Файл: Семья в психологической консультации.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 640

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наконец, на последнем этапе сбора хронологии дело доходит до ребенка. Ребенок к этому моменту уже страш­но заинтересован, потому что узнал для себя массу ново­го и интересного, ему хочется внести свой собственный вклад в семейную историю. Ребенок почувствовал: я он в семье, и он тоже главный. Родители, сами того не по­дозревая, выступают для него в новом качестве — как люди со своим особым миром. Любое воспоминание ре­бенка — какими он помнит первый раз маму, папу, ба­бушку, свои собственные ощущения — оказывается так­же ценным. Терапевт реагирует: «Да! Потрясающе!! Неужели это было так?!»—«Да, да,—говорит ребе­нок,— я помню, когда мне было еще только 2 года; я помню себя в это время». И терапевт снова восхищается.

И вот в конце концов семейная история написана. Тогда терапевт говорит: «Все, что мы тут вместе создали с вами, во многом проясняет картину, которая сложи­лась в вашей семье к настоящему времени. Теперь, когда все прошлое вашей семьи нам известно, мы можем перей­ти к настоящему». Говоря об актуальных проблемах, В. Сатир апеллирует к созданной в течение первых трех-четырех встреч истории. Это облегчает ход терапии, сни­жает сопротивление. По мере того как выясняются актуальные проблемы и взаимоотношения становятся более открытыми, семейная история утрачивает свою нужность, работа все больше переходит в план «здесь и теперь».

Другой характерный момент терапии В. Сатир: она постоянно обращается к чувствам членов семьи: «Что вы почувствовали, когда он это сказал?» На подобные во­просы можно отвечать и на языке прошлого. Например, мама говорит: «Когда сын сейчас сказал, что чувствует себя совершенно потерянным, если мы с отцом по нескольку дней не разговариваем друг с другом, я вдруг вспомнила такое же чувство. Я его часто испытывала, когда была в возрасте сына. Теперь я понимаю, как это ужасно. Хорошо, что мы вспомнили эти мои детские переживания».

В отличие от Дж. Белла В. Сатир не старается уравновесить высказывания всех членов семьи — она, скорее, использует прием «пружины»: очень долго разговаривает только с одним членом семьи, стараясь, чтобы этот разговор вызвал напряжение у другого или других. В конце концов напряжение вырвется в эмоциональной реплике, и общая беседа станет более насыщенной.

Излюбленная техника В. Сатир — построение «семейной скульптуры». Под руководством терапевта все члены семьи с помощью поз изображают характер внутрисемейных отношений. «Скульптуры», как правило, динамичны, в них фиксируются не только актуальные отношения, но и их история, динамика, возможная перспектива. Терапевт активно вмешивается в процесс создания «скульптуры», дает членам семьи специальные задания: «А теперь покажите, как бы вы хотели общаться с мужем...» или «Покажи, где было бы место дедушки, живи он с вами». «Скульптурные композиции» настолько выразительны, что они сами по себе о многом говорят клиентам. Их динамичность позволяет разрушить стерео­типы и подчеркивает возможность перемен. Наконец, благодаря эмоциональной заряженности процедура создания «скульптур» дает выход сдерживаемым переживаниям, способствует отреагированию.


В терапевтической работе В. Сатир трудно выделить какие-то фазы, за исключением, пожалуй, фазы реконст­рукции истории семьи, которая как бы исподволь подготавливает семью к феерическому и очень динамическому этапу работы с актуальными проблемами. Этот этап можно уподобить мощному взрыву, цель которого расшатать привычные стереотипы семейных отношений, подверг­нуть всех членов семьи без исключения потрясающим переживаниям, заставить их глубоко пережить чувство близости, общности друг с другом. По мнению В. Сатир, такой взрыв выталкивает семейную систему из болота, придает ей импульс к конструктивному изменению.

Итак, если Дж. Белл кропотливо «высиживает» про­цесс изменений в семье, создавая для него подходящие условия и внимательно следя за тем, чтобы он протекал плавно, не декомпенсируя никого из членов семьи, то

В. Сатир как бы запускает этот процесс, играя роль катализатора и вручая членам семьи три принципиаль­ных знания: «Наше сегодня — результат нашей предыс­тории, мы неразрывно связаны друге другом, мы спо­собны измениться к лучшему».

Если бы объем раздела позволил нам описать страте­гию работы Р. Спека или Дж. Бинг-Холла,С. Минухина или X. Рихтера, мы смогли бы убедиться в том, что все эти авторы работают по-своему и добиваются прекрасных результатов. Совместная семейная терапия может быть реализована самыми разными приемами и средствами. Эффективность ее, по-видимому, зависит не от конкрет­ных техник, а от принципов и позиций терапевта, изло­женных нами в начале раздела, его веры в эту форму те­рапии и особенностей его личности.


4.5. Психологическое консультирование и коррекция взаимоотношений

родителей с подростками и юношами

Старший подростковый и юношеский возраст, пожалуй, самый трудный и для родителей, и для учителей, и для психолога-консультанта. Это тот возраст, когда начи­нается внутреннее психологическое отделение ребенка от семьи, появляется независимость самооценки от оцен­ки родителей, обостряются все скрытые и явные конфлик­ты между членами семьи.

Трудности в психологической работе связаны с хроническими нарушениями семейных взаимоотношений, которые к моменту обращения в консультацию уже при­вели к стойким внутриличностным дисгармониям у под­ростка, вызвали устойчивую негативную установку по отношению к взрослым вообще. В этом возрасте родите­ли гораздо чаще жалуются на поведение своих детей. Недовольство успеваемостью иногда сочетается с жало­бами на поведение, но учеба чаще стоит на втором месте, поскольку родителям гораздо труднее выдержать период подросткового самоутверждения. В возрасте 15—17 лет совсем непросто привести ребенка на консультацию к психологу. Также трудно психотерапевту выбрать так­тику работы: со всей семьей вместе или отдельно с под­ростком и отдельно с родителями, поскольку неверно из­бранная тактика может привести к тому, что подросток откажется приходить в консультацию. Даже индивиду­альный контакт с подростком построить очень нелегко.

Консультанту приходится опираться на содержание первого приема, которое весьма диагностично. Обращения в консультацию клиентов с психиатрическими заболева­ниями не рассматриваются, поскольку в таких случаях клиентов направляют в психоневрологические учреж­дения.

Как правило, на первичный прием приглашается ро­дитель, обратившийся в консультацию по телефону. Это несколько облегчает задачу консультанта, он имеет вре­мя выслушать клиента, не торопясь, принять решение о дальнейшей тактике работы во время ближайших встреч. Кроме типичного анализа жалобы (субъектный локус, объектный локус, самодиагноз, запрос, эмоцио­нально-ценностное отношение к ребенку) для консуль­танта важно: во-первых, придет ли второй родитель, если он есть; во-вторых, придет ли сам ребенок.

Чаще всего в случаях обращения в консультацию второй родитель отсутствует по причине развода, поэтому субъективная и объективная трудность воспитания под­ростка очень высока. Для одиноких родителей показано участие в родительских группах, повышающих их ком­петентность и сензитивность и снижающих тревожность. Если второй родитель существует, но отказывается прий­ти в консультацию, то это говорит, скорее всего, не толь­ко о наличии серьезных разногласий по вопросам воспи­тания, но и о нарушениях супружеских отношений.


Более страдающий родитель вынужден искать помощи и поддержки на стороне. В этом случае помимо работы с ребенком хорошо провести индивидуальную работу с клиентом с выходом на обсуждение супружеских тем, возможно разработать прием привлечения второго суп­руга и в дальнейшем работать со всей семьей в целом. Совершенно очевидно, что легче справиться с проблема­ми воспитания подростка при заинтересованности в этом вопросе всех членов семьи. Если .второй родитель согла­сен прийти на консультацию или приходит сразу вместе с первым, целесообразно работать со всей семьей, если нет возражений со стороны подростка, который остается самым важным лицом для консультанта и которого не хотелось бы потерять. Особенности этого возраста тре­буют получения согласия у подростка на совместную ра­боту с родителями.

1. В том случае, если оба родителя и подросток гото­вы прийти на консультацию, если родители говорят о трудностях отношений, понимания взрослеющего ребенка, при этом в прошлом у них были теплые отношения с ним, можно сразу начинать проводить совместное семей­ное консультирование с гарантией хотя бы некоторого улучшения взаимоотношений и понимания. Успешность работы будет зависеть не только от квалификации кон­сультанта, но и от личностных ресурсов самих клиентов.

Так, например, в консультацию обратились родители — филологи по образованию, приехавшие из другого города в связи с нарушениями в поведении их 17-летнего сына. Они жалова­лись, что сын приходит домой очень поздно, иногда утром, его друзья стоят на учете в милиции, он курит, поддерживает откры­тые интимные отношения с девушкой, целыми днями слушает музыку, не хочет учиться. В местной больнице ему поставили диагноз «шизофрения». С самого детства сын был любимцем от­ца, на него возлагались огромные надежды, от был рожден, по мнению отца, чтобы стать если не гением, то «большим» челове­ком, творческим. Детская непосредственность, творчество и фантазия приводили отца в восторг и умиление. Сын хорошо учился, учителя его хвалили. Друзей не было, отец заменил ему всех. После VI класса ситуация коренным образом перемени­лась.

В настоящий момент сын хочет, чтобы ему помогли снять диагноз. Было принято решение сразу работать методом совмест­ной семейной терапии.

Все встречи, кроме первой, проходили в присутствии всех членов семьи и 2 психологов-консультантов.

Отец — очень уверенный в себе человек, с громким голосом, привыкший читать лекции, темпераментный, доминантный, скрыт­ный, демагог, абсолютно не сензитивен, эгоцентричен, демонст­ративен, «сын — это моя диссертация».


Мать робкая, неуверенная в себе, боязливая, несколько пассивная, невзрачная, сына скорее жалеет, чем любит.

Сын сначала несколько насторожен, затем контактен, от­кровенен, интеллектуально развит, выглядит несколько старше своих лет.

Первоначальная жалоба, объединяющая всю семью,— «сни­мите диагноз» — очень быстро в безопасной, доверительной ат­мосфере уступила место взаимным обвинениям в непонимании, неуважении и неприятии. Один из самых сложных моментов в семейной терапии удержать всех членов семьи, особенно ре­бенка, несмотря на непрекращающийся поток обвинении, ведь за 4 года их накопилось очень много.

Благодаря слаженной работе 2 психологов, постоянно под­держивающих доброжелательную атмосферу, несмотря на ост­рые, конфликтные темы, члены семьи объединились с ними в осо­бую психотерапевтическую группу под лозунгом «ничего страш­ного, будем разбираться». Консультантам необходимо было сле­дить за равными эмоциональными вкладами каждого из участ­ников в общий процесс и, эмпатически слушая каждого, перево­дить его слова «на язык чувств» для остальных. После взаимного сведения счетов на этапе осознания семейного мифа («наш сын психически болен») была использована техника «семейной скульптуры», где каждый член семьи мог показать другим, как он видит ситуацию в семье, и прочувствовать свое место глазами других. Использовались также психодраматические игры с об­менами ролей, позволяющие почувствовать себя на месте дру­гого человека и отреагировать собственные обиды.

В результате работы родители смогли убедиться в абсолют­ной нормальности поведения собственного сына. То, что раньше называлось ими ненормальным,— агрессия, нежелание общаться — оказалось обычной защитной реакцией подросткового возраста на давление родителей. Стиль воспитания ребенка с раннего возраста характеризовался неустойчивостью постоян­ного контроля и повышенной опеки. Возникавшие в школе трудности часто приписывались вине учителей, «бездарных и нетвор­ческих». При затруднениях в общении с ребятами у сына появ­лялись истерические жалобы на здоровье. Много лечился, но врачи ничего не находили. Во всем «подражал отцу», «видел мир его глазами», дружбы со сверстниками не получалось. С наступ­лением пубертатного возраста «решил выяснить, кто же он такой, сам по себе». Стал подражать «трудным» ребятам, чтобы с ним дружили, забросил учебу: «отличников не любят», стал много гулять, влюбился.