ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 655
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Роль родительских ожиданий. Что они могут спровоцировать и породить у детей? Как наши страхи становятся страхами детей?
3. Что родители должны дать детям и что дети должны дать родителям? В чем суть воспитания — в обучении или в общении? Нравственные основы родительства.
4. Как сложилась бы наша жизнь, если бы у нас не было детей? Как ребенок мешает нам жить? Амбивалентность в общении с детьми. Оптимальная дистанция в общении с детьми.
5. Наши конфликты с детьми (здесь включается элемент проигрывания ролей).
Дальнейшие темы возникали из обсуждения материала проигрывания.
6. Стереотипные взаимодействия с детьми, их выявление.
7. Привнесение добавочного, неадекватного эффекта в отношения с детьми. Эмоциональные «счета» ребенку.
8. Как мы наказываем детей? Эффективные и неэффективные наказания. Роль ярлыков. Когда наказывать детей?
Следующие темы для обсуждения складываются под влиянием материала, получаемого в параллельной детской группе.
9. На какие сигналы и стимулы реагируют дети? Вербальное и невербальное общение с детьми. Роль прикосновений.
10. Какими нас видят дети? Обсуждение рисунков «Родители в виде несуществующих животных».
11. Семья, как ее видят дети. Обсуждение игры "Семейный портрет".
Две последние темы заслуживают особого внимания. Одно из обязательных упражнений в детской группе — «рисунок моих родителей в виде неизвестного животного». Это крайне информативный прием, позволяющей получить сведения о том, как ребенок воспринимает своих родителей. Для примера рассмотрим следующей случай. Обратился папа по поводу навязчивых движений у сына 7 лет. Кроме того, он жаловался на то, что мальчик замкнут, не умеет играть с другими детьми. Папина версия заключалась в том, что сын Коля просто боится играть с ребятами, что он вообще труслив. Психологическое обследование Коли показало завышенный уровень тревожности и агрессивности, признаки психологического синдрома семейной дезадаптации, нарушенные взаимоотношения со сверстниками, а также симптомы невроза навязчивых состояний.
Родители Коли — люди очень тревожные, неуверенные и конфликтные. С Колей они общаются «по правилам». Мама никогда его не наказывает, очень старается держаться ровно и спокойно. По ее словам, она постоянно находится в напряжении, чтобы не показывать сыну свои эмоции. Папа также очень рационально подходит к воспитанию, читает много психологической и педагогической литературы, видит свою задачу как отца «в развитии отдельных психологических функций у сына», например храбрости. Для этого он боксирует с сыном. В семье не заведены ласки с ребенком. Мальчика никто не целует на ночь, никто не разговаривает «по душам». Боксирование никогда не переходило просто в веселую возню.
Таким образом, мальчик живет в ситуации отчуждения и эмоционального напряжения. Он не видит проявления спонтанных и искренних чувств у родителей. В рисунке «мама и папа в виде неизвестных животных» он нарисовал двух черепах с большими плотными панцирями, практически не изобразил никаких органов чувств, только символические точечные глазки. Черепахи были нарисованы параллельно друг другу в профиль. Трактовка этого рисунка, которая проводилась в родительской группе, говорит о том, что Коля видит своих родителей замкнутыми, отгороженными от него, не чувствует возможности опереться на них. Черепахи лишены возможности увидеть и услышать его — нет ни глаз, ни ушей. Они не могут его ни наказать, ни обнять — нет лап-рук, одни ноги. Они так же одиноки, как и Коля, между собой никак не связаны.
Обсуждение этого рисунка в родительской группе позволило подробно проанализировать родительские установки Колиных родителей, особенности их взаимоотношений между собой. Удалось несколько прояснить и источник психологических проблем 'Коли. Семейная ситуация постоянно повышала уровень его тревожности, что способствовало возникновению невротических симптомов, лишало Колю уверенности и жизнерадостности, мешало ему найти общий язык со сверстниками.
К числу сходных, приемов принадлежит и игра «Семейный портрет». Каждый ребенок в группе по очереди рассаживает остальных ребят как бы для фотографирования семьи. Детям «фотограф» раздает семейные роли и рассказывает, в каких отношениях находятся члены построенной им семьи. Проведение этой методики в группе взрослых показывает, как «фотограф» видит взаимоотношения членов группы между собой, а в детской группе игра «Семейный портрет» отражает реальную семейную ситуацию ребенка, как он ее видит и понимает. Эти «семейные портреты» обсуждаются в родительской группе, что позволяет родителям увидеть свою семейную жизнь глазами ребенка, встать на его точку зрения, почувствовать то, что чувствует ребенок.
Метод групповой дискуссии дает определенный неспецифический эффект: снижает педагогическую и психологическую безграмотность, повышает общую сензитивность к ребенку, его проблемам, позволяет выявить индивидуальные стереотипы воспитания. В некоторых случаях в ходе групповой дискуссии можно выйти на личную проблему родителя.
Например, обратилась мама с жалобами на сына 9 лет:
«Несобранный, рассеянный, вспыльчивый, занимается онанизмом, не знаю, как отучить». Более подробная психологическая диагностика взаимоотношений матери и сына выявила сильный элемент неприятия ребенка в родительской позиции матери. Мама с сыном живут вдвоем, с отцом в разводе уже несколько лет. Мама в группе вела себя активно, охотно высказывалась по любому поводу, много говорила о себе. Рефреном многие ее высказываний проходила мысль о том, что женщина все может, за все берется, «везет воз», а мужчины — «слабаки». Активно проводила мысль о том, что в воспитании ребенка отец не нужен, мать его полностью заменяет, даже в воспитании сына:
«На лыжах — пожалуйста, боксом — пожалуйста, самолет клеить — пожалуйста». Единственно, зачем нужен отец в семье,— для того, чтобы давать детям пример благородного, рыцарского отношения к женщине.
Таким образом, отвергая мужскую половину рода человеческого, она неизбежно отвергает своего сына. Источник этого отвержения — в женской неудовлетворенности. Так реализуется потребность в высокой женской самооценке — с помощью механизма психологической защиты «зелен виноград»: «Мужчины слишком ничтожны и плохи, чтобы страдать от недостатка и внимания». Психологическим анализом удалось выявить личную проблему мамы, которая искажала свое отношение к ребенку и провоцировала конфликтные взаимоотношения с сыном. У мальчика как реакция протеста развился «болезненный» интерес и потребность в мужчинах. Конечно, в курсе групповой коррекции родителей эту проблему нельзя было решить, но маме было четко показано, что в ее взаимоотношениях с сыном «идет от ее личной проблемы, как она искажает взаимопонимание с ребенком. В дальнейшем этой маме был предложен курс индивидуальной психологической коррекции.
Как отмечалось выше, по мере развертывания групповой дискуссии в нее вплетались элементы проигрывания. Родители проигрывали в группе свои способы обращения с детьми в разных конфликтных ситуациях. Часто родители жаловались на неэффективность своих воспитательных воздействий. В этом случае родителю предлагалось показать в ролевой игре, как именно ему не удается воздействовать, что у него не получается, Роль ребенка выполнял выбранный родителем партнеру из группы.
Например, мама жаловалась, что ее дочь неуправляема, никакими силами ее нельзя заставить слушаться. Мама рассказывала о случае непослушания
, а затем разыграла его в паре с ведущим. В ходе разыгрывания стало ясно, что мама невольно провоцирует это непослушание своей экзальтированно-тревожной манерой обращения с ребенком. В свете материнской тревоги дар предстает перед девочкой полным опасности. Энергичная, стеничная девочка сопротивляется этой навязчивой картине мира, хочет сама себе показать, что не так все страшно. Разыгранная сцена выглядела так.
Девочка (психолог) берет нож. (Обеденное время, семья сидит за столом.)
Мама (взволнованным голосом быстро говорит, не дожидаясь обратной связи от ребенка). Не бери нож, положи нож, сейчас же положи нож, ты порежешься.
Девочка. Не положу.
Мама. Ты себе пальцы отрежешь (срывается на крик), немедленно положи! (пытается отнять нож, девочка не дает).
Разыгрывая свои конфликты с ребенком, родители неизбежно показывают стереотипы воспитания. Обсуждение этих разыгрываний в группе позволяет родителю взглянуть на свое поведение со стороны. Процедура проигрывания предполагает смену ролей. Другим родителям из группы предлагалось проиграть рассказанный выше конфликт. В этих повторных проигрываниях мама выполняла роль девочки, а другие родители показывали свои стереотипы. Это расширяло арсенал средств воздействия всех участников группы.
Причины тревожности матери не анализируются глубоко в группе. Однако, столкнувшись с неадекватностью и неконтролируемостью ее трансляции, мать смогла ощутить, что локализация проблем отношения с ребенком в ней самой.
Сделать обсуждение родительских взаимоотношений с ребенком еще более конкретным позволяло включение в работу группы элементов видеокоррекции. На пленку видеомагнитофона записывалось взаимодействие ребенка ч родителя. Предлагалось взаимодействие трех типов.
1. Модификация игры «Архитектор и строитель». Строитель с завязанными глазами под руководством архитектора, которому запрещены какие-либо действия Руками, должен был расставить в определенном порядке картинки на большой карте — посадить птичку на Дерево, лейку поместить на клумбу и т. д. Архитектор и строитель сидели друг напротив друга. Родитель и ребенок менялись ролями.
По окончании игры родитель и ребенок обменивались впечатлениями.
2. Запись теплого, положительного взаимодействия.
Инструкция: «Вспомните и поговорите о чем-то приятном для вас обоих. Покажите, как это было».
3. Запись отрицательного, негативного взаимодействия. Инструкция: «Вспомните вашу последнюю ссору. Покажите, как это было».
Затем эти записи показывались группе и обсуждались.
Видеокоррекция позволяет не только увидеть реальный контакт родителя со своим ребенком, а не с условным партнером по группе, как это происходит при разыгрывании, но и вскрыть тонкие, невербальные элементы взаимодействия. Эти невербальные компоненты важны по двум причинам. Во-первых, они наименее контролируются родителем и поэтому более интимно связаны с неосознаваемой частью родительского отношения к ребенку. Во-вторых, ребенок в силу специфических особенностей восприятия мира больше всего ориентируется именно на невербальные компоненты поведения родителя. Именно поэтому для родителя очень важно получить адекватное представление об этих компонентах, чтобы эффективнее изменить неадекватные или неверные стили общения с ребенком.
Приведем два примера взаимоотношений, которые представляет видеопленка: хорошего контакта матери и ребенка и полного отсутствия контакта, отвергающей позиции мамы.
1. Игра «Архитектор и строитель». Мама — архитектор, Дима (10 лет) — строитель.
Общая характеристика деятельности: успешно провели игру, уложились в отпущенное время (2 мин).
Характеристика контакта: сидят лицом друг к другу, наклонившись друг к другу. У мамы повышенный эмоциональный тон выражает заинтересованность. Часто употребляет слово «мы»: «Сейчас мыс тобой сделаем...» Дима подчиняется, внимательно слушает указания. Мама замечает и комментирует эмоциональное состояние ребенка, успокаивает его: «Ну что ты так нервничаешь? Мы все успеем».
Смена ролей. Также успешно провели игру, уложились вовремя.
Характеристика контакта. Зеркальные позы — лицом друг к другу. Мама легко подчиняется, старается тщательно выполнять указания Димы, его действия не комментирует. Дима действует в мамином стиле руководства — спокойно, заинтересованно. Интересный показатель хорошего контакта — избыточный текст. Поскольку между партнерами сохраняется только вербальный контакт, перегружен именно вербальный канал.
По ходу выполнения задания все время идет вербальное сопровождение, помимо необходимых указаний: «Давай, давай, вот, хорошо, еще чуть-чуть и т. п..». Между партнерами постоянно есть вербальная обратная связь: «Все?» — «Все». Еще один показатель хорошего контакта — относительная громкость голоса: громче всегда говорит архитектор, а строитель — тише. Это сохраняется и при смене ролей. По окончании игры мама спонтанно хвалит Диму; хотя ведущие не просили оценивать друг Друга.