ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 238

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Программа коррекционной работы на уровне начального общего образования сформирована для контингента детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МКОУ Мироновской СОШ.

На уровне начального общего образования обучаются дети с ЗПР, у которых имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Обучающемуся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Для детей с ЗПР важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, рефлексии изученного материала. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностноориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.

Цель программы: создание благоприятных условий для развития личности каждого ребенка и достижения планируемых результатов основной образовательной программы всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение системного подхода к созданию условий для развития детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи программы:

- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;

- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей;

- обеспечить возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования на доступном им уровне и их интеграцию в образовательном учреждении.

Условия реализации программы:
программа реализуется при отсутствии в образовательном учреждении следующих специалистов: учитель-дефектолог. Реализуют программу педагоги, классные руководители, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог.

Направления работы

Программа коррекционной работы на ступени начального общего образования включает в себя взаимосвязанные направления, которые отражают её основное содержание:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого- педагогической помощи в условиях образовательного учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательного учреждения; способствует формированию универсальных учебных действий у обучающихся (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных);

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса – обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.


Этапы реализации программы

Коррекционная работа осуществляется поэтапно.

1) Этап сбора и анализа информации (информационно-аналитическая деятельность). Результатом данного этапа является оценка контингента обучающихся для учёта особенностей развития детей, определения специфики и их особых образовательных потребностей.

2) Этап планирования, организации, координации (организационно-исполнительская деятельность). Результатом работы является организованный образовательный процесс, имеющий коррекционно-развивающую направленность и процесс специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья при специально созданных (вариативных) условиях обучения, воспитания, развития, социализации рассматриваемой категории детей.

3) Этап диагностики коррекционно-развивающей образовательной среды (контрольно-диагностическая деятельность). Результатом является констатация соответствия созданных условий и выбранных коррекционно-развивающих и образовательных программ особым образовательным потребностям ребёнка.

4) Этап регуляции и корректировки. Результатом является внесение необходимых изменений в образовательный процесс и процесс сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, корректировка условий и форм обучения, методов и приёмов работы.

2.5.2. Перечень, содержание и план реализации индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, их интеграцию в образовательном учреждении и освоение ими основной образовательной программы начального общего образования

Вопрос о выборе индивидуального образовательного и (или) реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, решается на заседании школьногоПМПк (психолого-медико-педагогического консилиума), исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей) и рекомендаций ПМПК(территориальной или центральной). Для детей выстраивается коррекционно-развивающая работа, направленная на постепенное увеличение меры самостоятельности, подчинение своей деятельности поставленной цели при организующей, стимулирующей помощи взрослого; переключение учащихся на практическую деятельность с предметами или на другие облегченные задания, подкрепляющие их веру в собственные силы и т.д.


Индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися

В школе проводится индивидуальная и групповая коррекционная работа с обучающимися:

-Индивидуальные занятия с педагогами;

- Индивидуальные и групповые занятия с педагогом-психологом.

Детям с ограниченными возможностями здоровья обучение дает необходимый опыт коллективной работы, поражений и побед, учит общаться, дружить.

Основной формой организации внеурочной деятельности школьников выступает проектная деятельность. Включение детей с ЗПР в проектную деятельность имеет особое значение, так как способствует их самореализации в различных видах трудовой, творческой деятельности, интеграции в социум. Проектная деятельность влияет на формирование личностных качеств учащихся: требует проявления личностных ценностных смыслов, показывает реальное отношение к делу, людям, к результатам труда и др.

Организация школьных мероприятий предполагает возможность участия в них детей с ЗПР наравне со своими сверстниками из других классов. Они включаются в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий вместе с другими детьми.

Система индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий




Урочные

мероприятия

Внеурочные

мероприятия

Внешкольные

мероприятия

Задачи

мероприятий

  • Общеразвивающие задачи индивидуально ориентированных занятий – повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, внимания, коррекции зрительно-моторных и оптико-пространственных нарушений, общей и мелкой моторики.

  • Задачи предметной направленности – подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и т.д.

Содержание коррекционных

мероприятий

  • Развитие основных мыслительных операций

  • Развитие различных видов мышления

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития

  • Совершенствование движений и сенсомоторного развития

  • Коррекция отдельных сторон психической деятельности

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

  • Развитие речи, овладение техникой речи

  • Развитие различных видов мышления

  • Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы

  • Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря

  • Развитие речи, овладение техникой речи

  • Развитие различных видов мышления

Формы работы

  • игровые ситуации, упражнения, задачи

  • коррекционные приемы и методы обучения

  • валеопаузы, минуты отдыха

  • индивидуальная

  • работа

  • контроль межличностных взаимоотношений

  • дополнительные задания и помощь учителя

  • кружки и спортивные секции

  • индивидуально ориентированные занятия

  • культурно-массовые мероприятия

  • индивидуальная работа

  • школьные праздники

  • экскурсии и ролевые игры

  • социальные проекты

  • субботники.

  • консультации специалистов

  • творческие кружки, спортивные секции

  • походы, экскурсии

  • общение с родственниками

  • общение с друзьями







Диагностическая направленность

  • Наблюдение и педагогическая характеристика основного учителя, оценка зоны ближайшего развития обучающегося




  • Медицинское обследование, заключение психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Коррекционная

направленность

  • Стимуляция активной деятельности самого учащегося

  • Организация коррекционных занятий, индивидуально ориентированных занятий;

  • занятия со специалистами, соблюдение режима дня, смены труда и отдыха, полноценное питание.

Соблюдение режима дня, смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную, изотворчество, общее развитие обучающегося, его кругозора, речи, эмоций и т.д.

Профилактическая направленность

Систематические валеопаузы, минуты отдыха, смена режима труда и отдыха; сообщение учащемуся важных объективных сведений обокружающем мире, предупреждение негативных тенденций развития личности

Смена интеллектуальной деятельности на эмоциональную и двигательную и т.п., контакты со сверстниками, педагогами, специалистами школы

Социализация и интеграция в общество обучающегося.

Стимуляция общения обучающегося.

Посещение занятий в системе дополнительного образования по интересам или формирование через занятия его интересы.

Проявление родительской любви и родительских чувств, заинтересованность родителей в делах обучающегося.



Развивающая

направленность

Использование учителем элементов коррекционных технологий, специальных программ, проблемных форм обучения, элементов коррекционно-развивающего обучения.

Организация часов общения, групповых и индивидуальных коррекционных занятий, соблюдение режима дня

Посещение учреждений культуры, выезды на природу, путешествия, чтение книг, общение с разными (по возрасту, по религиозным взглядам, по образу жизни) людьми,

посещение спортивных секций, кружков и т.п.

Ответственные за индивидуально ориентированные

мероприятия

Учителя-предметники

Учителя-предметники

Школьные работники

Библиотекарь

Родители, семья

Медицинские работники

Руководители кружков, секций