ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2.5.3. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.
В школе создана служба, осуществляющая педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель и медицинский работник (по согласованию).
Целью педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.
Педагогическое сопровождение обучающихся включает:
- педагогические наблюдения;
- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;
- конкретную педагогическую помощь ребенку.
Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения ПМПК (территориальной, центральной), в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе.
Переход детей из дошкольной группы в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности педагогов, осуществляющих сопровождение, является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).
Основными направлениями работы педагогов в течение всего периода обучения являются:
1. Аналитическая работа.
2. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).
3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.
4. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).
5. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).
Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими проблемы в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ.
При интегрированном обучении для детей с ОВЗ (ЗПР) разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся с ЗПР и с учетом федеральных государственных образовательных стандартов.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.
Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляют педагоги.
Мониторинговая деятельность предполагает:
- отслеживание динамики развития обучающихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;
- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.
ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными обучающимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.
Содержание мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ
Критерии и показатели динамики развития обучающихся с ОВЗ напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ
Критерии и показатели | Уровни (отмечаются индивидуально для каждого обучающегося) | ||
Видимые изменения (высокий уровень) | Изменения незначительные (средний уровень) | Изменения не произошли (низкий уровень) | |
Дифференциация и осмысление картины мира:
| | | |
Овладение навыками коммуникации:
| | | |
Осмысление своего социального окружения:
| | | |
Последовательное формирование произвольных процессов:
| | | |
Специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ
Особенность обучающегося (диагноз) | Характерные особенности развития обучающихся | Рекомендуемые условия обучения и воспитания |
| | |
Обучающиеся с задержкой психического развития | 1) нестабильная работоспособность; 2) сниженная обучаемость и критичность при выполнении логических заданий; 3) нарушение структуры учебной деятельности 4) недостаточный уровень развития внимания, зрительной памяти, конструктивного, невербального и вербально-логического мышления. 5)эмоциональные вспышки; 6) бедный словарный запас. 7) низкий навык самоконтроля; 8) ограниченный запас общих сведений ипредставлений; 9) трудности в решении задач. |
|
2.5.5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
Такое взаимодействие включает:
- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;
- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;
- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.
Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения является педагогическая служба ППМС сопровождения, которая предоставляют помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), организует взаимодействие со специалистами (психологом, логопедом) и медицинским работником.
В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:
- сотрудничество с учреждениями образования по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сотрудничество с родительской общественностью.
2.5.6. Планируемые результаты коррекционной работы
Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
- овладение навыками коммуникации;
- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;
- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.