Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 649

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Сходным с этим понятием является понятие «козел отпущения», которым пользуются, в частности, С. Минухин (S. Minuchin, 1974) и Р. Спек (R. Speck, см.: А. Вгу, 1972). На «козла отпущения» сваливаются все семейные грехи, его обвиняют во всех проблемах. Инте­ресна точка зрения Р. Спека, который считает, что су­ществование «козла отпущения» естественно для любой семьи, но каждый член семьи должен побывать в этой роли. Если она закрепляется за одним человеком на­долго, семья заболевает. Поэтому Р. Спек в своей работе старается укрепить «козла отпущения», усилить его внутренние потенции, подвигнуть к борьбе за свои права и постепенно передать эту роль другому члену семьи.

Идентифицированному пациенту и «козлу отпущения» противоположно понятие здоровый член семьи. Это че­ловек, на которого более всего может положиться психо­терапевт, чья позиция в семье наиболее конструктивна, кто менее всего искажен дисгармоничными отношениями. Он как бы становится эмиссаром терапевта в повседневной жизни семьи, получает от него право и поддержку на это.

Очень важно для психотерапевта определить реаль­ного пациента — того члена семьи, кто более всего страдает от дисгармоничных отношений. В ряде случаев распознать реального пациента удается только через несколько встреч. В нашей практике мы обнаружили ряд любопытных закономерностей. Если инициатором обращения в консультацию выступает мама, которую забот т проблемы ребенка, при этом она активный и деятельный человек, то чаще всего реальным пациентом в семье называется отец. Если инициатива исходит от бабуши , обеспокоенной характером внука или внучки, то реальным пациентом на самом деле является мать, незави­симо от того, кем ей приходится бабушка — свекровью или родной мамой. Иногда заявляемый идентифициро­ванный пациент бывает реальным, т. е. это то яйцо, о ком говорится при первой встрече.

В. Сатир (V. Salir, 1967) ввела в контекст семейной психотерапии еще одно понятие - боль семьи. Она считает, что проблемы, с которыми семья приходит к те­рапевту, например поведение ребенка в школе или его отметки,— это не проблемы ребенка, это боль семьи. Поэтому в ходе первой встречи с семьей она не спраши­вает, в чем конкретно причины обращения, а обращается к каждому с вопросом: «В чем, по-вашему, боль семьи, от чего семья страдает?» Вводя это понятие, В. Сатир с самого начала расставляет акценты определенным об­разом: работа будет вестись со всеми, ответственность за происходящие события члены семьи в равной степени разделяют между собой.


Совместная семейная терапия строится по определен­ным принципам, впервые изложенным Дж. Беллом (J. Bell, 1961), впоследствии развитым и дополненным рядом авторов.

Первый и самый важный из них: с самого начала те­рапевт должен сконцентрировать свое внимание на семье в целом, хотя чаще всего обращения связаны с пробле­мами детей. Первоочередной задачей терапевта является модификация функционирования и структуры семьи как группы. Терапевтическое воздействие должно быть на­правлено на семью как на целое. Можно рассматривать семью без ее исторической подоплеки, работать по прин­ципу «здесь и теперь», как это описывает Дж. Белл, можно дополнить актуальную картину взаимоотношений историческим анализом семьи, как предлагают Дж. Бинг-Холл и В. Сатир.

Второй принцип семейной терапии состоит в следую­щем. В ходе работы разные члены семьи могут пытаться порвать связь терапевта со всей семьей и установить: ним сепаратные отношения. Например, в какой-то мо­мент родители просят: «Разрешите, я вам позвоню...» — или кто-то приходит на полчаса раньше других, кто-то настаивает на обсуждении неотложного вопроса с ним наедине. В подавляющем большинстве случаев это про­явление сопротивления. Когда возникают подобные про­вокации со стороны членов семьи, их нужно игнори­ровать. Если человек настаивает на индивидуальной работе, ему предлагают другого терапевта. Иногда стро­гость этого принципа смягчается. Понятно, например, нежелание родителей обсуждать свои сексуальные про­блемы в присутствии детей. И все же лучше, чтобы таких ситуаций не было. В ходе совместной семейной терапии члены семьи не могут и не должны иметь секретов друг от друга.

Третий принцип: любые внутрисемейные нарушения – это результат семейных отношений, а не чья-либо пер­сональная вина. Неправильно, если, например, роди­тели берут на себя вину за симптомы ребенка. Чувство вины вообще не должно фигурировать в ходе работы с семьей. Оно блокирует возможность самоанализа, само­изменения, снижает самооценку и эффективность работы в целом. Если родители говорят на очередной встрече:

«Я все понял, это я виноват во всем, что случилось с моим ребенком», то это серьезный промах терапевта, промах, который необходимо исправить. Важно подчер­кивать, что любые события в семье являются общим ре­зультатом каких-то взаимоотношений, следствием исто­рии семейной жизни, а не итогом чьего-то конкретно неправильного поведения.



Четвертый: работая с семьей, терапевт должен ис­ходить из того, что любые семейные проблемы имеют не только негативные, но и позитивные причины. Ребенок плохо ест, не учится, родители не ладят друг с другом не только потому, что кто-то плохой, но и потому, что этим выражается нечто другое, некий позитивный смысл. Каждый симптом о чем-то сигнализирует и для чего-то служит.

В вопросе о целях совместной семейной терапии авто­ры также более или менее едины. Принято выделять сле­дующие цели:

1. Увеличение спонтанности высказываний членов семьи о своих желаниях, чувствах, идеалах, ценностях, опасениях, т. е. увеличение открытости внутрисемейной коммуникаций.

2. Закрепление новых способов общения в семье, это означает осознание и свободное принятие новых рако­образных способов взаимодействия, возможности конт­роля своего поведения и свободный выбор разных спо­собов коммуникации.

3. Разрушение внутрисемейных стереотипов. Одним из камней преткновения семейного психотерапевта яв­ляются стереотипы поведения и общения, которые обна­руживаются у семьи, как только она садится в кружок Разрушение стереотипов — чрезвычайно важное дело, без него невозможна дальнейшая работа. Иногда, чтобы разрушить привычный стиль, терапевт вынужден

-155-

эпатировать семью. Так, Р. Спек рассказывает об одной чо­порной английской семье, которая пришла к нему и была крайне удивлена, когда он лег на пол и закурил. Это повергло клиентов в состояние прострации, но момен­тально изменило ситуацию на занятии. В другой раз, работая с семьей, где был замкнутый, аутичный мальчик-шизофреник, он в какой-то момент стал вести себя так же, как этот ребенок. Р. Спек видит свою задачу в раз­рушении флёра благополучия, который семья приносит с собой на встречу, поэтому средства избирает самые неожиданные.

Как правило, семейная терапия проводится в ком­нате, где стоят стулья — на один стул больше, чем нуж­но. Терапевт может «играть» этим пространством и стуль­ями, по-разному пересаживая людей, пересаживаясь сам. Различные манипуляции с пространством помогают поддерживать ощущение «вибрирующей атмосферы», не дают застыть сложившимся отношениям. Внимательно посмотрев, кто куда сел в начале встречи, терапевт многое понимает о структуре семьи, старается видоиз­менить ее в ходе встречи.

4. Осознание членами семьи тех ролей, которые иг­рает каждый из них. Возможно, но не обязательно, что в дальнейшем необходимо будет эти роли сменить. Мо­жет оказаться, что семья сознательно стремится сохра­нить существующие роли, так как они обеспечивают ее гомеостазис, и терапевт не должен навязывать семье своего ценностного представления о ролях, а только вы­ступать как интерпретатор семейных интеракций. Эти роли надо, прежде всего, осознать, а затем либо созна­тельно закрепить, либо также сознательно от них отка­зываться. Такова точка зрения Дж. Белла, с которой не согласны А. Ферейра и Дж. Бинг-Холл: они требуют уничтожения старых ролей и выработки новых.


5. Понимание семьей своего единства, взаимозави­симости всех членов друг от друга.

6. Возможность членов семьи выразить всю гамму чувств, которые у них накопились в отношении друг друга. До тех пор пока не высказаны отрицательные пе­реживания, негативные чувства, пока не излиты давние обиды, невозможно говорить об истинных связях и доб­рых чувствах. Если подчеркиваются только положи­тельные связи при сохранении «постыдной» тайны, уве­личивается тревожность семьи, усиливается симптома­тика, возрастает скрытое взаимное раздражение. Эту цель можно выразить как "эмоциональное отреагирование".

Уже из перечисления целей видно, что семейная те­рапия — это не глубинная терапия, а, скорее, «взаимоотношенческая». Совершенно не исключено, что какие-то роли, занимаемые членами семьи, какие-то их эмоции рождены личностной историей того или иного человека. Однако все это остается за пределами психотерапевти­ческой работы.

Кроме того, совместная семейная терапия должна быть короткой, не более 10—20 занятий. Если за это время эффект не достигается, надо переходить на инди­видуальную или супружескую терапию. Встречи проис­ходят, как правило, раз в неделю, хотя это не строгое правило: иногда проводятся «марафоны», чуть ли не по 50 ч. Часового занятия обычно недостаточно, лучше работать 1,5—2 ч. В вопросе о времени окончания заня­тия существуют разные точки зрения. Дж. Белл считает, что занятие нужно заканчивать точно по часам, незави­симо от того, что успели сделать. В. Сатир заканчивает занятие лишь тогда, когда видит, что члены семьи во­одушевлены надеждой на последующие встречи,— вне зависимости от продолжительности занятия.

Можно выделить ряд стадий, или фаз, совместной семейной терапии. Остановимся на фазах, описанных в работах Дж. Белла.

Первая встреча, как правило, малосодержательна, однако важно, чтобы в ходе ее не возникло сепаратных отношений между терапевтом и тем человеком, который обратился с жалобой. В консультации чаще всего с кли­ентами договариваются по телефону. Поскольку обычно звонит мама, необходимо с самого начала определить и подчеркнуть роль отца в последующей работе.

Вторая встреча проводится с обоими родителями вме­сте, дети еще не приглашаются. Дж. Белл называет эти две встречи фазой ориентации. Во время второй встре­чи выясняются организационные моменты, пробле­матика семьи, собирается информация; родителей зна­комят с некоторыми аспектами семейной терапии.

Существуют также разные представления о том, кто должен входить в семейную группу. Наиболее распро­страненный вариант — это нуклеарная семья (мама, папа и ребенок), хотя в некоторых случаях включают всех родственников.


Благодаря первой встрече с родителями возникает возможность сравнить то, что родители говорят в отсутст­вие ребенка, с тем, что они впоследствии будут говорить при нем. Следует обращать внимание, прежде всего, на такие моменты: кто за кого говорит, кто определяет семейные правила и планы, кто кем руководит, кто наиболее четко планы излагает, -кто больше говорит, кто меньше, каковы интонации, что скрывается, как семья реагирует на кризисы, как в поведении проявляет­ся симптом, какие обстоятельства связаны с этим симп­томом, каковы могут быть скрытые мотивы возникнове­ния этого симптома, на кого сваливается возникновение симптома, какие задачи этот симптом решает для данной семьи. После первой встречи составляется некоторое представление о данной семье, которое потом допол­няется и корректируется.

Психотерапевт рассказывает родителям, что им пред­стоит в ходе занятий, в чем будет заключаться работа. Дж. Белл говорит примерно следующее:

«Я достаточно много работал с семьями, в которых все или кто-то один были неблагополучны,— со всей семьей одновре­менно. На таких занятиях родители и дети могли начистоту по­говорить друг с другом, и подчас выяснялось, что семья не самое счастливое, не самое лучшее место для маленькой девочки или мальчика. Подобный способ работы наиболее эффективен для того, чтобы внести какие-то изменения в ситуацию ребенка. Я должен вам рассказать о том, как мы будем работать вместе.

В следующий раз вы придете с детьми, и сначала, я думаю, будет лучше, если вы дадите ребятам возможность высказаться о том, как они понимают трудности и проблемы. Дети должны хорошо чувствовать, что они — члены семьи, поэтому мы долж­ны дать им высказаться о том, что им не нравится в семье. На­сколько я знаю других детей, ваш сын или дочь начнут жало­ваться на все ограничения и правила, которые у вас существуют. Это нормальный способ, с помощью которого все дети хотят проверить, насколько свободно они себя могут чувствовать и насколько открыто высказываться. Нужно дать детям почувст­вовать, что все, что они говорят о семье, воспринимается всерьез.

В течение следующих нескольких встреч мы дадим им воз­можность полностью раскрепоститься, чтобы они смогли загово­рить о вещах, которые действительно их глубоко волнуют. А лучший способ показать, что они имеют право голоса,— это при­нимать во внимание все замечания и недовольства, реагировать на них, учитывать в повседневной жизни. Например, ребенок может хотеть не ложиться спать до поздней ночи, но это отра­зится на его здоровье, и он сам поймет, что это нежелательно. Пусть все уступки вас не беспокоят, потому что они будут вре­менными, ведь самое важное — продемонстрировать ребенку, чтo мы действительно выполняем то, о чем говорим. Потом мы приемся к этим уступкам и можем их пересмотреть, если будет нужно.