ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 848
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
3.2. Жилищное обеспечение военнослужащих
К одному из стимулирующих факторов для прохождения военной службы является получение жилья для постоянного проживания. Недофинансирование расходов государства на данный вид социальных выплат ведет к ежегодному нарастающему увеличению роста очереди на обеспечение жильем и увеличению срока реализации военнослужащими своих прав и, как следствие, росту социальной напряженности.
Военнослужащие – категория граждан, которую государство обеспечивает жилыми помещениями. За военнослужащими закреплено особое право в плане обеспечения жильем, которые и обусловлено их особым статусом. Военнослужащие имеют право на жилище, которое должно быть реализовано в соответствии с действующим федеральным законодательством в рамках приоритетных национальных программ. С годами данный порядок менялся в зависимости от финансовых возможностей федерального бюджета и состояния экономики государства.
Различные способы решения проблемы жилищного обеспечения военнослужащих были приняты государством на разных этапах: предоставление военным жилых помещений государственного и муниципального фонда бесплатно, накопительно-ипотечная система, предоставление безвозмездных выплат и субсидий на строительство или покупку жилья в собственность.
Сейчас законодатели осуществляют замену существовавшей ранее «натуральной» формы жилья для военнослужащих жилищной субсидией на покупку или строительство жилого помещения. При этом такое решение проблемы жилищного обеспечения военнослужащих порождает ряд проблем, в первую очередь это касается вопроса об ограничении права военнослужащих выбирать форму получения жилья. При этом вопросы обеспечения жильем военнослужащих являются весьма актуальными на сегодняшний день. Из-за длительного периода развития законодательства в сфере жилищного обеспечения военнослужащих законодатель не решил главную проблему, которая заключается в необходимости сокращения числа военных, состоящих на очереди для получения жилья по договору социального проживания или собственности. Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих», государство обеспечивает военнослужащих жильем в виде предоставления им денежных средств на покупку или строительство жилья51.
В соответствии с законодательством, жилищная субсидия предоставляется военнослужащим: гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу на военной службе по контракту; членам семьи уволенных военнослужащих (включая совместно проживающих членов их семей); членам семье погибших при прохождении действующей службы или умерших после увольнения из Вооруженных сил РФ.
Относительно новой и прогрессивной формой государственной помощи военнослужащим в решении ими жилищного вопроса является участие в ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, которая была введена Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих»52, необходимость принятия указанной системы связана с ограниченной возможностью государства в решении проблем военнослужащих, связанных с обеспечением жилыми помещениями.
Суть данной системы заключается в том, что после прохождения военной службы каждый из военнослужащих-участников накопительно-ипотечной системы формирует жилищные накопления за счет средств федерального бюджета; через некоторое время им предоставляется возможность использовать целевые ипотечные кредиты для покупки жилья.
По данным законодательства формы реализации права можно сгруппировать в две основные. Первой формой является право на жилое помещение является получение жилья в натуре. Жилые помещения предоставляются в собственность бесплатно или по договору социального найма военнослужащим, подлежащим увольнению, при наличии одновременно двух условий: 1) признание их нуждающимися в жилье согласно ЖК РФ и 2) срок военной службы 20 лет и более либо 10 лет и более при наличии льготных оснований увольнения.
Сазонова Т.В. считает, что одной из основных составляющих возникновения права на получение жилого помещения является признание военнослужащего нуждающимся в жилье53.
При анализе действующего законодательства можно определить следующие критерии нуждаемости, а именно: отсутствие жилой площади; наличие жилого помещения с нарушением санитарных и технических требований. Если совместное проживание невозможно, то в одной квартире могут жить несколько семей из разных категорий; жилые комнаты для нескольких семей, которые не являются родственниками; отсутствие своего жилья (не свое жилье).
Следующая форма реализации права на жилье – получение субсидии на приобретение или строительство жилья. Размер рассчитывается, исходя из нормы предоставления жилья и среднерыночной стоимости одного квадратного метра общей жилой площади в каждом регионе России.
Важно отметить, что предоставление военнослужащим жилья предполагает в одном случае предоставление временного жилья военному, прибывшему на новое место службы в течение 3-х месяцев, а также предоставление военному постоянного жилья.
Нормы обеспечения жильём из служебного фонда военным, формируются функционирующим законодательством и не должны быть меньше показателей, установленных для офицеров, получающих недвижимость по договору социального найма либо в собственность54.
Законодательством определено, что военнослужащие и члены их семей обеспечиваются жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке очередности.
По мнению Калмыкова А.Ю., военнослужащий в обязательном порядке должен быть признан нуждающимся в получении помещения, такое признание должно быть в установленном порядке. При этом военнослужащий и члены его семьи признаются нуждающимися независимо от их имущественного положения. Касаемо срока предоставления жилых помещений следует указать, что Законом, регулирующим статус военнослужащих (абз. второй п. 1 ст. 15) определен срок предоставления служебных жилых помещений военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей, который составляет не более трех месяцев со дня прибытия на новое место военной службы. Однако предельный срок реализации права на получение жилого помещения для постоянного проживания законодательством не установлен55.
Жилищная субсидия военнослужащих в условиях отсутствия нормативного правового акта, регулирующего порядок формирования и определения формы учета очереди получения жилищной субсидии, чревата злоупотреблениями со стороны должностных лиц региональных органов жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Они создают предпосылки для коррупции при решении этих вопросов.
Практика показывает, что срок ожидания в очереди для реализации права военнослужащих и членов их семей на получение жилья для постоянного проживания может длиться годами. Многие уволенные с военной службы граждане, которые стояли на очереди для получения жилья (субсидии), умирают, так и не дождавшись желаемой жилой площади. Ожидание наступления этой очереди со стороны как военных, так и уже уволенных с военной службы людей очень негативно воспринимается ими. С этим вопросом связан и тот факт, что на длительные сроки ожидания влияет сложность финансирования.
По мнению Карпенко Н.С., к неоспоримым преимуществам жилищной субсидии, подтвержденной на практике, можно отнести то, что Министерство обороны РФ заинтересовано в росте профессионализма военнослужащих
56.
Учетные данные указанных категорий граждан отражаются в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в который по состоянию на данный момент включено 37,6 тыс. человек, ожидающих получение жилищной субсидии, в том числе 1,7 тыс. человек имею право на внеочередное обеспечение.
Согласно Приказу Министра обороны57, гражданин предоставляет в уполномоченный орган Министерства обороны РФ заявление о перечислении жилищной субсидии и договор открытия банковского счета. Уполномоченный орган направляет запрос о проверке прав на недвижимость в Росреестр. При наличии положительного решение о готовности предоставить субсидию, заявитель в течение 30 дней должен предоставить требуемый пакет документов.
Стоит отметить, что в непростое геополитическое время, несмотря на объективные трудности и экономические санкции, государство находит возможность выделять бюджетные средства на предоставление военнослужащим жилищной субсидии. Так, согласно данным, полученным в ходе работы Региональной общественной приемной Председателя партии «Единая Россия» Д.А. Медведева, при подготовке предложений в проект федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в Минфин Министерством обороны направлены сведения о дополнительной потребности в бюджетных средствах на предоставление военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы и членам их семей жилищной субсидии в объеме 571,14 млрд. рублей, за счет которых планируется обеспечить 26,9 тыс. военнослужащих58.
В сентябре 2022 года на оперативном совещании Совета безопасности Российской Федерации в ходе рассмотрения вопроса обеспечения жильем военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов Правительству Российской Федерации поручено в срок до 1 июня 2023 года проработать вопрос выделения дополнительных объемов бюджетных ассигнований на предоставление жилищной субсидии. Согласно имеющейся информации о параметрах финансирования Министерства обороны РФ на 2023-2025 годы в части расходных обязательств на жилищную субсидию, предусмотренных проектом федерального закона «О федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов»59, внесенным в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, в указанный период запланированы средстве без учета дополнительной потребности – 113,3 млрд. рублей.
Таким образом, с момента принятия закона о праве военнослужащих на проживание были предусмотрены различные механизмы реализации права военнослужащих на жилье: предоставление служебного помещения и жилого помещения, использование накопительно-ипотечной системы финансирования покупки жилья и строительства. Считаем, что для улучшения состояния социальной защиты военнослужащих необходимо на законодательном уровне установить разумный и предельный срок обеспечения с момента постановки на очередь в получении жилищной субсидии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Цель и задачи, поставленные в работе, выполнены. В частности, насколько это представляется возможным в рамках ВКР разработаны рекомендации и предложения по вопросам правового регулирования социального обеспечения военнослужащих в Российской Федерации.
В настоящее время остро стоит проблема социальной защиты военнослужащих. Государство заботится о своих гражданах в целом, и о военнослужащих в частности, обеспечивая социальные гарантии и поддержку населения путем предоставления разного рода льгот, материального и иных видов обеспечения.
Сущность социальной защиты военнослужащих может быть выражена как оказываемая на государственном уровне совокупность мер защиты и поддержки определенной группы лиц, осуществляющих мероприятия по обеспечению обороны и безопасности государства.
Социальная защита граждан, проходящих военную службу, а также членов их семей является функцией государства. Она закрепляет в нормативно-правовых актах права, компенсации и льготы, положенные разным категориям военнослужащих, а также правовой механизм по ее реализации.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации разработаны и приняты нормативно-правовые акты, регламентирующие предоставление льгот и компенсаций военнослужащим. Основными являются федеральные законы: «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих», «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат».
Система социального обеспечения военнослужащих включает в себя: жилищное и пенсионное обеспечение, медицинскую помощь, санаторно-курортное лечение, компенсации в связи с утратой трудоспособности, денежные выплаты членам семьи погибшего военнослужащего, ежемесячные надбавки за особые условия военной службы, компенсации за проезд к месту проведения отпуска, лечения или учебы и другие виды обеспечения.