Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 479
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине
«ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА»
1. Государство: понятие, признаки, сущность.
Государство — политикотерриториальная суве ренная организация публичной власти, располагаю щая специальным аппаратом в целях осуществления управленческообеспечительной, охранительной функ ций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.( баранов)
К признакам государства принято относить:
-
наличие публичной политической власти, располагающей специальным аппаратом управления и принуждения -
2) территориальную организацию населения; -
3) государственный суверенитет; -
4) всеобъемлющий, общеобязательный характер актов государства; -
5) наличие государственной казны, что связано с налогообложением и взиманием налогов и иных средств на содержание государственного аппарата и разнообразные нужды государства.
Сущность государства — это государственная (политическая) власть.
Государство по своей сущности является политическим властным суверенным институтом (организацией
2. Функции государства: понятие, классификация, формы, методы осуществления функций государства.
Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач
Функции государства многообразны и могут классифицироваться по различным основаниям:
-
1) по значению для сущности данного государства: основные и не основные; -
2) в соответствии с преобладающей направленностью государственной деятельности: общесоциальные и сугубо классовые; -
3) по направленности деятельности: внутренние и внешние; -
4) по принципу разделения властей: законодательные, исполнительноуправленческие и судебные; -
5) по характеру содержания: регулятивные и охранительные; -
6) по сфере общественных отношений, на которые осуществляется воздействие: политические, экономические, правовые, социальные, идеологические и культурно-духовные; -
7) по времени действия: постоянные и временные; -
8) по объектам государственного воздействия:-
— охрана общественного порядка и обеспечение национальной безопасности; -
— регулятивно-управленческая деятельность; -
— функция обеспечения прав и свод граждан.
-
Формы осуществления функции государства - это деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции.
Выделяют правовые и организационные формы. Правовые формы есть однородная деятельность органов государства, связанная с принятием правовых актов и влекущая юридические последствия. К правовым формам относят деятельность:
• правотворческую (по подготовке и изданию нормативных актов);
• правоприменительную (по реализации нормативных актов путем принятия актов применения права, это повседневная работа по выполнению законов и по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера);
• правоохранительную (по защите прав и свобод человека и гражданина, по предупреждению правонарушений и привлечению к юридической ответственности виновных лиц и т. п.).
К организационным формам относят деятельность:
• организационно-регламентирующую (текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органа государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов и др.);
• организационно-хозяйственную (оперативно-техническая и хозяйственная работа, связанная с бухгалтерским учетом, статистикой, снабжением и т. д.);
• организационно-идеологическую (повседневная воспитательная работа по идеологическому обеспечению выполнения различных функций государства, связанная с разъяснением вновь изданных нормативных актов, формированием общественного мнения и пром.).
Методы осуществления функций государства - это способы и приемы, с помощью которых органы государства реализуют его функции. Среди подобных методов выделяют: убеждение и принуждение, поощрение и наказание и т. д.
• Метод убеждения состоит в создании у населения, отде¬льных социальных групп уверенности в том, что деятельность государства имеет общезначимый характер, совпадает с интере¬сами и целями субъектов общественной жизни. Метод убеждения - такие специфические средства, посредством которых властвующий субъект воздействует на общественное или индивидуальное сознание, способствует его формированию (обоснование, объяснение, обсуждение, демонстрация определенного примера и др.).
• 2. Метод принуждения состоит в воздействии на управ¬ляемых с помощью силового давления, например, в процессе применения мер юридической ответственности к лицам, совер¬шившим правонарушения.
• 3. Наряду с этими методами выделяют метод стимулиро¬вания - это побуждение участников общественных отношений к поведению в определённом государством направлении путём материального и морального поощрения. К материальным (эко¬номическим) методам стимулирования относятся: дотации, ин-вестиции, беспроцентные и иные льготные кредиты, налоговые льготы и т.п. К методам морального стимулирования относятся: государственные награды, почётные звания и т.п.
• 4. Всё более широко используется договорной метод, со¬стоящий в использовании государством на договорных возмез¬дных началах различных субъектов общественной жизни для решения государственных задач.
• 5. Метод рекомендательный - разъяснительные и иные средства, ориентирующие лиц (индивидов, организаций) на конкретный вариант поведения или действий, желательных с точки зрения государства;
• 6. метод информационного влияния на общество - оповещение населения о принятых нормативных правовых актах, государственных решениях и т.д.
• 7. метод нормативно-правового регулирования. Используя этот метод, государство закрепляет конкретные права и обязанности участников общественных отношений в законодательных актах.
• 8. метод надзора и контроля за соблюдением правовых норм, установленных стандартов и принятых в данном государстве. Осуществляют такой контроль специальные государственные структуры, такие как прокуратура, налоговая инспекция, Счетная палата, а также охотнадзор, гостехинспекция и пр. И снова следует отметить, что деятельность этих структур также строго регламентирована Законом, что должно способствовать исключению произвола в их действиях
3. Форма государства: понятие и основные элементы.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
1) форма правления - характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением. В зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские;
Монархия (от греческого monarchia - единовластие) - это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от волеизъявления населения
Республика (от латинского res publica - государственное, общественное дело) - это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа. Признаки республики: 1) выборность власти; 2) ограниченность срока полномочий власти; 3) зависимость от избирателей.
2) форма государственного устройства - отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами. По форме государственного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные
Унитарное государство - простое, единое государство, части которого являются административнотерриториальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета;
Федерация - сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности;
Конфедерация - временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей.
3) политический (государственный) режим - представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти. В зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы.
Демократический режим. Основными характеристиками демократического режима являются следующие: провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина; решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства и гражданского общества; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям; силовые структуры (вооруженные силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; доминируют методы убеждения, компромисса; политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции; гласность; средства массовой информации свободны от цензуры; реальное осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства)
К антидемократическим режимам относят тоталитарные и авторитарные режимы. Тоталитарный режим
Основными характеристиками тоталитарного политического режима являются следующие
: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о "единстве", "слиянии" власти и народа; монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни.
Авторитарный режим - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Главную черту данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Франко, Чили во времена власти Пиночета).
4. Механизм государства: понятие и характеристика основных элементов.
Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства.
Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь.
Структура механизма государства включает:
· Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства).
· Государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства (вооруженные силы, милиция).
· Государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты).
· Государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли.
· Государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением.