Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине Логистика производства для инженеров техники и технологий по специальности 230104 Системы автоматизированного проектирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 250

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

26
Работы по обеспечению производства, в отличие от распределения и снабжения, не выходят из сферы внутреннего контроля менеджеров фирмы.
Неопределенность, порождаемая поступлением случайных заказов или сбоями в деятельности поставщиков, поддается контролю и управлению, что позволяет вести операции равномерно и своевременно, а также способствует общему сокращению страховых запасов.
Функциональный цикл в физическом распределении
Физическое распределение состоит в обработке и исполнении заказов потребителей вплоть до непосредственной поставки продукции (а также после продажного обслуживания).
Физическое распределение является неотъемлемым элементом маркетинга и продаж, своевременно обеспечивая доступность товаров. Всю деятельность, связанную с привлечением и сохранением клиентов, можно грубо разделить на две составляющие: заключение сделок и их реальное исполнение. Заключение сделок - это функция рекламы и продаж. Физическое распределение ведает реальным исполнением сделок и складывается из таких видов деятельности, как передача, обработка, комплектование заказов, транспортировка заказанных грузов, доставка потребителям. Базовый цикл физического распределения представлен на рис. 1.4.
Физическое распределение как элемент логистики обеспечивает связь с потребителями, а также согласует производство и маркетинг. Дело в том, что специалисты по маркетингу и продажам ради удовлетворения спроса потребителей могут требовать производства широкого ассортимента продуктов и поддержания крупных запасов для выполнения любого заказа. При этом они не учитывают потенциальную прибыльность каждого продукта. Если запасы
ГП не находят своевременного спроса, то это снижает прибыль производства, ведет к убыткам.
Заказы потребителей
(спрос)
Сбор и обработка заказов
Комплектование заказов
Транспортировка заказов
Передача заказов
Рис. 1.4. Функциональный цикл физического распределения
Доставка потребителям
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

27
Добиться контроля над издержками позволяет долгосрочный и стабильный массовый выпуск продукции. Непрерывное производство обеспечивает экономию за счет масштабов деятельности, а также минимальные удельные издержки. Это возможно при массовом производстве небольшого ассортимента продуктов. Таким образом, массовое производство и индивидуальные заказы входят в противоречие.
Крупнейшие состояния в мире были созданы за счет производства простых и не очень простых продуктов массового потребления. От известных напитков и средств упаковки до персональных компьютеров.
Один из вариантов принципа Парето утверждает, что 20 процентов номенклатуры продукции приносят 80 процентов прибыли. Вместе с тем переход от рынка продавца к рынку покупателя требует от современного производства создавать продукцию индивидуального заказа по цене массовой продукции и с нулевым процентом брака.
Функциональный цикл физического распределения охватывает те звенья снабженческо-сбытовой цепочки, которые тянутся от производителя к потребителю. По этой причине запасы, попавшие в систему физического распределения, при правильном размещении приобретают наивысшую стоимость, которая вообще может быть создана в логистике. Вместе с тем продукты отправляются на склады в соответствии с прогнозами потребностей в них, при этом возможны ошибки в распределении – поставки не на тот рынок или в неправильное время. Создается определенный риск этой деятельности по сравнению с материально-техническим обеспечением производства.
Для сокращения неопределенности, свойственной физическому распределению, и облегчения операций и сделок в этой сфере очень важно следить за динамикой спроса, т.е. динамикой заказов потребителей. Для этого нужно повышать точность прогнозов; разработать программу координации с потребителями, на основе которой строить управление заказами, – это тоже способствует сокращению неопределенности. Кроме того, функциональный цикл физического распределения следует планировать так, чтобы максимально приспособить его к требованиям рынка.
Заказы потребителей, т.е. спрос на продукцию, являются основой динамики функционального цикла физического распределения. Способность логистической системы продавца оперативно реагировать на заказы клиентов определяет его компетентность в общей маркетинговой стратегии. Вместе с тем большое влияние на успех маркетинга оказывает управление информацией о новой продукции. Информация может оказаться преждевременной! Вот пример этому, ставший классическим.
Энтузиаст, изобретатель и предприниматель Адам Осборн посещал тот же калифорнийский компьютерный клуб (Homebrew Computer Club), что и учредители
Apple Стив Джобс и Стив Возняк. Осборн создал компанию, которая в 1981 году выпустила первый коммерческий портативный компьютер. Он назывался Osborne 1, весил 12 килограммов и продавался за 1795 долларов. Эта цена была почти вдвое ниже цены других компьютеров с похожими характеристиками. Носящая имя Осборна
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


28 компания в 1981–82 годах продавала более 10 тыс. компьютеров ежемесячно – по тем временам это был огромный успех.
Осборн одним из первых понял, что основная масса потребителей компьютеров – это не энтузиасты компьютерной техники, а домашние и бизнес-пользователи. А в то время даже ориентированная на большой бизнес IBM продавала компьютеры чуть ли не по частям, не говоря о том, чтобы ставить на компьютеры прикладные программы.
Портативный «Осборн 1» стал первым компьютером с установленными редакторами для текста и таблиц. Так Осборн задал несколько важных тенденций, которые определяли развитие индустрии в будущие десятилетия.
Несмотря на такой успех, Осборн довёл свою компанию до банкротства. Причиной краха стала маркетинговая ошибка: в 1983 году он объявил, что готовит новую, более совершенную модель своего компьютера – Vixen. Покупатели, в ожидании более совершенного продукта, перестали покупать Osborne 1, тысячи которых ждали на складах своих покупателей. Не получая доходов и не имея средств на разработку и выпуск новой модели, компания Осборна обанкротилась. С тех пор этот маркетинговый эффект, когда утечки о новых разработках вредят продажам текущих продуктов, называют «эффектом Осборна».
Сегодня производители боятся повторить судьбу Осборна. Как тщательно они скрывают информацию о дате выхода и характеристиках своих новых продуктов! Что мы знали о новых изделиях, например, iPhone 5 или iPad 3 до их выхода? Все данные были основаны на слухах и утверждениях разных источников (часто безответственных и сделанных с целями саморекламы).
Переход к рыночной экономике в России открыл новые возможности создания информационной продукции хозяйственного назначения, но выдвинул жесткие требования к логистике этой деятельности. Начиная с 1990 года информационное агентство «Мобиле» создало в Москве технологию распространения информации о предложениях продажи продукции высоких технологий. Бюллетени «Компьютеры и комплектующие», «Оргтехника», далее
«Банки и финансы», «Медицина и оборудование», «Строительство»,
«Недвижимость» выходили с частотой от одного раза в месяц двух раз в неделю. Информацию по компьютерам и оргтехнике, например, операторы собирали по телефону, факсам и другим средствам связи до 18.00. В 11 утра следующего дня готовая продукция в виде отпечатанных бюллетеней объемом несколько сот страниц с информацией о предложениях почти тысячи фирм уже лежала на столах клиентов и пользовалась огромным спросом благодаря оперативности и достоверности.
Логистика снабжения включала в себя сбор и обработку информации непосредственно от участников рынка, а также через СМИ и другие источники информации. Логистическая цепочка обеспечивала прямой интерес участников рынка, который заключался в том, чтобы попасть в бюллетени, поэтому они проявляли высокую оперативность в снабжении, т.е. предоставлении информации, а также платили и за постановку информации в базы данных и бюллетени, и за готовую информационную продукцию. Для оперативной обработки данных были разработаны собственные классификаторы
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com


29 информации по компьютерам, оргтехнике, медицинским препаратам и оборудованию.
Логистика производства включала в себя оперативную верстку и корректуру бюллетеней, вывод на печать и развоз макетов, затем ночную печать в своей типографии и ряде сторонних типографий по договорам, а также доставку на склад готовой продукции, подготовку к распределению.
Логистика физического распределения включала в себя доставку курьерами, почтой, прямыми посылками поездами и самолетами, а также прямыми продажами в сети киосков, в которые с ночи выстраивались очереди клиентов за свежими бюллетенями. Превосходство в рекламе и маркетинге обеспечивала полноцветная информационно-аналитическая газета «Модус», которая печаталась в Финляндии, и бесплатно распространялась в местах массового посещения потенциальных клиентов – на выставках и в салонах, в посольствах и на иностранных рейсах «Аэрофлота». В государственных интересах в 1996–2003 гг. издавали журнал «Промышленность России», позднее – «Наука и промышленность России», а также информационно- аналитический бюллетень «Экономическое обозрение для федеральных органов государственной власти», который бесплатно распространялся по ограниченному списку организаций. Со временем, разумеется, приоритет получили электронные средства передачи информации.
Для полноты охвата страны была создана Ассоциация региональных информационных агентств, которая объединила более 15 аналогичных агентств, действовавших в различных регионах. По мере развития сети
Интернета и электронных коммуникаций менялись методы сбора информации и поставки клиентам готовой информационной продукции.
Для автоматизации проектирования
САПР систем логистики, логистических цепочек производственных процессов необходимо создать сетевую модель структуры материальных потоков.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

30
2. ЛОГИСТИКА ПРОИЗВОДСТВА
В системе автоматизации проектирования систем логистики основой является функциональный цикл материально-технического обеспечения.
Необходимо рассмотреть особенности этого функционального цикла.
2.1. Основные понятия управления материальным потоком
Рассмотрим понятия и терминологию, которые отличают логистику промышленного производства от других видов логистики и характеризуют основные отношения между понятиями в этой области.
Логистика производства (определена в первой главе)
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


регулирование производственного процесса в пространстве и во времени, а именно планирование движения материальных потоков и управление ими, организация внутрипроизводственной транспортировки, буферизации (складирования) и поддержание на складах запасов (заделов) сырья, материалов и незавершенного производства; планирование производственных процессов на стадиях заготовки и поставки ресурсов, обработки и сборки готовой продукции (ГП).
Анализ

совокупность методов формирования и обработки данных о логистической деятельности, для объективных оценок, тенденций развития, выявления резервов повышения эффективности их использования.
Материальный поток (МП)
движение материальных ресурсов в пространстве и во времени между стадиями производственного процесса.
Производственная система
комплекс материальных объектов, коллектива людей, производственных, научно-технических и информационных процессов, имеющих целью выпуск конечной продукции и обеспечение эффективного протекания производственного процесса.
Производственный процесс
определенным образом упорядоченный в пространстве и во времени комплекс трудовых и естественных процессов, направленных на изготовление продукции необходимого назначения, в определенном количестве и качестве и в заданные сроки.
Тип
производства
комплексная характеристика технических, организационных и экономических особенностей производства, обусловленных степенью специализации, сложностью и устойчивостью изготовляемой номенклатуры изделий, размером и повторяемостью выпуска продукции.
Производственная структура

взаимосвязанная система цехов и служб предприятия.
Цеха и службы осуществляют различные функции, обеспечивающие выполнение планов в строго установленные сроки в соответствии с производственным расписанием (планом производства). Цеха располагают своей производственной структурой, в которую входят участки, а в структуру участков входят рабочие места

первичные звенья структуры.
Поточное производство
форма организации производственного процесса, при котором все операции согласованы во времени, повторяются через строго установленные интервалы, все рабочие места являются специализированными и располагаются в соответствии с ходом

PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com

31 технологического процесса. Применяется обычно в крупносерийном и массовом производстве.
Непоточное производство применяется в основном в единичном, мелкосерийном и серийном производстве. Часто это неупорядоченное движение предметов труда в пространстве, сочетаемое с прогнозированным движением во времени.
Календарный метод планирования предназначен для определения конкретных сроков процесса производства (запуска, выпуска изделий; опережений запуска, выпуска изделий, сборочных единиц относительно выпуска рассматриваемого изделия) каждого наименования выпускаемой продукции.
Объемно-календарный метод планирования обеспечивает в системе производства взаимную увязку сроков и объемов производимых работ с потенциальной мощностью (пропускной способностью) производственных подразделений в целом на весь рассматриваемый период времени.
Объемно-динамический метод планирования позволяет одновременно учитывать сроки, объем и динамику производства работ в соответствии с плановой номенклатурой выпуска, чтобы полнее использовать имеющиеся производственные мощности.
«Выталкивающие»
системы планирования и управления
МП
(выталкивающая парадигма логистики) основаны на том, что предметы труда в производственном процессе передаются с предыдущей на последующую производственную стадию согласно заданному расписанию на плановый период. И так по цепочке от первой до последней производственной операции.
В результате на рынок поступает продукция, на которую спрос ожидается, но не гарантирован. Это рынок продавца, который предлагает покупателям ту продукцию, которую он сам производит.
«Вытягивающие»
системы планирования и управления
МП
(вытягивающая парадигма логистики) основаны на том, что обработка предметов труда на предыдущей стадии производственного процесса начинается по команде (по мере необходимости) от последующей стадии, и так по цепочке от последней до первой производственной операции.
В результате на рынок поступает продукция, спрос на которую со стороны потребителей подтвержден сделанными заказами, т.е. гарантирован. Это рынок покупателя, который требует у продавца ту продукцию, которую он сам желает приобрести. На клиента ориентированы современные системы планирования.
Система KANBAN (карточка)

система организации производства и снабжения, позволяющая в полной мере реализовать концепцию «точно в срок»
(ЛТ – just in time); относится к «вытягивающим» системам.
Рассмотрим основные определения, связанные с управлением материальными потоками в процессе промышленного производства.
Аутсорсинг логистических услуг

передача части или всех логистических функций (обычно непроизводственного характера) внешним сервисным логистическим организациям.
PDF created with pdfFactory Pro trial version www.pdffactory.com