ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 410
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки
Тихоненко А.
Научный руководитель Шемякова Н.А., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж»г. Бузулука
По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека. Комплексный подход к воспитанию творческой личности охватывает широкий круг вопросов, относящихся к проблемам обще-эстетического и нравственного воспитания. Ценность творчества, его функции, заключаются не только в результативной стороне, но и в самом процессе творчества. Все это в полной мере относится к музыкальному искусству и школьным урокам музыки.
Актуальность проблемы развития чувства ритма младших школьников обусловлена необходимостью совершенствования организации чувства ритма и стимулирования их активного отношения к действительности. Поэтому поиск новых современных приемов, методов и способов для воздействия на учащихся с целью развития их музыкального ритма выступает как актуальная проблема. Эта актуальная проблема определила выбор темы нашего исследования «Развитие чувства ритма у младших школьников на уроках музыки».
Ученые по-разному трактовали понятие чувства ритма и анализируя их работы мы для себя определили, что в музыкальной практике под чувством ритма разумеется обычно способность, лежащая в основе всех тех проявлений музыкальности, которые связаны с восприятием, воспроизведением и изображением временных отношений в музыке.
Вопросы развития музыкального ритма младших школьников на уроках музыки занимали важное место в разные периоды социально – исторического развития. Начиная с древнего мира до современного этапа, акцентировали свое внимание на развитии музыкального ритма как основе музыкального воспитания исследователи, психологи и педагоги, которые представлены на слайде. Наблюдая за детьми разного возраста, убеждаемся в том, что в каждом детском возрасте выступают свои предпосылки развития музыкального ритма. Если говорить о формировании музыкальных ритма, необходимо остановиться на вопросе о том, когда, с какого возраста следует развивать ритмические способности детей.
В настоящее время развитие музыкального ритма у детей рассматривается как одна из важнейших задач восприятия, - в уроке музыки вводится импровизация. Резюмируя все привезенные материалы, мы можем сказать, что восприятие ритма обычно включает те или другие двигательные реакции.Это могут быть видимые движения головы, руки, ноги или качание всем телом, или, наиболее часто, не проявляющиеся вовне «зачаточные» движения: голосового, речевого и дыхательного аппарата, мышц конечностей, глубоко лежащих мышц грудной клетки и брюшной полости.
В процессе теоретической разработки нашей темы мы провели практическую работу, которая включала в себя систему практический упражнений и заданий, направленных на развитие чувства ритма.
1. Игра «Угадайка». (Определить инструмент по тембру).
2. Игра «Если бы мы были композиторами». Детям необходимо выбрать инструменты для сопровождения пьес: «Птичья полька», «Шествие медведей», «Пляска зайчат». (В такой музыкально-поисковой ситуации у учащихся активизируется внимание к изобразительным возможностям инструментов. Важно, чтобы дети реализовали свой замысел. Для этого педагог импровизирует на фортепиано, а школьники аккомпанируют на выбранном инструменте, передавая в сопровождении пульсацию долей).
3. Придумать слова, фразы в заданном ритме (Игра «Вспомни елочный наряд»: шар, бусы, золотая шишка и т.д.).
4. Передать ритмический мотив придуманных слов на выбранном самостоятельно ритмическом инструменте, звучание которого отражает их эмоционально-образное содержание (Игра «Музыкальный переводчик». Ученик подбирает к заданному ритму название какого-либо растения, зверя, имя литературного или песенного героя и выразительно передает его характерную особенность в декламации, затем записывает ритмический мотив слова и передает его на инструменте).
Мы провели следующие музыкальные игры, которые представлены на слайде. Эти игры включали в себя: Игра «Вопрос и ответ» учащиеся приобретают начальные представления об импровизации. Учитель задает отдельным ребятам ритмический вопрос, затем за вопросом следует ответ, и все воспроизводят и вопрос).«Ноги и ножки» Цель: сформировать у детей умение двигаться в соответствии с быстрым или медленным темпом музыки. Содержание ситуации: Педагог предлагает детям погулять, но обращает внимание, что прошёл дождик, и на земле образовались лужи. Чтобы не промочить ноги, нужно перешагивать через лужи. Дети вместе с педагогом шагают «большими ногами». Затем педагог сообщает, что впереди тропинка и по ней надо бежать. Дети бегут «маленькими ножками». После чего движения выполняются под музыку в сопровождении пения педагога. Когда дети освоят движения под пение, упражнение проводится только под инструментальную музыку.
«Ходим – бегаем» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель.
Цель: развивать у детей слуховое внимание – начинать и заканчивать движения в соответствии с музыкой, своевременно переходить в движениях с медленного темпа на быстрый. Содержание: Педагог предлагает детям послушать музыку. Проводится беседа о том, что в начале музыка спокойная, ритмичная, медленная, а во второй части быстрая, стремительная. Затем педагог предлагает детям постучать в бубен под медленную, ритмичную музыку, а когда музыка станет быстрая – потрясти бубном. Упражнение повторяется два раза. Педагог обращает внимание детей, что движения нужно менять быстро, внимательно слушать музыку. После этого дети ходят и бегают по залу в соответствии с характером музыки и со словами песни. В конце дети три раза хлопают по коленям.
«Пляска с погремушками»
Цель: развивать у детей умение передавать в движении ритмическую пульсацию музыки. Содержание: Дети сидят на стульчиках. Педагог говорит детям, что у него есть музыкальные погремушки, и они очень любят танцевать. Воспитатель даёт каждому ребёнку погремушку в правую ручку. Даётся задание – погремушки должны танцевать дружно, все вместе. Музыкальный руководитель показывает движения. Дети, сидя на стульчиках, выполняют задание в соответствии с текстом песни – ритмично размахивают погремушкой, стучат погремушкой по ладошке, по коленям, прячут погремушку за спину. В припевах дети звенят погремушкой. Когда упражнение будет знакомо детям, в припеве можно предложить детям лёгкий бег по залу.
«Мяч – другу!» Цель: развивать у детей ритмическую пульсацию.
Содержании: Педагог вместе с детьми садится в кружок. Воспитатель поёт и стучит мячом по коленям: Поиграю, поиграю, Мяч красивый я держу! Поиграю, поиграю, Мяч Танюше отдаю! На последние слова воспитатель передаёт мяч ребёнку, сидящему рядом. Ребёнок, у которого в руках мяч, стучит им по коленям, остальные дети стучат по коленям кулачками. Игра повторяется несколько раз.
Наблюдая за детьми и анализируя ответы учеников, мы выяснили, что в данном возрасте ребенок способен одновременно осуществлять контроль за двумя или более выполняемыми действиями или процессами.
12% полностью справляются с заданиями 63% наполовину справляются, и 25% с заданиями справляются с трудом
Таким образом, развитие ритма у учащихся младших классов имеет недостаточный уровень без целенаправленного обучения в процессе обычной жизнедеятельности и наблюдения за учениками в процессе нашего исследования говорят о том, что развитие музыкального ритма оказывает воздействие на развитие личности ученика.
Метод проектов как средство развития исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром
Тулубаева А.
Научный руководитель: Малоносова О.Л. , преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном начальном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению младших школьников; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские школы; активно используется зарубежный опыт; родителям предоставлена возможность выбирать педагогическую систему.
Проблема познавательной активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике. Проблема активизации познавательной деятельности учащихся на всех этапах развития образования была одной из актуальных, т. к. активность является необходимым условием формирования умственных качеств личности.
Психологи считают, что младший школьный возраст несет в себе большие нереализованные возможности в познании окружающего мира.
Плодотворной почвой для этого является учебная деятельность, как источник для целенаправленной работы мысли, развития жизненно важных свойств личности и активности ребенка.
Известно, до 70% личностных качеств закладывается в начальной школе. И не только базовые навыки, такие как умение читать, писать, решать, слушать и говорить, нужны ребенку в жизни.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребенку необходимо войти в этот мир. И наша задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребенка.
Особый интерес педагогов вызывает технология проектно - исследовательской деятельности. В статье В.В. Гузеева подчеркивается: «Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, потому что оно:
– личностностно - ориентированное;
– использует множество дидактических подходов – обучение в деле, независимые занятия;
– представляет собой совместное учение, мозговой штурм, ролевую игру, эвристическое и проблемное обучение, дискуссию, командное обучение;
– самомотивируемо, что означает возрастание интереса и вовлеченности в работу по мере ее выполнения;
– поддерживает педагогические цели в когнитивной, аффективной психомоторной областях на всех уровнях – знания, понимания, применения; анализ и синтез;
– приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего собственного труда»
Метод творческих проектов – это инновационный метод обучения школьников, активизирующий их деятельность и познавательную активность.
Цель работы: изучить влияние метода проектов на развитие исследовательской деятельности младшего школьника.
Объект исследования: процесс развития исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром.
Предмет исследования – педагогические условия развития исследовательской деятельности младших школьников на уроках по ознакомлению с окружающим миром средствами метода проектов.
Гипотеза исследования – включенность младшего школьника в использование при обучении метода проектов стимулирует развитие познавательной активности, при условии, если:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
-активность воспроизведения знаний будет характеризоваться стремлением обучаемого понимать, запоминать, воспроизводить знания, овладевать способами применения знаний в измененных условиях;
- творческая активность обучаемого предполагает устремление его к теоретическому осмыслению знаний, самостоятельному поиску решения проблем;
- педагог будет понимать значимость использования методов проектов обучения в целях развития и воспитания младших школьников, владеть технологией включения активных методов проектов обучения в педагогический процесс и обеспечивать руководство ими.