Файл: Развитие высших психических функций в логопедической работе по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ффнр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 54

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если ещё в дошкольном возрасте ребёнок овладеет хотя бы этими «подступами» к предстоящему ему в дальнейшем полному звуковому анализу слов, то в процессе обучения грамоте он уже не встретится с непреодолимыми трудностями, приводящими к появлению рассматриваемого здесь вида дисграфии. Её предпосылки будут ликвидированы.

Таким образом, изучение данных позволило сделать следующий вывод: применение коррекционных методик, учитывающих закономерности и особенности развития детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, позволят откорректировать частичное нарушение процесса письма – дисграфию.

Выводы по 1 главе. Таким образом, теоретический анализ данных психолого-педагогической литературы показал, что у детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи имеются определенные особенности развития высших психических функций, обусловленные лексико-грамматическим недоразвитием речевой деятельности. По мере развития высших психических функций (мышления, восприятия, представлений, памяти), формируется и словарь ребенка в количественном и качественном аспектах, и овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. У детей с ФФНР происходит частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций.


Глава 2. Экспериментальное исследование
2.1. Исследование ВПФ у детей старшего дошкольного возраста страдающих ФФНР
Нами был организован констатирующий эксперимент. Для констатирующего эксперимента была отобрана методика Марковской «Нейропсихологическая диагностика нарушений ВПФ у детей», тест Керна –Иерасика, проба Хеда.

Цель констатирующего эксперимента: выявление особенностей развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста страдающих ФФНР.

Задачи констатирующего эксперимента:

1. Подобрать диагностические методики по выявлению уровня развития ВПФ восприятия у детей экспериментальной группы с ФФНР;

2. Адаптировать критерии оценки (качественные и количественные) выполненных диагностических заданий;

3.Подобрать методическое оборудование для проведения эксперимента;

4. Провести диагностику констатирующего эксперимента у детей в экспериментальной группе;

5. Проанализировать полученные результаты;

6. Разработать рекомендации для родителей по развитию ВПФ в целях преодоления дисграфии у детей с ФФНР.

В эксперименте приняло участие 10 детей старшего дошкольного возраста, посещающих дошкольную образовательную организацию, детский сад №228.

Возраст детей на момент обследования 5,5 – 6 лет. По заключению врачей-специалистов все дети были с сохранным слухом, зрением и интеллектом. Список детей, принимавших участие в эксперименте, представлен в таблице. (см. таблица 1)

Таблица 1

Список детей экспериментальной группы



И. Ф. ребенка

Возраст

Логопедическое заключение

1

Вика Б.

5,5

ФФНР Минимальные

дизартрические расстройства.

2

Аня С.

6

ФФН. Минимальные

дизартрические расстройства.

3

Лида К.

6

ФФН. Минимальные

дизартрические расстройства.

4

Олег Т.

5,5

ФФН. Минимальные

дизартрические расстройства.

5

Ира С.

5

ФФН. Минимальные

дизартрические расстройства.

6

Марта К.

5

ФФН. Минимальные

дизартрические расстройства.

7

Петя С.

6

ФФН. Минимальные

дизартрические расстройства.

8

Егор М.

6

ФФН. Минимальные дизартрические расстройства.

9

Паша В.

6

ФФН. Минимальные дизартрические расстройства.

10

Семен Т.

5,5

ФФН. Минимальные дизартрические расстройства.



В соответствии с задачами исследования, направленными на выявление особенностей развития высших психических функций у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, нами использовались следующие тесты исследования (А.Р. Лурия):

1. Исследование зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис):

Назначение теста: выявить уровень развития зрительного гнозиса.

Процедура и инструкции:

Подбери по образцу:

а) цвета к названному цвету (называется 4 цвета, перед ребенком выложено 5 карточек);

б) геометрические фигуры (6-8 фигур);

в) узнай предложенные предметы (узнавание реальных предметов, узнавание реалистических предметов);

г) узнавание контурных изображений (предлагается 5 изображений, контур выполнен черным цветом);

д) узнавание перечеркнутых изображений (5 изображений);

е) узнавание фигур Попелейтора;

ж) узнавание «зашумленных» изображений («зашумление» выполнено в виде точек);

з) узнавание недорисованных контурных изображений (5 образцов).

Оценка:

- 5 баллов – правильное выполнение всех заданий;

4 балла – правильный выбор и узнавание всех предметов, но при затруднении условий узнавания используют вспомогательные средства помощи;

- 3 балла – верно выполняются задания «а-б», для выполнения заданий «е-и» используются вспомогательные средства после подсказки экспериментатора, но и тогда допускаются ошибки;

- 2 балла – даже при помощи экспериментатора допускаются ошибки в заданиях “е-и”.

- 1 балл – все задания выполняются ошибочно.

2. Исследование слухового гнозиса (различие ритмических последовательностей) (Семенович А.В.):

Назначение теста: определить сформированность слухового гнозиса.

Процедура и инструкции:

Прослушай и скажи, сколько раз я стукнула. Ритмы задаются по следующей схеме: II, III, II II II, III III, IIII.

Оценка:

- 5 баллов – задание выполнено правильно;

- 4 балла – правильные ответы при замедленном предъявлении задания;

- 3 балла – множество ошибок, при самостоятельном повторении ритма их количество уменьшается;

- 2 балла – несмотря на помощь экспериментатора
, наблюдается много ошибок;

- 1 балл – все задания выполнены неверно.

3. Пробы Хеда (Г. Хэд):

Назначение теста: установление сформированности зрительно-пространственной организации движений.

Процедура и инструкции:

Подними правую руку, теперь левую. Покажи правой рукой левое ухо, левой рукой правый глаз. Покажи правую (левую) руку (ногу) экспериментатора (исследователь сидит напротив ребенка).

Оценка:

5 баллов – движения выполняются верно;

4 балла – движения выполняются в замедленном темпе;

3 балла – допущенные ошибки замечает, исправляет сам; отмечается эхопраксия при истощении;

2 балла – стойкие эхопраксии, допущенные ошибки замечаются;

1 балл – стойкие эхопраксии, ошибки не замечаются.

4. Слухоречевая память (А. Р. Лурия):

Назначение теста: оценка объема долговременной и оперативной памяти.

Процедура и инструкции:

Запомни, как можно больше слов, названных мною. Предлагаются 10 слов, логически не связанные между собой. Повторяются 10 раз. Слова: дом, дерево, плащ, гора, кошка, стол, мяч, слон, верблюд, жук.

Оценка:

5 баллов – непосредственно воспроизведено 10 слов, опосредованно – 8 слов;

4 балла – непосредственно – 8 слов, отсроченно – 6-8 слов;

3 балла – непосредственно – 6-7 слов, отсроченно не более 6 слов, включение близких по смыслу слов;

2 балла – неравномерное запоминание, непосредственно – 6слов, отсроченно менее 5 слов;

1 балл – непосредственно менее 5 слов, отсроченно – единичные слова.

5. Зрительная память (А. Р. Лурия):

Назначение теста: определение объема зрительной памяти.

Процедура и инструкция:

Перед ребенком одновременно выкладываются 10 картинок и просят их назвать. Затем дается время (15 секунд) для просмотра и запоминания. Затем картинки переворачиваются. Ребенок называет запомнившиеся картинки. Таким образом 3 раза, давая ребенку время на отдых. Картинки: ведро, лягушка, ворона, капуста, парта, ложка, коробка, книга, телефон, мяч.

Оценка:

5 баллов – запомнил 10-8 названий картинок, высокий уровень;

4 балла – 7-6 названий картинок;

3 балла – 5-4 названий картинок вспомнил опосредованно;

2 балла – 3 названия картинок;

1 балл – 1-2 названия картинок.

6. Исследование развития мышления (Керн-Иерасик)

Назначение теста: определение уровня развития вербального мышления.

Ход исследования: скажите детям, что вы будете задавать простые вопросы (загадки), а они должны на них отвечать. Предлагается 15 вопросов.


Оценка ответов: П (правильно), НП (неправильно), Д (другие ответы).

После проведение тестов, мною был проведен анализ эксперимента по каждому ребенку.

Таким образом, представленная диагностика способствует определению особенностей развития высших психических функций у старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.


2.2. Анализ констатирующего эксперимента

Проведя констатирующий эксперимент, были получены следующие результаты:

Первое направление показало следующие результаты:

Результаты обследования зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис).

При выполнении задания дети обнаружили определенные затруднения, допустили ошибки. Из 100 предложенных картинок дети правильно называли от 30 до 50. По результатам выполнения задания выявлена ограниченность активного предметного словаря детей, которая подтверждается как числом отказов, так и количеством неправильных ответов

К высокому уровню нами не было отнесено ни одного участника эксперимента.

К среднему уровню мы отнесли 3 человек, что составило 30% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.

К низкому уровню мы отнесли 7 человек, что составило 70% от общего количества детей, участвующих в эксперименте (рисунок 1).


Рис. 1. Результаты обследования зрительного гнозиса (цветовой и предметный гнозис)
Результаты обследования слухового гнозиса (различие ритмических последовательностей)

К среднему уровню мы отнесли 4 человек, что составило 40% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.

К низкому уровню мы отнесли 6 человек, что составило 60% от общего количества детей, участвующих в эксперименте (рисунок 2).



Рис.2. Результаты обследования слухового гнозиса (различие ритмических последовательностей)
Результаты обследования Пробы Хеда

К среднему уровню мы отнесли 5 человек, что составило 50% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.

К низкому уровню мы отнесли 5 человек, что составило 50% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.



Рис.3. Результаты обследования Пробы Хеда