Файл: Развитие высших психических функций в логопедической работе по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ффнр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 53
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
констатирующего и контрольного экспериментов, нами была проведена диагностика по тем же заданиям, что и в констатирующем эксперименте. В контрольном эксперименте участвовало 10 детей, участники констатирующего эксперимента. Обследование проводилось индивидуально с каждым ребенком экспериментальной группы. Параметры и показатели уровня развития высших психических функций также нами были взяты из методики констатирующего эксперимента. Ответы детей позволили сравнить их с ответами, которые давались в констатирующем обследовании. Соотнося их с показателями, мы смогли сделать вывод, об уровне развития высших психических функций после проведенной коррекционно-логопедической работы.
В результате проведенной диагностики можно сделать следующие выводы: По 1 серии (обследования зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)).
Рисунок 9. – Сравнительные результаты обследования зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
В результате проведенной диагностики можно сделать следующие выводы, если в констатирующем эксперименте 70% детей имели низкий уровень высших психических функций; 30% детей – средний уровень, то после проведенной нами коррекционно-логопедической работы итоговый эксперимент показал наличие позитивных изменений. Так высокий уровень развития ВПФ наблюдается у 20% экспериментальной группы, 60% детей имеют средний уровень. И только 20% детей остались на низком уровне развития.
Рисунок 10 – Сравнительные результаты обследования слухового гнозиса (различие ритмических последовательностей)
Анализ проведенной сравнительной диагностики слухового гнозиса (различие ритмических последовательностей) можно сделать следующие выводы, если в констатирующем эксперименте 60% детей имели низкий уровень высших психических функций; 40% детей – средний уровень, то после проведенной нами коррекционно-логопедической работы итоговый эксперимент показал наличие позитивных изменений. Так высокий уровень развития ВПФ наблюдается у 20% экспериментальной группы, 70% детей имеют средний уровень. И только 10% детей остались на низком уровне развития.
Рисунок 11 – Сравнительные результаты обследования Пробы Хеда
В результате проведенной диагностики можно сделать следующие выводы, если в констатирующем эксперименте 50% детей имели низкий уровень высших психических функций; 50% детей – средний уровень, то после проведенной нами коррекционно-логопедической работы итоговый эксперимент показал наличие позитивных изменений. Так высокий уровень развития ВПФ наблюдается у 10% экспериментальной группы, 80% детей имеют средний уровень. И только 10% детей остались на низком уровне развития.
Рисунок 12 – Сравнительные Результаты обследования слухоречевой памяти
Анализ проведенной диагностики слухоречевой памяти позволил сделать выводы, если в констатирующем эксперименте 50% детей имели низкий уровень высших психических функций; 50% детей – средний уровень, то после проведенной нами коррекционно-логопедической работы итоговый эксперимент показал наличие позитивных изменений. Так высокий уровень развития ВПФ наблюдается у 10% экспериментальной группы, 80% детей имеют средний уровень. И только 10% детей остались на низком уровне развития.
Следовательно, разработанная нами коррекционно - логопедическая работа с старшими дошкольниками с ФФНР в целях профилактики дисграфии способствует эффективному развитию высших психических функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение.
Нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на преодоление ФФН, в свое время занимались Р.Е Левина, Ф.А.Рау, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др. Анализ литературных источников показал, что дети с трудом различают звуки из-за недостаточной дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора.
Ребенок не распознает звуковые оттенки, которые образуются физиологически по одинаковому принципу.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам разработать методические рекомендации для логопедов по развитию высших психических функций у детей с ФФНР в целях профилактики дисграфии.
Таким образом, считаем, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384
В результате проведенной диагностики можно сделать следующие выводы: По 1 серии (обследования зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)).
Рисунок 9. – Сравнительные результаты обследования зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
В результате проведенной диагностики можно сделать следующие выводы, если в констатирующем эксперименте 70% детей имели низкий уровень высших психических функций; 30% детей – средний уровень, то после проведенной нами коррекционно-логопедической работы итоговый эксперимент показал наличие позитивных изменений. Так высокий уровень развития ВПФ наблюдается у 20% экспериментальной группы, 60% детей имеют средний уровень. И только 20% детей остались на низком уровне развития.
Рисунок 10 – Сравнительные результаты обследования слухового гнозиса (различие ритмических последовательностей)
Анализ проведенной сравнительной диагностики слухового гнозиса (различие ритмических последовательностей) можно сделать следующие выводы, если в констатирующем эксперименте 60% детей имели низкий уровень высших психических функций; 40% детей – средний уровень, то после проведенной нами коррекционно-логопедической работы итоговый эксперимент показал наличие позитивных изменений. Так высокий уровень развития ВПФ наблюдается у 20% экспериментальной группы, 70% детей имеют средний уровень. И только 10% детей остались на низком уровне развития.
Рисунок 11 – Сравнительные результаты обследования Пробы Хеда
В результате проведенной диагностики можно сделать следующие выводы, если в констатирующем эксперименте 50% детей имели низкий уровень высших психических функций; 50% детей – средний уровень, то после проведенной нами коррекционно-логопедической работы итоговый эксперимент показал наличие позитивных изменений. Так высокий уровень развития ВПФ наблюдается у 10% экспериментальной группы, 80% детей имеют средний уровень. И только 10% детей остались на низком уровне развития.
Рисунок 12 – Сравнительные Результаты обследования слухоречевой памяти
Анализ проведенной диагностики слухоречевой памяти позволил сделать выводы, если в констатирующем эксперименте 50% детей имели низкий уровень высших психических функций; 50% детей – средний уровень, то после проведенной нами коррекционно-логопедической работы итоговый эксперимент показал наличие позитивных изменений. Так высокий уровень развития ВПФ наблюдается у 10% экспериментальной группы, 80% детей имеют средний уровень. И только 10% детей остались на низком уровне развития.
Следовательно, разработанная нами коррекционно - логопедическая работа с старшими дошкольниками с ФФНР в целях профилактики дисграфии способствует эффективному развитию высших психических функций.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В настоящее время, когда наблюдается повышение требований к начальному обучению, актуализируется целый ряд психолого-педагогических проблем, связанных с подготовкой детей к школе. Успехи ребёнка в школе во многом определяются его готовностью к ней. Для дошкольников с речевыми расстройствами решение этих вопросов имеет особое значение.
Нарушение произношения звуков при ФФН находится в тесной взаимосвязи с недоразвитием у детей фонематического восприятия, что в свою очередь затрудняет овладение правильным звукопроизношением, формирование навыков звукового анализа и синтеза, усвоение грамоты. Признаком фонематического недоразвития у детей данной категории является незаконченность процесса формирования звуков, отличающихся тонкими акустическими или артикуляторными признаками.
Разработкой наиболее эффективных методов и приемов работы, направленных на преодоление ФФН, в свое время занимались Р.Е Левина, Ф.А.Рау, М.Е. Хватцев, Н.А. Чевелева и др. Анализ литературных источников показал, что дети с трудом различают звуки из-за недостаточной дифференциальной способности коркового окончания слухового анализатора.
Ребенок не распознает звуковые оттенки, которые образуются физиологически по одинаковому принципу.
Анализ психолого-педагогической литературы позволил нам разработать методические рекомендации для логопедов по развитию высших психических функций у детей с ФФНР в целях профилактики дисграфии.
Таким образом, считаем, что цель исследования достигнута, гипотеза доказана.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
-
Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Казань, 2008. – 321 с. -
Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2002. – 340 с. -
Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с. -
Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. — СПб.: «Союз», 2004.—224 с. -
Гальперин П.Я. Введение психологию. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 421 с. -
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – И.: Академия, 2004. – 525 с. -
Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Издательство: Академия. Серия: Высшее образование, 2003. – 368 с. -
Екжанова Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М.: Просвещение, 2011. - 272 c. -
Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: Методические рекомендации. - М.: «Просвещение», 2009. – 175 с. -
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М, 2014. – 167 с. -
Князева Н.Н. Практикум по педагогической психологии: учеб. пособие / Н. Н. Князева, О. М. Ешукова; Омск. гос. пед. ун-т. - Омск: ОмГПУ, 2006. - 112 с. -
Колченков Л.М. 50 статей о природе личности / Л.М. Колченков, Н.М. Сидорова - СПб.: Изд-во ПРОМЕТЕЙ, 2002. - 348 с. -
Кононова А.И. Особенности сенсорных нарушений у детей старшего дошкольного возраста// Дефектология. - №5. – С.11-20. -
Кузин В.С. Психология. Учебное пособие для вузов. М.: Агар, 2003. - 305 с. -
Лебединский В.В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2001– 236 с. -
Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики, переизд. – М., 2018. – 880 с. -
Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., Педагогика,1986. – 311 с. -
Лихачев Б.Т. Педагогика. Курс лекций. - М.: Юрайт, 2009. - 523 с. -
Лурия А.Р., Юдович Ф.А. Речь и развитие психических процессов ребенка. - М., 2006. – 382 с. -
Лямина Г.М. Особенности сенсорного развития детей дошкольного возраста. – М., 2008. – 271 с. -
Макаренко А.С. О воспитании. – М.: Академия. – 2005. – 577 с. -
Мацинковская Т.Д Детская практическая психология. М., 2010– 192 с. -
Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - 4-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2010. - 456 с. -
Павлова М.П. Педагогические воззрения А.С. Макаренко. – М.: Трудрезервиздат, 2002. – 245с. -
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. - М.: «Просвещение», 2008. - 206 с. -
Понятийно-терминологический словарь логопеда / Под ред. В.И. Селиверстова - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997. - 400 с. -
Психология развития: Учеб. для студ. вузов / Под ред. Т.Д. Марцинковской. - 4-е изд., перераб. и доп. - М., 2008. - 528 с. -
Рычкова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. Диагностика, коррекция и психопрофилактика: Практическое пособие для воспитателей и логопедов. - М.: Гном и Д, 2011. - 48 с. -
Сарычев С.В. Педагогическая психология: краткий курс. - СПб.: Питер, 2006. - 223 с. -
Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М.: «Владос», 2005. - 184 с. -
Шаграева О.А., Козлова С.А. Детский практический психолог. – М., 2001.– 120 с.
Эльконин Д.Б. Детская психология. – М.: Академия, 2007. – 384