Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 486

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


·         Организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

5. Принцип разделения властей как основной критерий классификация государственных органов.

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Главная цель принципа разделения властей – не допустить узурпации, монополизации власти в рамках одного органа или ведомства, неизбежно ведущей к деспотии, подавлению прав и свобод человека.

Равновесие властей поддерживается специальными мерами (так называемая «система сдержек и противовесов»), которые обеспечивают взаимодействие и взаимное ограничение полномочий этих органов. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах их полномочий. В пределах своей компетенции каждая власть самостоятельна и подчиняется только закону. Разделение властей не означает их противостояния. Ни одна из ветвей власти не может присвоить себе функции другой, но действовать обособленно она также не в состоянии, поэтому власти взаимно дополняют друг друга, сохраняя необходимую связь и согласованность.

Органы государственной власти в РФ:

1) законодательная власть – Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума);

2) исполнительная власть – Президент РФ и Правительство РФ;

3) судебная власть – суды РФ.

Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ осуществляется Конституцией, федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.

Законодательная власть устанавливает правовые основы (создает законы), а следовательно, определяет правовую организацию и формы деятельности исполнительной власти.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается реализацией правовых норм, ее деятельность осуществляется в рамках законов. Органы исполнительной власти несут ответственность перед законодательной властью
, каждый гражданин может обжаловать их действия в суде.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государства путем осуществления правосудия. Правосудие осуществляется только судебными органами, независимость и законность деятельности которых являются гарантиями прав и свобод граждан. Суд не может присваивать себе функции законодательной и исполнительной власти, но осуществляет правовой контроль за принимаемыми ими нормативными актами. Судебная власть выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушения со стороны законодательных и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей.

6. Гражданское общество: понятие, признаки, структура.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп.

Гражданское общество — сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, ограждённых соответству ющими законами от прямого вмешательства и произ вольной регламентации со стороны государственной власти.

Итак, хотелось бы коротко обозначить главные, по нашему мнению, признаки гражданского общества. Его характеризуют следующие черты и свойства:

1) независимость от государственных структур, а также от квазинеправительственных организаций или НПО;

2) наличие частной собственности в государстве;

3) высокий уровень правового и культурного развития человека, инициативность и самоуправляемость, а также высокоразвитое чувство патриотизма как составное звено;

4) законодательная база в тесном взаимодействии с реально функционирующим механизмом осуществления права граждан на информацию;

5) свободно формирующийся плюралистический характер общества.

Составными элементами гражданского общества являются: 1) личность; 2) семья; 3) школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) социальные группы, слои, классы; 7) частная жизнь граждан и ее гарантии; 8) институты демократии; 9) общественные объединения, политические партии и движения; 10) независимое правосудие; 11) система воспитания и образования; 12) свободные средства массовой информации; 13) негосударственные социально-экономические отношения
7. Права, свободы и обязанности человека и гражданина: понятие, виды и поколения.



Права человека есть неотчуждаемые и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими, гражданскими (личными) и культурными.

свободы— это самостоятельность субъектов, выражающаяся в их способности и возможности делать собственный выбор и действовать в соответствии со своими интересами и целями.

Под обязанностью понимается необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

Основные (конституционные) права человека и гражданина условно разделяют на три большие группы (поколения):

1) личные права;( право на жизнь; право на достоинство право на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства)

2) политические права;( право на проведение собраний, митингов и демонстраций; право на объединение)

3) экономические, социальные и культурные права.( право частной собственности; право на труд, право на отдых; право на образование)

исходя из этапов провозглашения основных прав и свобод на три поколения:

– первое поколение – второе поколение;– третье поколение –

в зависимости от характера субъектов на: индивидуальные (право на жизнь, труд и т. д.); коллективные (право на забастовку, митинги и др.).

в зависимости от роли государства в их осуществлении на: негативные (государство воздерживается от конкретных действий по отношению к индивиду); позитивные (государство должно предоставить лицу определенные блага, содействовать в реализации им своих прав).

Поколения прав

1. Права и свободы первого поколения - это право частной собственности, право неприкосновенности личности, свободы совести, политические права - избирать и быть избранным в представительные (законодательные) органы государственной власти, в органы местного самоуправления и др.

2. Права и свободы второго поколения возникли после второй мировой войны в условиях подъема демократии, когда с расширением личных и политических прав формулируются и находят признание в мировой практике социально-экономические и культурные права: право на труд и отдых, право социального обеспечения, право на образование, право на пользование достижениями культуры и др.

3. В последние десятилетия все большее признание находят права и свободы третьего поколения, обусловленные достижениями и одновременно неблагоприятными последствиями научно-технического прогресса: право на здоровую окружающую среду, право на объективную информацию, право на безопасность в различных сферах.


8. Правовой статус личности: понятие, структура, содержание.

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность; 3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

В структуре последнего выделяют такие элементы, как:

1) права и обязанности (если субъективное право – есть вид и мера юридически возможного поведения, призванная удовлетворять интересы субъекта права, то юридическая обязанность – вид и мера юридически необходимого поведения, призванная удовлетворять интересы уп-равомоченной стороны, контрагента);

2) законные интересы (это отраженное в объективном праве либо вытекающее из его общего смысла и в определенной степени гарантированное государством простое юридическое дозволение, обеспечивающее стремление субъекта пользоваться конкретным социальным благом, а также в некоторых случаях обращаться за защитой к компетентным органам – в целях удовлетворения своих потребностей, не противоречащих общественным);


3) правосубъектность (это способность лица иметь и осуществлять непосредственно или через представителя субъективные права и юридические обязанности, то есть быть субъектом права; это синтез правоспособности и дееспособности, другими словами, праводееспособность);

4) гражданство (это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, прав и свобод человека; подобная связь выражается во взаимоотношениях между государством и его гражданином: государство гарантирует гражданину обеспечение его прав и законных интересов, защищает и покровительствует ему за границей, а гражданин обязан соблюдать законодательство данного государства, в том числе выполнять установленные им обязанности);

5) юридическая ответственность;

6) правовые принципы и т. п.

9. Правовое государство: понятие, признаки и принципы правового государства.

правовое государство - это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений.

Признаки правового государства:

 Верховенство права и закона во всех сферах жизни общества (верховенство закона означает, что закон обладает высшей юридической силой, и все другие правовые акты и акты правоприменения должны ему соответствовать. Отсюда следует, что никакое должностное лицо или орган власти, включая правительство, парламент и (при демократии) народ как целое, не могут совершать действия за пределами рамок, установленных законом);

 равенство всех перед законом (правосудие не должно принимать во внимание происхождение, власть, обеспеченность или общественное положение стоящих перед ним лиц.

Юрисдикция судов, которые выносят постановления по делам обычных граждан, должна распространяться на всех граждан);

 разделение властей на три ветви;

 реальность прав и свобод человека, их правовая и социальная защищенность.

 признание прав и свобод человека высшей ценностью;

 взаимная ответственность личности и государства;

 политический и идеологический плюрализм;