Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 483
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
Согласно Конституции, принятой в 1993 году, Российская Федерация состоит из равноправных субъектов. Право выхода из федерации не предусмотрено.
Федеративное устройство Российского государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).
Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся:
– принцип государственной целостности России;
– принцип единства системы государственной власти;
– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
– принцип равноправия и самоопределения народов в России;
– принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.
Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.
Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.
Особенности федеративного устройства Российской Федерации
В основе независимости любого государства лежит целостность его территории. Вместе с тем, одним из важнейших характеристик является и его территориальное устройство. Территориальное устройство включает не просто деление государства, но и правовое положение его частей, а также взаимоотношение их друг с другом и с центральными органами власти. Существует ряд классификаций территориального устройства государства.
По типу деления территории государства его устройство может быть разделено па унитарное и федеративное, о чем мы уже упоминали в гл. 1. Территориальное устройство Российской Федерации, а также принципы разделения власти между центром и регионами позволяет определить ее в качестве федерации. Особенности федеративного устройства России во многом связаны с историческими особенностями ее развития в XX в. Так, до 1992 г. в качестве субъектов РФ выделялись республики. Федеративный договор от 31.03.1992 признал субъектами РФ все ее административно-территориальные (края, области, города федерального (республиканского) значения) и национально-административные (автономная область и автономные округа) единицы.
Федеративное устройство России способствует свободному развитию наций и народностей, которые проживают на её территории. Это находит выражение в создании разных форм национальной государственности народов Российской Федерации: республик, автономных округов и области, а также в возможности преобразовать одну форму национальной государственности в другую. Свободное развитие народностей и наций также предполагает активизацию развития национальных языков.
Согласно принципу федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения вводятся и гарантируются Конституцией России. При этом конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения не могут противоречить Конституции Российской Федерации.
21. Понятие, основные элементы и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ, статус субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и соответствующими конституциями (уставами) самих субъектов. В теории права категория «статус субъекта права» определяется как система, комплекс основных прав и обязанностей, установленных нормами права за субъектом права. Исходя из изложенного, можно определить статус государственно-территориального образования как комплекс прав и обязанностей, гарантий их осуществления и ответственности за их ненадлежащее исполнение. Таким образом, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации представляет собой комплекс принадлежащих ему юридических прав и обязанностей, установленных законодательством, а также гарантий осуществления прав и мер ответственности за их ненадлежащее исполнение.
Конституционно-правовой статус субъекта Федерации включает в себя следующие элементы:
1) место в государственном устройстве, социально-политическое положение;
2) общая правосубъектность, которая выступает основанием для участия в конституционных отношениях;
3) комплекс основных прав и обязанностей, установленных нормами права;
4) система гарантий, направленных на обеспечение стабильности правового состояния;
5) конституционно-правовая ответственность.
22. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов.
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В статье 71 Конституции РФ определены предметы ведения и полномочия, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации. Статья 72 закрепляет
перечень совместных предметов ведения полномочий Российской Федерации и её субъектов. Наконец, статья 73 Конституции РФ носит бланкетный характер и определяет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и её субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;
Федеративное устройство Российского государства – это его политико-территориальная организация. Федеративное устройство характеризует состав государства, правовое положение составных частей – субъектов Федерации, их взаимоотношения с государством в целом.
По своему устройству Российская Федерация – суверенное, целостное, федеративное государство, состоящее из равноправных субъектов. Их несколько видов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Федеративное устройство Российского государства, его состав закреплены Конституцией РФ (гл. 3).
Согласно статье 5 Конституции РФ к принципам федеративного устройства России относятся:
– принцип государственной целостности России;
– принцип единства системы государственной власти;
– принцип разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ;
– принцип равноправия и самоопределения народов в России;
– принцип равноправия субъектов РФ во взаимоотношениях со всеми федеральными органами госвласти.
Российская Федерация – неоднородная федерация, построенная по национально-территориальному принципу, причём республики, автономные округа образованы по национальному принципу, а края, области, города федерального значения – по территориальному принципу.
Российская Федерация является конституционной, а не договорной федерацией, поскольку Конституция РФ имеет верховенство и высшую юридическую силу, а Федеративный договор не является государствообразующим. Несмотря на неоднородность федерации и различный конституционно-правовой статус её субъектов, Конституция РФ провозглашает равноправие её субъектов, поэтому вопрос о симметричности или асимметрии Российской Федерации является дискуссионным. В составе РФ есть несколько сложнопостроенных субъектов – краёв и областей, в состав которых входят один или несколько автономных округов либо автономная область.
Особенности федеративного устройства Российской Федерации
В основе независимости любого государства лежит целостность его территории. Вместе с тем, одним из важнейших характеристик является и его территориальное устройство. Территориальное устройство включает не просто деление государства, но и правовое положение его частей, а также взаимоотношение их друг с другом и с центральными органами власти. Существует ряд классификаций территориального устройства государства.
По типу деления территории государства его устройство может быть разделено па унитарное и федеративное, о чем мы уже упоминали в гл. 1. Территориальное устройство Российской Федерации, а также принципы разделения власти между центром и регионами позволяет определить ее в качестве федерации. Особенности федеративного устройства России во многом связаны с историческими особенностями ее развития в XX в. Так, до 1992 г. в качестве субъектов РФ выделялись республики. Федеративный договор от 31.03.1992 признал субъектами РФ все ее административно-территориальные (края, области, города федерального (республиканского) значения) и национально-административные (автономная область и автономные округа) единицы.
Федеративное устройство России способствует свободному развитию наций и народностей, которые проживают на её территории. Это находит выражение в создании разных форм национальной государственности народов Российской Федерации: республик, автономных округов и области, а также в возможности преобразовать одну форму национальной государственности в другую. Свободное развитие народностей и наций также предполагает активизацию развития национальных языков.
Согласно принципу федерализма основы правового статуса республик, краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения вводятся и гарантируются Конституцией России. При этом конституции республик, уставы краев, областей, автономных округов и области, городов федерального значения не могут противоречить Конституции Российской Федерации.
21. Понятие, основные элементы и особенности конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации.
Согласно Конституции РФ, статус субъектов Федерации определяется Конституцией РФ и соответствующими конституциями (уставами) самих субъектов. В теории права категория «статус субъекта права» определяется как система, комплекс основных прав и обязанностей, установленных нормами права за субъектом права. Исходя из изложенного, можно определить статус государственно-территориального образования как комплекс прав и обязанностей, гарантий их осуществления и ответственности за их ненадлежащее исполнение. Таким образом, конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации представляет собой комплекс принадлежащих ему юридических прав и обязанностей, установленных законодательством, а также гарантий осуществления прав и мер ответственности за их ненадлежащее исполнение.
Конституционно-правовой статус субъекта Федерации включает в себя следующие элементы:
1) место в государственном устройстве, социально-политическое положение;
2) общая правосубъектность, которая выступает основанием для участия в конституционных отношениях;
3) комплекс основных прав и обязанностей, установленных нормами права;
4) система гарантий, направленных на обеспечение стабильности правового состояния;
5) конституционно-правовая ответственность.
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
-
Субъект РФ часть федеративного государства (субъекты РФ именуются по-разному: республика, автономная область, край, область, автономный округ, город федерального значения). -
Субъект Федерации не является самостоятельным суверенным государством. -
Право выхода субъекта Федерации из состава Федерации Конституция РФ не предусматривает. -
Изменение статуса субъекта Федерации теоретически может быть реализовано в трех направлениях: повышение статуса, понижение статуса, выход из состава Федерации. -
Каждый субъект РФ имеет свою территорию, которая является частью территории РФ. Границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. -
Одна и та же территория не может быть территорией двух равноправных субъектов Федерации: у каждого субъекта Федерации своя территория, свои органы государственной власти. -
система органов государственной власти субъектов РФ определяется субъектами РФ самостоятельно в соответствии с основами конституционногостроя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом. -
Каждый субъект РФ имеет свою правовую систему, которая включает конституцию (устав) этого субъекта Федерации, принятые имзаконы и другие нормативные акты, изданные в пределах его компетенции, договоры и соглашения субъекта Федерации с Российской Федерацией, другими ее субъектами, с зарубежными странами, а также акты о делегировании полномочий. -
Каждый субъект РФ вправе иметь свою государственную символику: флаг, герб, гимн, а также столицу (республики) и центры других субъектов Федерации.
22. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. Формы взаимодействия Российской Федерации и ее субъектов.
Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В статье 71 Конституции РФ определены предметы ведения и полномочия, находящиеся в исключительном ведении Российской Федерации. Статья 72 закрепляет
перечень совместных предметов ведения полномочий Российской Федерации и её субъектов. Наконец, статья 73 Конституции РФ носит бланкетный характер и определяет, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий по предметам совместного ведения РФ и её субъектов Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации и федеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации;