Файл: Вопросы правового регулирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 851

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Срок договора страхования является важным элементом рассматриваемых правоотношений, так как, продолжительность срока договора страхования влияет на размер страховой премии (страхового взноса) и иные условия договора страхования.

Представляется логичным, что чем дольше срок страхования, тем выше вероятность наступления страхового случая. «Срок устанавливает временной предел существования страховщика по предоставлению страховых выплат, истечение которого освобождает его от ее дальнейшего несения и прекращает само обязательство»36.

Срок действия договора обязательного государственного страхования является существенным условием соглашения между Минобороны России и страховой организацией (п. 3 ст. 6 ФЗ № 52-ФЗ). Сроки договора страхования оговариваются непосредственно между сторонами договора (страховщиком и страхователем), однако, минимальный срок его заключения должен быть не менее 1 календарного года. Как правило, срок окончания оказания услуг прямо соприкасается с конкретной датой и временем, указанными в договоре страхования.

При обязательном государственном страховании, по завершении оказания услуг, предусмотренных договором, страховая организация письменно уведомляет Минобороны России о факте завершения оказания услуг с приложением соответствующих документов, в том числе, актом оказания услуг и полученных результатов, подписанного представителем страховщика, в двух экземплярах. В срок, не позднее пяти рабочих дней после получения от страховой организации документов, Министерство обороны России рассматривает результаты и осуществляет приемку оказанных услуг по договору и направляет в адрес страховщика подписанный представителем Минобороны России один экземпляр акта оказания услуг и полученных результатов либо запрос о предоставлении разъяснений касательно результатов оказанных услуг37.

Таким образом, днем исполнения страховой организацией обязательств по оказанию услуг по обязательному государственному страхованию будет считается именно дата подписания страхователем акта оказания услуг и полученных результатов. Вместе с тем, срок окончания исполнения обязательств может наступить и до момента, указанного в договоре страхования. Так, в случае отзыва или приостановления действия лицензии у страховщика на осуществление страховой деятельности Минобороны России вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения договорных обязательств.



Существенным элементом договора обязательного государственного страхования жизни и здоровья военнослужащих является форма его заключения. Пункт 2 ст. 6 ФЗ № 52-ФЗ императивно закрепляет, что для рассматриваемого нами договора предусмотрена исключительно письменная его форма, то есть не соблюдение данного правила влечет за собой недействительность договора. На практике, указанный договор составляется в двух экземплярах, подписывается представителями сторон на основании доверенности, а также при заключении подтверждается печатями. Однако, с учетом абз. 2 п. 1 ст. 160 ГК РФ, сделка также будет являться письменной в случае, если для ее совершения были применены электронные либо иные технические средства38.

Таким образом, обязательное государственное страхование военнослужащих и приравненных к ним лиц содержит ряд существенных недостатков. Устанавливая перечень страховых случаев, Федеральный закон о страховании военнослужащих связывает их наступление только с фактом прохождения застрахованным лицом военной или иной, приравненной к ней государственной службы («общий случай»), не делая при этом различий в зависимости от обстоятельств причинения вреда жизни и здоровью; в частности, не учитывается, произошло ли событие непосредственно при исполнении служебных обязанностей застрахованным лицом («квалифицированный случай») или нет (во внеслужебное время, дома, при нахождении на отдыхе и т.п.), что, с нашей точки зрения, является необоснованным и несправедливым.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Финансовое обеспечение военнослужащих
Основным источником обеспечения военнослужащих и членов их семей необходимыми средствами для воспроизводства рабочей силы и удовлетворения материальных и духовных потребностей, является денежное довольствие. Денежное довольствие военнослужащих – это составная часть финансового обеспечения войск, направленная на удовлетворение жизненно необходимых потребностей, и осуществляется в виде регулярной выплаты им денежных средств в размерах, установленных государством, в соответствии с выполняемыми служебными обязанностями.

Учетные данные указанных категорий граждан отражаются в едином реестре военнослужащих, принятых на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, в который по состоянию на данный момент включено 37,6 тыс. человек, ожидающих получение жилищной субсидии, в том числе 1,7 тыс. человек имею право на внеочередное обеспечение.


По своей сущности денежное довольствие является формой реализации конституционного права военнослужащих, как полноправных граждан Российской Федерации на получение вознаграждения за свой труд (ст. 37 Конституции РФ). Право на труд военнослужащие реализуют посредством прохождения военной службы (п. 1 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих»). Право военнослужащих на получение вознаграждения за свой труд соответствует также требованиям ч. 3 ст. 23 Всеобщей декларации прав человека, которая гласит, что каждый имеет право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение, обеспечивающее достойное человека существование для него самого и членов его семьи и дополняемое при необходимости другими средствами социального обеспечения.

Стоит отметить, что сопоставление между денежным довольствием военнослужащих и заработной платой других категорий граждан, не относящихся к государственным служащим, проводить нельзя. Еще в дореволюционный период отмечали, что материальное обеспечение, получаемое служащими, не может рассматриваться как наемная плата за выполнение ими услуг и дается не за то, что они выполняют определенные поручения, а затем, чтобы они могли их выполнять: это не столько плата, сколько условия их деятельности39.

Модернизация системы денежного обеспечения военнослужащих является одной из главных проблем современной военно-социальной политики. Обусловлено это тем, что денежное довольствие, являясь основным видом материального обеспечения военнослужащих, выступает главным фактором, определяющим уровень жизни семей военнослужащих.

Денежное довольствие, с одной стороны, служит преимущественно утилитарной целью – обеспечивает военнослужащего и членов его семьи необходимыми средствами к существованию, является основным источником удовлетворения их материальных и духовных потребностей, а с другой – служит средством стимулирования добросовестной военной службы, связанной с определенными трудностями, тяготами и лишениями.

На сегодняшний день наиболее важными и актуальными проблемами в сфере военно-социальной политики, являются:

1. Проблема повышения размеров денежного довольствия военнослужащих;

2. Проблема повышения стимулирующей роли денежного довольствия.

Рассмотрим указанные проблемы более подробно.

  1. Проблема повышения размеров денежного довольствия военнослужащих. Проблема определения оптимальных размеров денежного довольствия военнослужащих напрямую связана с человеческим фактором обеспечения обороноспособности страны. Данная проблема была углубленно изучена в США при переходе Вооруженных Сил на контрактную систему комплектования. Аналитики и ученые США сделали вывод, что такие понятия, как «долг», «честь» и «защита Родины», перестали быть главной мотивационной силой, которая ранее позволяла решать вопросы формирования и управления армией. В связи с этим, социологами были выявлены две основные группы причин неудовлетворенности службой военнослужащих: первая – это желание получать денежное довольствие не ниже общенациональных стандартов уровня жизни, вторая – стремление осознанно выполнять свои служебные обязанности, иначе говоря – знать, за что работаешь40. Указанные выводы вполне применимы к нынешней ситуации в Вооруженных Силах РФ.


А.В. Кончугов вполне справедливо и обоснованно отмечает, что в силу административно-правового характера военно-служебных отношений денежное довольствие в отличие от заработной платы не может быть предметом соглашения между военнослужащим и государством. Его размеры всегда определяются нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Министерства обороны РФ, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством предусмотрена военная служба41.

Существует несколько факторов влияющих на размер заработной платы военнослужащих:

– воинская должность;

– срок службы и воинский стаж;

– географическое положение места несения службы;

– особые условия военной службы;

– выполнение задач, связанных с риском для жизни;

– уровень секретности работы;

– выполнение норм физической подготовки;

– личные достижения и заслуги.

Все особенности начисления окладов и дополнительных выплат прописаны в законодательных актах:

1. Федеральный Закон № 306 от 07.11.2011 г. «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат»42.

2. Приказ Министра обороны Российской Федерации № 727 от 06.12.2019 г. «Об определении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ и предоставления им и членам их семей отдельных выплат»43.

3. Постановление Правительства № 992 в редакции от 06.08.2019 г. «Об установлении окладов денежного содержания военнослужащих по контракту»44.

Военнослужащие, даже те, которые занимают невысокие должности и имеющие рядовые/сержантские звания (контрактной службы), относятся к группе граждан со «средним» достатком, оценивают его как недостаточное, не соответствующее ожиданиям, тем более – в разы отстающее от уровня материального обеспечения служащих в зарубежных армиях на аналогичных должностях.

Положение усугубляется и тем, что многие из членов семей (супругов) не имеют возможность работать по специальности или вообще не могут быть трудоустроены, в связи с особенностями местностей, в которых проходят службу мужья. Заботы о материальном обеспечении ложатся на плечи единственного «кормильца», а это сказывается на достатке всей семьи. Проблема повышения денежного довольствия в армии решается опережающими темпами, в отличие от категорий работников в гражданской сфере. Однако, экономический кризис в России, не позволяет достичь цифр, которые бы удовлетворяли запросы профессиональных военных, посвятивших жизнь защите Родины.