Файл: Развитие высших психических функций в логопедической работе по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ффнр.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Результаты обследования слухоречевой памяти.
К среднему уровню мы отнесли 5 человек, что составило 50% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
К низкому уровню мы отнесли 5 человек, что составило 50% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
Рис.4. Результаты обследования слухоречевой памяти
Результаты обследования зрительной памяти.
К среднему уровню мы отнесли 6 человек, что составило 60% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
К низкому уровню мы отнесли 4 человек, что составило 40% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
Рис.5. Результаты обследования слухоречевой памяти
Результаты обследования развития мышления (Керн-Иерасик).
К среднему уровню мы отнесли 5 человек, что составило 50% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
К низкому уровню мы отнесли 5 человек, что составило 50% от общего количества детей, участвующих в эксперименте.
Рис.6. Результаты обследования развития мышления (Керн-Иерасик)
Выводы по 2 главе: На основании проведенных исследований мы сделали следующий вывод: у дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи отмечается значительное отставание в высших психических функций по сравнению с нормально развивающимися детьми. Это указывает на необходимость целенаправленной коррекционно – логопедической работы по развитию ВПФ. Проведенные исследования с использованием различных видов заданий выявили ряд особенностей, характеризующих состояние высших психических функций у старших дошкольников с фонетико – фонематическим недоразвитием речи, которые необходимо учитывать при проведении коррекционной работы.
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ В ЦЕЛЯХ ПРОФИЛАКТИКИ ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ФФФНР
3.1 Использование коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ФФНР
Цель формирующего эксперимента: разработать и апробировать содержание работы по развитию высших психических функций в целях профилактики дисграфии у старших школьников.
Задачи:
1. Подобрать упражнения и задания по развитию высших психических функций в целях профилактики дисграфии у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
2. Провести упражнения по развитию высших психических функций в целях профилактики дисграфии у дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
3. Разработать рекомендации по развитию высших психических функций у старших дошкольников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Упражнения для развития внимания - корректурные задания.
Выполнение корректурных заданий помогает развитию концентрации внимания и самоконтроля при выполнении письменных работ. Ребенку предлагают находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте.
Потребуются любые печатные тексты (старые ненужные книги, газеты и др.), карандаши и ручки. Для детей 6 – 11 лет желательно использовать тексты с крупным шрифтом.
Корректурные упражнения должны проводиться ежедневно по 5 мин (минимум 5 раз в неделю) в течение 2-4 месяцев. Занятие может быть индивидуальным или групповым.
Инструкция: В течение 5 минут найти и зачеркнуть все встретившиеся буквы «А» (можно указать любую букву): и маленькие, и заглавные, и в названии текста, и в фамилии автора.
По мере овладения игрой правила усложняются: меняются отыскиваемые буквы, по-разному зачеркиваются и др.; одновременно отыскиваются две буквы, одна зачеркивается, вторая подчеркивается; на одной строке буквы обводятся кружочком, на второй отмечаются галочкой и т.п. Все изменения в правилах оговариваются в начале занятия.
По итогам работы подсчитывается число пропусков и неправильно зачеркнутых букв. Показатель нормальной концентрации внимания – 4 и меньше пропусков. Больше 4-х пропусков – слабая концентрация.
Задание лучше проводить в форме игры, придерживаясь следующих правил:
1. Норма разрешаемых пропусков на каждом занятии должна меняться и приблизительно равняться тому реальному количеству пропусков, которые делает ребенок.
2. Время проведения занятия ни в коем случае не должно превышать 5 минут.
3. Объем просмотренного текста не имеет значения и может быть разным у разных детей: от 3-4 предложений до нескольких абзацев или страниц.
Чаще всего после первых 3-4 недель занятий наблюдается сокращение ошибок в письменных заданиях в 2-3 раза. Для закрепления навыков самоконтроля необходимо продолжать занятия в течение 2-4 месяцев.
При работе с детьми 6-8 лет очень важно соблюдать условие: каждое занятие начинать с нового договора о возможном количестве ошибок. Необходимо исходить из реально допущенного количества ошибок, с тем, чтобы у ребенка не возникало чувства безнадежности, невозможности достичь нужного результата.
Упражнения на основе точного воспроизведения образца
Детям предлагается какой-либо графический образец (последовательность нескольких букв, цифр, выполненный по клеточкам геометрический узор и т.д.) и дается задание точно воспроизвести его (например, до конца тетрадной строки или на нескольких строчках).
Распределение цифр в определенном порядке
В левой таблице расположены 25 цифр от 1 до 40. Нужно переписать их в порядке возрастания в пустую таблицу справа, начиная ее заполнение с верхнего левого квадрата
Рисунок 7 - Распределение цифр в определенном порядке
«Найди слова»
Вариант 1: В каждом из написанных слов нужно отыскать другое, спрятавшееся в нем, слово.
Например: смех, волк, столб, коса, полк, зубр, удочка, мель, набор, укол, дорога, олень, пирожок, китель.
Вариант 2: В бессмысленный набор букв вставляются слова (чаще – существительные, но могут быть глаголы, прилагательные, наречия). Требуется отыскать их как можно быстрее и без ошибок.
Ребенку дают бланк с напечатанными на нем 5-ю строчками случайно набранных букв, следующих друг за другом без пробелов. Среди этих букв нужно отыскать 10 слов (3-х, 4-х, 5-ти сложных) и подчеркнуть их. На выполнение задания отводится 5 мин. Показателем успешности может служить число правильно найденных слов и скорость выполнения задания.
Пример задания:
ЯФОУФСНКОТПХЬАБЦРИГЪМЩЮСАЭЕЫМЯЧ
ЛОЬИРЪГНЖРЛРАКГДЗПМЫЛОАКМНПРСТУР
ФРШУБАТВВГДИЖСЯИУМАМАЦПЧУЪЩМОЖ
БРПТЯЭЦБУРАНСГЛКЮГБЕИОПАЛКАФСПТУЧ
ОСМЕТЛАОУЖЫЪЕЛАВТОБУСИОХПСДЯЗВЖ
Вариант 3: В таблицу вписаны слова, а свободные клетки заполняются любыми буквами. Нужно найти слова как можно скорее (слова могут быть написаны как по горизонтали, так и по вертикали или «змейкой»).
Рисунок 8 – Названия животных
Найди отличия
Систематическое обучение сравнению способствует развитию активизации внимания.
Для сравнения можно предлагать какие-либо предметы, картинки, различающиеся определенным числом деталей (Найди 10 отличий...).
Увеличение объема внимания и памяти
Упражнения основаны на запоминании порядка расположения ряда предметов, предъявляемых на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.
Игра «Заметь все»
Раскладывают в ряд 7-10 предметов (можно выкладывать картинки с изображениями предметов), которые затем закрываются. Приоткрыв предметы на 10с, снова закрыть их и предложить игрокам перечислить все предметы (или картинки), которые они запомнили.
Приоткрыв снова эти же предметы на 8-10 секунд, спросить у детей, в какой последовательности они лежали.
Поменяв местами два любых предмета, снова показать все на 10 с. Предложить определить, какие предметы переложены. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.
Можно придумать и другие варианты этой игры (убирать предметы и просить назвать исчезнувший; располагать предметы не в ряд, а, например, один на другом с тем, чтобы игроки перечислили их по порядку снизу-вверх, а затем сверху вниз и т.п.).
Более сложный уровень - игра «Меморина».
Для игры нужен набор парных карточек с изображениями (предметов, животных, героев книг, букв, цифр...). Перед началом игры все карточки перемешивают и выкладывают изображением вниз. Задача игрока - собрать парные картинки. Переворачивать можно одновременно только две карточки. Если открытыми оказались парные картинки, игрок забирает их себе ( или оставляет на игровом поле открытыми). Если изображения непарные, карточки возвращаются в игру. Играть может как один, так и несколько человек. При групповой игре при не совпавших картинках ход переходит следующему игроку.
Распределение внимания
Основной принцип упражнений: ребенку предлагают одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий. По окончании упражнения определяется эффективность выполнения каждого задания.
Каждой руке - своё дело
Детей просят левой рукой медленно перелистывать в течение 1 мин книгу с иллюстрациями (запоминая их), а правой чертить геометрические фигуры или решать несложные примеры.
Счет с помехой
Ребенок называет цифры от 1 до 20, одновременно записывая их в обратном порядке: произносит 1, пишет 20, произносит 2, пишет 19 и т.д. Подсчитывают время выполнения задания и число ошибок.
Чтение с помехой
1) Ребёнок читает текст, одновременно выстукивая карандашом какой-либо ритм.
2) При чтении ребёнок ищет ответы на вопросы.
Упражнение на тренировку распределения внимания
Ребенку предлагают вычеркнуть в тексте 1 или 2 буквы и в это же время ставят аудиозапись с какой-либо сказкой. Потом проверяют, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просят рассказать, что он услышал и понял из сказки. Первые неудачи при выполнении этого достаточно трудного задания могут вызвать у ребенка отказ, но в то же время первые успехи окрыляют. Достоинством подобного задания является возможность его игрового и соревновательного оформления.
3.2. Сравнительные результаты проведенной коррекционно-логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с ФФНР
Цель контрольного эксперимента: выявить динамику уровня развития высших психических функций у старших дошкольников с ФФНР в целях профилактики дисграфии.
Задачи:
1. Провести по аналогичным диагностическим методикам диагностику состояния ВПФ у старших дошкольников с ФФНР, после проведенной коррекционной работы.
2. Проанализировать данные, полученные в результате эксперимента.
3. Провести сравнительную характеристику данных констатирующего и контрольного экспериментов.
Исследование проводилось по аналогичным методикам констатирующего эксперимента исследования ВПФ у старших дошкольников с ФФНР.
В целях проведения сравнительной характеристики данных