Файл: Конспект лекций для обучающихся направления подготовки.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
30
3. П
онимание потребностей инвалидов в помощи
на объектах транспортной инфраструктуры
План лекции:
1. Группы инвалидов.
2. Барьеры на транспорте для инвалидов и МГН.
3. Основные структурно-функциональные зоны объектов инфраструк- туры.
3.1.
Группы инвалидов
«Инвалидность – это сложное явление, а меры вмешательства по
преодолению ущерба, обусловленного инвалидностью, носят комплексный
и системный характер и варьируются в зависимости от конкретных усло-
вий».
Всемирный доклад об инвалидности.
3.1.1. Установление инвалидности в соответствии с российским законодательством
Инвалид – лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстрой- ством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
При этом под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, об- щаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Основные категории жизнедеятельности человека представ- лены в табл. 3.1.
31
Таблица 3.1
Содержание категорий жизнедеятельности человека
Категории жизнедеятельности
Содержание категории жизнедеятельности
Способность к са- мообслуживанию
Способность человека самостоятельно осуществлять основные физио- логические потребности, выполнять повседневную бытовую деятель- ность, в том числе навыки личной гигиены
Способность к са- мостоятельному передвижению
Способность самостоятельно перемещаться в пространстве, сохранять равновесие тела при передвижении, в покое и при перемене положения тела, пользоваться общественным транспортом
Способность к ориентации
Способность к адекватному восприятию личности и окружающей об- становки, оценке ситуации, к определению времени и места нахожде- ния
Способность к об- щению
Способность к установлению контактов между людьми путем восприя- тия, переработки, хранения, воспроизведения и передачи информации
Способность кон- тролировать свое поведение
Способность к осознанию себя и адекватному поведению с учетом со- циально-правовых и морально-этических норм
Способность к обучению
Способность к целенаправленному процессу организации деятельно- сти по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности (в том числе профессионального, социального, культурного, бытового характера), развитию способно- стей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жиз- ни и формированию мотивации получения образования в течение всей жизни
Способность к трудовой деятель- ности
Способность осуществлять трудовую деятельность в соответствии с требованиями к содержанию, объему, качеству и условиям выполнения работы
Установление инвалидности у взрослых и детей осуществляется при предоставлении государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы. Для выполнения этой услуги в РФ функционируют федеральные учреждения медико-социальной экспертизы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации.
32
Условиями признания гражданина инвалидом являются:
–
нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма,
обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
– ограничение жизнедеятельности;
– необходимость осуществления мер социальной защиты, включая реаби- литацию.
Наличие лишь одного из указанных условий не является основанием, до- статочным для признания гражданина инвалидом.
Инвалидность устанавливают исходя из комплексной оценки состояния здоровья гражданина в соответствии с классификациями и критериями, утвер- жденными Минтрудом РФ.
В зависимости от степени расстройства функций организма гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности. I группа инвалидности устанавливается при наиболее тяжелых расстройствах функций организма, III группа инвалидности – при наиболее легких. Ребенку
(лицу в возрасте до 18 лет) не зависимо от тяжести расстройства функций орга- низма устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждаю- щая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Порядок составления и формы справки и индивидуальной программы реабилитации утверждаются Минтруда
России.
Наряду с термином «инвалид» в нормативных актах и специальной лите- ратуре используется термин «маломобильные группы населения» (МГН), кото- рый определяется как «люди, испытывающие затруднения при самостоятель- ном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ори- ентировании в пространстве.
К маломобильным группам населения здесь отнесены: инвалиды, люди с временным нарушением здоровья, беременные женщины, люди старших воз- растов, люди с детскими колясками и т. п.».
Таким образом, МГН – это более широкая категория людей, включающая в себя инвалидов.
33 3.1.2. Систематизация форм инвалидности для решения вопросов доступности
Для решения вопросов создания доступной среды жизнедеятельности на объектах социальной инфраструктуры разработана классификация форм инва- лидности, которую условно можно обозначить «пентада косгу» (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Классификация форм инвалидности
Буквенное обозначение
Формы инвалидности
Графическое изображение
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
К
Инвалиды, передвигающиеся на крес- лах-колясках
О
Инвалиды с нарушениями опорно- двигательного аппарата
С
Инвалиды с нарушениями зрения
Г
Инвалиды с нарушениями слуха
У
Инвалиды с нарушениями умственно- го развития
В зависимости от формы инвалидности человек сталкивается с определен- ными барьерами, мешающими ему пользоваться зданиями, сооружениями и предоставляемыми населению услугами наравне с остальными людьми.
3.2. Барьеры на транспорте для инвалидов и МГН
3.2.1. Общие положения
Барьеры, обусловленные факторами внешней среды, или содействующие факторы, могут существовать на нескольких уровнях:
уровень микросреды: определяется в плане личных или технических вспомогательных средств (те, что находятся с человеком, куда бы он/она не направлялся/-ась, например инвалидное кресло, очки или персональное сопро- вождающее/оказывающее уход лицо);
34
Уровень мезосреды: обозначает окружающую человека среду (доступ может быть облегчен или затруднен в плане, например транспортной инфра- структуры, предоставления услуг на местном уровне или отношения окружаю- щих);
Уровень макросреды: определяется в плане воздействий на региональ- ном, общественном, государственном уровне, таком как политика, законода- тельство или общие социальные установки и порядки.
3.2.2. Краткая характеристика барьеров окружающей среды для инвалидов разных форм
Для инвалидов, передвигающихся на креслах-колясках,
барьерами различ- ной степени выраженности могут быть пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно установленные пандусы, отсутствие поручней, высокое расположение информации, высокие прилавки, отсутствие места для разворота на кресло-коляске, узкие дверные проемы, коридоры, отсутствие посторонней помощи при преодолении препятствий (при необходимости) и другие физиче- ские и информационные барьеры.
Для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата
барьерами различной степени выраженности могут быть:
1) для лиц, передвигающихся самостоятельно с помощью тростей, косты- лей, опор – пороги, ступени, неровное, скользкое покрытие, неправильно уста- новленные пандусы, отсутствие поручней, отсутствие мест отдыха на пути движения и другие физические барьеры;
2) для лиц, не действующих руками, – препятствия при выполнении дей- ствий руками (открывание дверей, снятие одежды и обуви и т. д., пользование краном, клавишами и др.), отсутствие помощи на объекте социальной инфра- структуры для осуществления действий руками.
Для инвалидов с нарушениями зрения
барьерами различной степени выра- женности могут быть отсутствие тактильных указателей, в том числе направле- ния движения, информационных указателей, преграды на пути движения (стой- ки, колонны, углы, стеклянные двери без контрастного обозначения и др.); не-
35 ровное, скользкое покрытие, отсутствие помощи на объекте социальной ин- фраструктуры для получения информации и ориентации и др.
Для инвалидов с нарушениями слуха
барьерами различной степени выра- женности могут быть отсутствие зрительной информации, в том числе при чрезвычайных ситуациях на объекте социальной инфраструктуры, отсутствие возможности подключения современных технических средств реабилитации
(слуховых аппаратов) к системам информации (например, через индукционные петли), электромагнитные помехи при проходе через турникеты, средства кон- троля для лиц с кохлеарными имплантами, отсутствие сурдопереводчика, ти- флосурдопереводчика и другие информационные барьеры.
Для инвалидов с нарушениями умственного развития
барьерами различ- ной степени выраженности могут быть отсутствие понятной для усвоения ин- формации, отсутствие помощи на объекте инфраструктуры для получения информации и ориентации и др.
Выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: а) на здания, дороги, транспорт, другие внутренние и внешние объекты; б) информационные, коммуникационные и другие службы, включая элек- тронные службы и экстренные службы; в) социальные программы и социальные услуги, включая возможность эффективной социальной адаптации инвалидов в обществе.
Общие рекомендации для специалистов по устранению барьеров
для инвалидов с разными формами инвалидности
Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды на объ- ектах социальной инфраструктуры представлены в табл. 3.3.
Таблица 3.3
Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды для инвалидов с разными формами инвалидности
Основные формы инвалид- ности
Общие рекомендации по устранению барьеров окружающей среды
Инвалиды, передвигающи- Устранение физических барьеров на пути к месту предо-
36 еся на креслах-колясках ставления услуг, альтернативные формы оказания услуг (в т.ч.) на дому, удобное размещение информации, организа- ция работы помощников
Инвалиды с нарушениями опорно-двигательного ап- парата
Устранение физических барьеров на пути к месту предо- ставления услуг, организация места для отдыха; для инвали- дов не действующих руками- помощь при выполнении не- обходимых действий
Инвалиды с нарушениями зрения
Устранение информационных и физических барьеров на пу- ти движения, предоставление информации в доступном виде
(укрупненный шрифт, плоско-точечный шрифт Брайля, кон- трастные знаки), допуск тифлопереводчика, допуск собаки проводника
Инвалиды с нарушениями слуха
Устранение барьеров по предоставлению информации, до- пуск сурдопереводчика
Инвалиды с нарушениями умственного развития
Устранение барьеров по предоставлению информации («яс- ный язык» или «легкое чтение»), организация сопровожде- ния
3.3. Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий
и сооружений
Для решения вопросов формирования доступной среды для инвалидов и других МГН на объектах инфраструктуры разработана классификация основ- ных структурно-функциональных зон зданий и сооружений:
Зона 1 «Территория, прилегающая к зданию»
Зона 2 «Вход (входы) в здание»
Зона 3 «Путь (пути) движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации)»
Зона 4 «Зона целевого назначения здания (целевого посещения)»
Зона 5 «Санитарно-гигиенические помещения»
Зона 6 «Система информации на объекте».
Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и соору- жений, подлежащие адаптации для инвалидов и других МГН представлены на рис. 3.4
37
Рис. 3.4. Основные структурно-функциональные зоны и элементы зданий и сооружений (иллюстрация В. И. Никифорова при поддержке
М. М. Шаколина, 2015)
Зона 1 «Территория, прилегающая к зданию (участок)»
Основные требования к данной зоне:
наличие хотя бы одного входа (въезда) на территорию объекта (на при- легающую к зданию территорию), приспособленного для всех категорий граж- дан (инвалидов и других МГН);
наличие путей движения для МГН (транспортных и пешеходных с воз- можностью их совмещения);
наличие выделенных и маркированных мест (хотя бы одного) для транс- порта инвалидов;
наличие мест отдыха (рекомендуется).
38
Рис. 3.5. Пример выделения и маркировки мест для транспорта инвалидов
Зона 2 «Вход (входы) в здание»
Основным требованием к данной зоне является наличие в здании как ми- нимум одного входа, доступного для всех категорий инвалидов (с различными видами нарушений здоровья) и других МГН. При наличии нескольких входов в здание, как правило, выбирается вход, максимально приближенный к уровню земли и более других отвечающий требованиям доступности основных пара- метров по входной зоне.
К основным функционально-планировочным элементам зоны «Вход в здание» относятся:
лестница (наружная);
пандус (наружный);
входная площадка (перед дверью);
дверь (входная);
тамбур.
39
При входе с уровня поверхности земли элементы «лестница», «пандус»,
«входная площадка» могут отсутствовать; при наличии лестницы необходимо ее дублирование пандусом. Элемент «тамбур» оценивается при его наличии.
Рис. 3.6. Примеры оборудования зоны «Вход в здание»
Зона 3 «Путь (пути) движения внутри здания (в т. ч. пути эвакуации)»
С точки зрения доступности оценивается путь движения внутри здания к месту целевого назначения (целевого посещения) этого объекта – то есть к зоне
4, а также (при наличии адаптированной или универсальной санитарно- гигиенической зоны) путь движения к санитарно-гигиеническим помещениям.
Среди основных требований к путям движения внутри здания важно от- метить следующие: при отсутствии специально выделенных путей эвакуации и зон безопасности в здании, требования к пути движения расширяются до тре- бований к путям эвакуации.
40
Основными функционально-планировочными элементами зоны 3 «Пути движения внутри здания» являются:
коридор (вестибюль, зона ожидания и пр.);
лестница (внутри здания);
пандус (внутри здания);
лифт пассажирский (или подъемник);
дверь (двери);
пути эвакуации (в т. ч. зоны безопасности).
Рис. 3.7. Примеры оборудования путей движения внутри здания
Зона 4 «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)»
Название зоны «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)» позволяет определить и основное требование к состоянию доступно- сти объекта в соответствии с его назначением.
Места целевого назначения могут быть универсальными для обслужива- ния всех категорий посетителей, либо выделенными специальными для инва- лидов и других МГН. При технической невозможности обеспечить доступность и удобство для всех категорий граждан мест целевого назначения (или целевого