Файл: Гендерные особенности межличностных отношений содержание.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 253
Скачиваний: 9
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Гендерные особенности межличностных отношений
СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………..…………………………..3
Глава 1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей межличностных отношений…………………………………………………….6
-
Понятие межличностных отношений……………………………….……..6 -
Сущность гендерного подхода…………………………………………….10 -
Гендерные различия в межличностных отношениях…………….………12
Глава 2. Эмпирическое изучение гендерных особенностей межличностных отношений…………………………………………………..……………………14
2.1. Организация исследования и описание исследования……………………14
2.2 Результаты исследования гендерных особенностей межличностных отношений……………………………………………..…………………………16
Заключение…………………………………………..…………………………...20
Список литературы…………………………………..…………………………..22
Приложения…………………………………………..………………………….24
Введение
Актуальность. Жизнь человека неразрывным образом связана с общением и взаимодействием. Развивающаяся личность всегда включена во взаимодействие с другими, по мере взросления происходит расширение сферы межличностных отношений. В современном информационно насыщенном обществе компетентно выстроенное общение во многом определяет качество жизни человека и его успешность.
В самом обобщенном понимании межличностные отношения предполагают, прежде всего, адекватную ориентацию человека в обществе, умение преподнести себя, правильно сориентироваться в коммуникативной ситуации и поставленных задачах.
Межличностные отношения являются многогранной и сложной деятельностью, которая требует специфических умений и знаний, постигаемыми человеком в процессе овладения социальным опытом, накопленным предыдущими поколениями.
Гендерные исследования проводятся во всем мире. Так, Р. Бейлс, М. Комаровски, Т. Парсонс разработана теория полоролевой социализации; С. Джаклин, Э. Маккоби - положения теории новой психологии пола; концепция дифференциации полов разработана В.А. Геодакяном; концепция половой дифференциации - В. Е. Каганом; Е. Здравомыслова, А. Темкина рассматривают гендер как социальный конструкт. Идеи полоролевого воспитания сформулированы Т.А. Репиной и др.
Цель исследования: изучить особенности гендерных различий межличностных отношений.
Объект исследования: межличностные отношения.
Предмет исследования: гендерные особенности межличностных отношений.
Задачи исследования:
1.Описать понятие межличностных отношений;
2.Охарактеризовать сущность гендерного подхода;
3.Описать гендерные различия в межличностных отношениях;
4.Провести изучение гендерных особенностей межличностных отношений.
Методологической основой исследования являются основные теоретические и методологические принципы отечественной и зарубежной психологии: принцип единства сознания и деятельности человека (С. Л. Рубинштейн); принципы интериоризации и экстериоризации, их взаимопереходы в деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев); концепция отношений личности (К. А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, М. И. Лисина, В. С. Мерлин, В. Н. Мясищев) и др.
Гипотеза исследования: существуют различия в межличностных отношениях мужчин и женщин.
А именно, мужчины воспринимают женщин, как неспособных защититься, постоять за своё мнение, желающих всем помочь, дружелюбных, а также, неспособных к агрессии и эгоизму.
База и выборка исследования. 25 человек в возрасте 23-29 лет. Из них 15 женщин и 10 мужчин. Исследование проходило в СпбГУ среди студентов психологического факультета.
Для решения исследовательских задач использованы следующие группы методов:
1. Методы теоретического исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта зарубежных и отечественных учёных по проблеме исследования; анализ понятийно-терминологической системы.
2. Эмпирические методы: личностные опросники и анкетирование:
Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
Методика изучения лидерского стиля Р. Бейлза - К. Шнейера.
3.Методы математической свастики: сравнительный анализ Манна-Уитни.
Достоверность результатов исследования: обеспечивается теоретической обоснованностью рассматриваемой проблемы, применением взаимодополняющих методов исследования, адекватных цели, объекту и предмету исследования, качественной интерпретацией результатов и репрезентативностью выборки.
Практическая значимость данные, которые будут получены в ходе исследования, могут быть использованы для разработки коррекции и освоению конструктивных навыков взаимодействия. Также практическая значимость работы заключается в возможности дальнейшего использования полученных результатов исследования в практической психологии. Установленные закономерности могут служить основой для дальнейших исследований межличностных взаимоотношений мужчин и женщин.
Структура работы: введение, две главы, выводы по главам, список литературы и приложения. Во введении обосновывается актуальность выбранной темы, формулируется цель, задачи, объект, предмет и гипотеза исследования, обозначается проблема и др. В первой части рассматриваются теоретические основы изучаемой проблемы, во второй главе проводится эмпирическое исследование. В заключении сформулированы основные выводы. В приложении представлены материалы, дополняющие текст работы, промежуточные вычисления, расчеты, материалы по методикам и пр.
Глава 1 Теоретические аспекты изучения гендерных особенностей межличностных отношений
-
Понятие межличностных отношений
Умение правильно выстраивать отношения, находить необходимый подход необходимы каждому человеку, будь то взрослый, будь то ребенок. Межличностные отношения проявляют себя, преимущественно, в группах, в которых контактируют участники социального процесса, объединенные общей целью. Так, для ученика, группа, в которой он взаимодействует и является единицей социального коллектива – это школьный класс, для работника – это профессиональный коллектив и т.д. Так или иначе, отношения в группе невозможны без контактирования индивидов друг с другом [6].
Изучением проблемы межличностных отношений занимались такие ученые как, Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, A.A. Бодалёв, Л.С. Выготский, Л.Я. Гозман, И.С. Кон, Е.А. Климов, А.Н. Леонтьев, А.Е. Личко, B.C. Мерлин и мн. др. В настоящее время данный вопрос не теряет своей актуальности, так как мы живем в социуме, ежедневно, общаясь и взаимодействия с массой людей по тем или иным вопросам, следовательно, межличностное общение неизбежно в жизнидеятельности индивида.
Важность изучаемого вопроса была отмечена Б.Г.Ананьевым и Е.С. Кузьминым, которые констатировали, что динамика отношений между индивидами зависит от их индивидуально-типологических особенностей и от внешней специфики функционирования группы [9]. Взаимодействие в группе не сводится только к коллективной деятельности, огромную важность приобретают личностные характеристики.
Подвергая анализу феномен межличностных отношений Р. Бейлз, С. Миллер, В. А. Петровский и др. первоначально выделяют положение индивида в системе внтуригрупповых отношений [18].
Помимо всего прочего, в психологической науке выделены наиболеезначимые формы успешного взаимодействия: понимание членов группы друг друга, взаимное влияние друг на друга, взаимные отношение друг с другом, совместимость и срабатываемость участников группового взаимодействия.
Межличностные отношения многие ученые и исследователи ставят в основу деятельности, которая в свою очередь состоит из актов или единичных действий, из которых далее складывается система действий.
Межличностные отношения являются совокупностью объективных связей и взаимодействий между лицами, которые принадлежат к определенной группе.
По мнению О.А. Гулевич межличностные отношения — это система отношений, ожиданий, стереотипов, ориентаций, посредством которых люди воспринимают и ценят друг друга [12].
Характерной чертой межличностных отношений является их эмоциональная окраска. Поэтому отечественный ученый Г. В. Бороздина определяет их как взаимоотношения людей, формирующиеся в процессе прямого взаимодействия в группе, неформального характера, которые содержат эмоционально окрашенную и содержательную оценку партнеров по общению [8].
Я. Щепаньский, описывая социальное поведение, определил его компоненты: пространственный контакт, социальный контакт, психический контакт, социальное отношение [21].
Н. Н. Обозов, в свою очередь, при изучении отношений в группе, говорил о взаимной готовности индивида к конкретному виду взаимодействия, которое сопровождается различного окраса переживаниями [18].
Анализируя все вышеизложенное, важно подчеркнуть, что любые межличностные отношения имеют три главных признака: наличие конкретного предмета, специфичность или общность отношений, отношения как специфическая связь с ситуацией действительности [14].
Таким образом, взаимоотношения, безусловно, определяют обстановку внутри группы, в которой выделяют два типа отношений: личные и деловые. В зависимости от вида групповой деятельности, отношения могут быть ситуативными и постоянными.
Интересна позиция Мясищева В. Н., который охарактеризовал два основных типа взаимоотношений: общественные и психологические [4].
Вопросу межличностных отношений посвящали себя и такие ученые, как, Л. И. Божович, В. А. Горянина, А. Н. Леонтьев, А. А. Бодалев, Е. П. Ильин и другие. Для современного состояния общества, безусловно, человеку необходимо общение. Более подробно и интересно этот процесс можно рассмотреть на примере подросткового возраста. Анализ ситуаций коммуникативного взаимодействия подростков позволил выявить два вида общения: межличностное и ролевое. Межличностное взаимодействие находит себя при общении с окружающими, независимо от деятельности, ролевое общение реализуется в процессе совместной деятельности.
Для полного осознания сущности трудности целенаправлено рассмотреть источники формирования гендерной идентичности. Так, некоторые ученые говорят, а если пол младшего малыша совпадает с полом старшего, то традиционные полоролевые особенности у младшего как обычно выражены посильнее.
С историческими переменами меняются и формы гендерных отношений, классические взоры утрачивают свое положение и на замену им прибывают новые. Современные тенденции таковы, что зачастую мы можем наблюдать размытость гендерных границ, неименье гармонии меж отношениями парней и дам, спутанность соц ролей, которые раньше были верно прописаны, так как на данный момент почти многие дамы выполняют мужские роли и наоборот. К.Хорни именовала схожую ситуацию возникновением неопределенного пол а[14].
Из-за а всё потому что исследования различия в гендерной сфере стали учить не настолько издавна, то на сегодняшний момент популярными являются исследования по части феминных и мускулинных свойств это типичные обратные полюса 2-ух полов [10].