Файл: Русский язык в диалоге культур.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Уроки 101-102


Раздел: Я и закон

Лексическая тема: Неписаные законы

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения,

Слушание:

которые

9.1.4.1 - определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.

достигаются на

Говорение:

данном уроке

9.2.5.1 - участвовать в дискуссии по предложенной проблеме,

(ссылка на

синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения




проблемы.

учебную программу)

Чтение:

9.3.5.1 - составлять тезисный план.

Письмо:

9.4.7.1. - применять знаки препинания в сложных предложениях.

Использование языковых единиц:

9.5.2.1 - использовать простые и сложные предложения, соответствующие ситуации устного или письменного общения.

Цели урока

  • определять основную мысль текста;

  • составлять тезисный план;

  • участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.


Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Определить тему урока, опираясь на иллюстрации. Назвать обычаи и традиции казахского народа.

Большинство учащихся смогут:

Объяснить расстановку знаков препинания в сложных предложениях.

Некоторые учащиеся смогут:

Написать рассуждение по иллюстрациям.



Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Понимает содержание текста.

  • Умеет составлять тезисный план.

  • Отличает простые и сложные предложения.

Учащийся на уровне В

  • Понимает содержание текста, определяет основную мысль.

  • Умеет создавать собственное высказывание по содержанию текста.

  • Сможет объяснить расстановку знаков препинания в сложных предложениях.

Учащийся на уровне С

  • Понимает содержание текста, раскрывает авторский замысел.

  • Умеет извлекать информацию и аргументировать, создавать собственное высказывание.

  • Участвует в дискуссии по предложенной теме.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: гражданская ответственность, гуманизм, доброта, человеколюбие, сострадание, сопереживание.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • самопознание

  • ОГП

  • культурология

Предварительные знания

Сложные предложения, знаки препинания в них.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент.

(К) Создание положительного эмоционального настроя

«Солнечный зайчик»

Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их.

Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его

ладонями: на лбу, носу, на ротике, щечках, на подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там. Он не озорник – ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2–3) раза.

Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Предтекстовая работа

(К) Учащиеся читают, понимают эпиграф, прогнозируют тему урока. Развитие речевых навыков – говорение: умение аргументировать свою точку зрения.

Проблемный вопрос:

«Какие законы соблюдаются в обществе лучше: писаные или нормы человеческой морали?» Учащиеся дают развернутый ответ.

Работа с глоссарием: правовые нормы, моральные нормы. (П) Учащиеся составляют таблицу с этими словосочетаниями.

Работа с учебником и визуальным материалом.

(И) Учащиеся пишут рассуждение, опираясь иллюстрации.

Учебник Словарь, толкова- ние слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом.

(П) Учащиеся читают, комментируют текст, выявляют проблему. Развитие речевых навыков: чтение – умение находить главную информацию.

Самостоятельно находят ответы на вопросы и пишут небольшое рассуждение.



Учебник




Послетекстовая работа

Учащиеся читают текст, определяют основную мысль, задание, направленное на развитие эмоциональной отзывчивости, сравнение, выделение главного, дополнение информации. Уровень мыслительных навыков: понимание, анализ, синтез.

(Г)Учащимся предлагается рассмотреть «облако слов» и под готовить дискуссию на тему «По каким законам живет человек?».

Учебник




Гимнастика для осанки

Упражнение «Ленивая кошечка»

  • Поднимите руки вверх, затем вытяните вперед, потянитесь, как кошечка. Почувствуйте, как тянется тело.

  • Затем резко опустите руки вниз, одновременно на выдохе произнося звук «а!».

Также повторите упражнение несколько раз.

Эффект этих упражнений – в успокоении и избавлении от напряжения.


Релакс- музыка

Рефлексия

Итог урока

Прием «Графический организатор».

Заполнение схемы «Дерево». Ствол – название темы, ветви – понятие темы, листья – ключевые слова, которые служат опорой для памятки.




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Напишите развернутый ответ на тему «Неписаные законы в нашем обществе».


Приложение для учителей
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ А

Н. Асеев – русский советский поэт и переводчик, сценарист, деятель русского футуризма.

Л. Авдеева – советская и российская оперная певица.

Ы. Алтынсарин – казахский педагог-просветитель, писатель, фольклорист, общественный деятель, ученый-этнограф. Автор казахских учебников: «Казахская хрестоматия» и

«Начальное руководство к обучению казахов русскому языку», автор басен и рассказов, а также переводов Л.Н. Толстого, И.А. Крылова.

Г. Андерсен – датский прозаик и поэт, автор всемирно известных сказок для детей и взрослых.

Аристотель – древнегреческий философ.

В. Афанасьев – поэт, прозаик, литературовед.

Б


П. Басинский – российский писатель, литературовед, литературный критик.

В. Белинский – русский литературный критик.

В. Белова – автор научно-популярных статей.

М. Бигон – английский аналитик, автор книг по экологии и проблемам сохранения природы.

Ю. Бондаренко – профессор КГУ. Сфера его научных интересов: религиоведение, философия истории, культурология, является автором около 390 научных, научно- художественных, научно-популярных и научно-публицистических работ, а также свыше 400 газетных статей.

И. Бражнин – русский советский писатель и журналист.

И. Бунин – знаменитый писатель и поэт, первый русский обладатель Нобелевской премии по литературе, академик Санкт-Петербургской Академии наук.

В


Ю. Веремеев – военный писатель.

О. Верне – французский художник и дипломат.

П. Виноградов – советский лингвист и литературовед, академик АН СССР.

Л. Вовенарг – французский философ, моралист и писатель.

Б. Волхонский – журналист, филолог-востоковед.

Г


Ю.Гагарин – летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почетный гражданин многих российских и зарубежных городов. Г. Гейне – немецкий поэт, публицист и критик позднего романтизма.

И. Гете – немецкий писатель, мыслитель, государственный деятель.

Э. Гидденс – английский социолог.

М. Гладуэл – канадский журналист, поп-социолог.

Н. Гоголь – русский прозаик, драматург, поэт, публицист.

А. Градовский – русский профессор права и публицист.

Д

С. Джобс – американский предприниматель, получивший широкое признание в качестве пионера эры IT-технологий.

С. Джонсон – литературный критик, лексикограф и поэт эпохи Просвещения.

В.Дубин – советский и российский социолог, филолог, поэт-переводчик, литературовед.

Х. Дюрр – лауреат Нобелевской премии.

Е


С. Елубай – казахский писатель и кинодраматург, секретарь Союза писателей Казахстана, заслуженный деятель Республики Казахстан.

С. Есенин – русский поэт, представитель новокрестьянской поэзии и лирики.

Ж


Ж. Жубер – французский прозаик и поэт.

З


С. Зиманов – казахский и советский ученый, доктор юридических наук.

Н. Зотова – автор научных работ по психологии.

И


Б. Исхаков – поэт, переводчик, литературовед.

К


Ю. Казаков – русский советский писатель и сценарист.

М. Каратаев – литературовед, критик, академик АН КазССР.

А. Каррель – французский хирург, биолог, лауреат Нобелевской премий по физиологии и медицине в 1912 году.

В. Катаев – талантливый писатель, драматург, прозаик, поэт, сценарист, военный журналист, популярность которого была на пике в советские годы.

С. Кирабаев – ученый-литературовед, критик, доктор филологических наук, профессор. Академик НАН РК, член-корреспондент Академии педагогических наук СССР. Заслуженный деятель науки Казахской ССР.

Е. Климкович – доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин и истории права МГУУ.

И. Кон – советский и российский социолог, психолог, антрополог, философ.

С. Коненков – известный скульптор, художник, один из ярких представителей русской культуры.

А. Куприн – знаменитый писатель, классик русской литературы.

Л


А. Ламартин – писатель и поэт романтического направления, политический деятель.

Д. Лихачев – советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор.

Г. Лихтенберг – немецкий ученый, философ, публицист.

М


Е. Маймин – русский советский литературовед, прозаик. Член Союза писателей СССР, доктор филологических наук, профессор.

Ф. Майор – генеральный директор ЮНЕСКО 1987-1999 гг.

А. Макаренко – советский педагог и писатель, крупнейший советский теоретик образования. Макаренко пропагандировал демократические идеи и принципы в теории и практике образования.

Э. Межелайтис – литовский советский писатель, эссеист.

И. Мельников – известный российский политик, один из основателей партии КПРФ. До начала своей политической карьеры работал в МГУ.

Менандр – древнегреческий комедиограф, крупнейший мастер новоатической комедии.

В. Михайлов – русский советский писатель-фантаст.

М.Монтень – французский писатель и философ, автор книги «Опыты».

О


С. Ожегов – советский лингвист, лексикограф, доктор филологических наук, профессор. Автор выдержавшего множество изданий «Толкового словаря русского языка».

И. Омаров – советский казахский государственный деятель.

П


П. Павленко – русский советский писатель, сценарист и журналист, военный корреспондент.

Б. Панкин – советский и российский дипломат, журналист, публицист, литературный критик.

Д. Писарев – русский публицист и литературный критик, переводчик, революционер- демократ.

Е. Пугачев – донской казак, предводитель Крестьянской войны 1773–1775 годов в России. Пользуясь слухами, что император Петр III жив, Пугачев назвался им; он был одним из нескольких десятков самозванцев, выдававших себя за Петра, и самым известным из них. С. Пушкин – отец Александра Пушкина, поэт-любитель.

М. Пушкина бабушка А.С. Пушкина, вырастившая и воспитавшая маленького Пушкина. Н. Пушкина – дочь Осипа Абрамовича Ганнибала и Марии Алексеевны Пушкиной, мать А.С. Пушкина.

О. Пушкина (20 ноября (1 декабря) 1797 – 2 (14) мая 1868 года, Санкт-Петер- бург) родная сестра А.С. Пушкина. Была с ним очень дружна в детстве и юности.

Р


Э. Ремарк – немецкий писатель XX века, представитель «потерянного поколения».

Арина Родионовна – крепостная, принадлежавшая семье Ганнибалов, няня Александра Сергеевича Пушкина, кормилица его старшей сестры Ольги.

Д. Розенталь – советский и российский лингвист, автор многочисленных трудов по русскому языку.

С


З. Самашев – доктор исторических наук, руководитель многих научных археологических экспедиций; признанный специалист по петроглифам Казахстана.

Антуан де Сент-Экзюпери – известный французский писатель, поэт и профессиональный летчик.

П. Сир – римский мимический поэт эпохи Цезаря и Августа.

А. Слонимский – русский советский писатель и литературовед, пушкинист, педагог, журналист, редактор.

А. Смит – шотландский экономист, философ-этик.