Файл: Гендерные особенности межличностных отношений содержание.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 253

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Гендерные особенности межличностных отношений

СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………..…………………………..3

Глава 1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей межличностных отношений…………………………………………………….6

    1. Понятие межличностных отношений……………………………….……..6

    2. Сущность гендерного подхода…………………………………………….10

    3. Гендерные различия в межличностных отношениях…………….………12

Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей межличностных отношений…………………………………………………..……………………14

2.1. Организация исследования и описание исследования……………………14

2.2 Результаты исследования гендерных особенностей межличностных отношений……………………………………………..…………………………16

Заключение…………………………………………..…………………………...20

Список литературы…………………………………..…………………………..22

Приложения…………………………………………..………………………….24
Введение
Актуальность. Жизнь человека неразрывным образом связана с общением и взаимодействием. Развивающаяся личность всегда включена во взаимодействие с другими, по мере взросления происходит расширение сферы межличностных отношений. В современном информационно насыщенном обществе компетентно выстроенное общение во многом определяет качество жизни человека и его успешность.

В самом обобщенном понимании межличностные отношения предполагают, прежде всего, адекватную ориентацию человека в обществе, умение преподнести себя, правильно сориентироваться в коммуникативной ситуации и поставленных задачах.

Межличностные отношения являются многогранной и сложной деятельностью, которая требует специфических умений и знаний, постигаемыми человеком в процессе овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями.

Гендерные исследования проводятся во всем мире. Так, Р. Бейлс, М. Комаровски, Т. Парсонс разработана теория полоролевой социализации; С. Джаклин, Э. Маккоби - положения теории новой психологии пола; концепция дифференциации полов разработана В.А. Геодакяном; концепция половой дифференциации - В. Е. Каганом; Е. Здравомыслова, А. Темкина рассматривают гендер как социальный конструкт. Идеи полоролевого воспитания сформулированы Т.А. Репиной и др.


Цель исследования: изучить особенности гендерных различий межличностных отношений.

Объект исследования: межличностные отношения.

Предмет исследования: гендерные особенности межличностных отношений.

Задачи исследования:

1.Описать понятие межличностных отношений;

2.Охарактеризовать сущность гендерного подхода;

3.Описать гендерные различия в межличностных отношениях;

4.Провести изучение гендерных особенностей межличностных отношений.

Методологической основой исследования являются основные теоретические и методологические принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности человека (С. Л. Рубинштейн); принципы интериоризации и экстериоризации, их взаимопереходы в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); концепция отношений личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. И. Лисина, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев) и др.

Гипотеза исследования: существуют различия в межличностных отношениях мужчин и женщин.

А именно, мужчины воспринимают женщин, как неспособных защититься, постоять за своё мнение, желающих всем помочь, дружелюбных, а также, неспособных к агрессии и эгоизму.

База и выборка исследования. 25 человек в возрасте 23-29 лет. Из них 15 женщин и 10 мужчин. Исследование проходило в СпбГУ среди студентов психологического факультета.

Для решения исследовательских задач использованы следующие группы методов:

1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта зарубежных и отечественных учёных по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы.

2. Эмпирические методы: личностные опросники и анкетирование:

Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.

Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза - К. Шнейера.

3.Методы математической свастики: сравнительный анализ Манна-Уитни.

Достоверность результатов исследования: обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, применением взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту и предмету исследования, качественной интерпретацией результатов и репрезентативностью выборки.



Практическая значимость данные, которые будут получены в ходе исследования, могут быть использованы для разработки коррекции и освоению конструктивных навыков взаимодействия. Также практическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего использования полученных результатов исследования в практической психологии. Установленные закономерности могут служить основой для дальнейших исследований межличностных взаимоотношений мужчин и женщин.

Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, список литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования, обозначается проблема и др. В первой части рассматриваются теоретические основы изучаемой проблемы, во второй главе проводится эмпирическое исследование. В заключении сформулированы основные выводы. В приложении представлены материалы, дополняющие текст работы, промежуточные вычисления, расчеты, материалы по методикам и пр.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей межличностных отношений


    1. Понятие межличностных отношений


Умение правильно выстраивать отношения, находить необходимый подход необходимы каждому человеку, будь то взрослый, будь то ребенок. Межличностные отношения проявляют себя, преимущественно, в группах, в которых контактируют участники социального процесса, объединенные общей целью. Так, для ученика, группа, в которой он взаимодействует и является единицей социального коллектива – это школьный класс, для работника – это профессиональный коллектив и т.д. Так или иначе, отношения в группе невозможны без контактирования индивидов друг с другом [6].

Изучением проблемы межличностных отношений занимались такие ученые как, Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, A.A. Бодалёв, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, И.С. Кон, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, B.C. Мерлин и мн. др. В настоящее время данный вопрос не теряет своей актуальности, так как мы живем в социуме, ежедневно, общаясь и взаимодействия с массой людей по тем или иным вопросам, следовательно, межличностное общение неизбежно в жизнидеятельности индивида.


Важность изучаемого вопроса была отмечена Б.Г.Ананьевым и Е.С. Кузьминым, которые констатировали, что динамика отношений между индивидами зависит от их индивидуально-типологических особенностей и от внешней специфики функционирования группы [9]. Взаимодействие в группе не сводится только к коллективной деятельности, огромную важность приобретают личностные характеристики.

Подвергая анализу феномен межличностных отношений Р. Бейлз, С. Миллер, В. А. Петровский и др. первоначально выделяют положение индивида в системе внтуригрупповых отношений [18].

Помимо всего прочего, в психологической науке выделены наиболеезначимые формы успешного взаимодействия: понимание членов группы друг друга, взаимное влияние друг на друга, взаимные отношение друг с другом, совместимость и срабатываемость участников группового взаимодействия.

Межличностные отношения многие ученые и исследователи ставят в основу деятельности, которая в свою очередь состоит из актов или единичных действий, из которых далее складывается система действий.

Межличностные отношения являются совокупностью объективных связей и взаимодействий между лицами, которые принадлежат к определенной группе.

По мнению О.А. Гулевич межличностные отношения — это система отношений, ожиданий, стереотипов, ориентаций, посредством которых люди воспринимают и ценят друг друга [12].

Характерной чертой межличностных отношений является их эмоциональная окраска. Поэтому отечественный ученый Г. В. Бороздина определяет их как взаимоотношения людей, формирующиеся в процессе прямого взаимодействия в группе, неформального характера, которые содержат эмоционально окрашенную и содержательную оценку партнеров по общению [8].

Я. Щепаньский, описывая социальное поведение, определил его компоненты: пространственный контакт, социальный контакт, психический контакт, социальное отношение [21].

Н. Н. Обозов, в свою очередь, при изучении отношений в группе, говорил о взаимной готовности индивида к конкретному виду взаимодействия, которое сопровождается различного окраса переживаниями [18].

Анализируя все вышеизложенное, важно подчеркнуть, что любые межличностные отношения имеют три главных признака: наличие конкретного предмета, специфичность или общность отношений, отношения как специфическая связь с ситуацией действительности [14].


Таким образом, взаимоотношения, безусловно, определяют обстановку внутри группы, в которой выделяют два типа отношений: личные и деловые. В зависимости от вида групповой деятельности, отношения могут быть ситуативными и постоянными.

Интересна позиция Мясищева В. Н., который охарактеризовал два основных типа взаимоотношений: общественные и психологические [4].

Вопросу межличностных отношений посвящали себя и такие ученые, как, Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и другие. Для современного состояния общества, безусловно, человеку необходимо общение. Более подробно и интересно этот процесс можно рассмотреть на примере подросткового возраста. Анализ ситуаций коммуникативного взаимодействия подростков позволил выявить два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное взаимодействие находит себя при общении с окружающими, независимо от деятельности, ролевое общение реализуется в процессе совместной деятельности.

Для полного осознания сущности трудности целенаправлено рассмотреть источники формирования гендерной идентичности. Так, некоторые ученые говорят, а если пол младшего малыша совпадает с полом старшего, то традиционные полоролевые особенности у младшего как обычно выражены посильнее.

С историческими переменами меняются и формы гендерных отношений, классические взоры утрачивают свое положение и на замену им прибывают новые. Современные тенденции таковы, что зачастую мы можем наблюдать размытость гендерных границ, неименье гармонии меж отношениями парней и дам, спутанность соц ролей, которые раньше были верно прописаны, так как на данный момент почти многие дамы выполняют мужские роли и наоборот. К.Хорни именовала схожую ситуацию возникновением неопределенного пол а[14].

Из-за а всё потому что исследования различия в гендерной сфере стали учить не настолько издавна, то на сегодняшний момент популярными являются исследования по части феминных и мускулинных свойств это типичные обратные полюса 2-ух полов [10].