Файл: Социальное регулирование.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 262

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1) по критерию сферы действия:

а) внешние;

б) внутренние;

2) по критерию субъектов правотворчества:

а) акты референдума;

б) акты органов государственной власти;

в) акты президента;

г) акты органов государственного управления (правительство, министерства, ведомства);

д) акты должностных лиц.

Юридическая сила нормативно-правового акта (какие акты приоритетнее):

  • обладающие высшей юридической силой – за коны;

  • обладающие меньшей юридической силой – подзаконные акты

С юридической точки зрения различают:

  • закон в широком смысле слова – синоним права;

  • закон в узком смысле слова – вид нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой


Правовой прецедент: понятие, виды, достоинства и недостатки

Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение.

Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный.
Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом.
Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел.

Достоинства прецедента:

-Он является результатом логики и здравого смысла, что способствует точному урегулированию конкретного случая.

-Имеет больший динамизм чем нормативно правовой акт. Судья способен быстрее уловить происходящее в жизни изменения и отразить их в своем решении.

Недостатки прецедента:

-не имеет общеобязательности, присущей НПА (не проводит единой политики).

-Не исключает возможность произвола.

-Не определен объем его действия.
Особенности нормативно-правового договора как источника права

Нормативно-правовой договор - основанное на равенстве сторон и общности интересов соглашение, содержащее в себе нормы права общего характера, направленное на достижение желаемого сторонами (как правило, правотворческими субъектами) результата; это соглашение между субъектами права, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ 1992 г.; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и
 профсоюз).

В отличие от просто договоров (договоров-сделок) нормативные договоры не носят индивидуально-разового характера. Если две фирмы заключают ту или иную сделку, они не создают новой нормы права (эта норма уже есть в ГК РФ). Участники же, заключающие нормативный договор, создают новое правило поведения - новую норму права, выступая правотворческими субъектами.

В отличие от нормативных актов, принимаемых государственными органами, нормативные договоры выступают результатом соглашения между равноправными субъектами по поводу деятельности, представляющей их общий интерес.

Характерные черты нормативно-правового договора как источника права


1) обладает теми же общими признаками и чертами, которые присущи всем иным типам договорных актов:

    • согласительный характер (договор - это в первую очередь соглашение сторон);

    • добровольный характер, означающий свободное волеизъявление сторон;

    • эквивалентный, в большинстве своем возмездный характер;

    • обеспеченность в законодательном порядке и взаимно обязательный характер; и др.

2) особые признаки и черты:

    • в отличие от всех иных разновидностей договорных актов, нормативно-правовой договор содержит в себе правовые нормы - правила общего и обязательного характера; общий (и вместе с тем абстрактный) характер нормы, содержащейся в правовом договоре или ином правовом акте, заключается в многократности ее применения и повторения (действии) и в распространении ее действия на неопределенный круг лиц;

    • в отличие от частно-правовых, индивидуальных договоров нормативно-правовой договор может содержать в себе не только нормы, но и принципы права;

    • является, в отличие от других договорных актов, актом правотворчества, а не актом правоприменения; не может он быть, равно как и любой иной договор, также актом толкования;

    • имеет преимущественно публичный характер (сторонами данного договора выступают чаще всего публичные институты - государство, его отдельные органы, межгосударственные образования, коммерческие фирмы и др.); в нём, как правило, всегда проявляется и закрепляется не частная, а общая, публичная воля - воля его сторон, субъектов данного договора; основной целью заключения правового договора является публичная цель, суть которой состоит в полном удовлетворении публичных интересов - интересов сторон).


Закон: понятие, признаки, виды. Роль и место Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов в системе источников права РФ

Закон - это нормативный акт, принятый в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, выражающий волю народа, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона (из определения):

    1. принимается только органом законодательной власти или референдумом;

    2. порядок его подготовки и издания определяется Конституцией России и Регламентами палат Федерального Собрания РФ;

    3. в идеале закон должен выражать волю и интересы народа;

    4. обладает высшей юридической силой, и все подзаконные акты должны соответствовать ему и ни в чем не противоречить;

    5. регулирует наиболее важные, ключевые общественные отношения.


Именно данные признаки и выделяют закон в системе иных нормативных актов и придают ему качество верховенства. Изменить или отменить закон вправе только тот орган, который его принял, причем в строго оговоренном порядке.
Виды законов:

1) по их юридической силе:

    • Конституция РФ,

    • федеральный конституционный закон,

    • федеральный закон,

    • закон субъектов Федерации;

2) по субъектам законотворчества:

    • принятые в результате референдума;

    • принятые законодательным органом;

3) по предмету правового регулирования:

    • конституционные,

    • административные,

    • гражданские,

    • уголовные и т.п.;

4) по сроку действия:

    • постоянные;

    • временные;

5) по характеру:

    • текущие;

    • чрезвычайные;

6) по сферам действия:

    • общефедеральные;

    • региональные;

7) по содержанию:

    • экономические,

    • бюджетные,

    • социальные,

    • политические и т.п.;

8) по степени систематизации:

    • обычные,

    • кодификационные - ГК РФ, УК РФ и т.д.;

9) по объему регулирования:

  • общие,

  • специальные и т.д.


Подзаконные нормативные правовые акты: понятие, признаки и виды

Подзаконные акты - это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.

Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируются на них. Несмотря на то что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные акты имеют тоже важнейшее значение в жизни любого общества, играя вспомогательную и детализирующую роль.

Подзаконному нормативному акту свойственны все признаки нормативного правового акта: принимается в соответствии, на основании и во исполнение закона; обладает подзаконным характером, который устанавливается в содержательном соотношении различного уровня актов; имеет специфический порядок вступления в силу, который характеризуется особой процедурой принятия, регистрации и опубликования; приближен к гражданам.
Виды подзаконных актов:

    1. указы Президента РФ;

    2. постановления Правительства РФ;

    3. приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов;

    4. решения и постановления местных органов государственной власти (например, областных представительных, законодательных структур);

    5. решения, распоряжения, постановления местных органов государственного управления (например, областных глав администраций, губернаторов и пр.);

    6. нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов;

    7. локальные нормативные акты.


Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8-90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Президент, будучи главой государства, принимает акты, которые занимают следующее после законов место. Важная роль отводится указам. Благодаря им глава государства реализует полномочия и элементы своего правового статуса.

Постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации. Особенностью актов Правительства является то, что они могут быть приняты на основании и часто во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ. Постановления Правительства РФ подписываются Председателем Правительства РФ и подлежат официальному опубликованию.

Приказы, инструкции, уставы, положения министерств, ведомств, государственных комитетов - акты, принимаемые на основе и в соответствии с законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, регулируют общественные отношения, находящиеся, как правило, в пределах компетенции данной исполнительной структуры. Однако есть среди них и такие, которые имеют общее значение, выходят за рамки конкретного министерства и ведомства, распространяются на широкий круг субъектов. Например, акты Министерства финансов, Министерства внутренних дел, Центрального банка, Министерства РФ по налогам и сборам, Государственного таможенного комитета, Федерального горного и промышленного надзора, Федеральной службы безопасности и т.п.

Нормативные акты муниципальных (негосударственных) органов принимаются в пределах компетенции названных структур и действуют на территории соответствующих городов, районов, сел, поселков, микрорайонов и т.п.

Локальные нормативные акты - нормативные предписания, принятые на уровне конкретного предприятия, учреждения и организации и регулирующие их внутреннюю жизнь (например, правила внутреннего трудового распорядка).
Нормативные документы: понятие, виды

Нормативный документ — документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

К основным нормативным документам относятся:

    • национальный стандарт (В России – Государственный стандарт РФ – ГОСТ Р)

  • стандарт, принятый национальным органом по стандартизации и доступный широкому кругу потребителей; • отраслевой стандарт (В России – ОСТ);

  • стандарт предприятия (В России – СТП);

    • стандарт научно-технических инженерных обществ и общественных объединений (В России – СТО);

    • правила (В России – ПР);

    • рекомендации (В России – Р);

    • технические условия (ТУ) – в случае ссылки на них в контракте или договоре.