ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МКОУ Мироновской СОШ.
На уровне начального общего образования обучаются дети с ЗПР, у которых имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностноориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение системного подхода к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.
Задачи программы:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;
- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.
Условия реализации программы:
программа реализуется при отсутствии в образовательном учреждении следующих специалистов: учитель-дефектолог. Реализуют программу педагоги, классные руководители, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.
Направления работы
Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Этапы реализации программы
Коррекционная работа осуществляется поэтапно.
1) Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.
2) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.
3) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.
4) Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.
2.5.2. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования
Вопрос о выборе индивидуального образовательного и (или) реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на заседании школьногоПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума), исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей) и рекомендаций ПМПК(территориальной или центральной). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.
Индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися
В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися:
-Индивидуальные занятия с педагогами;
- Индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом.
Детям с ограниченными возможностями здоровья обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить.
Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ЗПР в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.
Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ЗПР наравне со своими сверстниками из других классов. Они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.
Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий
| Урочные мероприятия | Внеурочные мероприятия | Внешкольные мероприятия | |
Задачи мероприятий |
| |||
Содержание коррекционных мероприятий |
|
|
| |
Формы работы |
|
|
|
Диагностическая направленность |
| |
|
Коррекционная направленность |
|
| Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, изотворчество, общее развитие обучающегося, его кругозора, речи, эмоций и т.д. |
Профилактическая направленность | Систематические валеопаузы, минуты отдыха, смена режима труда и отдыха; сообщение учащемуся важных объективных сведений обокружающем мире, предупреждение негативных тенденций развития личности | Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную и т.п., контакты со сверстниками, педагогами, специалистами школы | Социализация и интеграция в общество обучающегося. Стимуляция общения обучающегося. Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересам или формирование через занятия его интересы. Проявление родительской любви и родительских чувств, заинтересованность родителей в делах обучающегося. |
Развивающая направленность | Использование учителем элементов коррекционных технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционно-развивающего обучения. | Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий, соблюдение режима дня | Посещение учреждений культуры, выезды на природу, путешествия, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам, по образу жизни) людьми, посещение спортивных секций, кружков и т.п. |
Ответственные за индивидуально ориентированные мероприятия | Учителя-предметники | Учителя-предметники Школьные работники Библиотекарь | Родители, семья Медицинские работники Руководители кружков, секций |