Файл: Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования Русский язык.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сравнительный анализ примерных рабочих программ начального общего образования и действующих программ по предмету
Сравнительный анализ примерной рабочей программы начального общего образования «Русский язык» и программы «Русский язык» по действующим стандартам.
Что нового в программе.

В примерной рабочей программе по русскому языку указывается, что изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— приобретение младшими школьниками первоначальных представлений о многообразии языков и культур на территории Российской Федерации, о языке как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа; понимание роли языка как основного средства общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации; понимание роли русского языка как языка межнационального общения; осознание правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

— овладение основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка: аудированием, говорением, чтением, письмом;

— овладение первоначальными научными представлениями о системе русского языка: фонетике, графике, лексике, морфемике, морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи; использование в речевой деятельности норм современного русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и речевого этикета;

— развитие функциональной грамотности, готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

В содержании примерной рабочей программе предмету «Русский язык» уделяется особая роль в развитии функциональной грамотности младших школьников, особенно таких её компонентов, как языковая, коммуникативная, читательская, общекультурная и социальная грамотность. Первичное знакомство с системой русского языка, богатством его выразительных возможностей, развитие умения правильно и эффективно использовать русский язык в различных сферах и ситуациях общения способствуют успешной социализации младшего школьника. Русский язык, выполняя свои базовые функции общения и выражения мысли, обеспечивает межличностное и социальное взаимодействие, участвует в формировании самосознания и мировоззрения личности, является важнейшим средством хранения и передачи информации, культурных традиций, истории русского народа и других народов России. Свободное владение языком, умение выбирать нужные языковые средства во многом определяют возможность адекватного самовыражения взглядов, мыслей, чувств, проявления себя в различных жизненно важных для человека областях.


Содержание рабочей программы составлено таким образом, что достижение младшими школьниками как личностных, так и метапредметных результатов обеспечивает преемственность и перспективность в освоении областей знаний, которые отражают ведущие идеи учебных предметов основной школы и подчёркивают пропедевтическое значение этапа начального образования, формирование готовности младшего школьника к дальнейшему обучению.

Центральной идеей конструирования содержания и планируемых результатов обучения является признание равной значимости работы по изучению системы языка и работы по совершенствованию речи младших школьников.
Новые разделы, темы.

В таблице представлен сравнительный анализ блоков программы.

ООП НОО,

2015 г.

ПРП по предмету «Русский язык»

1 класс

(систематический курс)

2 класс

3 класс

4 класс




Общие

сведения

о языке

Общие сведения о языке

Общие сведения о языке

Общие сведения о языке

Фонетика и графика

Фонетика

Фонетика и графика

Фонетика и графика

Фонетика и графика

Графика

Орфоэпия

Орфоэпия

Орфоэпия

Орфоэпия

Орфоэпия

Состав слова (морфемика)




Состав слова (морфемика)

Состав слова (морфемика)

Состав слова (морфемика)

Лексика

Лексика

Лексика

Лексика

Лексика

Морфология




Морфология

Морфология

Морфология

Синтаксис

Синтаксис

Синтаксис

Синтаксис

Синтаксис

Орфография и пунктуация

Орфография и пунктуация

Орфография и пунктуация

Орфография и пунктуация

Орфография и пунктуация

Развитие речи

Развитие речи

Развитие речи

Развитие речи

Развитие речи



Важно отметить изменения в разделе «Развитие речи». Содержание конкретизировано, добавлено сочинение как вид письменной работы. Кроме того, в содержание программы включено изучающее, ознакомительное чтение, поиск информации, заданной в тексте в явном виде, формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте, интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации.

Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учебных действий (УУД) – познавательных, коммуникативных и регулятивных, формированию которых способствует учебный предмет «Русский язык» с учётом возрастных особенностей младших школьников.

ПРП составлена на основе модульного принципа построения учебного материала и допускает вариативный подход к очередности изучения модулей, принципам компоновки учебных тем, форм и методов содержания.

Обучение осуществляется на основе системно-деятельностного подхода. В рамках программы предполагается использование активных и интерактивных методов, как более действенных и эффективных.

Основные виды деятельности учащихся в ходе освоения предмета «Русский язык» построены на принципах системно-деятельностного подхода:

  • работа с информацией;

  • проектная деятельность;

  • работа в парах, в группах;

  • учебный диалог;

  • практическая работа;

  • творческая работа;

  • работа с текстом;

  • моделирование;

  • наблюдение;

  • установление причинно-следственных отношений;

  • формулирование выводов.

В тематическом планировании ПРП по русскому языку дана характеристика деятельности обучающихся на уроке:

  • по очереди комментируют;

  • приводят примеры;

  • пишут под диктовку;

  • проговаривают по цепочке;

  • работают с различными видами текстов;

  • составляют схемы;

  • отвечают на вопросы преподавателя;

  • выполняют задания по карточкам;

  • озвучивают понятие;

  • выявляют закономерность;

  • анализируют;

  • определяют причины;

  • формулируют выводы наблюдений;

  • объясняют свой выбор;

  • высказывают свои предположения в паре;

  • сравнивают;

  • читают план описания;

  • подчеркивают характеристики;

  • находят в тексте понятие, информацию;

  • работают с учебником;

  • составляют опорные конспекты;

  • слушают доклад, делятся впечатлениями о …;

  • высказывают свое мнение;

  • осуществляют: самооценку; самопроверку; взаимопроверку; предварительную оценку;

  • формулируют конечный результат своей работы на уроке;

  • называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему).


Какие новые планируемые результаты заявлены

В обновлённой ПРП по предмету «Русский язык» представлен развернутый перечень планируемых результатов освоение программы.

Личностные результаты разделены на виды воспитания:

  • гражданско-патриотическое воспитание;

  • духовно-нравственное воспитание;

  • эстетическое воспитание;

  • физическое воспитание;

  • трудовое воспитание;

  • экологическое воспитание;

  • ценности научного познания.

Метапредметные результаты разделены на

  1. Познавательные универсальные учебные действия:

  • базовые логические действия;

  • базовые исследовательские действия;

  • работа с информацией.

  1. Коммуникативные универсальные действия:

  • общение;

  • совместная деятельность.

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • самоорганизация;

  • самоконтроль.

Требования к предметным результатам: формируются в деятельностной форме с усилением акцента на применение знаний и конкретных умений. Предметные результаты включают освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт деятельности, специфической для данной предметной области, по получению нового знания, его преобразованию и применению.

Предметные планируемые результаты освоения программы представлены для каждого года изучения предмета «Русский язык».

В качестве новых предметных планируемых результатов можно отметить следующие:

  • разграничивать простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

  • составлять простые распространённые и сложные предложения, состоящие из двух простых (сложносочинённые с союзами и, а, но и бессоюзные сложные предложения без называния терминов);

  • писать (после предварительной подготовки) сочинения по заданным темам;

  • осуществлять ознакомительное, изучающее чтение, поиск информации; формулировать устно и письменно простые выводы на основе прочитанной (услышанной) информации; интерпретировать и обобщать содержащуюся в тексте информацию;

  • уточнять значение слова с помощью толкового словаря (на бумажном и электронном носителе), в Интернете в условиях контролируемого входа.

Характеристика деятельности обучающихся


На уроке используется как индивидуальная, так и групповая форма работы, на которых дети выполняют творческие и практические работы, используя дополнительные источники информации, например, подбор пословиц и поговорок на заданную тему, объяснение лексического значения слова, поиск многозначных слов, работая с толковым словарём, придумывание и разыгрывание сценок, отражающих различные ситуации, например, просьбы, извинения, вежливого отказа, составляют кроссворды; проводятся игры-соревнования, выполняются самостоятельные работы.

Широко применяется приём наблюдения, например, за местом ударения и произношением слов; за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию, установление причин возможной ошибки при записи этих слов; за языковым материалом, связанным с переносом слов, формулирование на основе наблюдения правила переноса слов.

На каждом уроке осуществляется самооценка и самоконтроль, например, проверка своих письменных работ по другим предметам с целью исправления возможных ошибок на применение правила переноса слов.

В ходе изучения курса русского языка в содержании предусматриваются для учащихся дифференцированные задания, задания, требующие поиск и анализ информации, работа с разными источниками информации, в том числе, электронными (цифровыми).

В ПРП предполагается включение в тематическое планирование возможности использования электронных (цифровых) образовательных ресурсов.

Тематическое планирование рабочих программы по русскому языку представлено с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, с указанием предметного содержания, методов и форм организации обучения.

На что обратить особое внимание

Русский язык является основой всего процесса обучения в начальной школе, успехи в его изучении во многом определяют результаты обучающихся по другим предметам. Русский язык как средство познания действительности обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей младших школьников, формирует умения извлекать и анализировать информацию из различных текстов, навыки самостоятельной учебной деятельности.

В начальной школе изучение русского языка имеет особое значение в развитии младшего школьника. Приобретённые им знания, опыт выполнения предметных и универсальных действий на материале русского языка станут фундаментом обучения в основном звене школы, а также будут востребованы в жизни.