Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 411

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающим миром природы выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем, не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя.

На современном этапе проблемные вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения, экологической культуры и ответственности.

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Размышляя о природе под влиянием взрослого, дошкольник обогащает свои знания, чувства, у него формируется правильное отношение к живому, желание созидать, а не разрушать. Компонент культуры в экологическом образовании имеет огромное значение в дошкольном воспитании.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили развитие в теории и практике дошкольного воспитания в методических работах С.А. Веретенниковой, М.В. Лучич, М.М. Марковской, Н.И.Ветровой, П.Г.Саморуковой и др. В процессе экологического образования у детей развивается познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческая активность, т. е. личностные качества ребенка, которые представлены как целевые ориентиры в ФГОС ДО.

Наиболее эффективными формами взаимодействия педагога с детьми по экологическому образованию считаются такие формы, в которых дошкольники получают возможность непосредственного контакта с природой. В этом случае у детей формируются не только экологические знания, но и опыт использования этих знаний в практической деятельности. К таким формам взаимодействия можно отнести экскурсии, прогулки, экспериментирование, наблюдения.

Особое внимание при воспитании экологической культуры следует уделять элементарной опытной работе с растениями, которая включают в себя живое общение, наблюдение и практическую деятельность по уходу за ними. Большое значение при проведении опытной работы отдается активности самого ребенка, его инициативе и самостоятельности.

Элементарная опытная работа имеет неоспоримое значение: она способствует формированию познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность, способствует осознанию причинно-следственных связей, уточняет знаний о свойствах и качествах объектов природы.


Исследователи выделяют основную особенности экспериментальной деятельности: ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком практические действия выполняю познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта.

Ознакомление с миром растений – одно из направлений развития природоведческих знаний. Содержание и уход за растениями позволяют нам решать одну из главных задач экологического воспитания: воспитание гуманной, социально активной личности, воспитание сочувствия и доброго отношения ко всему живому. Помимо ознакомления с комнатными растениями детям дают общее представление о флоре в целом, знакомят с классификацией растительных объектов

В процессе проведения элементарных опытов можно подвести ребят к пониманию того, что для роста растениям необходим свет, вода, воздух и тепло, показать как комнатные растения поворачиваются к свету. Можно провести наблюдение за растениями, на которое падает больше света, чем ему необходимо; в этом случае растение приобретет светлую окраску. Следует подвести детей к пониманию того, что недостаток света тоже плохо влияет на рост растений.

Целью нашего исследования стало изучение влияния элементарной опытной работы на формирование у детей представлений о растительном мире.

Объект исследования: процесс ознакомления дошкольников с растительным миром.

Предмет исследования: ознакомление с растениями, их ростом и развитием посредством элементарной опытной работы.

Гипотеза исследования: возможно уточнить и систематизировать знания дошкольников о растениях, если:

  • учитывать современные тенденции в сфере экологического воспитания детей;

  • воспитатель пополняет собственные знания о растениях и совершенствует педагогическое мастерство;

  • применять активные методы обучения дошкольников старшей группы, элементарную опытную работу по выращиванию растений и изучению их биологических потребностей.

Задачи исследования:

  1. Обобщить информацию о растениях.

  2. Изучить специальную литературу и систематизировать информацию о значении, содержании и методики ознакомления дошкольников с растениями.

  3. Составить проект применения элементарной опытной работы в процессе ознакомления детей с растениями.

  4. Опытно-практическим путем проверить значение применения элементарной опытной работы для формирования у дошкольников знаний о растениях их росте и развитии.


На первом этапе нашего исследования мы изучили природоведческую и специальную учебно-методическую литературу. Уточнили основные понятия по теме исследования:

  • классификация растений;

  • задачи, содержание ознакомления дошкольников с растительным миром;

  • формы и методы ознакомления с растениями;

  • методика ведения элементарной опытной работы с растениями.

На втором этапе, в рамках опытно-практической работы, мы организовали и провели исследование влияния элементарной опытной работы на формирование у детей представлений о растительном мире. Исследование проводилось на базе МДОАУ «Детский сад № 1» г.Бузулука. В исследовании приняли участие дети старшей группы.

В форме опроса была проведена входная (констатирующая диагностика). Обобщив результаты диагностических процедур, мы пришли к выводу, что дети испытывают трудности при группировке растений по существенным признакам, которые являются основой для классификации, плохо представляют себе условия их роста и развития, практически ничего не знают о влиянии растений на жизнь человека, или эти знания неупорядочены и отрывочны.

Далее, в рамках формирующего этапа опытно-практической работы мы реализовали проект ознакомления детей с растительным миром, в основу которого были положены активные формы вовлечения дошкольников в общение с флорой родного края и с экзотическими растениями, уроженцами тропиков и субтропиков которые представлены, прежде всего, комнатными растениями. Опыт - это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Они проводятся как на занятиях, так и в свободной самостоятельной и совместной с воспитателем деятельности.

Элементарная опытная работ включала в себя выявление значения воды, воздуха и освещение для проращивания семян, роста зеленой массы растения, изменений внешнего вида растения под воздействием этих факторов. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста и развития растений и уточнить эти знания, воспитатель ставит опыт: помещая два одинаковых растения в разные условия (одно - в теплое место, друге - в прохладное) и в течение нескольких дней наблюдает с детьми за изменениями в их развитии.

При проведении опытов с растениями соблюдались основные принципы их проведения и велись дневники наблюдения за всеми видимыми изменениями взрослого растения, его ростков или семян. Составлялись гербарии и коллекции семян.


В организации и проведении опытов можно выделить несколько этапов:

1. Постановка проблемы (задачи).

2. Поиск путей решения проблемы.

3. Проведение опытов.

4. Фиксация наблюдений.

5. Обсуждение результатов и формулировка выводов.

Значение опыта.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы.

Благодаря опытам у детей развиваются способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. Огромное значение имеют опыты и для осознания причинно-следственных связей. Проводя опыт, воспитатель не должен наносить вред и ущерб растениям.

Когда вместе с детьми проводится те или иные опыты с растениями, следует при этом помнить, что необходимо бережное отношение к природе, а не научные исследования любой ценой. По мнению педагогов безнравственны те опыты при детях, в результате которых исследуемое растение погибает. Например, для выяснения роли воды в жизни живых организмов берутся два растения, одно из которых поливают, а другое нет (и оно засыхает). Такой опыт проводить можно только с некоторыми влаголюбивыми видами, такими как бальзамин, у которого вследствие лишения полива наглядно поникают листья. Но затем это растение легко восстанавливает нехватку клеточной влаги после обильного полива.

В настоящее время исследование продолжается. Вскоре наш проект по вовлечению дошкольников в изучение особенностей роста и развития растений разных классов (деревьев, кустарников, травянистых) будет завершен в рамках контрольного этапа исследования. Мы полагаем, что выдвинутая нами в начале исследования гипотеза получит полное подтверждение.

Список литературы:

  1. Вакуленко Ю.А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические

праздники, викторины, занятия и игры/ Ю.А. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2008.

  1. Варидова, В.С. Экологическое воспитание дошкольников: учебное пособие для вузов. / В.С. Варидова. – Москва: Белый Ветер, 2014.

  2. Журавлева Л.С. Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с

окружающим миром для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

  1. Мир природы и ребенок/ Под ред. Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. –М., 2000.

  2. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. –М.: Новая школа. 1995.

  3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. –М.,1999.

  4. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. –М.: Просвещение, 2000.

  5. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей: учебник для вузов. / С.Н. Николаева- Москва: Академия, 2002.

  6. Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: учебное пособие для вузов. / Т.А. Серебрякова- Изд. 2-е; стер. - Москва: Академия, 2008.

  7. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста. –СПб., 2010.