ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 664
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Борис (сын Ваня, 6 лет):
«Хочу сказать, что работа в консультации дала нам много. Прежде всего повысилась уверенность. Легче стало оценивать поступки детей: что можно позволить, что нельзя. Сейчас страхов у сына значительно меньше и справляется он с ними быстрее. Младший сын растет более активным. Между собой они играют дружно. Когда младший проявляет неуверенность, старший ведет с ним себя более осторожно.
Что изменилось в ребенке? Надо сказать, сын менялся на глазах! Конечно, когда дети только приходят в группу, они еще скованны (и хочется, и боязно). Но постепенно они увлекаются играми. Им предоставляется возможность самим выбирать роль. Все предложения детей учитываются. Дети чувствуют себя свободно. Очень важен ритуал встречи: если кого-то обошли, он чувствует себя немного ущемленным. Детям нравится играть с психологом. Взрослый всеми детьми признается равным участником игры.
В чем заключаются занятия с родителями?
Основной смысл и содержание занятий — это откровенные высказывания о своих ощущениях, настроениях, проблемах. Если не выскажешь чего-либо наболевшего — сам же потеряешь от этого. Вся трудность — в преодолении стеснения. Когда переступишь через это, потом уже легче.
Значит, если обобщить, занятия с родителями — это разговоры, дискуссии. О чем они? Первые разговоры всегда о детях. Вначале, как правило, 10 мин раскачиваемся, молчим, т. е. заданных тем нет. Бывало так, что и смеемся, и плачем. Идет анализ своих ощущений, переживаний, проблем. В группе каждый получит то, чего хочет!»
Таня (жена Бориса):
«Добавляя к сказанному, замечу, что мы, наверное, не сразу поняли, что эта группа была подарком в нашей жизни. Эти занятия, это общение многое дадут вам в понимании окружающего мира, помогут научиться чувствовать другого человека (в частности, своего ребенка, мужа). Это поможет создать нормальные отношения в семье.
Когда начнутся занятия, постарайтесь быстрее включиться. И еще: старайтесь ориентироваться не на себя, а на других— помочь им; и тогда вы получите гораздо больше.
Занятия в группе — это практика эмоционального общения. Такое счастье выпадает редко!»
Ирина (сын Стасик, 5,5 лет): От своего имени хочу добавить. Здесь вы научитесь жить на собственных ошибках. На занятиях проигрываются самые разные ситуации.
Гарантии, что ребенок будет лучше, не было. Бабушка нас отговаривала, говорила: зачем вам это нужно? Сейчас она, кстати, считает, что ребенок стал хуже, чем был. Почему так? Потому, что раньше ребенок наш был такой, что его можно было уговорить на что угодно. А теперь он стал личностью. Если не согласен с чем-либо — отстаивает свою точку зрения, не соглашается.
До занятий, если можно так сказать, у ребенка был «комплекс неполноценности». Теперь он на равных с ребятами, чувствует себя раскованно. Ему стало легче общаться. Занятия помогли развитию способностей. Критерий того, что он изменился: после недели занятий в группе ребенок начал рисовать. Сейчас рисует так, что его рисунки берут на выставку. Другими словами, произошел всплеск способностей».
Юра (дочь Наташа, 4 года):
«Все высказанное здесь совпадает с нашими переживаниями. У меня сейчас происходит психологическая разрядка (так же, как и раньше)... Мы приходили в эту комнату, дорогую нам всем. Помню, затаскивали меня сюда на аркане, а вот теперь я сожалею, что все кончилось. Что мы здесь находили: психологическую разрядку!
Началось с того, что жена подталкивала: «Иди, хотя бы проверь свою точку зрения». До этого у нас были точки зрения железные. У каждого своя. Теперь иначе... Хотелось бы позаниматься еще. Данный когда-то жене совет, побольше улыбаться, у нас укоренился.
Относительно игровой части — раньше хотелось сократите ее; теперь считаю, что она необходима, чтобы легче было вести разговор. В дискуссиях, разговорах выяснялись взаимоотношения в семье (оказывается, что мы еще любим друг друга). Живем вместе уже довольно-таки долго — скоро будем отмечать 30-летие совместной жизни. Благодаря занятиям в группе появилось родство душ».
Галина (жена Юры):
«Появилась общность взглядов на ребенка. Раньше каждый отстаивал только свою точку зрения, теперь — общая.
Одно очень важное дополнение к сказанному: надо обязательно ходить на занятия вдвоем. Категорически — только! вдвоем. Иначе эффекта не будет».
Вопрос. Как долго длится занятие?
«Официально — 5ч. Но мы засиживались иногда с 10 ч. утра до 8 ч вечера! Вам самим не захочется расходиться. Вы будете, как и мы, просить психологов продлить занятие».
Валентин (в семье трое детей, обратились по поводу младшего, Тимура, 4 года):
«В чем цель занятии? Попробую рассказать об этом на примере таком: бег трусцой — зачем он нужен? Обычно вначале человека вытащить на это трудно, но потом ему становится очень хорошо. А надо учитывать, что в человеке не только физиологическая сторона, но и психологическая. Много в человеке защитных механизмов. Мы часто закрываемся от окружающего мира. Но появляется ребенок, его надо учить — и приходится раскрываться. Необходимо все это так же, как и бег трусцой. Если жизнь заставляет все время закрываться, то все равно надо обязательно найти место, где ты сможешь открываться. Здесь мы и научились это делать. Здесь было так сложно, что во всех других местах стало легче. В группе создавалась уникальная обстановка. Главное, что в группе откровенное общение!»
Галина (жена Валентина):
«Здесь действительно создавались модели ситуаций, которые существуют в жизни. Может создаться впечатление, что все было очень легко и приятно. Нет! Это был очень большой труд (общение в группе не сравнить с беседой за кружкой пива). Занятия со слезами. Для меня, например, последействие от занятия было и на следующий день, и через день (только в среду приходила в себя). Ни с какими приятельскими взаимоотношениями это сравнить нельзя. Вы должны быть готовы к большим трудностям. Когда вы рассказываете о своих наболевших проблемах приятельнице — то делать это легче, так как вы подбираете все же более выгодные ситуации, которые выставят вас в лучшем свете. Здесь — совсем другое дело. Иногда приходилось тащить себя сюда как на аркане».
Вопрос. Судя по вашим рассказам, нагрузки на занятиях были большие. Хватало после таких нагрузок сил еще и на другие дела?
Борис (муж Ирины):
«Расскажу о себе. Какие у меня были нагрузки, когда мы занимались в группе: три раза в неделю — водительские курсы; в пятницу — занятия по философии (для сдачи кандидатского минимума), плюс ко всему этому маленький ребенок. Я скажу так: на все хватит сил, если идешь на это сознательно. После каждого занятия чувство было такое, что силы непонятным образом прибавляются».
Наташа (сын Женя, 5 лет):
«В предшествующих выступлениях обо всем уже очень хорошо рассказали. Добавлю совсем немного. В основном приходят сюда из-за детей. Главные причины всегда мы прячем глубоко-глубоко от окружающих, а порой и от себя. А дети разумом не живут и интуитивно чувствуют, если есть какое-либо неблагополучие; реагируют на это эмоциональным срывом. Потом, если человеку удается заглянуть в себя поглубже, т. е. на истинные причины, он сможет найти дорогу к счастью. А так глубоко разобраться в себе помогают занятия в группе. Постарайтесь быть честными перед собой, и тогда трудности легче преодолеваются».
После такого мощного эмоционального воздействия, которое прежде всего ослабляет психическую напряженность участников группы, происходят значимые изменения в установках на коррекционную работу, что хорошо иллюстрируют выдержки из дневниковых записей:
«После собрания неожиданное и долгожданное спокойствие (почти забытое состояние), жду начала занятий в детской и взрослой группах, но жду не так, как раньше, без нервности и без напряжения, жду с большим интересом и как-то с терпением...»
«...Придя домой после собрания, весь вечер чувствовал себя неожиданно легко, чему очень удивился, ведь столько было эмоций и разговоров... давно не чувствовал в себе такого терпения к жене и Ане (дочери)...»
«Сразу же после собрания было ощущение какой-то легкости, приподнятости, шла домой как на крыльях летела, так понравились все люди, очень удивили отношения между ними, вроде бы, они давно друг с другом не виделись, а общаются между собой так, как самые близкие люди...»
«...Одно только собрание на удивление благотворно подействовало на мои нервы, ушла напряженность, ощутил какой-то запас сил, спокойствия и бодрости...»
Другим, не менее важным итогом совместного родительского собрания является переформулировка запроса и более глубокое осознание мотивов обращения. Этот результат можно представить в обобщенном виде.
Запрос, сформулированный при обращении в консультацию | Запрос, сформулированный после родительского собрания |
Научите ребенка правильно вести себя в детском саду и дома | Хочу понимания и объяснения поступков своего ребенка, хочу лучше чувствовать его |
Мой сын очень трудный, я не могу с ним справиться, надо, чтобы муж уделял воспитанию больше внимания | Мне необходимо научиться управлять собой, быть выдержаннее, спокойнее реагировать на поведение сына, уметь вести себя во время ссор. Добиться взаимопонимания с мужем |
Научите жену правильному поведению в семье, прежде всего отношению к ребенку | Хотелось, чтобы в результате занятий в консультации у нас с женой выработалась единая линия по отношению к ребенку |
Хочу помощи в воспитании дочери | Хотелось бы научиться лучше владеть своими эмоциями в общении с дочерью, «понимать ее», надеюсь, что смогу приобрести то, чего у меня никогда не было: умение чувствовать и понимать собеседника |
У меня большие трудности в воспитании старшего сына, он стал очень труден, с ним приходится возиться больше, чем с младшими, на каждом шагу проблемы... | Хотела бы научиться оказывать влияние на детей .без конфликтов, чтобы знаки внимания одним не вызывали ревности у других |
У нас в семье все плохо, трудно стало жить, ушла радость | Хочу, наконец, найти способ понимать свою жену и научить ее понимать меня |
Ослабление психической напряженности, более адекватно сформулированный запрос и глубже осознанный мотив обращения в консультацию вызывают активизацию родителей на самостоятельную психологическую работу, что также можно проиллюстрировать выдержками из дневниковых записей:
«Постоянно возвращаюсь мыслями к собранию. Только увидев этих радостных и счастливых детей, хотя, как они сами говорили, проблемы есть и у них, я поняла главное: чтобы победить, чтобы помочь себе и ребенку, не надо сдаваться, надо активно работать и не думать о себе как об одинокой и самой несчастной. Говорю каждый день самой себе: поскорей бы начались занятия, хочу работать...»
«Больше всего на меня произвели впечатления слова Тани и Валентина, я понял, что в группе надо будет помогать другим и что, хотя будет трудно, не надо отчаиваться и потом станет легче. Мы с женой как-то настроились на работу и, когда приняли это решение, почувствовали себя ближе друг к другу».
Успешность психокоррекционной работы определяется многими переменными, среди которых особое место занимает контакт между психологом и участниками работы. Контакт этот не стабилен, он меняется как по знаку эмоционального отношения к психологу, так и по степени глубины симпатии и доверия. Трансформации эмоционального отношения совершаются и в ходе создания родительских установок. Доверительность, возникающая постепенно, отражается в увеличении степени откровенности в выражении чувств в дневниковых записях.
«...После собрания я впервые сел за дневник, раньше я удивлялся, чего они все так послушно всё выполняют, сказали писать дневник, сказали, что его будут читать, какой же это дневник, когда пишешь и знаешь, что его прочтут и еще будут анализировать, но после собрания эти все сомнения сами собой отпали, я понял, что не стоит бояться самого себя, что только при полной откровенности можно будет чего-то добиться…"
Следующим результатом родительского собрания, касающимся стремления родителей принять участие в психокоррекционной работе, выступает повышение веры в возможность достижения позитивного результата. По этому параметру изменение установок родителей происходит в каждой семье по-разному, иногда это выражается в окончательном принятии решения посещать консультацию