Файл: Вопросы правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 847

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Второй год подряд денежное довольствие военнослужащих повышается медленнее, чем растут цены. Так, с 1 октября 2020 года довольствие выросло на 3 % – тогда как инфляция за 2020 год составила 4,9 %. В 2021 году инфляция составила 8,39 %, однако зарплаты военнослужащих выросли всего на 3,7 %.

В 2022 году Правительство РФ приняло Постановление от 21.04.2022 г. № 719 «О повышении денежного довольствия военнослужащих и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти»45, которое гласит: «Повысить с 1 октября 2022 г. в 1,04 раза (4 %) размеры окладов по воинским должностям и окладов по воинским званиям военнослужащих, проходящих военную службу по контракту; размеры окладов по воинским должностям военнослужащих, проходящих военную службу по призыву; размеры должностных окладов и окладов по специальным званиям лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, сотрудников органов Внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и лиц начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи (далее сотрудники)». Финансировать данное повышение денежного довольствия планируется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели соответствующим федеральным органам исполнительной власти и федеральным государственным органам. Стоит заметить, что в 2021 году Президент РФ заявлял, что повышение денежного довольствия военнослужащим в 2022 году должно быть обеспечено на 5 % выше, чем прогнозируемая инфляция. То есть индексацию должны были утвердить на уровне 9 %, однако этого не произошло. Кроме того, рост потребительских цен в 2022 году значительно ускорился и по расчетам ЦБ РФ может достигнуть уровня 18–23 %. Пересмотрят ли в связи с этим планы по индексации окладов и зарплат военным, и установят ли параметры, соответствующие текущей экономической обстановке, пока неизвестно.

  1. Проблема повышения стимулирующей роли денежного довольствия.

Общеизвестно, что совершенствование ратного мастерства военных специалистов – важнейший механизм повышения уровня боевой готовности современной армии. Повышение личного уровня профессиональной подготовки военнослужащих должно вознаграждаться государством, а это, в свою очередь, будет побуждать их к профессиональному самосовершенствованию.


Такие тенденции складывались исторически. Еще в древней Руси награждение орденами (медалями), отличительными знаками, именным оружием, деньгами, а в некоторых случаях и землями с закрепленными на них крестьянами являлось одним из стимулов верной службы государю. Такого рода поощрительные меры в той или иной форме существовали и существуют практически во всех армиях независимых государств46.

Военнослужащие – категория граждан, которую государство обеспечивает жилыми помещениями. За военнослужащими закреплено особое право в плане обеспечения жильем, которые и обусловлено их особым статусом. Военнослужащие имеют право на жилище, которое должно быть реализовано в соответствии с действующим федеральным законодательством в рамках приоритетных национальных программ. С годами данный порядок менялся в зависимости от финансовых возможностей федерального бюджета и состояния экономики государства.. военнослужащие, которые имеют наиболее высокие профессиональные знания и навыки и достигшие весомых результатов в службе, имеют не только преимущество продвижения по службе, но и право на повышенные (дополнительные) социальные гарантии и денежные выплаты, в том числе при неизменности их должностного положения – в данное время особенно актуально для контрактной армии, предполагающей многолетнюю службу лиц рядового и сержантского состава на одной и той, же воинской должности.

Дополнительные денежные выплаты устанавливаются с учетом выполняемых военнослужащими задач, а также условий и порядка прохождения военной службы в соответствии с Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 г. № 306-ФЗ, иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов (ст. 13 Федерального закона «О статусе военнослужащих»).

В статье 2 Федерального закона «О денежном довольствии военнослужащих» говориться о том, что денежное довольствие, включающее в себя, помимо оклада месячного денежного содержания (состоящего из оклада по воинскому званию и оклада по воинской должности (далее – ОВД), различные дополнительные выплаты (ежемесячные и иные дополнительные выплаты), является для военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, не только основным средством их материального обеспечения, но и действенным механизмом стимулирования на надлежащее исполнение обязанностей военной службы. Условия предоставления таких дополнительных выплат определены чч. 13, 15, 17–24 и 26 названной статьи указанного закона

47.

При этом ежемесячные надбавки: за выслугу лет (ч. 13), за работу со сведениями, составляющими государственную тайну (ч. 17), за особые условия военной службы (ч. 18), за выполнение задач, непосредственно связанных с риском для жизни и здоровья в мирное время (ч. 19), повышающие коэффициенты или надбавки к денежному довольствию при прохождении военной службы в воинских формированиях, дислоцированных за пределами территории Российской Федерации, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, участии в контртеррористических операциях и обеспечении правопорядка и общественной безопасности на отдельных территориях Российской Федерации (ч. 23), коэффициенты и процентные надбавки к денежному довольствию при прохождении военной службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях (ч. 24), выплата денежного довольствия в иностранной валюте и в рублях при прохождении военной службы за пределами территории Российской Федерации (ч. 26), а также ежегодная материальная помощь (ч. 22) с профессиональными успехами военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, как правило, связаны мало, так как они скорее компенсируют процесс и особенности прохождения («трудности и лишения») военной службы конкретным лицом.

И только ежемесячные надбавки за классную квалификацию (ч. 15) и за особые достижения в службе (ч. 20), а также премию за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей (ч. 21), по нашему мнению, можно отнести к мерам материального стимулирования личных (индивидуальных) профессиональных достижений российских военнослужащих, да и то с некоторой натяжкой, так как Федеральный закон «О денежном довольствии военнослужащих», установив определенный размер указанных выплат, значительно сузил возможности их применения в полном объеме.

Рассмотрим проблему повышения стимулирующей роли денежного довольствия на примере ежемесячной надбавки за классную квалификацию (квалификационную категорию, квалификационный класс) к ОВД.

Размер и условия назначения данной надбавки в настоящее время регламентированы Федеральным законом «О денежном довольствии военнослужащих»:

– за третий класс (квалификационную категорию), она установлена в размере 5 % к ОВД;


– за второй класс (квалификационную категорию) – 10 %;

– за первый класс (квалификационную категорию) – 20%;

– за класс мастера (квалификационную категорию) – 30% соответственно.

Несмотря на существенное увеличение размера указанной ежемесячной надбавки в настоящее время (с 5 до 10 % – для специалистов 2-го класса, с 8 до 20 % – для специалистов 1-го класса, с 10 до 30% – за класс мастера), попытка унифицировать ее и сделать применимой для всех военных специалистов является не совсем удачным решением, так как при этом не в полной мере учитываются особенности прохождения военной службы военнослужащими, особенно младшего звена (солдаты (матросы), сержанты (старшины) и прапорщики (мичманы)48.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 г. № 1198 утверждены правила присвоения, изменения и лишения классной квалификации в отношении военнослужащих, согласно которых классная квалификация является показателем, характеризующим профессиональный уровень военнослужащего в соответствии с замещаемой воинской должностью, имеющейся специальностью (п. 2 настоящих правил). Для правильного учета и использования военнослужащих на воинских должностях в военных организациях применяется военно-учетная специальность (ВУС). Рядовым военно-учетная специальность, как правило, присваивается на основании уже существующего образования или по завершении обучения в учебной воинской части, военном учреждении. Гражданам, проходящим обучение в военных вузах, она дается в начале обучения и при его окончании, а на военной кафедре в учебном заведении – по окончании вуза.

Перечни военно-учетных специальностей утверждаются Правительством Российской Федерации. Нередко в связи с организационно-штатными мероприятиями или по служебной необходимости военнослужащих перемещают на другие воинские должности, в частности и со сменой ВУС. Подразумевается, что при этом они должны пройти соответствующую профессиональную переподготовку.

В этом случае, конечно, следует отметить, что, с одной стороны, Министерство обороны формально предусмотрело такие обстоятельства, обеспечив военнослужащему, назначенному на воинскую должность, исполнение обязанностей по которой связано с изменением направления его служебной деятельности, сохранение классной квалификации на срок, на который она была присвоена, но не более одного года, но, с другой стороны, военнослужащий даже при изменении ВУС ранее приобретенные специальные знания и навыки не утрачивает, а, получая и совершенствуя новые военные профессиональные качества, в определенной степени становится практически «универсальным солдатом»
49.

Важно отметить, что в отдельных случаях в силу сложившихся обстоятельств, например, боевых действий, чрезвычайных ситуациях и т. п., когда военнослужащим приходится выполнять различные смежные обязанности, такое положение становится просто жизненно необходимым. Подразумевается, что процентная надбавка за самый низкий уровень квалификации (3-й класс) по ВУС должна сохраняться военнослужащему бессрочно (раньше такая практика существовала, хотя за 3-й класс выплата надбавки не предусматривалась), а при наличии классных квалификаций по другим военно-учетным специальностям минимальные процентные надбавки за них (5 %) должны суммироваться с основной (занимаемой по штату) без ограничения по максимальному размеру. В Федеральном законе «О денежном довольствии военнослужащих» таких ограничений не содержится.

Согласно ч. 11 статьи 2 данного Закона размеры этой дополнительной выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению руководителей федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, поэтому достаточно будет внесения соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 г. № 1198 и Приказ Министра обороны Российской Федерации 2019 г. № 727.

По причине выполнения непростых служебных задач военнослужащие имеют особый правовой статус, связанный с определенными ограничениями их прав как гражданина.

Реальная необходимость определения особого статуса военнослужащих обусловлена тем, что, выполняя свои служебные обязанности, они не обладают общепринятыми правами и свободами гражданина, установленными федеральными и конституционными законами.

Кроме того, военнослужащие имеют ряд рисков, которым они подвергаются по причине опасности непростой профессии, которые могут привести к ухудшению здоровья и даже приобретению инвалидности.

Следовательно, возникает необходимость социальной поддержки военных граждан со стороны государства, в том числе по вопросам денежного и пенсионного обеспечения50.

Таким образом, гарантированная социальная защита военнослужащих и членов их семей создает и обеспечивает престиж военной службы и, в результате, помогает решить вопросы комплектования Вооруженных Сил Российской Федерации профессиональными, хорошо подготовленными кадрами. От решения этой проблемы во многом зависит дальнейшее развитие Вооруженных Сил, их боеспособность и выполнение задач по защите Отечества.