Файл: Развитие высших психических функций в логопедической работе по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ффнр.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


РАЗВИТИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР
ВВЕДЕНИЕ.................................................................................................................3

Глава 1. Психолого – педагогические исследования по проблеме развития высших психических функций у детей с фонетико – фонематическим развитием...................6

1.1. Развитие ВПФ в норме у детей дошкольного возраста....................................6

1.2. Понятие и классификация ФФНР.....................................................................11

1.3. Методики коррекционно – логопедической работы по профилактике дисграфии у детей с ФФНР......................................................................................23

Глава 2. Экспериментальное исследование.............................36

2.1. Исследование ВПФ у детей старшего дошкольного возраста страдающих ФФНР..........................................................................................................................36

2.2. Анализ констатирующего эксперимента.........................................................38

Глава 3. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ по развитию ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФНР

3.1 Использование коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ФФНР

3.2. Сравнительные результаты проведенной коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ФФНР

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................................................................................51

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.....................................................................................54
ВВЕДЕНИЕ

Среди самых актуальных проблем педагогической науки и практики последних лет увеличение количества детей с различными речевыми нарушениями является одной из основных. Глубина и сложность этой проблемы заключается в том, что между уровнем речевого развития и уровнем развития основных функций психики, а также уровнем развития интеллекта существует прямая взаимосвязь. Иначе говоря, ребенок, имеющий нарушения речи, испытывает большие сложности в овладении грамотой и письмом, проблемы с развитием внимания и мышления, воображения и восприятия, памяти.


Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей интеллектуальной и сенсорной, аффективно-волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания и ограниченные возможности его распределения. При сохранной логической и смысловой памяти у детей вербальная память снижена и страдает продуктивность запоминания.

Чем сложнее структура дефекта, тем больше проблем возникает у ребенка, поэтому своевременная диагностика и коррекция нарушения являются необходимым условием преодоления речевых проблем.

Одним из видов речевых нарушений, возникающих у детей дошкольного возраста, является ФФН. ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционным характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

В литературе нет данных свидетельствующих о том, какой процент выпускников речевых групп с ФФН всё-таки имеют трудности в овладении чтением и письмом. Но из опыта работы логопедов мы знаем, что большинству детей при выпуске рекомендуется школа, где работает логопед. В детские поликлинники обращаются школьники с дисграфией, которые посещали группы с ФФН. Поэтому вопрос о повышении эффективности работы логопеда остаётся актуальной.

На важность этой связи указывают авторы М.Ф. Фомичева, Н.Л. Крылова, Ю.Ф. Гаркуша, Н.Я.Ларионова, Т.А.Ткаченко. Но использовать рекомендации на группе с ФФН можно частично, т.к. их работы направлены на преодоление общего недоразвития речи.

Ведущие учёные (Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, Г.А.Каше, Л.Ф.Спирова, Г.Е.Чиркина, И.К.Колпоковская, А.В.Ястебова и др.) доказали, что существует прямая зависимость между уровнем речевого развития ребёнка и его возможностями овладения грамотой.



Одной из основных задач педагогической работы с детьми, испытывающими трудности в обучении грамоте, является формирование у них психологической готовности, достаточного уровня общего развития и умственных способностей.

Цель работы – разработать и апробировать содержание логопедической работы по развитию высших психических функций у старших дошкольников с ФФНР в целях профилактики дисграфии.

Объект исследования: изучение особенностей высших психических процессов у детей с ФФНР.

Предмет исследования: использование коррекционно – логопедических методик по развитию высших психических функций у старших дошкольников с ФФНР в целях профилактики дисграфии.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что профилактика дисграфии у детей с фонетико-фонематическое недоразвитием речи возможна при условии проведения определенной работы по развитию высших психических функций.

Цель и гипотеза исследования определили постановку следующих задач:

  1. изучить и проанализировать педагогическую и научно-методическую литературы по данной теме;

  2. выявить особенности развития высших психических функций у старших дошкольников с ФФНР;

  3. разработать содержание коррекционно-логопедической работы на по развитию высших психических функций у старших дошкольников с ФФНР в целях профилактики дисграфии;

  4. Выявить динамику уровня развития высших психических функций у старших дошкольников с ФФНР.

Методы исследования: изучение и анализ научной и методической литературы по теме исследования; изучение речевых карт и личных дел детей экспериментальной группы; наблюдение за детьми; беседы с детьми, логопедом; определение методики проведения констатирующего эксперимента; моделирование содержания формирующего эксперимента; количественный и качественный анализ, контрольный эксперимент.

Работа проводилась в три этапа:

Первый этап (май 2022г. – июнь 2022г.) теоретический анализ исследований по проблеме развития высших психических функций в логопедической работе по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ФФНР.

Второй этап (июль 2022г. - август 2022г) экспериментальное исследование уровня развития высших психических функций у детей с ФФНР.

Третий этап (сентябрь 2022г. – ноябрь 2022г.) разработка и апробация содержания, методов и приемов логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ФФНР.


Четвертый этап (декабрь 2022) – экспериментальное исследование динамики развития высших психических функции в целях профилактики дисграфии у старших дошкольников с ФФНР

База исследования: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону «Детский сад № 208». Методы исследования: теоретический (анализ методологической и методической литературы по проблеме исследования), практический (проведение экспериментально исследования, анализ, выводы).

Практическая значимость работы состоит в том, чтобы экспериментально получить данные, которые важны для разработки методов коррекционного воздействия на ВПФ у детей с ФФНР в целях профилактики дизартрии.

Результаты данного исследования могут быть использованы в логопедической группе дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), в практике работы общеобразовательных и специализированных учебных заведений в процессе взаимодействия родителей и специалистов ДОУ, в системе повышения квалификации работников образования, всем, интересующимся проблемами развития речи у дошкольников и исправления ее недостатков.

Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Психолого – педагогические исследования по проблеме развития высших психических функций у детей с фонетико – фонематическим развитием

1.1. Развитие ВПФ в норме у детей дошкольного возраста

Высшие психические функции (ВПФ) – это специфические психические функции человека. К ним относят: память, внимание, мышление, восприятие, воображение и речь.

Известный отечественный психолог, Выготский Л.С., писал: «Высшая психическая функция появляется на сцене дважды: один раз как внешняя, интерпсихическая (т.е. функция, разделённая между ребёнком и взрослым), а второй – как внутренняя, интрапсихическая (т.е. функция, принадлежащая самому ребёнку)». Маленький ребёнок ещё не в состоянии длительно фокусировать внимание, помнить и правильно произносить названия некоторых предметов и т.д., поэтому роль взрослого в данный период – быть посредником между малышом и окружающим миром. Так, взрослый выступает в качестве основных психических функций ребёнка, напоминая ему названия явлений и предметов, концентрируя его внимание, развивая мышление и речь. Затем, в процессе взросления ребёнок постепенно наследует общественный опыт и становится способным самостоятельно его использовать. Таким образом, с точки зрения Выготского, процесс развития – это процесс перехода от социального к индивидуальному [24].


По определению А. Р. Лурия: «высшие психические функции - это сложные, саморегулирующиеся процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по своему строению и сознательные, произвольные по способу своего функционирования [12]. Высшие психические функции как сложные функциональные системы не могут быть локализованы в узких зонах мозговой коры или в изолированных клеточных группах, а должны охватывать сложные системы совместно работающих зон, каждая из которых вносит свой вклад в осуществление сложных психических процессов и которые могут располагаться в совершенно различных, иногда далеко отстоящих друг от друга участках мозга»

В период дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие и появление новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая деятельность – игровая.В этот период происходит переход от манипулятивной игры к ролевой.

Ведущей познавательной функцией является восприятие. Значение восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создает фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

В старшем дошкольном возрасте эти процессы занимают ведущие позиции, особенно логическое мышление, а восприятие будет выполнять обслуживающую функцию, хотя и продолжит развиваться [3].

Восприятие дошкольника 3 – 4 лет носит предметный характер, то есть свойства предмета, например, цвет, форма, вкус, величина и др., не отделяются у ребенка от предмета. Он видит их слитно с предметом, считает их нераздельно принадлежащими ему. При восприятии он видит не все характеристики предмета, а только наиболее яркие, а иногда и одну, и по ней отличает предмет от других.

В возрасте 4 – 5 лет ребенок осваивает приемы активного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, характеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, качества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, различать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треугольнике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, ширине, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах предметов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверхности и др.) [10].