ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 200
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
. Музыкальное телевидение на современном этапе (1996-2008 гг.).
Вместе с вехами истории формировались модели музыкального телевидения:
1. Советская модель
Характерная особенность советской модели музыкального телевидения - отсутствие правового поля в области СМИ и авторского права. Главной задачей музыкального телевидения в СССР была пропаганда советской идеологии. Еще одна характерная черта советской модели - подцензурность. Музыкальное телевидение находилось под контролем Государственного комитета СССР по телевидению и радиовещанию. Функцию цензора контента музыкальных передач выполняла система «худсоветов».
. Инструментальная модель
Данная модель образовалась во времена «перестройки». Изменился политический курс России и некогда подпольная рок-музыка ворвалась в эфир, пропагандируя перемены. Сформировалось альтернативное музыкальное телевидение, ставшее инструментом для пропаганды реформ и нового политического мышления.
. Модель «четвертой власти»
В 1991г. вышел закон о СМИ, в котором были сформированы основы правового регулирования телевидения. В 1993г. был принят Закон об авторском праве и смежных правах, а 12 июня 2000г. был принят Закон о печати. Появилось независимое музыкальное телевидение. Разнообразились формы и контент музыкальных телепередач. Музыкальный контент включал в себя музыку разных направлений, повысилось эфирное время иностранной музыки. В эфире появились программы американского MTV. Был создан первый развлекательно-музыкальный телеканал в России - Биз ТВ.
4. Корпоративно-авторитарная модель
К 1995г. российский шоу-бизнес сформировался как корпоративный бизнес и установил контроль над музыкальным телевидением. В ходе президентской кампании Б.Ельцина музыкальное телевидение было активно задействовано в качества средства массовой пропаганды. Пользуясь сформированным авторитетом среди молодежи, звезды русского шоу-бизнеса выступали на телевидении с поддержкой кандидатуры Б.Ельцина в президенты, помогая тем самым его продвижению. Вновь вернулась система «худсоветов», и вместе с ними появился феномен «неформат», под который попали исполнители некоммерческой музыки и исполнители, не имеющие договорных отношений с влиятельными структурами шоу-бизнеса. Телевидение стало стремиться к массовости, его главной целью стало получение прибыли. Музыкальный контент постепенно начал уступать развлекательному, что, со временем, привело к практически полному исчезновению музыкального телевидения, а также его трансформации в телевидение развлекательное.
Учитывая вышесказанное, можно прийти к выводу, что, несмотря на кажущуюся аполитичность музыкального телевидения, оно всегда зависело от политического курса правительства. Русское музыкальное телевидение было максимально свободно в самовыражении только на момент своего возникновения, когда его программирование не имело ограничений, и постоянно шли эксперименты с формой и музыкальным наполнением. В дальнейшем история русского музыкального телевидения - это история пропаганды политического режима и образования закрытых влиятельных структур и корпораций.
Глава II. Жанры музыкального телевидения
2.1 Специфика современного музыкального телевидения
Появившаяся в начале 90-х годов коммерческая модель музыкального телевидения провозгласила принцип: «Привлечение внимания зрителей, а через него - рекламы любой ценой». Коммерциализация российского музыкального телевидения способствовала тому, что информация развлекательного характера стала активно завоевывать место в телеэфире. Это значительно отразилась на контенте музыкальных телеканалов, а, следовательно, и на их жанровой составляющей.
Содержание программ современного музыкального телевидения тесно связано с феноменом массовой культуры, для которого характерна стереотипизация и культивирование определенных культурных практик, таких как мода, стиль жизни и т.п. К программам подобного рода можно отнести большую часть немузыкальных телепрограмм, выходящих на музыкальных каналах («Икона стиля» на МУЗ-ТВ). Даже характерную для музыкального телевидения форму хит-парада по содержанию можно разделить на музыкальные хит-парады, в которых объединяются популярные видеоклипы («МУЗ-ТВ чарт», «Русский чарт» на МУЗ-ТВ), и хит-парады немузыкальной тематики (самые богатые знаменитости, самые громкие скандалы и пр.). Подобные музыкальные программы используют типичные «социальные маски»(олигархи, звезды и пр.), таким образом культивируя виртуальную реальность, инкорпорированную в реальную жизнь. Если «социальная маска» не вписывается в шаблоны, значит, она неформатна.
Новостные программы, транслирующиеся на музыкальных телеканалах («PRO-Новости», «PRO-Обзор» на МУЗ-ТВ) не обращены на музыкальную информацию, а тяготеют к светской хронике. «Информация повсюду превратилась в инструмент влияния и в товар, ее задача не информировать, а развлекать, главное - не что, а как, не содержание, а форма подачи».
Еще одним популярным направлением телепрограмм, выходящих на музыкальных каналах, является, так называемая, «треш-публицистика». Это программы, описывающие шокирующие подробности и показывающие «правдивые» комментарии участников и ведущих программ («Пик популярности» на RU.TV). Как направление современного искусства треш можно характеризовать низкобюджетностью, вторичностью и вульгарностью.
Также очень часто по отношению к музыкальному телевидению употребляется термин «фоновое восприятие», т.е. передача воспринимается телезрителем как фон, элемент окружающего его мира, лишь частично активизируя сознание воспринимающего. «Фоновые каналы» не претендуют на полное внимание, но благодаря этому являются необходимыми - в одном ряду с утренней чашкой кофе или ежедневной газетой.
Фоновое восприятие музыкальных телепрограмм обусловлено самостоятельностью малых форм, таких как видеоклип, выступления, а также частым отсутствием сюжетных линий между ними и повторяемостью в эфире. Музыкальная составляющая современных телеканалов предполагает отсутствие негативной и побуждения к каким-либо действиям.
В связи с этим особый интерес представляют такие явления, как инфотейнмент (infotainment) и инфомершиалс (infomercials).
Термин «инфотейнмент» является аббревиатурным объединением двух английских слов: информация (information) и развлечение (entertainment). Инфотейнмент - это информационно-развлекательные передачи, в которых телезрителям предлагают сюжеты, информационная ценность которых минимальна. Очень часто для подобных передач используется так называемая «новость», которая на деле является только предлогом для главной цели телепрограммы - создание развлекательного сюжета.
Термин «инфомершиалс» также является аббревиатурным объединением двух английских слов: информация (information) и рекламные объявления (commercials). В случае с инфомершиалс под видом информации, события, истории телезрителю подается реклама.
В целом, инфотейнмент и инфомершиалс можно отнести к методам подачи информации, для которых характерны развлекательность и коммерческая направленность. На современном этапе российское музыкальное телевидение активно использует данные методы подачи информации: стремление обеспечить высокий рейтинг коммерческого вещания заставляет телекомпании отказываться от качественных, но низкорейтинговых передач в пользу программ, гарантированно собирающих у телеэкранов массовую аудиторию - викторин и конкурсов, шоу, «мыльных опер», рассчитанных на зрителя с невзыскательными вкусами. Все это способствует активному синтезу жанров и образованию новых форм.
Жанры современной вещательной индустрии исследователи объединяют в довольно отличающиеся друг от друга системы, т.к. само понятие «жанр» может иметь разные трактовки и подходы к этому явлению. Порой данное понятие выражает общность ведущих художественных средств (например, игровые и документальные жанры) или определяет способы и место существования произведений в эфире (например, трансляция заранее записанного телефильма, с одной стороны, и прямой экстренный выпуск «Новостей» - с другой), которые, в свою очередь, могут быть построены на схожих сюжетах (цикл телепередач или радиосериал) или же иметь аналогичные технические средства их создания (к примеру, радиожанры и тележанры).
Системы жанров эфира объединяют произведения, построенные на основе одинаковых эстетических закономерностей, на основе общих главных средств выразительности и общих норм предназначения, таких как искусство, новостная информация или же реклама (соответственно художественные, информационные и рекламные жанры).
К жанрам музыкального телевидения можно отнести песенный видеоклип, видеосюжет, телешоу, видеофильм. Здесь обособление жанров основано на доминировании (или равноправии) внутрикадровой музыкальной составляющей над журналистской или экранной. Жанры музыкального телевидения по большому счету - это различные варианты трансляций исполнения музыкального произведения, а также фильмы музыкальной тематики.
Нами предлагается следующая классификация жанров музыкального телевидения, при составлении которой мы опирались на общую классификацию телевизионных жанров, предложенную В.Л. Цвиком и Р.А. Борецким в учебных пособиях «Телевизионная журналистика» и «Информационные жанры телевидения», а также на понятия «инфотейнмент» и «инфомершиалс»:
1. Информационные жанры
2. Аналитические жанры
. Жанровые формы инфотейнмента и инфомершиалс
Информационные жанры
К информационным жанрам музыкального телевидения относятся видеосюжет, выступление (монолог в кадре), интервью, репортаж и прямые включения.
Информационное сообщение (видеосюжет) подразумевает устное сообщение и видеозаметку. Заметка - наиболее распространенный информационный жанр, основной элемент выпусков новостей. Она представляет собой краткую новость без причинно-следственных связей и отвечает на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?» и «Когда?».
Видеосюжеты можно условно разделить на две разновидности.
Первая - сообщение об официальном событии: концерт, пресс-конференция, премьера кинофильма с участием телезвезд и т.п. При съемке таких мероприятий опытный оператор не нуждается в указаниях журналиста. Стандартный монтажный лист включает в себя несколько общих планов зала, крупный план выступающих, панораму по главным лицам мероприятия, несколько общих кадров публики. Таков визуальный материал, поступающий в редакцию. Дальнейшая работа состоит в монтаже отснятого и написании закадрового текста.
Вторую разновидность можно назвать сценарной, или авторской. Здесь крайне важно участие журналиста в творческо-производственном процессе и его влияние на качество информации. При подготовке собственного сюжета автор отвечает за выбор и утверждение темы, изучение объекта съемки и создание сценарного плана, участие в съемке, монтаже и написании текста. «Такой видеосюжет представляет собой, по сути дела, мини-репортаж».