Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету
Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Русский язык» и программы «Русский язык» по действующим стандартам.
Что нового в программе.
В примерной рабочей программе по русскому языку указывается, что изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;
— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;
— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;
— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.
В содержании примерной рабочей программе предмету «Русский язык» уделяется особая роль в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.
Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение младшими школьниками как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования, формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению.
Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников.
Новые разделы, темы.
В таблице представлен сравнительный анализ блоков программы.
ООП НОО, 2015 г. | ПРП по предмету «Русский язык» | |||
1 класс (систематический курс) | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
| Общие сведения о языке | Общие сведения о языке | Общие сведения о языке | Общие сведения о языке |
Фонетика и графика | Фонетика | Фонетика и графика | Фонетика и графика | Фонетика и графика |
Графика | ||||
Орфоэпия | Орфоэпия | Орфоэпия | Орфоэпия | Орфоэпия |
Состав слова (морфемика) | | Состав слова (морфемика) | Состав слова (морфемика) | Состав слова (морфемика) |
Лексика | Лексика | Лексика | Лексика | Лексика |
Морфология | | Морфология | Морфология | Морфология |
Синтаксис | Синтаксис | Синтаксис | Синтаксис | Синтаксис |
Орфография и пунктуация | Орфография и пунктуация | Орфография и пунктуация | Орфография и пунктуация | Орфография и пунктуация |
Развитие речи | Развитие речи | Развитие речи | Развитие речи | Развитие речи |
Важно отметить изменения в разделе «Развитие речи». Содержание конкретизировано, добавлено сочинение как вид письменной работы. Кроме того, в содержание программы включено изучающее, ознакомительное чтение, поиск информации, заданной в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.
Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, формированию которых способствует учебный предмет «Русский язык» с учётом возрастных особенностей младших школьников.
ПРП составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов содержания.
Обучение осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. В рамках программы предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.
Основные виды деятельности учащихся в ходе освоения предмета «Русский язык» построены на принципах системно-деятельностного подхода:
-
работа с информацией; -
проектная деятельность; -
работа в парах, в группах; -
учебный диалог; -
практическая работа; -
творческая работа; -
работа с текстом; -
моделирование; -
наблюдение; -
установление причинно-следственных отношений; -
формулирование выводов.
В тематическом планировании ПРП по русскому языку дана характеристика деятельности обучающихся на уроке:
-
по очереди комментируют; -
приводят примеры; -
пишут под диктовку; -
проговаривают по цепочке; -
работают с различными видами текстов; -
составляют схемы; -
отвечают на вопросы преподавателя; -
выполняют задания по карточкам; -
озвучивают понятие; -
выявляют закономерность; -
анализируют; -
определяют причины; -
формулируют выводы наблюдений; -
объясняют свой выбор; -
высказывают свои предположения в паре; -
сравнивают; -
читают план описания; -
подчеркивают характеристики; -
находят в тексте понятие, информацию; -
работают с учебником; -
составляют опорные конспекты; -
слушают доклад, делятся впечатлениями о …; -
высказывают свое мнение; -
осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку; -
формулируют конечный результат своей работы на уроке; -
называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).
Какие новые планируемые результаты заявлены
В обновлённой ПРП по предмету «Русский язык» представлен развернутый перечень планируемых результатов освоение программы.
Личностные результаты разделены на виды воспитания:
-
гражданско-патриотическое воспитание; -
духовно-нравственное воспитание; -
эстетическое воспитание; -
физическое воспитание; -
трудовое воспитание; -
экологическое воспитание; -
ценности научного познания.
Метапредметные результаты разделены на
-
Познавательные универсальные учебные действия:
-
базовые логические действия; -
базовые исследовательские действия; -
работа с информацией.
-
Коммуникативные универсальные действия:
-
общение; -
совместная деятельность.
-
Регулятивные универсальные учебные действия:
-
самоорганизация; -
самоконтроль.
Требования к предметным результатам: формируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.
Предметные планируемые результаты освоения программы представлены для каждого года изучения предмета «Русский язык».
В качестве новых предметных планируемых результатов можно отметить следующие:
-
разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); -
составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов); -
писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам; -
осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию; -
уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.
Характеристика деятельности обучающихся
На уроке используется как индивидуальная, так и групповая форма работы, на которых дети выполняют творческие и практические работы, используя дополнительные источники информации, например, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, объяснение лексического значения слова, поиск многозначных слов, работая с толковым словарём, придумывание и разыгрывание сценок, отражающих различные ситуации, например, просьбы, извинения, вежливого отказа, составляют кроссворды; проводятся игры-соревнования, выполняются самостоятельные работы.
Широко применяется приём наблюдения, например, за местом ударения и произношением слов; за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов; за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов.
На каждом уроке осуществляется самооценка и самоконтроль, например, проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов.
В ходе изучения курса русского языка в содержании предусматриваются для учащихся дифференцированные задания, задания, требующие поиск и анализ информации, работа с разными источниками информации, в том числе, электронными (цифровыми).
В ПРП предполагается включение в тематическое планирование возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов.
Тематическое планирование рабочих программы по русскому языку представлено с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, с указанием предметного содержания, методов и форм организации обучения.
На что обратить особое внимание
Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.
В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.