ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Правотворческий процесс
Правотворческий процесс обусловлен формулированием воли законодателя, предполагающим ясность ее изложения в правовом документе, доступность, однозначность, четкость юридического текста. То есть важно использовать в таком процессе специальные начала и положения, определяющие процесс закрепления в юридическом документе сути и целей его составителей, то есть правотворческую (юридическую) технику. Она представляет собой совокупность сложившихся правил и приемов разработки, оформления и систематизации нормативного материала.
В современном законодательстве правила и приемы юридической техники оформляются специальными нормативными актами (законами, положениями, регламентами).
Среди принципов правотворческой техники выделяют:
- соответствие положений акта целям правового регулирования, ведущее к предвидению последствий введения этих положений и согласованию последствий с целями, ради которых правовой акт принимается;
- логическая непротиворечивость нормативных положений, предполагающая последовательность их изложения и взаимосвязь между собой;
- определенность юридической формы, исключающая недомолвки, двусмысленность положений, неоднозначность формулировок, неадекватность понятий;
- ясность и доступность юридического языка, требующие единства терминологии, тождественность их употребления в разных правовых актах;
- конкретность положений, предполагающая отсутствие декларативных или лозунговых норм, размывающих суть и назначение правового акта;
- устойчивость общепринятых понятий и выражений, ведущая к использованию в нормативных положениях апробированной терминологии;
- компактность юридических формулировок, исключающая применение чрезмерно громоздких фраз или чересчур детализированных положений;
- системность, учитывающая положение нового акта в системе действующего законодательства.
К основным средствам правотворческой техники относятсяюридический язык, юридические конструкции, правила оформления нормативного акта, правотворческого процесса и систематизации законодательства.
-
ЮРИДИЧЕСКИЙ ЯЗЫК - совокупность грамматических, логических и иных приемов и способов, определяющих понятийное содержание правового акта, сложен и динамичен. С его помощью достигается точное и адекватное выражение воли законодателя в текстуальной форме (логические, стилистические и языковые приемы).
Юридическому языку свойственны собственные средства закрепления смыслового значения правового акта, в том числе:
а) закономерности организации и оформления текста. Нормативные грамматические предложения как основная языковая единица правового текста, образованная из слов и устойчивых словосочетаний, подчиняются внутренним закономерностям, среди которых:
- безличный характер содержания, предполагающий его нейтральность, неадаптированность к конкретной юридической ситуации, к конкретным лицам;
- адекватность грамматической формы нормативности положений правового акта(констатирующие, повествовательные и утвердительные предложения, исключающие вопросительные или восклицательные формы);
- отсутствие перегрузки простых предложений однородными членами,
что затрудняет восприятие мысли законодателя; преодолевается, например, с помощью цифровой (1,2,3,…) или буквенной (а, б, в,…) графики либо добавлениями («и т.д.», «и т.п.», «и др.»);
- недопустимость использования несвойственных природе правовых норм соединительных союзов ( в их числе «а», «но», «чтобы», «не то», «хоть» и др.).
б) правовая полисемия, которая предполагает уточнение мысли законодателя и выражается в многозначности как результате группировки разных значений в пределах одного слова на основе их связи и схожести (понятие «правовой акт» в законодательстве может быть представлено как правомерный и противоправный акт, нормативный правовой акт, индивидуальный правовой акт, акт официального толкования).
в) правовая синонимия, учитывающая взаимозаменяемость слов и сочетаний, что обогащает язык текста, детализируя волю законодателя. С учетом требований к точности и ясности юридического текста для его единообразного понимания и применения важно обращать внимание на то, что в законотворчестве недопустимо использование:
- квазисинонимов (т.е. слов, не состоящих в синонимическом родстве, например, «письменное заключение» и «экспертиза»);
- слов неточного оценочного содержания («запрос» и «иск»);
- синонимических излишеств, бессистемно используемых в тексте закона и снижающих своим обилием эффект восприятия его положений.
г) правовая антономия, основанная на приемах правового регулирования, которые используют взаимоисключаемость, противоположность значения слов («право» и «обязанность», «правомерное поведение» и «правонарушение»);
д) правовая паранонимия, позволяющая разделять близкие по написанию, но противоположные по смыслу слова и понятия (классовый и классный, диктант и диктатор, в т.ч.);
е) архаизмы как названия существующих в реальной действительности предметов и явлений, вытесненных другими словами активной юридической лексики. В случае использования архаизмов следует убедиться, насколько они общеизвестны или общеприняты. Специалисты обращают внимание на:
- архаизмы в праве, т.е. слова, привнесенные в право иными сферами общественных отношений («доля», «фискал», «мануфактура»);
- правовые архаизмы, представляющие собственное правовое наследие («купчая», «стража», «поруки»);
ж) иноязычная лексика, занимающая в современных правовых системах активные позиции; однако законодателю не следует перегружать юридический текст заимствованиями из иного права, учитывая при этом и ресурсы отечественного языка;
з) профессиональная лексика, не имеющая статуса общеупотребимой и чаще всего представляющая собой словарь профессиональной терминологии для специалистов в обращении друг с другом;
и) просторечная и жаргонная лексика, считающаяся разновидностью разговорно-бытовой речи, которая, тем не менее, проникает и в законодательство («волокита», «наперсток», «торговля с рук»);
к) правовая аббревиатура, котораяявляется сокращениями, образованными из первых букв слов, входящих в словосочетание. Ее активно используют в законодательных текстах для сокращения слов в целях экономии и удобства произношения («ЕС», «РФ», «МИД»). Применяя аббревиатуру, необходимо обращать внимание на неповторяемость сокращений в иных сферах общественной жизни, их эстетичность, произносимость, а также на то, чтобы они не ущемляли чье-либо моральное, политическое или национальное достоинство
2. ЮРИДИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ представляют собой правила построения нормативного материала на основе выделения взаимодействующих элементов правового акта.
Их значение возрастает с объемом принимаемого акта и особенно при разработке закона. Юридические конструкции являются средством правотворческой техники, которое заключается в моделировании и определенном логическом построении правового акта. Правила юридической конструкции требуют выбора правовой модели, которая создается путем абстракции (идеализации) будущего акта.
Юридические конструкции необходимы при задании формулирования нормы акта как общеобязательные правила поведения. Такими заданиями могут быть:
- избрание определенного вида нормативного акта (конституционный закон, закон о ратификации международного договора и т.п.);
- определение правотворческого органа (народ непосредственно, парламент, президент, правительство, администрация региона, мер города);
- выбор предмета правового регулирования (определенные общественные отношения или правовое поведение участников отношений), который определяет однородность нормативного материала, включаемого в правовой акт;
- анализ действующих законодательных и иных нормативных правовых актов, регулирующих сходные правоотношения и виды правового поведения;
- разработка схемы будущего нормативного акта, его составляющих частей.
Правила юридических конструкций требуют:
- включения в нормативный акт однородного и взаимосвязанного правового материала, построенного на его сочетаемости и последовательности (кодифицированные акты, регулирующие определенные сферы общественных отношений);
- размещения в нормативном акте вначале норм материального права, а затем – процессуального права (Кодекс об административных правонарушениях);
- размещения в нормативном акте вначале норм общего характера, а затем – конкретизирующих.
Обычно применяются абстрактный и казуистический способы конструирования нормативных актов. Первый из них характеризуется использованием обобщенных родовых понятий, что свойственно, например, конституционным нормам, устанавливающим «неотчуждаемые и прирожденные» права человека, которые присущи всем без исключения. Казуистический способ предусматривает на фактические обстоятельства, конкретизирующие применяемые юридической нормой правила поведения.
Юридические конструкции разделяют:
а) по силе обобщения
на:
- общеправовые, которые распространяются на всю систему позитивного права и определяют ее характер и содержание (например, юридическая конструкция закона как источника права);
- межотраслевые, которые моделируют правовые явления на уровне, присущим нескольким отраслям права (например, юридические конструкции состояний правоспособности и дееспособности, форм вины физического лица в совершении правонарушения в уголовном или административном праве);
- отраслевые, присущие отдельно уголовному, гражданскому, административному и иным отраслям права;
- подотраслевые, служащие моделью, например, актов, характерных банковскому праву как подотрасли финансового права;
- институциональные, которые моделируютюридические нормы на уровне правовых институтов отдельных отраслей.
б) в зависимости от происхождения на:
- собственные как юридические конструкции, «обязанные» своим происхождением конкретным законам;
- рецепированные как заимствованные юридические конструкции, апробированные в иных отраслях внутригосударственного или международного права;
- экспериментальные как юридические конструкции, используемые в качестве образца (модельные законы или рекомендательные законодательные акты) или прототипа будущей законодательной модели;
- унификационные как юридические конструкции, предназначенные для обеспечения гармонизации национального законодательства с требованиями межгосударственных союзов.
Выводя правила юридических конструкций, обратим внимание еще на одну их сторону, подмеченную знаменитым немецким юристом Рудольфом Иерингом (1818-1892). Говоря о законах юридической конструкции, он подчеркнул (помимо непротиворечивости и последовательности закона) эстетическую составляющую права и обозначил закон юридической красоты: «Чем проще конструкция, тем более совершенна она, т.е. тем она нагляднее, прозрачнее, естественнее». Из этого закона вытекает четко прослеженное Иерингом прагматическое следствие: «Конструкции, производящие впечатление натянутого, сложного, должны с самого начала вызывать в нас справедливое недоверие».
3. ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ НОРМАТИВНОГО АКТА, которые требуют не только четко отработанной терминологии, но и соответствующих внешних