Файл: Перечень вопросов к государственному экзамену по дисциплине теория государства и права Государство понятие, признаки, сущность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 484
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Особенности конституционно-правового статуса субъектов РФ
Порядок назначения референдума РФ
Федеральный закон "О Счетной палате Российской Федерации" от 05.04.2013 N 41-ФЗ
Особенности принятия отдельных видов федеральных законов
Статья 10. Государственные служащие
Статья 12. Квалификационные требования для замещения должностей гражданской службы
4 и специфики их деятельности. А общие принципы организации электронного документооборота получили развитие уже во внутренних регламентах и инструкциях по делопроизводству федеральных органов исполнительной власти.
Центральными вопросами при внедрении электронных документов в документооборот органов государственной власти и местного самоуправления стало обеспечение их юридической силы и долговременной сохранности. Эти вопросы решаются постепенно. Более 10 лет (с 2002 по 2013 год) в Российской Федерации применялся ФЗ «Об электронной цифровой подписи», в котором впервые на государственном уровне было определено само понятие «электронный документ» и его обязательный реквизит – «электронная цифровая подпись».
В настоящее время вопросы удостоверения электронных документов регулируются ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ5, принятие которого в первую очередь позволило расширить сферу применения электронных документов в органах государственной власти и местного самоуправления при получении гражданами государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Базовое понятие «электронная подпись» определено в законе обобщенно как «информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию»6. Таким образом, сохраняется возможность использования разных технологий, средств и способов создания электронной подписи. ФЗ «Об электронной подписи» предусматривает три вида электронной подписи: простая, усиленная квалифицированная и усиленная неквалифицированная. Простая электронная подпись создается при помощи кодов, паролей и других инструментов, которые позволяют идентифицировать автора документа, но не позволяют проверить документ на предмет наличия изменений. Квалифицированная электронная подпись должна быть получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи и определять лицо, подписавшее документ, а также обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания; ключ проверки подписи должен быть указан в квалифицированном сертификате, и для ее создания должны быть использованы сертифицированные средства. Ст. 6 ФЗ «Об электронной подписи» устанавливает, что «информация в электронной форме, подписанная только квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью». А если в состав удостоверения документа на бумажном носителе входит собственноручная подпись и оттиск печати, то этому требованию соответствует электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью. Одной электронной подписью также могут быть подписаны несколько электронных документов (пакет электронных документов). Таким образом, квалифицированная электронная подпись считается самым надежным способом удостоверения электронного документа и должна обязательно применяться при создании юридически значимых электронных документов в органах государственной власти и местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 № 9767 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации назначено ответственным государственным органом за использование электронной подписи. На него возложены функции головного удостоверяющего центра, который осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров страны и ведет реестр сертификатов удостоверяющих центров. Согласно ФЗ «Об электронной подписи», удостоверяющим центром может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей. Аккредитация удостоверяющего центра проводится сроком на пять лет, и только аккредитованные удостоверяющие центры могут выдавать квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи.
Федеральная служба безопасности РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности использования электронной подписи. В 2008-2012 гг. Федеральная служба безопасности РФ обновила комплекс стандартов, касающихся алгоритмов выработки и проверки электронной подписи. С 1 января 2013 года были введены в действие ГОСТ Р 34.10-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи» и ГОСТ Р 34.11.2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования».
Порядок использования различных видов электронной подписи в органах власти устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»8: При получении государственных и муниципальных услуг разрешено использовать простую и усиленную квалифицированную электронную подпись. Например, для удостоверения запроса заявителя и согласия заявителя на обработку информации достаточно использовать простую электронную подпись. А юридически значимые электронные документы, необходимые для оказания государственной или муниципальной услуги, или электронные копии (электронные образы) таких документов должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
5. Организация документооборота и исполнения документов в органах местного самоуправления
Деятельность, обеспечивающая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов называется делопроизводством. Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Рациональная организация документооборота в органах местного самоуправления обеспечивает оперативное прохождение документов..
6. Порядок передачи документов на хранение в архив.
7. Правила по юридико-техническому оформлению законопроектов.
8. Направление, регистрация и обязательность принятия обращений граждан
9. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан
10. Перечень сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Защита государственной тайны и иной информации ограниченного доступа.
11. Принципы и условия обработки персональных данных.
12. Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Подготовка экспертного заключения по результатам проведения правовой экспертизы.
13. Организация работы по приведению правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ»
1. Понятие, структура и виды юридической техники в государственно-правовой сфере.
Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.
структура
1. Юридическая техника правотворчества (правотворческая техника) НПА
2. Юридическая техника применения права (правоприменительная техника). АПП
3. Юридическая техника реализация права (правореализационная техника). АРП
4. Юридическая техника толкование права (интерпретационная техника) АТП
5. Юридическая техника систематизация законодательства
Особенная часть состоит из следующих разделов:
1. правотворческая техника. Это очень большая и сложная часть курса. Здесь, помимо понятия и значения правотворческой техники, детально и прицельно надо разбираться с правилами формирования, содержания и структуры нормативных актов, использования языка при их формулировании, а
также процедуры их принятия;
2. техника опубликования нормативных актов.Здесь речь пойдет об источниках, о сроках, языке опубликования, об ограничительных грифах, о правилах вступления нормативных актов в действие;
3. техника систематизации юридических документов. Здесь важно понять, чем отличаются друг от друга виды систематизации (кодификация, инкорпорация, консолидация), чтобы умело ими пользоваться. Иногда (если это необходимо по роду профессиональной деятельности) юристу самому придется выполнять эту работу. Если знать, в каком порядке расположены нормативные акты, их можно легко найти и тем самым увеличить производительность своего профессионального труда;
4. интерпретационная техника (техника толкования). Ее значение порой недооценивают, а в результате мы имеем неэффективные законы, неправильные правоприменительные акты, порой грубо нарушающие права субъектов права. Чтобы избежать этого, юристам, чем бы они ни занимались, необходимо изучить правила толкования. Эти правила многочисленны и довольно сложны;
5. правореализационная техника. Здесь речь идет о правилах создания индивидуальных актов в области добровольной и беспрепятственной реализации прав (т. е. о нормальной, ничем не отягощенной реализации субъектами права своих прав и обязанностей). Договорные отношения, реализация своего права на труд, образование, собственность и др., передача своих прав (поручения, расписки) — все это присутствует в нашей жизни, поэтому так важно соблюдать определенные правила;
6. правоприменительная техника. Область правоприменения в нашем государстве по сравнению с европейскими государствами всегда была довольно значительна. Поскольку в будущем просматривается возрастание регулирующей роли государства, можно спрогнозировать и увеличение правоприменительной деятельности. Как грамотно ее вести? Задача непростая. Решить ее поможет введение курса «Юридическая техника», в содержании которого этот раздел выглядит довольно внушительно. Особое место занимают правила судебного правоприменения. Они весьма различаются в зависимости от вида судопроизводства. Сравнение и изучение специфики каждого из них способно дать дополнительный профессиональный заряд любому юристуЮТ - это совокупность законодательной техники и техники интерпретации (толкования),
Центральными вопросами при внедрении электронных документов в документооборот органов государственной власти и местного самоуправления стало обеспечение их юридической силы и долговременной сохранности. Эти вопросы решаются постепенно. Более 10 лет (с 2002 по 2013 год) в Российской Федерации применялся ФЗ «Об электронной цифровой подписи», в котором впервые на государственном уровне было определено само понятие «электронный документ» и его обязательный реквизит – «электронная цифровая подпись».
В настоящее время вопросы удостоверения электронных документов регулируются ФЗ «Об электронной подписи» от 06.04.2011 № 63-ФЗ5, принятие которого в первую очередь позволило расширить сферу применения электронных документов в органах государственной власти и местного самоуправления при получении гражданами государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Базовое понятие «электронная подпись» определено в законе обобщенно как «информация в электронной форме, которая присоединена к другой информации в электронной форме (подписываемой информации) или иным образом связана с такой информацией и которая используется для определения лица, подписывающего информацию»6. Таким образом, сохраняется возможность использования разных технологий, средств и способов создания электронной подписи. ФЗ «Об электронной подписи» предусматривает три вида электронной подписи: простая, усиленная квалифицированная и усиленная неквалифицированная. Простая электронная подпись создается при помощи кодов, паролей и других инструментов, которые позволяют идентифицировать автора документа, но не позволяют проверить документ на предмет наличия изменений. Квалифицированная электронная подпись должна быть получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи и определять лицо, подписавшее документ, а также обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после его подписания; ключ проверки подписи должен быть указан в квалифицированном сертификате, и для ее создания должны быть использованы сертифицированные средства. Ст. 6 ФЗ «Об электронной подписи» устанавливает, что «информация в электронной форме, подписанная только квалифицированной электронной подписью, признается электронным документом равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью». А если в состав удостоверения документа на бумажном носителе входит собственноручная подпись и оттиск печати, то этому требованию соответствует электронный документ, подписанный усиленной электронной подписью. Одной электронной подписью также могут быть подписаны несколько электронных документов (пакет электронных документов). Таким образом, квалифицированная электронная подпись считается самым надежным способом удостоверения электронного документа и должна обязательно применяться при создании юридически значимых электронных документов в органах государственной власти и местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 28.11.2011 № 9767 Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации назначено ответственным государственным органом за использование электронной подписи. На него возложены функции головного удостоверяющего центра, который осуществляет аккредитацию удостоверяющих центров страны и ведет реестр сертификатов удостоверяющих центров. Согласно ФЗ «Об электронной подписи», удостоверяющим центром может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющий функции по созданию и выдаче сертификатов ключей проверки электронных подписей. Аккредитация удостоверяющего центра проводится сроком на пять лет, и только аккредитованные удостоверяющие центры могут выдавать квалифицированные сертификаты ключа проверки электронной подписи.
Федеральная служба безопасности РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности использования электронной подписи. В 2008-2012 гг. Федеральная служба безопасности РФ обновила комплекс стандартов, касающихся алгоритмов выработки и проверки электронной подписи. С 1 января 2013 года были введены в действие ГОСТ Р 34.10-2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Процессы формирования и проверки электронной цифровой подписи» и ГОСТ Р 34.11.2012 «Информационная технология. Криптографическая защита информации. Функция хэширования».
Порядок использования различных видов электронной подписи в органах власти устанавливается Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2012 г. № 634 «О видах электронной подписи, использование которых допускается при обращении за получением государственных и муниципальных услуг»8: При получении государственных и муниципальных услуг разрешено использовать простую и усиленную квалифицированную электронную подпись. Например, для удостоверения запроса заявителя и согласия заявителя на обработку информации достаточно использовать простую электронную подпись. А юридически значимые электронные документы, необходимые для оказания государственной или муниципальной услуги, или электронные копии (электронные образы) таких документов должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью.
5. Организация документооборота и исполнения документов в органах местного самоуправления
Деятельность, обеспечивающая документирование, документооборот, оперативное хранение и использование документов называется делопроизводством. Документооборот - это движение документов в организации с момента их создания или получения до завершения исполнения или отправки. Рациональная организация документооборота в органах местного самоуправления обеспечивает оперативное прохождение документов..
6. Порядок передачи документов на хранение в архив.
7. Правила по юридико-техническому оформлению законопроектов.
8. Направление, регистрация и обязательность принятия обращений граждан
Федеральный закон "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" от 02.05.2006 N 59-ФЗ (последняя редакция)
9. Порядок и сроки рассмотрения обращений граждан. Контроль за соблюдением порядка рассмотрения обращений граждан
10. Перечень сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну. Защита государственной тайны и иной информации ограниченного доступа.
11. Принципы и условия обработки персональных данных.
12. Проведение правовой экспертизы нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Подготовка экспертного заключения по результатам проведения правовой экспертизы.
13. Организация работы по приведению правовых актов в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ
ЮРИДИЧЕСКАЯ ТЕХНИКА В ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СФЕРЕ»
1. Понятие, структура и виды юридической техники в государственно-правовой сфере.
Юридическая техника представляет собой систему средств, приемов и правил, которые используются при создании, оформлении и упорядочении юридических актов для обеспечения эффективности их регулятивного воздействия.
структура
1. Юридическая техника правотворчества (правотворческая техника) НПА
2. Юридическая техника применения права (правоприменительная техника). АПП
3. Юридическая техника реализация права (правореализационная техника). АРП
4. Юридическая техника толкование права (интерпретационная техника) АТП
5. Юридическая техника систематизация законодательства
Особенная часть состоит из следующих разделов:
1. правотворческая техника. Это очень большая и сложная часть курса. Здесь, помимо понятия и значения правотворческой техники, детально и прицельно надо разбираться с правилами формирования, содержания и структуры нормативных актов, использования языка при их формулировании, а
также процедуры их принятия;
2. техника опубликования нормативных актов.Здесь речь пойдет об источниках, о сроках, языке опубликования, об ограничительных грифах, о правилах вступления нормативных актов в действие;
3. техника систематизации юридических документов. Здесь важно понять, чем отличаются друг от друга виды систематизации (кодификация, инкорпорация, консолидация), чтобы умело ими пользоваться. Иногда (если это необходимо по роду профессиональной деятельности) юристу самому придется выполнять эту работу. Если знать, в каком порядке расположены нормативные акты, их можно легко найти и тем самым увеличить производительность своего профессионального труда;
4. интерпретационная техника (техника толкования). Ее значение порой недооценивают, а в результате мы имеем неэффективные законы, неправильные правоприменительные акты, порой грубо нарушающие права субъектов права. Чтобы избежать этого, юристам, чем бы они ни занимались, необходимо изучить правила толкования. Эти правила многочисленны и довольно сложны;
5. правореализационная техника. Здесь речь идет о правилах создания индивидуальных актов в области добровольной и беспрепятственной реализации прав (т. е. о нормальной, ничем не отягощенной реализации субъектами права своих прав и обязанностей). Договорные отношения, реализация своего права на труд, образование, собственность и др., передача своих прав (поручения, расписки) — все это присутствует в нашей жизни, поэтому так важно соблюдать определенные правила;
6. правоприменительная техника. Область правоприменения в нашем государстве по сравнению с европейскими государствами всегда была довольно значительна. Поскольку в будущем просматривается возрастание регулирующей роли государства, можно спрогнозировать и увеличение правоприменительной деятельности. Как грамотно ее вести? Задача непростая. Решить ее поможет введение курса «Юридическая техника», в содержании которого этот раздел выглядит довольно внушительно. Особое место занимают правила судебного правоприменения. Они весьма различаются в зависимости от вида судопроизводства. Сравнение и изучение специфики каждого из них способно дать дополнительный профессиональный заряд любому юристуЮТ - это совокупность законодательной техники и техники интерпретации (толкования),