Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 664

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Борис (сын Ваня, 6 лет):

«Хочу сказать, что работа в консультации дала нам много. Прежде всего повысилась уверенность. Легче стало оценивать поступки детей: что можно позволить, что нельзя. Сейчас стра­хов у сына значительно меньше и справляется он с ними быстрее. Младший сын растет более активным. Между собой они играют дружно. Когда младший проявляет неуверенность, старший ве­дет с ним себя более осторожно.

Что изменилось в ребенке? Надо сказать, сын менялся на глазах! Конечно, когда дети только приходят в группу, они еще скованны (и хочется, и боязно). Но постепенно они увлекаются играми. Им предоставляется возможность самим выбирать роль. Все предложения детей учитываются. Дети чувствуют себя сво­бодно. Очень важен ритуал встречи: если кого-то обошли, он чувствует себя немного ущемленным. Детям нравится играть с психологом. Взрослый всеми детьми признается равным участ­ником игры.

В чем заключаются занятия с родителями?

Основной смысл и содержание занятий — это откровенные высказывания о своих ощущениях, настроениях, проблемах. Если не выскажешь чего-либо наболевшего — сам же потеряешь от этого. Вся трудность — в преодолении стеснения. Когда пере­ступишь через это, потом уже легче.

Значит, если обобщить, занятия с родителями — это разго­воры, дискуссии. О чем они? Первые разговоры всегда о детях. Вначале, как правило, 10 мин раскачиваемся, молчим, т. е. заданных тем нет. Бывало так, что и смеемся, и плачем. Идет анализ своих ощущений, переживаний, проблем. В группе каж­дый получит то, чего хочет!»

Таня (жена Бориса):

«Добавляя к сказанному, замечу, что мы, наверное, не сразу поняли, что эта группа была подарком в нашей жизни. Эти заня­тия, это общение многое дадут вам в понимании окружающего мира, помогут научиться чувствовать другого человека (в част­ности, своего ребенка, мужа). Это поможет создать нормальные отношения в семье.

Когда начнутся занятия, постарайтесь быстрее включиться. И еще: старайтесь ориентироваться не на себя, а на других— помочь им; и тогда вы получите гораздо больше.

Занятия в группе — это практика эмоционального общения. Такое счастье выпадает редко!»

Ирина (сын Стасик, 5,5 лет): От своего имени хочу добавить. Здесь вы научитесь жить на собственных ошибках. На занятиях проигрываются самые разные ситуации.

Гарантии, что ребенок будет лучше, не было. Бабушка нас отговаривала, говорила: зачем вам это нужно? Сейчас она, кста­ти, считает, что ребенок стал хуже, чем был. Почему так? По­тому, что раньше ребенок наш был такой, что его можно было уговорить на что угодно. А теперь он стал личностью. Если не согласен с чем-либо — отстаивает свою точку зрения, не согла­шается.


До занятий, если можно так сказать, у ребенка был «ком­плекс неполноценности». Теперь он на равных с ребятами, чувст­вует себя раскованно. Ему стало легче общаться. Занятия по­могли развитию способностей. Критерий того, что он изменился: после недели занятий в группе ребенок начал рисовать. Сейчас рисует так, что его рисунки берут на выставку. Другими сло­вами, произошел всплеск способностей».

Юра (дочь Наташа, 4 года):

«Все высказанное здесь совпадает с нашими переживаниями. У меня сейчас происходит психологическая разрядка (так же, как и раньше)... Мы приходили в эту комнату, дорогую нам всем. Помню, затаскивали меня сюда на аркане, а вот теперь я сожалею, что все кончилось. Что мы здесь находили: психологическую разрядку!

Началось с того, что жена подталкивала: «Иди, хотя бы проверь свою точку зрения». До этого у нас были точки зрения железные. У каждого своя. Теперь иначе... Хотелось бы позаниматься еще. Данный когда-то жене совет, побольше улыбаться, у нас укоренился.

Относительно игровой части — раньше хотелось сократите ее; теперь считаю, что она необходима, чтобы легче было вести разговор. В дискуссиях, разговорах выяснялись взаимоотно­шения в семье (оказывается, что мы еще любим друг друга). Живем вместе уже довольно-таки долго — скоро будем отмечать 30-летие совместной жизни. Благодаря занятиям в группе появилось родство душ».

Галина (жена Юры):

«Появилась общность взглядов на ребенка. Раньше каждый отстаивал только свою точку зрения, теперь — общая.

Одно очень важное дополнение к сказанному: надо обяза­тельно ходить на занятия вдвоем. Категорически — только! вдвоем. Иначе эффекта не будет».

Вопрос. Как долго длится занятие?

«Официально — 5ч. Но мы засиживались иногда с 10 ч. утра до 8 ч вечера! Вам самим не захочется расходиться. Вы бу­дете, как и мы, просить психологов продлить занятие».

Валентин (в семье трое детей, обратились по поводу младшего, Тимура, 4 года):

«В чем цель занятии? Попробую рассказать об этом на при­мере таком: бег трусцой — зачем он нужен? Обычно вначале человека вытащить на это трудно, но потом ему становится очень хорошо. А надо учитывать, что в человеке не только физиологи­ческая сторона, но и психологическая. Много в человеке защит­ных механизмов. Мы часто закрываемся от окружающего мира. Но появляется ребенок, его надо учить — и приходится раскры­ваться. Необходимо все это так же, как и бег трусцой. Если жизнь заставляет все время закрываться, то все равно надо обязательно найти место, где ты сможешь открываться. Здесь мы и научились это делать. Здесь было так сложно, что во всех других местах стало легче. В группе создавалась уникальная обста­новка. Главное, что в группе откровенное общение!»



Галина (жена Валентина):

«Здесь действительно создавались модели ситуаций, которые существуют в жизни. Может создаться впечатление, что все было очень легко и приятно. Нет! Это был очень большой труд (обще­ние в группе не сравнить с беседой за кружкой пива). Занятия со слезами. Для меня, например, последействие от занятия было и на следующий день, и через день (только в среду приходила в себя). Ни с какими приятельскими взаимоотношениями это сравнить нельзя. Вы должны быть готовы к большим труднос­тям. Когда вы рассказываете о своих наболевших проблемах приятельнице — то делать это легче, так как вы подбираете все же более выгодные ситуации, которые выставят вас в луч­шем свете. Здесь — совсем другое дело. Иногда приходилось тащить себя сюда как на аркане».

Вопрос. Судя по вашим рассказам, нагрузки на заняти­ях были большие. Хватало после таких нагрузок сил еще и на другие дела?

Борис (муж Ирины):

«Расскажу о себе. Какие у меня были нагрузки, когда мы занимались в группе: три раза в неделю — водительские кур­сы; в пятницу — занятия по философии (для сдачи кандидат­ского минимума), плюс ко всему этому маленький ребенок. Я скажу так: на все хватит сил, если идешь на это сознательно. После каждого занятия чувство было такое, что силы непонят­ным образом прибавляются».

Наташа (сын Женя, 5 лет):

«В предшествующих выступлениях обо всем уже очень хо­рошо рассказали. Добавлю совсем немного. В основном прихо­дят сюда из-за детей. Главные причины всегда мы прячем глу­боко-глубоко от окружающих, а порой и от себя. А дети разумом не живут и интуитивно чувствуют, если есть какое-либо неблаго­получие; реагируют на это эмоциональным срывом. Потом, если человеку удается заглянуть в себя поглубже, т. е. на истин­ные причины, он сможет найти дорогу к счастью. А так глубоко разобраться в себе помогают занятия в группе. Постарайтесь быть честными перед собой, и тогда трудности легче преодоле­ваются».
После такого мощного эмоционального воздействия, которое прежде всего ослабляет психическую напряжен­ность участников группы, происходят значимые изме­нения в установках на коррекционную работу, что хорошо иллюстрируют выдержки из дневниковых за­писей:

«После собрания неожиданное и долгожданное спокойствие (почти забытое состояние), жду начала занятий в детской и взрослой группах, но жду не так, как раньше, без нервности и без напряжения, жду с большим интересом и как-то с терпе­нием...»


«...Придя домой после собрания, весь вечер чувствовал себя неожиданно легко, чему очень удивился, ведь столько было эмо­ций и разговоров... давно не чувствовал в себе такого терпения к жене и Ане (дочери)...»

«Сразу же после собрания было ощущение какой-то легкос­ти, приподнятости, шла домой как на крыльях летела, так понравились все люди, очень удивили отношения между ними, вроде бы, они давно друг с другом не виделись, а общаются между собой так, как самые близкие люди...»

«...Одно только собрание на удивление благотворно подействовало на мои нервы, ушла напряженность, ощутил какой-то запас сил, спокойствия и бодрости...»

Другим, не менее важным итогом совместного ро­дительского собрания является переформулировка за­проса и более глубокое осознание мотивов обращения. Этот результат можно представить в обобщенном виде.


Запрос, сформулированный при обращении

в консультацию

Запрос, сформулированный после родительского собрания

Научите ребенка правильно вести себя в детском саду и до­ма

Хочу понимания и объяснения поступков своего ребенка, хо­чу лучше чувствовать его

Мой сын очень трудный, я не могу с ним справиться, надо, чтобы муж уделял воспитанию больше внимания

Мне необходимо научиться уп­равлять собой, быть выдержаннее, спокойнее реагиро­вать на поведение сына, уметь вести себя во время ссор. До­биться взаимопонимания с мужем

Научите жену правильному поведению в семье, прежде всего отношению к ребенку

Хотелось, чтобы в результате занятий в консультации у нас с женой выработалась единая линия по отношению к ре­бенку

Хочу помощи в воспитании дочери

Хотелось бы научиться луч­ше владеть своими эмоциями в общении с дочерью, «пони­мать ее», надеюсь, что смогу приобрести то, чего у меня никогда не было: умение чув­ствовать и понимать собесед­ника

У меня большие трудности в воспитании старшего сына, он стал очень труден, с ним при­ходится возиться больше, чем с младшими, на каждом шагу проблемы...

Хотела бы научиться оказы­вать влияние на детей .без конфликтов, чтобы знаки вни­мания одним не вызывали рев­ности у других

У нас в семье все плохо, трудно стало жить, ушла ра­дость

Хочу, наконец, найти способ понимать свою жену и научить ее понимать меня



Ослабление психической напряженности, более аде­кватно сформулированный запрос и глубже осознанный мотив обращения в консультацию вызывают активи­зацию родителей на самостоятельную психологическую работу, что также можно проиллюстрировать выдерж­ками из дневниковых записей:

«Постоянно возвращаюсь мыслями к собранию. Только уви­дев этих радостных и счастливых детей, хотя, как они сами го­ворили, проблемы есть и у них, я поняла главное: чтобы побе­дить, чтобы помочь себе и ребенку, не надо сдаваться, надо активно работать и не думать о себе как об одинокой и самой не­счастной. Говорю каждый день самой себе: поскорей бы нача­лись занятия, хочу работать...»

«Больше всего на меня произвели впечатления слова Тани и Валентина, я понял, что в группе надо будет помогать другим и что, хотя будет трудно, не надо отчаиваться и потом станет легче. Мы с женой как-то настроились на работу и, когда при­няли это решение, почувствовали себя ближе друг к другу».

Успешность психокоррекционной работы определя­ется многими переменными, среди которых особое ме­сто занимает контакт между психологом и участни­ками работы. Контакт этот не стабилен, он меняется как по знаку эмоционального отношения к психологу, так и по степени глубины симпатии и доверия. Транс­формации эмоционального отношения совершаются и в ходе создания родительских установок. Доверитель­ность, возникающая постепенно, отражается в увели­чении степени откровенности в выражении чувств в дневниковых записях.

«...После собрания я впервые сел за дневник, раньше я удив­лялся, чего они все так послушно всё выполняют, сказали пи­сать дневник, сказали, что его будут читать, какой же это дневник, когда пишешь и знаешь, что его прочтут и еще бу­дут анализировать, но после собрания эти все сомнения сами собой отпали, я понял, что не стоит бояться самого себя, что только при полной откровенности можно будет чего-то добиться…"

Следующим результатом родительского собрания, касающимся стремления родителей принять участие в психокоррекционной работе, выступает повышение веры в возможность достижения позитивного результата. По этому параметру изменение установок родителей происходит в каждой семье по-разному, иногда это выражается в окончательном принятии решения посещать консультацию