Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 665

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, так как часто при активном же­лании матерей отцы занимают нейтральную или от­крыто негативную позицию по отношению к участию в группе. После собрания очень часто эта установка меняется.

«...Я не хотел идти в консультацию, не раз спорил с женой, что никакая психология нам не поможет. После собрания я по­нял, насколько я ошибался, я увидел, какая здесь атмосфера доверия, желания понять и помочь, и если раньше я думал, что на собрание схожу, но в группе работать не буду, то сейчас я жду начала работы с радостью, я уверен, что польза от занятий будет...»

«...Я не верила в то, что с нашим сыном можно что-нибудь сделать, но когда я послушала рассказы родителей, то поняла, что трудно, когда ты одна, а совместными усилиями можно мно­гого добиться, я буду работать, я верю, что не все еще поте­ряно...»

«...Я пришла на собрание без желания, скорее, из чувства долга, к тому же нам сказали, что, если не будет ходить муж, нас в группу не включат, а он меня предупредил, что ходить не может, и я знаю, что он действительно сейчас очень занят на работе, но, когда за эти несколько часов вы обратили его в свою веру, это был высший класс, ведь я знаю, как ему будет трудно, но он сказал после собрания, что обязательно будет ходить на все занятия и что он поверил, что с нашим сыном и вообще с нами все будет хорошо, ну, а я теперь буду работать и помогать дру­гим...»
III. Коррекционный блок.

Психологической коррекции подвергаются все со­ставляющие психологических факторов риска и связи между ними; в итоге нормализуется психологический климат семьи, особенности супружеского взаимодей­ствия и супружеских коммуникаций, реконструиру­ются родительские позиции в составляющих их звеньях, расширяется осознание родителями мотивов семейного воспитания, происходит гармонизация хода психиче­ского развития детей в семье и их самосознания; само­оценка ребенка делается более адекватной. Психоло­гическая коррекция предполагает также расширение арсенала средств психологического воздействия роди­телей на ребенка в ходе семейного воспитания, тренинг воспитательных навыков родителей, формирование не­которых новых форм взаимодействия с детьми, снятие проявлений дезадаптации в поведении ребенка.

Стержневым содержанием психокоррекционного воз­действия становится создание концентрированного, эмо­ционально насыщенного опыта новых социальных от­ношений в семье — как между супругами, так и между детьми и родителями. Коррекционный процесс строится при параллельной работе детской игровой группы, родительского семинара и родительских групповых за­нятий, а также с применением метода совместной игры ребенка и родителей.


Основной задачей психокоррекции в детской игровой группе является устранение искажений в психическом развитии ребенка, перестройка уже неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, реконструкция общего хода развития и воссоздание полноценных, обновленных контактов ребенка с миром.

Решение этих задач возможно в той мере, в какой психологу удается дать ребенку в концентрированной, сгущенной форме опыт полноценной, яркой, поистине свободной и развивающей жизнедеятельности. Поскольку игра для дошкольников, это не только наиболее естест­венная, но и ведущая развитие форма деятельности, в русле которой формируются все основные новообразо­вания, использование игры в качестве основного ры­чага коррекционной работы представляется наиболее целесообразным. В процессе игровой коррекции реша­ются следующие конкретные задачи: у ребенка вызы­ваются новые формы переживаний, воспитываются чув­ства по отношению к взрослому, к сверстникам, к са­мому себе, формируется адекватное отношение к себе и другим, повышается уверенность в себе, развиваются и обогащаются приемы общения со сверстниками, отра­батываются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности.

Дети получают крайне необходимый для их эмоцио­нального благополучия опыт новых отношений со взрос­лым и сверстниками, отношений, основанных на ува­жении и признании самостоятельности и самоценности детей.

Следует сказать о некоторых общих моментах рас­сматриваемого варианта игровой коррекции.

а) Специфичность обстановки. Ребенок попадает в не совсем обычную для него обстановку, хотя занятия проводятся в типичной комнате для игр, где имеется набор знакомых детям игрушек, стол, стулья, краски, пластилин, бумага, карандаши, коврики. Необычность состоит в том, что все это поступает в полное и безого­ворочное распоряжение ребенка. Он может играть с любыми игрушками или не играть вообще, брать лю­бые заинтересовавшие его вещи, не испытывая никаких ограничений. Выбор за ребенком, отсутствуют норма­тивы, инициатива принадлежит ребенку.

б) Специфичность контакта. Чтобы включить в дей­ствие механизмы перестройки поведения, прежде всего следует изменить условия, т. е. вывести ребенка из той среды, в которой у него появились нежелательные формы поведения. Это разрушает старые, неоправдавшие себя стереотипы и вызывает у ребенка необходи­мость поиска новых способов реагирования. Ребенок падает в совершенно новую ситуацию: меняется отношение к нему со стороны взрослого; никто его не поучает, не оценивает, не делает запрещений, ребенку предоставляется полная свобода выбора, т. е. он по­падает в ситуацию, в которой не действуют старые нормы жизни, ребенок может вести себя так, как он хочет.



в) Безоговорочная симпатия и участие к ребенку.

Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, «выплеснуть» наружу свои про­блемы. Ребенку необходимы эмоциональное тепло и поддержка, которые являются важнейшими условиями работы. Этому служат различные средства невербаль­ной коммуникации, взгляд, улыбка, поглаживание, физический контакт, постоянное внимание ко всем аффективным проявлениям ребенка.

г) Минимальное количество ограничений. Ребенку предоставляется максимальная свобода действий. Ог­раничений крайне мало: строго регламентированное время продолжения игрового занятия, запрещение по­кидать пределы игровой комнаты до конца занятия, запрещение физических воздействий в тяжелой форме. Кроме того, не разрешается уносить с собой какие-либо игрушки из игровой комнаты. Необходимо воздержи­ваться от нормативной оценки ребенка, как положи­тельной, так и негативной, в какой бы то ни было форме.

д) Активность самого ребенка. Одного лишь измене­ния условий недостаточно для получения ожидаемого эффекта психологической коррекции. Необходимо це­ленаправленное воздействие психолога-корректора. Но ни в коем случае не допустимы ни навязчивая помощь, ни грубое принуждение. Нужно побуждать внутренние силы ребенка, подчеркивать его самостоятельность и умение самому справляться со стоящими перед ним проблемами. Ни в коем случае нельзя торопить ребенка с проявлениями активности, но необходимо всячески поощрять любое спонтанное ее проявление. Опора на все сильное, позитивное в личности ребенка — важ­нейшее условие психологической коррекции.

В процессе игровой коррекции используются спе­циально разработанные приемы и методы игровых занятий, содержание которых соответствует коррекционным задачам. Некоторые игры были предложены са­мими детьми и затем вошли как обязательные в проце­дуру коррекции. На занятиях детям предлагается большой набор сюжетно-ролевых игр, специальные игры-драматизации, в ходе которых реализуется прием

десенсибилизации страхов, используются игры, содей­ствующие достижению эмоциональной децентрации, сни­мающие барьеры в общении.

Для понимания специфичности использования игры в коррекционных занятиях следует иметь в виду, что каждая игра полифункциональна. Это означает, что при ее применении можно решать самые разные задачи, причем одна и та же игра для одного ребенка может быть средством повышения самооценки, для другого — растормаживающим и тонизирующим, а для треть­его — обучения коллективным отношениям.


Приводим примеры некоторых игр и упражнений

1. «Мальчик (девочка) – наоборот». Участники встают в круг, ведущий показывает действия, все повторяют за ним. Мальчик-наоборот должен делать не так, как все. В игре разви­вается произвольный контроль за своими действиями, снимается двигательная расторможенность, негативизм.

2. «Сова». Выбирается сова. По команде совы «День!» сова спит, дети играют, бегают. По сигналу «Ночь!» — наобо­рот. Воспитывается произвольность, внимание, самостоятель­ность, наблюдательность.

3. «Турнир». Участники обговаривают правила игры-борьбы. Например на одной ноге или не переступая линии, с оружием или без него. Назначается судья. Воспитывается произвольный контроль, корректируется аффективное поведе­ние, развивается смелость, уверенность в себе, ребенок ставится в разные позиции: соревнующегося, судьи,, зрителя..

4. «Кораблик». Двое взрослых раскачивают за углы одеяло «гамаком»—это кораблик. В кораблике лежит ребенок. При словах: «Тихая, спокойная погода, светит солнышко» — все дети изображают хорошую погоду. При слове «Буря!» они на­чинают создавать шум, кораблик качается сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури! Я самый сильный матрос!» Игра повышает само­оценку, используется метод внушения с целью создания уве­ренности в себе.

5. «Паравозик». Дети цепляются друг за друга, представ­ляя собою вагончики, впереди; — паровозик. Каждый должен почувствовать поддержку другого. Паровозик с вагончиками преодолевает в ходе игры всякие препятствия: перепрыгивает через ручей, проезжает по дремучему лесу, пробирается через горы, мимо страшного зверя, летает в космос. Цель игры – издание положительного эмоционального фона, повышение Уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, возникновение чувства «мы», взаимопомощи, произвольного конт­роля, умения подчиняться требованиям одного. У паровозика — самостоятельности, ответственности, воображения.

6. «Щит и меч». Ведущий держит щит, дети бьют об него мечами. Цель — выход эмоционального напряжения, агрессии.

7. «Борьба». Общая борьба. Основная цель — выход эмоций, при этом происходит и сплочение группы.

8. «Изображение предметов».
Ребенок жестами и мимикой изображает предмет, остальные дети его отгадывают. Воспиты­вается наблюдательность, воображение, умение видеть другого.

9. «Изображение животных». Хитрая лиса, трусливый заяц, страшный тигр, сильный медведь и, наоборот, трусливый медведь, храбрый заяц.

10. Сюжетные игры с распределением ролей: Илья Муромец, Василиса Прекрасная и др. Дети сталкиваются с труднос­тями, преодолевают их, помогают друг другу. Игра нацелена на преодоление страхов, повышение самооценки, ответственности за другого, на воспитание коллектива. Имеет диагностическое значение.

11. Игры-драматизации. Подобны сюжетным играм, но по собственной инициативе детей. Развивается воображение, вы­плескиваются конфликтные, травмирующие ситуации. Игра имеет большое диагностическое значение. Дети разыгрывают трудные ситуации, с которыми встречались ранее.

12. Игра в мяч. Дети встают в круг вместе с ведущим, каж­дый дает мяч тому, с кем хочет разговаривать. Таким образом, общение становится невербально опосредованным. Это облегчает контакт, особенно на этапе знакомства, снимает напряжение. Эта игра дает возможность судить о возникающих симпатиях-антипатиях в группе.

13. «Кто во что хочет» . Ведущий предоставляет детям воз­можность выбирать игры самим. Оценивается уровень развития спонтанной игровой деятельности.

14. Передача предметов. По кругу передаются воображаемые предметы. Развиваются умение изображать, выразительные средства, воображение, наблюдательность.

15. Передача чувств. Вместо изображаемых предметов пере­даются чувства. Воспитывается умение выражать чувства, сни­маются барьеры. Основная цель — достичь взаимопонимания.

Другой вариант этой игры — один из участников сидит на стуле, отвернувшись от группы. Дети подходят по одному и передают ему свои чувства. Воспитывается умение выражать чувства, снимаются барьеры. Основная цель—достичь взаимо­понимания. Задача сидящего на стуле — угадать, кто какое чувство передал. Выражаются симпатии и антипатии, трудности детей.
Наряду со специальными играми большое значение в коррекции приобретают специальные приемы неиг­рового типа. Они служат целям повышения сплочен­ности группы, развитию у детей навыков общения в коллективе, развивают способность к эмоциональной децентрации, продуцируют разнообразные чувства и создают навыки адекватного выражения эмоций. Ус­ловно эти приемы могут быть отнесены к 4 группам.