ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 262
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1) по критерию сферы действия:
а) внешние;
б) внутренние;
2) по критерию субъектов правотворчества:
а) акты референдума;
б) акты органов государственной власти;
в) акты президента;
г) акты органов государственного управления (правительство, министерства, ведомства);
д) акты должностных лиц.
Юридическая сила нормативно-правового акта (какие акты приоритетнее):
-
обладающие высшей юридической силой – за коны; -
обладающие меньшей юридической силой – подзаконные акты
С юридической точки зрения различают:
-
закон в широком смысле слова – синоним права; -
закон в узком смысле слова – вид нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой
Правовой прецедент: понятие, виды, достоинства и недостатки
Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.
Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.
Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.
Достоинства прецедента:
-Он является результатом логики и здравого смысла, что способствует точному урегулированию конкретного случая.
-Имеет больший динамизм чем нормативно правовой акт. Судья способен быстрее уловить происходящее в жизни изменения и отразить их в своем решении.
Недостатки прецедента:
-не имеет общеобязательности, присущей НПА (не проводит единой политики).
-Не исключает возможность произвола.
-Не определен объем его действия.
Особенности нормативно-правового договора как источника права
Нормативно-правовой договор - основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение, содержащее в себе нормы права общего характера, направленное на достижение желаемого сторонами (как правило, правотворческими субъектами) результата; это соглашение между субъектами права, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и
профсоюз).
В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.
В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.
Характерные черты нормативно-правового договора как источника права
1) обладает теми же общими признаками и чертами, которые присущи всем иным типам договорных актов:
-
согласительный характер (договор - это в первую очередь соглашение сторон); -
добровольный характер, означающий свободное волеизъявление сторон; -
эквивалентный, в большинстве своем возмездный характер; -
обеспеченность в законодательном порядке и взаимно обязательный характер; и др.
2) особые признаки и черты:
-
в отличие от всех иных разновидностей договорных актов, нормативно-правовой договор содержит в себе правовые нормы - правила общего и обязательного характера; общий (и вместе с тем абстрактный) характер нормы, содержащейся в правовом договоре или ином правовом акте, заключается в многократности ее применения и повторения (действии) и в распространении ее действия на неопределенный круг лиц; -
в отличие от частно-правовых, индивидуальных договоров нормативно-правовой договор может содержать в себе не только нормы, но и принципы права; -
является, в отличие от других договорных актов, актом правотворчества, а не актом правоприменения; не может он быть, равно как и любой иной договор, также актом толкования; -
имеет преимущественно публичный характер (сторонами данного договора выступают чаще всего публичные институты - государство, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и др.); в нём, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля - воля его сторон, субъектов данного договора; основной целью заключения правового договора является публичная цель, суть которой состоит в полном удовлетворении публичных интересов - интересов сторон).
Закон: понятие, признаки, виды. Роль и место Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов в системе источников права РФ
Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона (из определения):
-
принимается только органом законодательной власти или референдумом; -
порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ; -
в идеале закон должен выражать волю и интересы народа; -
обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить; -
регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.
Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов:
1) по их юридической силе:
-
Конституция РФ, -
федеральный конституционный закон, -
федеральный закон, -
закон субъектов Федерации;
2) по субъектам законотворчества:
-
принятые в результате референдума; -
принятые законодательным органом;
3) по предмету правового регулирования:
-
конституционные, -
административные, -
гражданские, -
уголовные и т.п.;
4) по сроку действия:
-
постоянные; -
временные;
5) по характеру:
-
текущие; -
чрезвычайные;
6) по сферам действия:
-
общефедеральные; -
региональные;
7) по содержанию:
-
экономические, -
бюджетные, -
социальные, -
политические и т.п.;
8) по степени систематизации:
-
обычные, -
кодификационные - ГК РФ, УК РФ и т.д.;
9) по объему регулирования:
-
общие, -
специальные и т.д.
Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, признаки и виды
Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.
Подзаконному нормативному акту свойственны все признаки нормативного правового акта: принимается в соответствии, на основании и во исполнение закона; обладает подзаконным характером, который устанавливается в содержательном соотношении различного уровня актов; имеет специфический порядок вступления в силу, который характеризуется особой процедурой принятия, регистрации и опубликования; приближен к гражданам.
Виды подзаконных актов:
-
указы Президента РФ; -
постановления Правительства РФ; -
приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов; -
решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур); -
решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.); -
нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов; -
локальные нормативные акты.
Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.
Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.
Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов - акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.
Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.
Локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Нормативные документы: понятие, виды
Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.
К основным нормативным документам относятся:
-
национальный стандарт (В России – Государственный стандарт РФ – ГОСТ Р)
-
стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей; • отраслевой стандарт (В России – ОСТ); -
стандарт предприятия (В России – СТП);-
стандарт научно-технических инженерных обществ и общественных объединений (В России – СТО); -
правила (В России – ПР); -
рекомендации (В России – Р); -
технические условия (ТУ) – в случае ссылки на них в контракте или договоре.
-