ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 657
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
(вариант б) направленных игр. Отличие спонтанных игр от направленных в том, что в последних содержание осваиваемых навыков и действий целенаправленно задается ведущим.
Психологи активно предлагают игры, которые должны быть двигательными, в них для всех должно быть место, в них нет преимущества для более ловких, в них много условий для взаимодействия., предпочтительно тактильного. Предлагаемые игры: «Жмурки», «Моргалки», «Построение зверей», «Восковая палочка», «Жучок», «Кто громче», «Портфель», «Обед», «Путанка», «Крепость», «Зеркало», «Коллективная сказка». Обычно на одном занятии хватает времени только на два вида игр. Желательно, чтобы водящими смогли перебывать все дети. Важный момент в каждой игре — первый водящий. Он- выбирается счетом. Дети воспринимают как большое поощрение, если группа выбирает их считающими, т. е. дает считать. Здесь надо следить за тем, чтобы не появилось записного считальщика. Надо предоставлять возможность считать всем по очереди.
Считалку можно использовать как вид укрепления личности — предлагать на одном из занятий считать «козлу отпущения» или кому-нибудь из "баранов". Лидирующего ребенка на этом этапе следует мягко сдерживать.
Еще раз подчеркнем, что стиль поведения ведущих недирективный. У них, скорее, совещательные голоса. Если этап б следует за этапом а, то основная цель ведущих — перестройка групповой иерархии: поддерживать слабых и сдерживать сильных. Если же группа началась сразу с этапа б, то групповую структуру приходится строить. При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на установление равенства и пресечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок», просто по количеству агрессивных актов во время борьбы. Во-вторых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания. Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, второму этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуализированной коррекционной работе в форме ролевых игр и других приемов.
Второй этап коррекционного курса трудно формализованно описать. Здесь многое зависит от квалификации и опыта практической работы психологов. К моменту начала второго этапа психологам уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадаптивные компенсаторные способы поведения каждого. Выявлений этих трудностей и последующее их обсуждение, как это делается в группе взрослых, в группе детей неэффективно — они
иначе осознают свои трудности, не могут их преодолевать на рациональной и волевой основе, анализировать свои потребности и мотивы.
В самом общем виде индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый: опыт общения. Однако это становится возможным лиши при условии, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками и обусловливают его неадаптивное поведение). Чаще всего это потребности в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры. Возникает специфическое групповое единство и специфический феномен, что и приводит к чувству безопасности, доверия и защищенности в группе.
Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения более полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, и используют методические приемы, такие, например, как обратная связь. Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Модифицированное зеркало», «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты». Умело организуя обратную связь, психологи помогают сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положительные стороны ребенка.
Кроме того, на втором этапе применяются некоторые игры, помогающие преодолеть неприятные для ребенка свойства характера, трусость например. Это игры «Падение с подоконника», «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После этих игр ребенок может сказать. себе: «Вот я какой, не всегда, конечно, хороший, но зато я могу падать с подоконника спиной навзничь и не бояться, я могу слушать страшные сказки в темноте, и не только слушать, но и сам выдумывать, я могу играть в необитаемый остров и аккуратно разжигать костер, не бояться огня, владеть собой и т. п.».
Ключевой момент второго этапа — игра «День рождения». Во время этой игры и происходит усвоение требуемых качеств, «опускание» нужной характеристики личности, так сказать, авансом, сверху. Таким образом очерчивается зона ближайшего развития ребенка. Отработка новых навыков общения особенно целенаправленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать. Конкретное содержание .этих заданий нельзя определить заранее. Они максимально индивидуализированы и составляются для каждого ребенка отдельно психотерапевтами перед игровыми занятиями. Эти занятия прямо вытекают из Психологического диагноза каждого ребенка, который давится постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты участников, ведущие особенно внимательны к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет. Жадный не умеет радоваться, даря подарки,— значит, в игре «День рождения» будет дарить всем остальным участникам группы все самое для себя дорогое — не буквально, конечно, в символической форме, т. е. без реальных вещей, а символы этих вещей. Причем символика должна быть понятна каждому ребенку.
Например, мальчик приносит на занятия игрушки из дома, хвастает ими, но не дает в них играть другим детям. Конечно, на том занятии, когда это случилось (может быть, на втором или третьем), необходимо показать мальчику, что другим детям это неприятно и обидно. Обращаясь к ним, можно спросить каждого:
«Ты хочешь поиграть Васиными машинками, тебе неприятно, что он не дает их тебе?» Потом можно спросить Васю: «Почему ты не даешь поиграть?» Но не настаивать и не отнимать, если Вася упорно не дает эти машинки.
Когда наступает Васин, день рождения, то все дарят ему подарки, а Васе предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Дети могут подсказывать или напоминать о своих «счетах». Выплывает эпизод с игрушками, которые Вася не давал играть. ЕслиВася вдруг сам захочет сделать другим детям подарки (все подарки делаются в пантомимической форме), то это — безусловный эффект занятий, если он продолжает колебаться, можно попросить его сделать подали детям.
Потом ведущие говорят о том, как изменился Вася, как с ним приятно и какой он добрый. Можно говорить это не в форме комментариев к Васиному поведению, а тогда, когда группа будет выдумывать Васино будущее. Здесь хорошо первому начать говорить одному из вeдущих и сказать, например, такую фразу: «Я не знаю, кем будет .Вася, когда вырастет, но сейчас уже совершенно ясно, что он будет очень добрым человеке»!». Не следует стараться уложить весь этот педагогически этюд в одно занятие. Даже лучше, если между эпизодами будет несколько занятий — тогда все можно снова вспомнить и добиться таким образом более полной картины в головах детей.
Конечно, этот небольшой пример не позволяет представить себе всей картины занятий на втором этапе.
Неправильностей поведения у детей много, не обязательно проигрывать их все. Специальное внимание обращается на те моменты поведения, которые «торчат», т, е. встречаются часто, приводят к непониманию и конфликтам между детьми, при этом ребенок с неадекватным поведением не умеет выйти из этого конфликта.
Приведем описание игр, используемых в данном варианте психокоррекции.
«Ассоциации». Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих ребят они, задумывают. Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом, то каким?» Тот, к кому он обратился, отвечает ему, имея в виду загаданного, так как ему кажется, т. е. высказывает свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Единственное условие состоит в том, что они должны задаваться опосредованно, в описательной форме: «Если бы этот человек был домом, картиной, ландшафтом,
погодой, цветком, едой, видом транспорта и т. п.» Когда водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, о; может угадывать до трех раз. Если он не угадал, ему об этом говорят. Затем выходит следующий водящий. В том случае, если средний возраст группы низок, детям бывает трудно играть в эту игру.
«Бип». Вся группа, за исключением водящего, кругом сидит на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать «Бип», желательно не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот ребенок начинает водить, а предыдущий садится на его место.
«Восковая палочка». Группа стоит в кругу близко друг к Другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки нагнуты в локтях. В кругу — «восковая палочка». Ее ноги «прибиты» к полу, а костей у нее нет, Палочка, закрыв глаза, кажется, а группа мягко перепасовывает ее от одного члена группы к другому. Тест на групповую сплоченность, индивидуальную агрессивность, тревожность и напряженность.
«День рождения». Как будто у кого-то из членов группы день рождения. Ребята приходят к нему в гости и дарят пантомимические подарки. Условие: дарить то, что этому человеку действительно нужно для успеха, для того, чтобы легче жилось. Именинник должен угадать, что ему .подарили. Хорошо поговорить о том, почему именно это подарили. Затем можно рассуждать о будущем именинника. Здесь в основном говорят психологи, которые, рассказывая о будущем, «спускают» сверху требуемые для данного ребенка качества. Потом — ответная вежливость: именинник «платит по групповым счетам», т. е. отвечает на претензии детей, если они есть, или выполняет задания, которые ему дают психологи и дети.
Основная цель этих заданий — осуществить такие действия, вторые не получались у этого ребенка в ходе групповых эанятий. Например, мальчик очень напряженно общается с девочками, неловко себя чувствует. Именинник должен выполнить задание –поносить девочек по очереди на руках и т. п. Предлагаемые упражнения не обязательно осуществляются за один раз, «День рождения» — хорошая коррекционная процедура, правда, несколько прямолинейная,
поэтому ее лучше проводить в конце занятий, когда предыдущие «лобовые» упражнения будут правильно поняты.
«Жмурки» . Вся группа стоит в кружок, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы его кружит на месте, чтобы затруднить ему ориентировку. Кружить можно с разными забавными присказками ила шуточными диалогами. Например: «На чем стоишь?» — «На мосту».— «Что ешь?» — «Колбасу».— «Что пьешь?» — «Квас»,— «Ищи мышей, а не нас». После этого все разбегаются, а «жмурка» должна ходить по комнате и ловить детей. Дети бегают по комнате, дразнят «жмурку», трогают ее, чтобы отвлечь, и т. п. «Жмур. ка» должна поймать кого-то и на ощупь угадать, кто это. Игра направлена на групповое сплачивание и инициирование тактильных контактов. Хорошо растормаживает двигательно заторможенных детей.
«Жучок». Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышки свою руку с раскрытой ладонью. Дети и психологи стоят в шеренгу за ним. Правая рука у всех сжата в кулак и поднята на уровень груди. Большой палец этой руки поднят вверх. Кто-то из шеренги толкает водящего в его раскрытую ладонь и быстро принимает исходное положение. Водящий должен повернуться к группе и угадать, кто его толкнул. Водящий водит до тех пор, пока правильно не угадает. Тогда водить начинает тот, кого угадали. Игра хорошо вскрывает групповые отношения.
«Зеркало». Выбирается водящий. Это — человек. Все остальные дети—зеркала. Человек смотрится в зеркала, и они отражают его. Зеркала повторяют все действия человека, который конечно, кривляется от души. Здесь важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднял правую руку, зеркала должны поднять левую и т. п. В этой игре удобно поощрять самых пассивных членов группы.
«Коллективная сказка». Дается инструкция—придумать сказку. Существует два варианта этой игры. Вариант 1. Первый рассказчик говорит слово, второй повторяет это слово и добавляет свое, подходящее по смыслу, третий говорит два первых слова и свое и т. д. Нужно, чтобы получился связный рассказ. В этой игре можно получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях. Вариант 2. Первый говорит предложение. Второй говорит второе предложение сказки, не повтор) первое, т. е. рассказ сказки по предложениям, по очереди.
«Крепость». Группа делится на две команды. Каждая команда строит из мебели крепость, или одна команда защищает крепость, а вторая штурмует ее. Основное оружие — надувные мячи и мягкие игрушки. Игра дает возможность проявлять агрессию. Интересна диагностически — кто с кем захочет бы в команде.
Психологи активно предлагают игры, которые должны быть двигательными, в них для всех должно быть место, в них нет преимущества для более ловких, в них много условий для взаимодействия., предпочтительно тактильного. Предлагаемые игры: «Жмурки», «Моргалки», «Построение зверей», «Восковая палочка», «Жучок», «Кто громче», «Портфель», «Обед», «Путанка», «Крепость», «Зеркало», «Коллективная сказка». Обычно на одном занятии хватает времени только на два вида игр. Желательно, чтобы водящими смогли перебывать все дети. Важный момент в каждой игре — первый водящий. Он- выбирается счетом. Дети воспринимают как большое поощрение, если группа выбирает их считающими, т. е. дает считать. Здесь надо следить за тем, чтобы не появилось записного считальщика. Надо предоставлять возможность считать всем по очереди.
Считалку можно использовать как вид укрепления личности — предлагать на одном из занятий считать «козлу отпущения» или кому-нибудь из "баранов". Лидирующего ребенка на этом этапе следует мягко сдерживать.
Еще раз подчеркнем, что стиль поведения ведущих недирективный. У них, скорее, совещательные голоса. Если этап б следует за этапом а, то основная цель ведущих — перестройка групповой иерархии: поддерживать слабых и сдерживать сильных. Если же группа началась сразу с этапа б, то групповую структуру приходится строить. При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на установление равенства и пресечение привилегий. Есть определенные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая структура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направленную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Крепость» и «Жучок», просто по количеству агрессивных актов во время борьбы. Во-вторых, возникают спонтанные тактильные ласковые интеракции между членами группы. В-третьих, появилось серьезное, уважительное отношение к ритуалу окончания. Тогда, когда возникла групповая структура, уравнявшая детские индивидуальности, можно переходить к следующему, второму этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуализированной коррекционной работе в форме ролевых игр и других приемов.
Второй этап коррекционного курса трудно формализованно описать. Здесь многое зависит от квалификации и опыта практической работы психологов. К моменту начала второго этапа психологам уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадаптивные компенсаторные способы поведения каждого. Выявлений этих трудностей и последующее их обсуждение, как это делается в группе взрослых, в группе детей неэффективно — они
иначе осознают свои трудности, не могут их преодолевать на рациональной и волевой основе, анализировать свои потребности и мотивы.
В самом общем виде индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, когда ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый: опыт общения. Однако это становится возможным лиши при условии, если ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат источниками и обусловливают его неадаптивное поведение). Чаще всего это потребности в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры. Возникает специфическое групповое единство и специфический феномен, что и приводит к чувству безопасности, доверия и защищенности в группе.
Удовлетворение потребности в признании невозможно без построения более полного образа самого себя. Чтобы это реализовать, и используют методические приемы, такие, например, как обратная связь. Каждый ребенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Модифицированное зеркало», «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты». Умело организуя обратную связь, психологи помогают сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интерпретации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положительные стороны ребенка.
Кроме того, на втором этапе применяются некоторые игры, помогающие преодолеть неприятные для ребенка свойства характера, трусость например. Это игры «Падение с подоконника», «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После этих игр ребенок может сказать. себе: «Вот я какой, не всегда, конечно, хороший, но зато я могу падать с подоконника спиной навзничь и не бояться, я могу слушать страшные сказки в темноте, и не только слушать, но и сам выдумывать, я могу играть в необитаемый остров и аккуратно разжигать костер, не бояться огня, владеть собой и т. п.».
Ключевой момент второго этапа — игра «День рождения». Во время этой игры и происходит усвоение требуемых качеств, «опускание» нужной характеристики личности, так сказать, авансом, сверху. Таким образом очерчивается зона ближайшего развития ребенка. Отработка новых навыков общения особенно целенаправленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан делать. Конкретное содержание .этих заданий нельзя определить заранее. Они максимально индивидуализированы и составляются для каждого ребенка отдельно психотерапевтами перед игровыми занятиями. Эти занятия прямо вытекают из Психологического диагноза каждого ребенка, который давится постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты участников, ведущие особенно внимательны к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет. Жадный не умеет радоваться, даря подарки,— значит, в игре «День рождения» будет дарить всем остальным участникам группы все самое для себя дорогое — не буквально, конечно, в символической форме, т. е. без реальных вещей, а символы этих вещей. Причем символика должна быть понятна каждому ребенку.
Например, мальчик приносит на занятия игрушки из дома, хвастает ими, но не дает в них играть другим детям. Конечно, на том занятии, когда это случилось (может быть, на втором или третьем), необходимо показать мальчику, что другим детям это неприятно и обидно. Обращаясь к ним, можно спросить каждого:
«Ты хочешь поиграть Васиными машинками, тебе неприятно, что он не дает их тебе?» Потом можно спросить Васю: «Почему ты не даешь поиграть?» Но не настаивать и не отнимать, если Вася упорно не дает эти машинки.
Когда наступает Васин, день рождения, то все дарят ему подарки, а Васе предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Дети могут подсказывать или напоминать о своих «счетах». Выплывает эпизод с игрушками, которые Вася не давал играть. ЕслиВася вдруг сам захочет сделать другим детям подарки (все подарки делаются в пантомимической форме), то это — безусловный эффект занятий, если он продолжает колебаться, можно попросить его сделать подали детям.
Потом ведущие говорят о том, как изменился Вася, как с ним приятно и какой он добрый. Можно говорить это не в форме комментариев к Васиному поведению, а тогда, когда группа будет выдумывать Васино будущее. Здесь хорошо первому начать говорить одному из вeдущих и сказать, например, такую фразу: «Я не знаю, кем будет .Вася, когда вырастет, но сейчас уже совершенно ясно, что он будет очень добрым человеке»!». Не следует стараться уложить весь этот педагогически этюд в одно занятие. Даже лучше, если между эпизодами будет несколько занятий — тогда все можно снова вспомнить и добиться таким образом более полной картины в головах детей.
Конечно, этот небольшой пример не позволяет представить себе всей картины занятий на втором этапе.
Неправильностей поведения у детей много, не обязательно проигрывать их все. Специальное внимание обращается на те моменты поведения, которые «торчат», т, е. встречаются часто, приводят к непониманию и конфликтам между детьми, при этом ребенок с неадекватным поведением не умеет выйти из этого конфликта.
Приведем описание игр, используемых в данном варианте психокоррекции.
«Ассоциации». Водящий выходит за дверь. Оставшиеся в комнате договариваются между собой, кого из присутствующих ребят они, задумывают. Водящий входит и начинает спрашивать: «Если бы этот человек был деревом, то каким?» Тот, к кому он обратился, отвечает ему, имея в виду загаданного, так как ему кажется, т. е. высказывает свое мнение. Вопросы могут быть самыми разными. Единственное условие состоит в том, что они должны задаваться опосредованно, в описательной форме: «Если бы этот человек был домом, картиной, ландшафтом,
погодой, цветком, едой, видом транспорта и т. п.» Когда водящего возникает ощущение, что он знает, кого загадали, о; может угадывать до трех раз. Если он не угадал, ему об этом говорят. Затем выходит следующий водящий. В том случае, если средний возраст группы низок, детям бывает трудно играть в эту игру.
«Бип». Вся группа, за исключением водящего, кругом сидит на стульях или в креслах. Водящий с завязанными глазами ходит внутри круга, периодически садясь к сидящим на колени. Его задача — угадать, к кому он сел. Ощупывать руками не разрешается, садиться надо спиной к сидящему, так, как будто садишься на стул. Сидящий должен сказать «Бип», желательно не своим голосом», чтобы его не узнали. Если водящий угадал, на чьих коленях он сидит, то этот ребенок начинает водить, а предыдущий садится на его место.
«Восковая палочка». Группа стоит в кругу близко друг к Другу, выставив ладони на уровне груди внутрь круга. Руки нагнуты в локтях. В кругу — «восковая палочка». Ее ноги «прибиты» к полу, а костей у нее нет, Палочка, закрыв глаза, кажется, а группа мягко перепасовывает ее от одного члена группы к другому. Тест на групповую сплоченность, индивидуальную агрессивность, тревожность и напряженность.
«День рождения». Как будто у кого-то из членов группы день рождения. Ребята приходят к нему в гости и дарят пантомимические подарки. Условие: дарить то, что этому человеку действительно нужно для успеха, для того, чтобы легче жилось. Именинник должен угадать, что ему .подарили. Хорошо поговорить о том, почему именно это подарили. Затем можно рассуждать о будущем именинника. Здесь в основном говорят психологи, которые, рассказывая о будущем, «спускают» сверху требуемые для данного ребенка качества. Потом — ответная вежливость: именинник «платит по групповым счетам», т. е. отвечает на претензии детей, если они есть, или выполняет задания, которые ему дают психологи и дети.
Основная цель этих заданий — осуществить такие действия, вторые не получались у этого ребенка в ходе групповых эанятий. Например, мальчик очень напряженно общается с девочками, неловко себя чувствует. Именинник должен выполнить задание –поносить девочек по очереди на руках и т. п. Предлагаемые упражнения не обязательно осуществляются за один раз, «День рождения» — хорошая коррекционная процедура, правда, несколько прямолинейная,
поэтому ее лучше проводить в конце занятий, когда предыдущие «лобовые» упражнения будут правильно поняты.
«Жмурки» . Вся группа стоит в кружок, один считает, чтобы выбрать водящего. Водящий завязывает себе глаза, кто-то из группы его кружит на месте, чтобы затруднить ему ориентировку. Кружить можно с разными забавными присказками ила шуточными диалогами. Например: «На чем стоишь?» — «На мосту».— «Что ешь?» — «Колбасу».— «Что пьешь?» — «Квас»,— «Ищи мышей, а не нас». После этого все разбегаются, а «жмурка» должна ходить по комнате и ловить детей. Дети бегают по комнате, дразнят «жмурку», трогают ее, чтобы отвлечь, и т. п. «Жмур. ка» должна поймать кого-то и на ощупь угадать, кто это. Игра направлена на групповое сплачивание и инициирование тактильных контактов. Хорошо растормаживает двигательно заторможенных детей.
«Жучок». Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышки свою руку с раскрытой ладонью. Дети и психологи стоят в шеренгу за ним. Правая рука у всех сжата в кулак и поднята на уровень груди. Большой палец этой руки поднят вверх. Кто-то из шеренги толкает водящего в его раскрытую ладонь и быстро принимает исходное положение. Водящий должен повернуться к группе и угадать, кто его толкнул. Водящий водит до тех пор, пока правильно не угадает. Тогда водить начинает тот, кого угадали. Игра хорошо вскрывает групповые отношения.
«Зеркало». Выбирается водящий. Это — человек. Все остальные дети—зеркала. Человек смотрится в зеркала, и они отражают его. Зеркала повторяют все действия человека, который конечно, кривляется от души. Здесь важно следить за тем, чтобы зеркала правильно отражали: если человек поднял правую руку, зеркала должны поднять левую и т. п. В этой игре удобно поощрять самых пассивных членов группы.
«Коллективная сказка». Дается инструкция—придумать сказку. Существует два варианта этой игры. Вариант 1. Первый рассказчик говорит слово, второй повторяет это слово и добавляет свое, подходящее по смыслу, третий говорит два первых слова и свое и т. д. Нужно, чтобы получился связный рассказ. В этой игре можно получить хорошую информацию о детских конфликтах и ожиданиях. Вариант 2. Первый говорит предложение. Второй говорит второе предложение сказки, не повтор) первое, т. е. рассказ сказки по предложениям, по очереди.
«Крепость». Группа делится на две команды. Каждая команда строит из мебели крепость, или одна команда защищает крепость, а вторая штурмует ее. Основное оружие — надувные мячи и мягкие игрушки. Игра дает возможность проявлять агрессию. Интересна диагностически — кто с кем захочет бы в команде.