады капусты на том поле, где ее выращивают несколько лет.
Рис. Личинки капустной мухи на корнях капусты
Какими могут быть особенности естественного отбора среди личинок капустной мухи, если посадку капусты будут повторять через 6–7 лет на данном поле? Целесообразно ли на данном поле на следующий год после посадки капусты сеять или высаживать растения из семейства крестоцветных? Действие какого отбора прослеживается в этом примере?
Б) Объясните, почему из двух переселившихся в Австралию плацентарных млекопитающих – собаки и человека (аборигены Австралии) – собака образовала новый вид (дикая собака динго), а человек – нет.
4. Сделайте вывод о различиях процессов движущего и стабилизирующего отбора.
Практическая работа №3 «Сравнение процессов экологического и географического видообразования»
Цели: 1. Изучить события, которые происходят при различных процессах видообразования.
2. Научиться определять механизмы различных процессов видообразования на конкретных примерах.
Оборудование: карточки-инструкции, биологические задачи, фотографии и изображения с примерами различных процессов видообразования.
Ход работы: 1. На основе поученных знаний заполните таблицу, охарактеризовав условия, механизмы, результаты и место действия, виды возникающих изоляций при различных типах видообразования:
Параметры сравнения | Экологическое видообразование | Географическое видообразование |
Сходство | | |
Отличия | | |
2. Определите последовательность событий при видообразовании. Заполните схему, используя предложенный материал:
Изменение среды обитания или положения вида (популяции) в ней |
↓
Обострение борьбы за существование между особями вида |
↓
|
↓
|