Файл: Русский язык в диалоге культур.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Урок 8


Раздел: Культура народов мира

Лексическая тема: Национальные сокровища

Тема: Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке

(ссылка на учебную программу)

Слушание:

1.4.7.1 - понимать основную и детальную информацию сообщения, продолжительностью до 5-8 минут, определяя подтекст, цель высказывания и отношение говорящего к событиям и героям и делая выводы.

Говорение:

        1. - соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю.

Чтение:

        1. – формулировать вопросы, перефразируя информацию текста, и отвечать на них, различая факт и мнение.

Письмо:

9.4.7.1 применять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Цели урока

понимать основную и детальную информацию сообщения; соблюдать речевые нормы;

применять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.


Предполагаемый результат

Все учащиеся смогут:

Понимать основную и детальную информацию сообщения. Озаглавить текст, формулировать вопросы.

Составлять вопросный план.




Знать виды сложных предложений и расставлять знаки препинания в них.

Определять и использовать в речи соединительные союзы. Выписать термины, относящиеся к теме урока.

Большинство учащихся смогут:

Соблюдать речевые нормы.

Определять группы сочинительных союзов.

Определять способы соединения простых предложений в составе сложного.

Синтезировать ответы на вопросы (указать верное утверждение).

Некоторые учащиеся смогут:




Находить сходство и различия между видами сложных предложений.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • отличает основную и детальную информацию;

  • соблюдает речевые нормы.

Учащийся на уровне В

  • ориентируется в содержании основной и детальной информации;

  • перефразирует информацию из текста.

Учащийся на уровне С

  • определяет подтекст, цель высказывания;

  • видит границы между частями сложного предложения и правильно расставляет знаки препинания.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»:

уважение к истории, культуре народов мира; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

-краеведение

  • культурология

Предварительные знания

Сложносочиненные предложения и знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Создание положительного эмоционального настроя.
Земля.
Ученики должны установить контакт с землей,

«заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть. Можно

Музыка на выбор учителя





потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать

большую стабильность и уверенность.




Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта.

Целеполагание

(К) Предтекстовая работа

Развитие речевых навыков: говорение – развивать умение высказать свою точку зрения, аргументируя ее.

Что вам известно об использовании числа 7 в мировой культуре?
Учитель знакомит с информацией. Развитие речевых навыков: слушание – развитие умения слушать текст.

Учащиеся слушают учителя.
Эвристическая беседа.

Развитие речевых навыков: говорение – развитие умения отвечать на вопросы, используя долговременную память и знания по истории.
1. В каких казахских национальных представлениях присутствует число семь? (П) Работа в группах по определению навыков усвоения теоретического материала. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.

Работа с глоссарием: археология, урочище, камзол, мавзолей.

Составление словосочетаний на русском, казахском, английском языках со словами.

Учебник


Тетрадь

Словарь

Осмысление

Сообщение темы и целей урока

Учитель настраивает детей на грамматическую тему раздела.

Знакомство с теоретическим материалом – овладение учащимися новыми знаниями и способами действий.
Закрепление изученного. Используя прием критического мышления «Разбор завалов», учащиеся соотносят термины с темой урока.
«Разминка для активизации деятельности головного мозга»

Анаграммы – слова, которые отличаются друг от друга только порядком заключенных в них букв. Примеры: шарф - фарш; слово - волос; кулон -



Учебник

Релакс-музыка




уклон - клоун - колун; клоп - полк; лежание - желание.

Ученики получают задание составить собственные анаграммы от слов: бирюк, стан, сустав, бязь, рондо, накат, пион, крот, колосок, коран, нагар, опрос, отбор, тяпка, рыбак, сруб, тавро, атлант, прут, фтор, шакал, шелк, куща, амплуа.







(И) Работа с текстом.

Учащиеся читают текст, озаглавливают его. Составляют вопросы для развития устной монологической речи – развитие речевых навыков – говорение; письмо – развивать умение находить сложноподчиненные предложения с соединительными союзами.

Затем учащиеся выписывают сложноподчиненные предложения с соединительными союзами, объясняют расстановку знаков препинания.

Мотивированные учащиеся работают индивидуально (задание на выбор).

Найти легенду о происхождении домбры.

Найти изображения юрты на картинах казахстанских художников.

Развитие мыслительных навыков – применение, анализ, синтез.

Учебник




Послетекстовая работа

Работа в группах. Поисковая деятельность.

(Г) Развитие диалогической речи. Учащимся предлагается представить себя экскурсоводом и предложить маршрут виртуального путешествия по достопримечательностям Казахстана.







(Г) Работа с несплошным текстом. Развитие критического мышления, навыков работы с несплошным текстом.

Учащимся предлагается рассмотреть инфографику, подготовить рассказ о культурных организациях Казахстана.




Рефлексия

Итог урока. Проверка усвоения материала. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы или продолжают предложения.

Назовите семь чудес света.

Число семь в представлениях казахского народа. К соединительным союзам относятся…

Опишите семь уникальных явлений культуры в истории Казахстана, используя иллюстрации к тексту.




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее: Подготовьте сообщение о восстановительных и реставрационных работах памятников вашего края.


Уроки 9-10


Раздел: Культура народов мира

Лексическая тема: М. Шаханов «Четыре матери»

Тема: Знаки препинания в сложносочиненных предложениях

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.4.1 - определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.

Говорение:

9.2.5.1 - участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы.

Чтение:

9.3.6.1 - анализировать содержание художественных произведений, выявляя авторскую позицию и оценивая содержание произведения.

Письмо:

9.4.7.1 - применять знаки в сложносочиненных предложениях.

Цели урока

определять основную мысль текста;

анализировать содержание художественных произведений; составлять диалог.


Предполагае- мый результат

Все учащиеся смогут:

Понимать и определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.

Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Составить 3-4 сложносочиненных предложения, учитывая тематику урока. Объяснять расстановку знаков препинания.

Большинство учащихся смогут:

Определять основную мысль и идею произведения. Выражать свое понимание словосочетаний:

Родная Земля – … Слово Родное – … Родные Обычаи – …

Родная История – …, исходя из содержания стихотворения «Четыре матери».

Составлять и дополнять диалог.




Найти пословицы и поговорки в контексте стихотворения «Четыре матери».

Некоторые учащиеся смогут:




Определять общее в тематике произведений «Четыре матери» М.Шаханова и «Легенда о манкурте» Ч.Айтматова.

Выписать афоризмы в контексте стихотворения «Четыре матери».

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает содержание стихотворения;

  • определяет основную мысль текста.

Учащийся на уровне В

  • участвует в дискуссии;

  • отбирает более точную информацию, но не в полном объеме.

Учащийся на уровне С

  • проявляет полное понимание содержания стихотворения;

  • применяет безошибочно правила постановки знаков препинания в сложносочиненном предложении.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм и гражданская ответственность; уважение; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • казахский язык

  • самопознание

Предваритель ные знания

Сложные предложения и знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.

(К) Создание положительного эмоционального настроя.

Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра. Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно – я тебе помогу. Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.


Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание Предтекстовая работа

Развитие речевых навыков: говорение – умение аргументированно высказать свою точку зрения.

Работа с эпиграфом.

Кодекс и безграничное поле поэзии унаследовано Шахановым

от отцовской и мировой культуры…

Ч. Айтматов

Учебник





Составление словосочетаний на русском, казахском, английском языках со словами мать, ана, mother, история, тарих, history.

Работа с глоссарием: благостный, беспамятный, прах. Учитель помогает учащимся понять новую лексику.

Учащиеся знакомятся с биографией М. Шаханова.

Словарь

Осмысление

Сообщение темы и целей урока.

(К) Работа с текстом. Слушание стихотворения «Четыре матери». Развитие речевых навыков: слушание – учить понимать содержание прозаических произведений, определяя слова, с помощью которых автор выражает эмоционально-оценочное отношение к героям, событиям.

Учащиеся дописывают свое понимание понятий:

Родная Земля – … Слово Родное – … Родные Обычаи – … Родная История – …

Учащимся необходимо ответить на вопрос: Какая общая тема объединяет «Четыре матери» М. Шаханова и

«Легенду о манкурте» Ч.Айтматова? Учащиеся сравнивают содержание данных произведений. Указывают, что в них общего? Чем они различаются? Используется прием аналитическое чтение.


Учебник




Послетекстовая работа

Развитие речевых навыков: говорение – развивать умение соблюдать речевые нормы. Каждый учащийся составляет 3-4 реплики.

Составление диалога.

Кто такой Мухтар Шаханов?

  • Мухтар Шаханов поэт

  • Какую премию получил М.Шаханов за книгу «Лики времен»?

- 1982 г. ….

  • Как называется книга, написанная в 1995 г в соавторстве с Ч. Айтматовым?

- …

  • Какому поэту-воину посвящена «Нарынкумская трагедия»?

- …

Учебник, тетрадь




Работа над грамматической темой урока.

Учащимся необходимо составить 3-4 сложносочиненных предложения, учитывая тематику урока, и объяснить расстановку знаков препинания. Развитие речевых навыков: письмо – учащиеся составляют 3-4 сложносочиненных предложения по теме урока.







Упражнение на внимание

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню о Родине или матери.

Релакс- музыка

Рефлексия

Итог урока. Проверка усвоения материала. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы. Назовите несколько важных, на ваш взгляд, фактов из биографии М. Шаханова.
Родная Земля – … Слово Родное – … Родные Обычаи – …

Родная История – … для вас это…
СПП с соединительными союзами – это…
Стратегия формативного оценивания: Оценка

«превращения» знаний и достижения целей: учащиеся строят высказывания «Я не знал…- Теперь я знаю…».




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее (на выбор учащихся):


  1. Найдите произведения (стихотворные) русских и зарубежных писателей о матери или о Родине.

  2. Подготовьте выразительное чтение стихотворения.



Урок 11


Раздел: Культура народов мира Лексическая тема: Времен связующая нить

Тема: Сложносочиненные предложения с разделительными союзами

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на

Слушание:

9.1.4.1 - определять основную мысль текста, учитывая структуру текста.

Говорение:

учебную программу)

9.2.5.1 - участвовать в дискуссии по предложенной проблеме, синтезируя различные точки зрения и формулируя пути решения проблемы.

Чтение:

9.3.3.1 - формулировать вопросы, перефразируя информацию текста, и отвечать на них, различая факт и мнение.

Письмо:

9.4.7.1 применять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.

Цели урока

  • определять основную мысль текста;

  • формулировать вопросы;

  • применять знаки препинания в сложносочиненных предложениях.


Предполагае мый результат

Все учащиеся смогут:

Составить вопросы к тексту. Объяснить правописание орфограмм. Определять вид ССП.

Большинство учащихся смогут:

Синтезировать информацию.

Используя иллюстрации, определить тему урока. Закончить пословицы.

Определять основную мысль и идею произведения.

Некоторые учащиеся смогут:

Подобрать аналогичные пословицы на трех языках.


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • определяет основную мысль текста;

  • формулирует вопросы.

Учащийся на уровне В

  • участвует в дискуссии;

  • высказывает свое мнение.

  • обсуждает содержание текста.

Учащийся на уровне С

  • синтезирует различные точки зрения;

  • перефразирует вопросы.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: казахстанский патриотизм; уважение к истории, культуре народов Казахстана; сотрудничество; труд и творчество; открытость; образование в течение всей жизни.

Межпредмет ные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • искусство

-английский язык

-казахский язык

-культурология

Предваритель ные знания

ССП и знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирова нные этапы урока


Запланированная деятельность на уроке


Ресурсы

Вызов

(К) Создание положительного эмоционального настроя
Закройте глаза, представьте, что вы видите бескрайнюю пустыню. Жаркий ветер обдувает лицо. Впереди возвышается величественная пирамида Хеопса. Вы путешествуете по…каждый ученик продолжает высказывание.



Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание. Предтекстовая работа

Учебник




(К) Работа с учебником и визуальным материалом. Учащимся предлагается ответить на вопрос: Что вам известно о Семи чудесах света?







(К) Работа с глоссарием: фараон, усыпальница.

Составление словосочетаний на русском, казахском, английском языках со словами.

(П) Работа в парах по развитию навыков монологической



Словарь, толкование слов




речи. Развитие речевых навыков – чтение: понимать главную







и второстепенную информацию сплошного текста.







Делается вывод, на основе которого учащиеся определяют







тему урока.




Осмысление



Сообщение темы и целей урока

Учитель настраивает детей на грамматическую тему раздела. Изучение новой темы. Работа со сплошным текстом. Развитие речевых навыков – чтение: понимать главную и второстепенную информацию сплошного текста.

«Сложносочиненные предложения с разделительными союзами».

Учебник




Закрепление грамматического материала.

Учитель предлагает инструктаж для выполнения заданий по грамматике.

Учащимся необходимо записать предложения, найти союзы, указать вид сложносочиненного предложения.

Учебник, тетрадь




Работа с текстом.

Учебник




(К) Учащиеся знакомятся с текстом, обсуждают его, составляют вопросы к тексту.

Развитие речевых навыков: слушание – развивать умение определять основную мысль текста, и чтение – уметь формулировать вопросы к содержанию изучаемого текста.

Учащиеся определяют основную мысль.

Составляют вопросы к тексту, развивая монологическую речь, учитывая стилистические особенности текста.

Творческое задание: учащимся необходимо предложить свое продолжение текста.







Зрительная гимнастика



обратно, изображая тиканье маятника. При этом голова не должна менять своего положения.

-потолок. Не поворачивая головы, смотрим вниз- вверх. В последующем его можно усложнить, соединив с четвертым.



напротив друг друга и пристально смотрят в глаза, кто первый моргнул, закрывает глазки и изображает спящего. После отдыха повторяется.

, делаем круг глазами сначала по часовой стрелке, а затем против.

Релакс- музыка




Послетекстовая работа

(И)Прием критического мышления «Мозаика». Учащимся необходимо «собрать» рассыпавшийся текст.

Учебник




Учащимся даны пословицы. Устно необходимо объяснить их значение. Ответить на вопрос: «Какие союзы соединяют части сложносочиненного предложения?». Подобрать аналогичные пословицы на казахском и английском языках.

Учебник

Рефлексия

Итог урока.

Рефлексия. «Дерево познания»






В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Найдите интересные факты о других чудесах света, подготовьте пересказ текста, выпишите 3 сложносочиненных предложения с разными видами союзов.



Уроки 13-14

Раздел: Природные ресурсы планеты Земля Лексическая тема: Заповедные места Казахстана

Тема: Знаки препинания в сложноподчиненных предложениях

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Говорение:

9.2.1.1 - владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем.

Чтение:

9.3.5.1. - составлять тезисный план.

Письмо:

9.4.7.1 - применять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Использование языковых единиц:

9.5.1.1 - использовать существительные, прилагательные, наречия (в т.ч. образованные от других частей речи) в соответствующих формах.

Цели урока




  • находить сложноподчиненные предложения;

  • составлять тезисный план;

  • применять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.


Предполагае мый результат

Все учащиеся смогут:

Понимать основную и детальную информацию сообщения. Составлять тезисный план.

Формулировать вопросы.

Выучить отрывок из стихотворения.

Большинство учащихся смогут:

Применять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях. Используя иллюстрации, составить СПП.

Определять основную мысль и идею произведения.


Некоторые учащиеся смогут:




Найти легенду о Маркаколе.

Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • понимает значение слов общественно-политической тематики;

  • может составить тезисный план.

Учащийся на уровне В




  • владеет небольшим объемом словарного запаса;

  • понимает отличие сплошного текста от несплошного;

  • не может четко выделить части сложноподчиненного предложения.

Учащийся на уровне С

  • владеет достаточным объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем;

  • воспринимает всю информацию, заложенную в сплошных и несплошных текстах;

  • правильно расставляет знаки препинания в сложноподчиненных предложениях.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»:

бережное отношение к окружающей среде, гражданская ответственность, сотрудничество, труд и творчество.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • география

  • биология

  • экология

Предваритель ные знания

СПП и знаки препинания в них.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Создание положительного эмоционального настроя
(К) Закройте глаза, представьте, что вы видите мерцающую гладь озера. Вы видите свое отражение в чистейшей воде озера, суетливые движения рыб. Мечтаете о сохранении этой красоты своим детям и внукам.



Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание.

Предтекстовая работа

(И) Развитие речевых навыков: говорение – развивать монологическую речь.
Работа с эпиграфом. Учащиеся читают эпиграф, комментируют его.

…Вот почему я убежден Каждый, кто уже рожден,

И все те, кто еще не пришли

Из земли…

Э.Межелайтис
Проверка долговременной памяти учащихся, понимания материала прошлых уроков.

(К) Фронтальный опрос.

Учебник

Осмысление

Знакомство с грамматической темой урока.

Учитель помогает восприятию нового материала, объясняя теоретический материал.

Овладение учащимися новыми знаниями и способами действий.

Знакомство с алгоритмом как несплошным текстом.

Учебник




Работа с текстом.

Учащиеся знакомятся с текстом и понимают содержание, составляют тезисный план и выписывают СПП. Развитие речевых навыков – письмо: учить составлять тезисный план.

Дается памятка «Как составить тезисный план».

Учебник




Гимнастика для рук

Упражнение «Тесто». Имитируем руками процесс замешивания теста. Упражнение направлено на разработку кисти.

Музыка на выбор учителя




Послетекстовая работа

Учащиеся читают стихотворение Б. Исхакова «Красная книга» в контексте лексической темы, находят в литературном произведении сложноподчиненные предложения, показывая понимание грамматического материала и умение применять полученные знания на практике (мыслительные навыки – понимание, применение, анализ).

Проверка выполнения работы, комментарии одноклассников.

Учебник

Рефлексия

Итог урока.

Учащиеся продолжают высказывания:

СПП – это…

Постановка знаков препинания зависит от… СПП состоит из…

Назовите виды подчинительных союзов…
Стратегия формативного оценивания: Оценка

«превращения» знаний и достижения целей: учащиеся строят высказывания «Я не знал…- Теперь я знаю…».




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Найдите легенду происхождения названия Маркаколь. Выпишите три сложноподчиненных предложения.