Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 488
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
3) Расширительное толкование.
Это такое толкование, когда норме права придаётся более широкий смысл, чем это вытекает из её словесного выражения. Например, ст.6 Конституции говорит о том, что российские граждане обладают на территории РФ равными правами и несут равные обязанности. В то же время ст. 62 говорит, что иностранцы и лица без гражданства на территории РФ пользуются правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ.
Кроме того, различают виды толкования по субъектам:
1) Официальное толкование.
Это обязательное толкование, дающееся уполномоченными на то государственными органами и должностными лицами, имеющее юридическое значение.
Оно подразделяется на ряд подвидов:
- нормативное (общее): распространяется на широкий круг субъектов и носит характер общих установок.
- казуальное (индивидуальное): касается определённого факта, дела, поступка; не имеет общеобязательного значения, его цель – разрешение данного уникального случая.
- аутентичное (авторское): исходит от органа или должностного лица, издавшего толкуемый нормативный правовой акт.
- легальное (разрешённое, делегированное): такое толкование официально разрешено, делегировано какому-либо органу со стороны вышестоящей инстанции.
- судебное: осуществляется судебными органами и, прежде всего Верховным Судом РФ, его Пленумом, а также Конституционным Судом РФ.
2) Неофициальное толкование.
Оно исходит от субъектов, деятельность которых не является официальной, государственной. Поэтому такое толкование не имеет юридической силы и никаких правовых последствий не влечёт.
Неофициальное толкование делится на виды:
- профессиональное (компетентное): даётся юристами-профессионалами, т.е. лицами с высшим юридическим образованием, хорошо знающим действующее законодательство и практику его применения. Его ценность – в глубоких знаниях и компетенции толкующих лиц.
В рамках профессионального толкования выделяют ещё доктринальное (научное) толкование, которое даётся учёными, представителями науки. Его ценность – в аргументированности, доказательности. Примером могут послужить комментарии к кодексам, монографии, доклады, содержащие толкование норм права.
- обыденное: это первичный, житейский уровень понимания права, его интерпретация рядовыми гражданами. Оно может быть как верным, так и ошибочным.
12. Акты толкования права (интерпретационные правовые акты) в государственно –правовой сфере.
Акты толкования права (интерпретационные акты) – это правовые акты компетентных государственных органов, содержащие результат официального толкования.
Признаки актов толкования права:
1. Содержат толкование норм из действующих НПА, которые. Их цель – толковать, разъяснять, но не создавать право.
2. они не содержат в себе норма права, а следовательно, не относятся к числу НПА, не являются источником и формой права;
3. адресуются, как правило, должностным лицам;
4. носят подзаконный, но обязательный характер;
5. по форме они могут облекаться в те же акты, что и нормативные – постановления, инструкции
13. Юридическая техника учета, инкорпорации, консолидации и кодификации нормативных правовых актов
Современная юриспруденция использует в основном три вида (способа) систематизации:
-
инкорпорация; -
консолидация; -
кодификация.
Инкорпорация - это вид (способ) систематизации, при котором нормативно-правовые акты подвергаются только внешней обработке (или вообще не подвергаются) и размещаются в определенном порядке - алфавитном, хронологическом, систематическом (предметном) в единых сборниках и других изданиях.
Различают инкорпорацию:
-
-
официальную - это упорядочение правовых норм их автором либо иным уполномоченным органом путем издания сборников действующих нормативных актов. Она может осуществляться на основе хронологического («Собрание законодательства Российской Федерации») и тематического («Свод законов Российской Федерации») принципов; -
неофициальную - это внешняя обработка законодательства, которая проводится организациями или отдельными гражданами по своей инициативе без специального поручения и контроля правотворческих органов. На них нельзя ссылаться при применении права (сборники нормативных актов по гражданскому, трудовому и другим отраслям права).
-
Консолидация - это вид (способ) систематизации, при котором несколько близких по содержанию нормативных актов сводятся в один, укрупненный нормативно-правовой акт с целью преодоления множественности нормативных актов и обеспечения единства правового регулирования.
Черты консолидации: представляет собой своеобразный правотворческий прием (инкорпорация, даже официальная, отношения к правотворчеству не имеет); проводится только правотворческими органами, и лишь в отношении принятых ими актов; при консолидации объединенные акты утрачивают силу, а вместо них действует вновь созданный нормативный акт, который имеет собственные официальные реквизиты (наименование, дату принятия, номер и подпись должностного лица).
Консолидация по своей природе занимает промежуточное положение между инкорпорацией и кодификацией.
Кодификация - это такой вид систематизации, который имеет правотворческий характер и направлен на создание нового сводного нормативно-правового акта (основ законодательства, кодекса и др.) путем коренной переработки действующего законодательства с целью обеспечения единого, внутренне согласованного регулирования определенной социальной сферы.
Черты кодификации: представляет собой наиболее сложную и совершенную форму систематизации; по существу является видом правотворчества, поскольку объектом кодификации выступают непосредственно нормы права; кодификацию всегда осуществляют только компетентные государственные органы на основании конституционных или других законных полномочий; в отличие от инкорпорации, которая имеет постоянный характер, производится периодически, и ее результаты;рассчитаны на длительный срок; кодификация всегда вносит элемент новизны в правовое регулирование (это всегда некая «правовая реформа») и зачастую связана с крупными социальными преобразованиями; результатом кодификации является кодификационный акт, который отличает юридическая и логическая целостность, сводный характер (объединяет не утратившие своего значения нормативные предписания), значительный объем и сложное строение, широкий охват социальной сферы и главенствующее положение среди других отраслевых актов.
Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине
«ЭКОНОМИКА»
1. Собственность и хозяйствование: структура прав, передача прав, согласование обязанностей.
Экономическая трактовка собственности и ее использование в качестве методологической и общетеоретической основы экономического анализа включает следующий момент. Авторы используют термин «право собственности» и полагают, что не ресурс сам по себе является собственностью, а «пучок или доля прав по использованию ресурса», иными словами, собственность можно рассматривать как совокупность отношений по поводу ресурса. Структура прав включает 11 элементов:
1) право владения, т. е. право исключительного контроля над благами;
2) право использования, т. е. право применения полученных свойств благ для себя;
3) право управления, т. е. право решать кто и как будет обеспечивать использования благ;
4) право на доход, т. е. право обладать результатами от использования благ;
5) право суверена, т. е. право на отчуждение, потребление или уничтожение блага;
6) право на безопасность, т. е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7) право на передачу благ в наследство;
8) право на бессрочность обладания благом;
9) запрет на использование благ способом, наносящим вред внешней среде;
10) право на ответственность в виде взыскания, т. е. возможность взыскания блага в уплату долга;
11) право на остаточный характер, т. е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.
Собственность понимается как санкционированные обществом отношения между людьми, которые возникают в связи с использованием благ. Эти отношения регламентируются нормами поведения, которые любое лицо должно соблюдать в своих взаимодействиях с другими людьми или нести издержки из-за их несоблюдения. Иными словами, права собственности есть не что иное, как определенные «правила игры», принятые в обществе. «Права собственности, – пишет Пол Хейне, – это права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Именно право собственности – или то , что, по мнению людей, является соответствующими правилами игры, – определяет, каким именно образом в обществе осуществляются процессы предложения и спроса».
Передача прав собственности полностью или частично сопровождает заключение договоров купли-продажи, франчайзинга, факторинга, лизинга и др. В процессе передачи прав регулируются и согласовываются обязанности сторон по срокам, оплате, условиям поставки, страхованию риска и др.
2. Экономические блага и их классификации.
Экономические благапредставляют собой продукты человеческого труда и естественные блага, ограниченные относительно потребностей людей, получающие вследствие этого стоимостную оценку и потребляемые на платной основе. Признаками экономических благ являетсяполезностьи относительнаяредкость.
Экономические блага весьма разнообразны, существует множество критериев их классификации.
В зависимости от формы воплощения экономические блага подразделяются на материальные и нематериальные. Материальные благаимеют натурально-вещественную форму. К ним относятся находящиеся в ограниченном количестве дары природы, продукты производства, деньги и финансовые активы (долговые обязательства, акции, паи компаний).Нематериальные благане имеют натурально-вещественного воплощения и представлены знаниями, информационными продуктами, а также свойствами самого человека. Эти свойства подразделяются на внутренние и внешние.Внутренниеблага заключены в самом человеке (деловые способности, квалификация, профессиональное мастерство);внешниеблага находят выражение в репутации, деловых связях и т.п.
Особое место в совокупности экономических благ занимают услуги– виды деятельности, приносящие полезный эффект и удовлетворяющие определенные потребности людей. Отличие услуг от продуктов производства заключается в том, что их полезный эффект неотделим от самой деятельности и они не способны накапливаться (например, транспортные и бытовые услуги). Различают услуги производственного и непроизводственного назначения. Услугипроизводственного назначенияпредставляют собой продолжение процесса производства и воплощаются в осязаемом результате. К ним относятся обслуживание и ремонт оборудования, транспортировка продуктов и т.п. Услугинепроизводственного назначенияне имеют осязаемого результата. К таким услугам относятся обучение, консалтинговые услуги, страхование.