Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 668

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


3. Библиотерапия. Этот прием состоит в обсуждении содержания специально подобранных для семинара книг. В основном используются научно-популярные книги посвященные проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

4. Анонимные трудные ситуации. Этот прием используется психологом для активизации групповой дис­куссии и для повышения мотивов участников к разре­шению знакомых проблемных ситуаций, но новыми способами. Прием направлен на активизацию творче­ского подхода в воспитании детей. Суть его состоит в 'том, что психолог предлагает обсудить случаи, кото­рый знаком ему из его практики. Обычно это рассказ о взаимодействии родителей со своим ребенком, когда те или иные приемы никак не приводят к успеху. Причем психолог воспроизводит ситуации, близкие к тем, ко­торые важны и затруднительны для участников семи­нара. Необходимо отметить, что простота методик родительского семинара лишь внешняя, кажущаяся. В действительности при неквалифицированном ведении ро­дительский семинар может превратиться в поучения пси­хологов или же в советы «бывалых людей». Здесь очень важно найти правильный тон, интонацию беседы, ко­торые задаются обдуманным и оригинальным содержанием обсуждаемых тем, а также их значимостью.

Основной задачей психологической коррекции в poдительских группах является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля воспитания, расширение осознанности мотивов воспитания в семье, оптимизация форм родительского воздействия в процессе воспитания детей.

В отличие от родительского семинара, где происходит реконструкция когнитивных и поведенческих аспектов семейных отношений и семейного воспитания, психологическая коррекция в родительской группе предполагает реконструкцию эмоциональных аспектов семейного взаимодействия, работу в зоне бессознатель­ных психических явлений, в сфере неосознаваемых пластов супружеских и родительских отношений.

Особое внимание уделяется коррекции эмоциональ­ных основ воспитания, что в итоге создает общий под­держивающий и тонизирующий эффект, повышающий уверенность участников группы в своих родительски ролях, в своих воспитательных возможностях, усиливает способность родителей к пониманию и вчувствованию в эмоциональный мир друг друга и своего ре­бенка, возрастает взаимопонимание между супругами в решении задач семейного воспитания.


Опыт коррекции, в родительской группе показал, что в ходе работы решаются также задачи общего лич­ностного роста участников вне сфер семейного воспи­тания, а для некоторых семей участие s родительской группе гармонизирует не только родительские, но и супружеские отношения.

Работа родительской группы строится в соответствии с общими принципами групповой работы, среди которых основным является создание психокоррекционного по­тенциала группы. Групповая психокоррекция создает специфические условия для раскрытия внутриличностной и внутрисемейной проблематики участников по­средством моделирования и анализа актуального груп­пового межличностного взаимодействия и наглядности проблем участников группы, выраженных в их реаль­ном поведении в процессе групповых событий. Груп­повая форма работы создает оптимальные условия для конструктивной переработки, переосмысливания лич­ностных проблем ее участниками, а также формирует эмоциональное переживание проблем и конфликтов на более высоком уровне, создает условия для форми­рования новых, более адекватных форм эмоционального реагирования и поведения в целом, вырабатывает ряд специальных навыков, прежде всего в сфере межлич­ностного общения.

Следует отметить, что методики работы в родитель­ской группе во многом сходны с теми, которые исполь­зуются в других формах групповой работы, вместе с тем специфика родительской группы требует модифи­кации ряда методических приемов.

Основной метод формирования группы как целого интеракционный, иными словами — создание специфи­ческих групповых норм и правил поведения, акценти­рование обратной связи при общей эмоциональной под­держке, моделирование конфликтных ситуаций и выбор способов их разрешения. Значительно большее место в таких группах уделяется истории семьи в целом и истории жизни ребенка, воспитывающегося в данной семье.

Широко используются игровые приемы: разыгры­ваются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются некоторые приемы общения с детьми. В родительских группах также используются приемы психогимнастики и способы невербального взаимодействия (наиболее часто применяемые в групповой работе). Эти приемы в родительской группе переосмысливаются и применя­ются не только как способы развития и оптимизации эмоциональных и перцептивных аспектов общения, но и как способы взаимодействия и межличностного вос­приятия своих детей и детей вообще.



Спецификой групповой работы с родителями является также неоднородность и особая «двойственная представленность» участников группы. С одной стороны, они, выступают в качестве независимых участников группы с присущими им самим формами поведения, а с другой – часть из них образуют супружеские пары, семью, по­этому методика работы также с необходимостью должна учитывать этот двойственный характер. Групповая ра­бота строится с отдельным пациентом, участником группы, но имеют значение и процессы, создающиеся при взаимодействии семьи с семьей. В групповой ра­боте нужно исходить из понимания пациента как пары, как семьи и использовать присущее каждой семье чув­ство «мы», учитывая динамику семейной общности и семейной конкурентности в групповом процессе.

Один цикл групповых занятий (10—12 человек в группе) состоит обычно из 10—12 занятий, их примерное содержание приводится ниже.

Занятие 1

Руководитель группы знакомит участников с основными; правилами функционирования группы (обращаться по имени и на «ты», открыто высказывать мысли и чувства, возникающие «здесь и теперь», избегать непосредственных оценок). Члены группы представляются друг другу (называют имя, возраст, профессию). В ходе занятия происходит уяснение и принятие групповых норм участниками, знакомство их с групповым на­пряжением, обмен ожиданиями от предстоящего группового опыта, первыми впечатлениями друг о друге. Делается первая попытка обсуждения семейных проблем (на рациональном уров­не). Группа выполняет психогимнастические упражнения: изоб­разить «дерево», «белье на веревке», «памятник», «резиновую иг­рушку», бросание «мяча», «снежка», брызгание «водой», передачи по кругу хлопков, «цветка», благодарности, чувства злости, раздражения, направленные на уменьшение напряжения, ак­тивизацию и сближение группы, преодоление сопротивления oтдельных участников, а также на подготовку их к ролевым играй. Элемент психодраматизации на первом занятии был представлен заданием произнести свое имя и имена своих детей: 1) ласково; 2) грубо. Для акцентирования чувства принадлежности к груп­пе участники выработали ритуал группового прощания.

Занятие 2

Основные темы групповых дискуссий: впечатления от пер­вого занятия; индивидуальные цели участия в группе; цели группы. Отрабатываются первые впечатления друг о друге (тех­ника «ассоциаций», «горячий стул» — доверие к каждому участ­нику). Невербальные психогимнастические приемы: «движение и темноте», «восковая палочка» — и ролевая игра «Поводырь и слепец» направлены на сплочение группы и знакомство с по­мощью тактильных контактов. Игра «Центр» (кто как себя ощущает по отношению к центру группы) и оценка эмоциональной близости группы по отношению к некоторым участникам (как ее ощущает группа и сам участник) применяются в качестве ва­риантов открытой социометрии.


Занятие 3

Рассказ о прошлом. Дискуссии: об отношении к очереди;

толпе; о реакции детей на игровые занятия; о целях группы, о роли и тактике психолога; о линиях притяжения и отталки­вания в группе. Ролевые игры «Мостик через ущелье», «Авто­бус в час «пик» выступали имитационными моделями проблемных ситуаций межличностного общения участников. Психогимнас­тические приемы: выражение своего отношения к человеку, си­дящему с закрытыми глазами (тренировка невербального взаимо­действия), «гравитационный стресс» (проверка и повышение доверия в группе), «узнавание на ощупь», «глядение в глаза» (диагностика некоторых внутриличностных и межличностных проблем) и тренировка соответствующих навыков.

Занятие 4

Обсуждаются темы: должны ли супруги вместе ходить в гости; проблема ухода из семьи; об отношении к женщине и к мужчине (одинаково ли оно?); о вежливости; о прошлых оби­дах. Невербальное выражение чувств к некоторым участникам направлено в одном случае на демонстрацию недифференцированности эмоционального отношения в группе, стимуляцию активности в группе, а в другом — на оказание эмоциональной поддержки и выход из напряженной для участника ситуации. На этом занятии группа прощается с семейной парой, которая ' вынуждена прекратить посещение занятий (впечатления, поже­лания, уходящих качают).

Занятие 5

Психодраматическое разыгрывание конфликта одной из супружеских пар (в своих ролях; поменявшись ролями; в том виде, в котором данная ситуация приемлема для участников) применяется в качестве вспомогательного приема в ходе группо­вой дискуссии (вместо рассказа о конфликте) с целью разреше­ния конфликта и создания условий для обучения новым формам "сведения. Обсуждаются проблемы ревности у детей; воспита­тельные требования к детям; отношения с собственными родите­лями: допустимая грань откровенности между людьми.

Занятие 6

Вводится ритуал вхождения в группу опоздавших (акцент "а причастность к группе). Дискуссии: о конфликте между привязанностью к мужу и родительской семье у женщины; об объек­тивной правоте; о том, насколько человек может принадлежать себе после вступления в брак; «о приходящей жене»; о взаимо­отношениях ребенка с посторонними взрослыми; о мужских и женских ролях. Разыгрывание психодраматической сцены «Я хочу пожить один», где роль жены участника по очереди выпол­няют женщины группы. Социометрические методики: осуществ­ление выбора за другого участника с последующим сравнением результатов с его собственным выбором (диагностика и тренировка способности к эмоциональному пониманию); выбор «се­мьи» из членов группы. «Молитва» (суггестивный прием).


Занятие 7

Ритуал вхождения в группу и игра «Восковая палочка» для отсутствовавшей на прошлом занятии участницы группы, озна­комление ее с содержанием предыдущего занятия (акцентирова­ние принадлежности к группе + отработка некоторых индиви­дуальных проблем). Основные темы дискуссий: впечатления от совместного занятия с детьми; о поведении детей в группе и дома; об изменениях в детях; проблема «разных интересов»; о женственности и мужественности; как должна выглядеть жен­щина дома; отношение к матери; отношение к браку. Строят семью те, кто еще не строил. Невербальные приемы — выражение отношения прикосновением и качание — направлены на снятие напряжения и демонстрацию групповой поддержки участнице, чьи проблемы обсуждались в ходе занятия.

Занятие 8

Психолог интерпретирует детско-родительские отношения в семьях участников группы и дает ряд рекомендаций по воспи­танию. Разыгрывается психодраматическая ситуация. Обсуж­даются темы: проблема «мужа — отца»; должна ли жена встре­чать мужа. Спонтанные высказывания о том, что дала группа.

Занятие 9

Дискуссии: впечатления о детях после критического игро­вого занятия; о допускаемой границе фантазии в отношениях с детьми; о пользе занятий в группе; проблема взаимопонима­ния между супругами; проблема «вечной занятости»; о гедонис­тической жизненной позиции; о неуверенности в себе. Одной из участниц демонстрируется неэффективность некоторых форм ее поведения по отношению к детям, и отрабатываются навыки коммуникативной экспрессии, для чего используется вариант «зеркального» метода с элементами драматизации. Социометрическая методика «за дверью» (осуществление выбора за другого участника в его отсутствие и сравнение с его. собственным вы­бором).

Занятие 10

Обсуждается необходимость эмоциональной сдержанности в присутствии ребенка, важность для воспитания правильной женской позиции и супружеских отношений. Проводится психо­гимнастическая разминка (напряжение — расслабление), игра «Восковая палочка» — укрепление групповой сплоченности. Невербальный прием — для облегчения выражения чувств од­ного из участников к другому группа выстраивается в круг, спиной к ним. Результаты социометрической игры «Центр» срав­ниваются с результатами второго занятия. Каждый участник рассказывает, что ему дала группа.
В начале и в конце цикла занятий с родителями про­водятся совместные занятия родителей с детьми.