Файл: Русский язык в диалоге культур.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 183

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Урок 86

Раздел: Знаменитые люди

Лексическая тема: Абай «Не будь падким на все» Тема: Правописание предлогов, союзов, частиц

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Говорение:

9.2.4.1 - создавать высказывание (рассуждение, убеждение).

Чтение:

9.3.3.1 - формулировать вопросы, перефразируя информацию текста, отвечать на них, различая факт и мнение.

Письмо:

9.4.6.1 - правильно писать союзы, предлоги, частицы.

Использование языковых единиц:

9.5.1.2 - использовать глаголы в соответствующих формах.

Цели урока

  • извлекать и синтезировать информацию, делать выводы на основе полученных сведений;

  • использовать простые и сложные предложения;

  • правильно писать союзы, предлоги, частицы.


Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Понимать основную и детальную информацию сообщения. Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме.

Определить тему стихотворения.

Большинство учащихся смогут:

Определить идею стихотворения. Прокомментировать иллюстрации.

Некоторые учащиеся смогут:

Синтезировать различные точки зрения и формулировать пути решения проблемы.

Составить текст, опираясь на иллюстрации.


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Понимает содержание поэтического произведения, но не может определять основную мысль.

  • Отвечает на вопросы по содержанию текста.

  • Находит союзы, предлоги, частицы, но допускает ошибки в правописании.

Учащийся на уровне В

  • Понимает содержание поэтического произведения, выявляет авторскую позицию.

  • Анализирует содержание поэтического произведения, но не может дать собственную оценку по проблеме.

  • Умеет применять орфограмму в правописании союзов, предлогов, частиц.

Учащийся на уровне С

  • Понимает содержание поэтического произведения, может извлекать информацию и оценивать.

  • Умеет делать выводы на основе полученных сведений, используя сложные предложения с союзами,

предлогами и частицами.

  • Может написать рассуждение по предложенной теме.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: гражданская ответственность; уважение и любовь к Родине, к народу, труд, сотрудничество, образование в течение всей

жизни.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • культурология

-искусство

Предварительные знания

Морфология. Служебные части речи.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

«Облака»

Представьте себе теплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг все тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вдохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, все выше и выше, к самым облакам. Ваши руки легкие, легкие, ваши ноги легкие. Все ваше тело становится легким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке… Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку.

Потянитесь на счет «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.



Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

(К) Учащиеся читают и понимают эпиграф, прогнозируют тему урока.

Предтекстовая работа

(К) Учащиеся устно описывают иллюстрации, комментируют, выявляют общий признак, объединяющий эти иллюстрации.

(П) Составляют текст, опираясь на сюжет иллюстрации.

(К) Читают текст, определяют главную мысль.

Учебник
Словарь, толкование слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом

Чтение и понимание

(К) Учащиеся прослушивают аудиозапись стихотворения Абая.

(П) Учащиеся определяют тему стихотворения, выявляют позицию автора, аргументируют свою точку зрения.



Учебник




Послетекстовая работа

(К) Учащиеся читают и понимают текст.

Учебник




(П) Самостоятельно отвечают на вопросы по полученной информации.

(П) Учащиеся записывают предложения, объясняют правописание союзов и частиц.







Сенсорная гимнастика

Это – парное упражнение. Ведущий и ведомый смотрят друг на друга, ведущий задает жесты, а ведомый должен их повторять как можно точнее и быстрее. Можно усложнить: нужно повторять жесты с задержкой на один или два.

Релакс- музыка

Рефлексия

Итог урока






В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Напиши текст-рассуждение «Каким бы ты хотел видеть нашу Родину?».














отлично

поработал

немного надо

подумать

нужно еще

работать




Уроки 87-88

Раздел: Знаменитые люди Лексическая тема: Альфред Нобель

Тема: Правописание союзов, предлогов, частиц

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.2.1 - понимать значение слов общественно-политической тематики.

Говорение:

9.2.4.1 - создавать высказывание (рассуждение, убеждение), используя приемы привлечения внимания и учитывая целевую аудиторию. Чтение:

9.3.3.1 - понимать главную, второстепенную и скрытую информацию сплошных и несплошных текстов.

Письмо:

9.4.6.1 - правильно писать союзы, предлоги, частицы.

Использование языковых единиц:

9.5.1.2 - использовать глаголы в соответствующих формах.

Цели урока

  • понимать главную, второстепенную и скрытую информацию;

  • создавать высказывание;

  • правильно писать союзы, предлоги, частицы.




Все учащиеся смогут:



Критерии оценивания

Выписать из текста ключевые слова и словосочетания.

Большинство учащихся смогут:

Найти имена людей, удостоенных Нобелевской премии.

Некоторые учащиеся смогут:

Найти крылатые слова и выражения, характеризующие талант Нобеля.


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Понимает главную информацию, но не умеет определять второстепенную и скрытую.

  • Умеет отвечать на вопросы по тексту.

  • Не умеет создавать высказывание на основе полученной информации.

  • Различает союзы, предлоги, частицы.

Учащийся на уровне В

  • Понимает главную и второстепенную информацию, но не умеет определять скрытую информацию.

  • Умеет извлекать информацию из полученных сведений.

  • Умеет применять орфограмму в правописании союзов, предлогов и частиц.

Учащийся на уровне С

  • Понимает главную, второстепенную и скрытую информацию.

  • Умеет создавать высказывание на основе полученной информации.

  • Напишет рассуждение по предложенной теме.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: труд и творчество; образование в течение всей жизни.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

- история

Предварительные знания

Морфология. Служебные части речи.

Ход урока

Запланированн ые этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

Создание положительного эмоционального настроя

«Птица»

Представьте себе, что вы находитесь на летнем ароматном лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя спокойными с счастливыми, дышите легко и свободно. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Птица свободно парит в воздухе, крылья ее распростерты в стороны. Вообразите, что вы – птица. Представьте, какое легкое ваше тело и как медленно вы парите в воздухе. Ваши крылья – ваши руки, легки и неподвижны. Наслаждайтесь свободой и прекрасным ощущением парения в воздухе. Наслаждайтесь прикосновением легкого, нежного ветерка. Ветерок прикасается к вам. А теперь, медленно


Релакс- музыка




взмахивая крыльями, приближайтесь к земле. Вот мы и на земле.

Потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохраняется на весь день.




Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

(К) Учащиеся читают и понимают эпиграф, прогнозируют тему урока.

Предтекстовая работа

(И) Работа с глоссарием: бренный, уникальный.

(К) Учащиеся отвечают на проблемные вопросы:

«Почему А. Нобеля называют «Человеком мира?»

Учебник


Словарь, толкование слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока.

Работа с текстом

(К) Учащиеся знакомятся с биографией Нобеля.

(П) По полученной информации продолжают тему и составляют презентацию: «Самый, самый…».

Используя дополнительные ресурсы, выписывают имена выдающихся людей, удостоенных Нобелевской премии.



Учебник




Упражнение на внимание

Участники должны встать полукругом и определить водящего. Водящий в течение нескольких секунд старается запомнить порядок расположения игроков. Затем по звуку гонга отворачивается и называет порядок, в котором стоят товарищи. На месте водящего должны побывать все игроки по очереди. Стоит наградить тех, кто не ошибется. Проигравшие должны спеть им хором песню о природе.

Релакс- музыка




Послетекстовая работа.

(Г) Учащиеся составляют небольшой текст на основе

«облака слов» и отвечают на вопрос: «Как вы думаете, кого из казахстанских личностей можно отнести к знаменитым людям и почему?»

Учебник

Рефлексия

Итог урока

«Дерево успеха»

Каждый листочек имеет свой определенный цвет: зеленый

– все сделал правильно, желтый – встретились трудности, красный – много ошибок. Каждый ученик наряжает свое дерево соответствующими листочками. Подобным же образом можно наряжать елку игрушками, украшать поляну цветами и т.д.


Релакс- музыка

В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Напишите текст-рассуждение о Нобеле.




Урок 89

Раздел: Знаменитые люди

Лексическая тема: Люди и судьбы: мать Тереза

Тема: Использование глаголов в соответствующих формах

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.2.1 - понимать значение слов общественно-политической тематики.

Говорение:

9.2.1.1 - соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю. Чтение:

9.3.2.1. - определять принадлежность текста к различным типам на основе характерных признаков.

Письмо:

9.4.4.1. - писать творческие работы, являющиеся контрастными по содержанию, с использованием изобразительно-выразительных средств.

Использование языковых единиц:

9.5.1.2 - использовать глаголы в соответствующих формах.

Цели урока

  • определять принадлежность текста к различным типам;

  • соблюдать речевые нормы;

  • писать творческие работы.


Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме. Прокомментировать фотографии.

Большинство учащихся смогут:

Ответить на вопросы.

Некоторые учащиеся смогут:

Составить ПОПС-формулу.


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Понимает содержание текста, но не умеет определять типы текстов.

  • Может отвечать на поставленные вопросы по содержанию текста, но не соблюдает речевые нормы языка.

  • Умеет подбирать синонимы.

Учащийся на уровне В

  • Понимает содержание текста и определяет признаки текстов разного типа.

  • Формулирует вопросы, соблюдая речевые нормы языка.

  • Умеет находить в тексте сложные предложения и объяснить постановку знаков препинания.

Учащийся на уровне С




  • Умеет определять принадлежность текста к различным типам.

  • Извлекает информацию, аргументирует, соблюдает речевые нормы.

  • Может написать рассуждение по полученной информации.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: гуманизм, сострадание, сопереживание.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • самопознание

  • история

Предварительные знания

Морфология. Глагол.

Ход урока

Запланирован ные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

«Ручей»

Представьте себе, что вы лежите возле небольшого ручья в лесу. Прислушайтесь к тихому журчанию и плеску воды в ручье. Вода в ручье чистая, прозрачная и прохладная. Ручеек журчит тихо, тихо, как ваше дыхание. Прислушайтесь к своему дыханию. Медленно вдохните и выдохните. Вам спокойно и тепло. Вокруг тихо, только слышно журчание воды и шелест ветра. Вода из ручейка обдает вас своими ласковыми брызгами. Ваши ручки становятся теплыми от волшебных брызг, все тело становится легким от прикосновения воды. Ручеек погладил (имя ребенка). Журчание успокаивает вас. Вам легко и спокойно.

Но пришла пора расставаться. Потянитесь на счет «три» и откройте глаза. Улыбнитесь ласковому ручейку.



Релакс- музыка

Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

Читают и понимают эпиграф, прогнозируют тему урока.
Предтекстовая работа

(К) Учащиеся комментируют иллюстрации и дают характеристику образу матери Терезы.

Работают с глоссарием: лик, блаженный, милосердие. Составляют словосочетания.

Учебник
Словарь, толкование слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока Работа с текстом

(К) Знакомятся с биографией. Составляют вопросы к тексту. (П) Составляют ПОПС-формулу.

Подбирают синонимы к слову «милосердие»


Учебник




Гимнастика для рук

Упражнение «Стряхиваем воду с пальцев»

  • Примите исходное положение: руки согнуты в локтях ладонью вниз, кисти пассивно свисают.

Релакс- музыка




  • Быстрым и непрерывным движением предплечья трясти кистями, как тряпочками (5–10 секунд).

Перед упражнениями полезно детям полезно крепко

сжать кисти в кулак, чтобы яснее чувствовалась разница в напряженном и расслабленном состоянии мышц.







Послетекстовая работа

(П) Учащиеся обсуждают высказывание и выражают свою точку зрения, пишут рассуждения.

Учебник

Рефлексия

Итог урока

Учащиеся продолжают предложения. Прием незаконченного предложения: сегодня я узнал…

было трудно… я понял, что…

я почувствовал, что… меня удивило…

урок дал мне для жизни…




В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее:

Дать развернутый ответ на вопрос: «Кого из наших современников вы можете назвать

«Человеком добра»?




Урок 90

Раздел: Знаменитые люди Лексическая тема: Билл Гейтс

Тема: Правописание союзов, предлогов, частиц

УРОК: Русский язык и литература

Школа:

Дата:

Ф.И.О. учителя:

КЛАСС: 9

Количество присутствующих:

Количество отсутствующих:

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)

Слушание:

9.1.2.1 - понимать значение слов общественно-политической тематики.

Говорение:

9.2.1.1 -соблюдать речевые нормы, включая в высказывание лексические и синтаксические единицы, соответствующие стилю. Чтение:

9.3.1.1 - понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов.

Письмо:

9.4.6.1 - правильно писать союзы, предлоги, частицы.

Использование языковых единиц:

9.5.1.2 - использовать глаголы в соответствующих формах.

Цели урока

  • соблюдать речевые нормы;

  • понимать главную, второстепенную и скрытую информацию;




  • писать рассуждение.


Критерии оценивания

Все учащиеся смогут:

Участвовать в дискуссии по предложенной проблеме. Находить союзы, предлоги, частицы.

Большинство учащихся смогут:

Понимать основную мысль текста. Составить вопросы к тексту.

Некоторые учащиеся смогут:

Прочитать книгу Б. Гейтса «Дорога в будущее».


Критерии оценивания

Учащийся на уровне А

  • Понимает главную информацию, но не умеет определять второстепенную и скрытую информацию.

  • Не соблюдает речевые нормы

  • Умеет отвечать на вопросы по тексту

Учащийся на уровне В

  • Понимает главную и второстепенную информацию, но не умеет определять скрытую информацию.

  • Соблюдает речевые нормы.

  • Формулирует вопросы к тексту.

Учащийся на уровне С

  • Соблюдает речевые нормы.

  • Понимает главную, второстепенную и скрытую информацию.

  • Напишет рассуждение по предложенной теме.

Привитие ценностей

Ценности, основанные на национальной идее «Мәңгілік ел»: труд, сотрудничество, обучение в течение всей жизни, гражданская ответственность.

Межпредметные связи

Взаимосвязь с предметами:

  • история

  • информатика

Предварительные знания

Морфология. Глагол.

Ход урока

Запланированные этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Вызов

«Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, теплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нем падает мягкий белый свет.

Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льется по лбу, затем по лицу. По шее…, помогает им стать мягкими и расслабленными. Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Этот удивительный водопад из белого

Релакс- музыка




света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы все сильнее расслабляетесь.

А теперь потянитесь и на счет «три» сбросьте крылья и откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.




Переход к теме урока

Актуализация жизненного опыта. Целеполагание

) Учащиеся читают и понимают эпиграф, прогнозируют тему урока.

Предтекстовая работа.

(К) Учащиеся на основе иллюстрации рассказывают о корпорации Microsoft.

Знакомятся с глоссарием.

Учебник

Словарь, толкова- ние слов

Осмысление

Сообщение темы и целей урока. Работа с текстом.

(К) Учащиеся читают и анализируют текст.

(П) Отвечают на проблемный вопрос: «В чем успех Гейтса?»


Учебник




Послетекстовая работа

(П) Учащиеся читают и комментируют высказывание Гейтса.

Дают развернутый ответ, аргументируя свою точку зрения. (Г) Учащиеся защищают тезис: «Наша жизнь без средств коммуникаций», вторая группа – опровергает его.

Учебник




Гимнастика для снятия напряжения

Расслабление через образы (метод визуализации)

Наши образы имеют над нами магическую власть. Они могут быть деструктивными (разрушающими) и оказывать негативное влияние на нашу жизнь. Ведь каждый из нас

действует в соответствии с имеющимся «образом себя». И если мы «видим» себя печальным или злым, то большую часть времени будем именно печалиться и злиться.

Но образы могут быть и позитивными, вызывающими состояние уверенности, спокойствия, радости, силы. Например, для расслабления можно использовать следующие образы:

  • Вы нежитесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело.

  • Вы качаетесь на волнах, и ваше тело чувствует покой и невесомость.

  • Вы лежите на нагретом песке - на берегу моря или океана, слышите легкий шум волн и ощущаете свет и тепло солнечных лучей.

Релакс- музыка

Рефлексия

Итог урока

Прием «Телеграмма». Пример. Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить (обменяться). Написать в телеграмме пожелание герою произведения, лирическому герою







стихотворения. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке и т.д.













В качестве домашнего задания может быть рекомендовано следующее на выбор учащихся:

Напишите рассуждение на тему «Мой путь к успеху».