ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 236

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


2.5.3. Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательного процесса.

В школе создана служба, осуществляющая педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья, которая ведет ребенка на протяжении всего периода его обучения. В службу сопровождения входят специалисты: учитель и медицинский работник (по согласованию).

Целью педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ, обучающегося в общеобразовательном учреждении, является обеспечение условий для оптимального развития ребенка, успешной интеграции его в социум.

Педагогическое сопровождение обучающихся включает:

- педагогические наблюдения;

- создание благоприятных социально-педагогических условий для развития личности, успешности обучения;

- конкретную педагогическую помощь ребенку.

Прием в школу детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется на основе заключения ПМПК (территориальной, центральной), в котором указано, что ребенок может учиться в общеобразовательной школе.

Переход детей из дошкольной группы в начальную школу является кризисным. Поэтому приоритетным направлением деятельности педагогов, осуществляющих сопровождение, является профилактическая работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по предупреждению проблем адаптационного периода: социально-психологических (проблемы социальной дезадаптации), личностных (неуверенность в себе, высокая тревожность, неадекватная самооценка, низкая учебная мотивация и т.д.), познавательных (проблемы восприятия, внимания, памяти, мышления, трудностей в обучении).

Основными направлениями работы педагогов в течение всего периода обучения являются:

1. Аналитическая работа.

2. Организационная работа (создание единого информационного поля школы, ориентированного на всех участников образовательного процесса – проведение больших и малых педсоветов, обучающих семинаров, совещаний с представителями администрации, педагогами и родителями).

3. Консультативная работа с педагогами, учащимися и родителями.

4. Профилактическая работа (реализация программ, направленных на решение проблем межличностного взаимодействия).

5. Коррекционно-развивающая работа (индивидуальные и групповые занятия с учащимися, испытывающими трудности в школьной адаптации).


Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими проблемы в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Учителя, работающие с детьми с особыми образовательными потребностями, проводят систематическое углубленное изучение обучающихся с целью выявления их индивидуальных особенностей и определения направлений развивающей работы, фиксируют динамику развития обучающихся, ведут учет освоения ими общеобразовательных программ.

При интегрированном обучении для детей с ОВЗ (ЗПР) разрабатываются индивидуальные учебные планы на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы НОО обучающихся с ЗПР и с учетом федеральных государственных образовательных стандартов.

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировка коррекционных мероприятий.

Мониторинг динамики развития детей, их успешности в освоении основной образовательной программы начального общего образования, корректировку коррекционных мероприятий осуществляют педагоги.

Мониторинговая деятельность предполагает:

- отслеживание динамики развития обучающихся с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

- перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

ПМПк (психолого-медико-педагогический консилиум) анализирует выполнение индивидуального плана коррекционно-развивающей работы с конкретными обучающимися, даёт рекомендации для следующего этапа обучения. Коррекционная работа ведётся в тесном сотрудничестве с семьей ученика.

Содержание мониторинга динамики развития обучающихся с ОВЗ

Критерии и показатели динамики развития обучающихся с ОВЗ напрямую связаны с компетенциями, жизненно значимыми для обучающихся с ОВЗ



Критерии и показатели

Уровни

(отмечаются индивидуально для каждого обучающегося)

Видимые изменения

(высокий уровень)

Изменения

незначительные

(средний уровень)

Изменения не

произошли

(низкий уровень)

Дифференциация и осмысление картины мира:

  • интересуется окружающим миром природы, культуры, замечает новое, задаёт вопросы

  • включается в совместную со взрослым исследовательскую деятельность

  • адекватно ведёт себя в быту с точки зрения опасности/безопасности и для себя, и для окружающих

  • использует вещи в соответствии с их функциями, принятым порядком и характером наличной ситуации










Овладение навыками коммуникации:

  • реагирует на обращенную речь и просьбы

  • понимает и адекватно реагирует на речь окружающих

  • начинает, поддерживает и завершает разговор

  • корректно выражает отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.

  • передаёт свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком.

  • делится своими воспоминаниями, впечатлениями и планами с другими людьми

  • слышит свои речевые ошибки и старается их исправлять

  • замечает ошибки в речи одноклассников










Осмысление своего социального окружения:

  • доброжелателен и сдержан в отношениях с одноклассниками

  • уважительно относится к взрослым (учителям, родителям, т.д.)

  • достаточно легко устанавливает контакты и взаимоотношения

  • соблюдает правила поведения в школе

  • мотив действий – не только «хочу», но и «надо»

  • принимает и любит себя

  • чувствует себя комфортно с любыми людьми любого возраста, с одноклассниками










Последовательное формирование произвольных процессов:

  • умеет концентрировать внимание,

  • может удерживать на чем-либо свое внимание

  • использует различные приемы запоминания

  • учится продумывать и планировать свои действия

  • способен к саморегуляции и адекватной самооценки своих поступков

  • управляет своими эмоциями, поведением, действиями

  • доводит до конца начатое дело

  • знает цель своих действий и поступков

  • старается выполнять все задания и просьбы учителя.











Специальные условия обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ

Особенность

обучающегося (диагноз)

Характерные особенности развития обучающихся

Рекомендуемые условия обучения и воспитания










Обучающиеся с задержкой психического развития

1) нестабильная работоспособность;

2) сниженная обучаемость и критичность при выполнении логических заданий;

3) нарушение структуры учебной деятельности

4) недостаточный уровень развития внимания, зрительной памяти, конструктивного, невербального и вербально-логического мышления.

5)эмоциональные вспышки;

6) бедный словарный запас.

7) низкий навык самоконтроля;

8) ограниченный запас общих сведений ипредставлений;

9) трудности в решении задач.

  1. Соответствие темпа, объема и сложности учебной программы реальным познавательным возможностям обучающегося, уровню развития его когнитивной сферы, уровню подготовленности, то есть уже усвоенным знаниям и навыкам.

  2. Целенаправленное развитие общеинтеллектуальной деятельности (умение осознавать учебные задачи, ориентироваться в условиях, осмысливать информацию).

  3. Сотрудничество с взрослыми, оказание педагогом необходимой помощи обучающемуся с учетом его индивидуальных проблем.

  4. Индивидуальная дозированная помощь ученику, решение диагностических задач.

  5. Развитие у обучающегося чувствительности к помощи, способности воспринимать и принимать помощь.

  6. Щадящий режим работы, соблюдение валеологических требований.

  7. Создание у неуспевающего ученика чувства защищенности и эмоционального комфорта.

  8. Личная поддержка ученика сотрудниками школы.

2.5.5. Механизм взаимодействия в разработке и реализации коррекционных мероприятий учителей, специалистов в области коррекционной педагогики, медицинских работников образовательного учреждения и других организаций, специализирующихся в области семьи и других институтов общества, который должен обеспечиваться в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.

Такое взаимодействие включает:


- комплексность в определении и решении проблем ребёнка, предоставлении ему квалифицированной помощи специалистов разного профиля;

- многоаспектный анализ личностного и познавательного развития ребёнка;

- составление комплексных индивидуальных программ общего развития и коррекции отдельных сторон учебно-познавательной, речевой, эмоционально-волевой и личностной сфер ребёнка.

Формой организованного взаимодействия специалистов образовательного учреждения является педагогическая служба ППМС сопровождения, которая предоставляют помощь ребёнку и его родителям (законным представителям), организует взаимодействие со специалистами (психологом, логопедом) и медицинским работником.

В качестве ещё одного механизма реализации коррекционной работы следует обозначить социальное партнёрство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества). Социальное партнёрство включает:

- сотрудничество с учреждениями образования по вопросам преемственности обучения, развития и адаптации, социализации, здоровьесбережения детей с ограниченными возможностями здоровья;

- сотрудничество с родительской общественностью.

2.5.6. Планируемые результаты коррекционной работы

Результатом коррекции развития обучающихся с ОВЗ может считаться не столько успешное освоение ими основной образовательной программы, сколько освоение жизненно значимых компетенций:

- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и созданию специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах и правах в организации обучения;

- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

- овладение навыками коммуникации;

- дифференциация и осмысление картины мира и ее временно-пространственной организации;

- осмысление своего социального окружения и освоение соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.