ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 403
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Воспитание педагогической культуры родителей посредством использования разнообразных форм и методов взаимодействия педагогов с родителями
Тутаева В.
Научный руководитель: Морковкина Е.В.,
преподаватель ГАПОУ «Педколледж», г. Бузулук
В Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Родители нередко полагаются на свой индивидуальный опыт, не задумываясь над последствиями неверных воспитательных воздействий на ребенка, недооценивают силу педагогических знаний и умений. Жизнь убеждает в справедливости слов К. Д. Ушинского: «Почти все признают, что воспитание требует терпения, некоторые думают, что для него нужны врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что, кроме терпения, врожденной способности и навыка, необходимы еще специальные знания».
Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности. Поиск путей решения данной проблемы делает нашу тему актуальной и интересной для изучения.
Нами проведено исследование, целью которого являлось теоретическое обоснование и проверка в опытно-практической работе эффективности форм и методов работы педагога с родителями в дошкольных учреждениях, необходимых для воспитания педагогической культуры родителей.
Мы исследовали процесс воспитания педагогической культуры родителей. В качестве предмета исследования выступала система форм и методов воспитания педагогической культуры родителей.
В ходе исследования мы решили ряд задач:
1. Изучили специальную литературу по проблеме воспитания педагогической культуры родителей.
2. Выделили формы работы педагога с родителями и методы активизации родителей с целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу и желания активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала.
3. Проверили в опытно-практической работе эффективность форм и методов воспитания педагогической культуры родителей в ДОУ.
Мы предположили, что уровень педагогической культуры родителей будет выше, если использовать разнообразные формы работы педагога с родителями в ДОУ; применять методы активизации родителей на взаимодействие с ДОУ.
История проблемы педагогического просвещения родителей не нова. За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали и такие педагоги как Я.А.Коменский, К.Д. Ушинский, П.Ф.Лесгафт, Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др. На протяжении становления и развития зарубежной и отечественной педагогики практические работники ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителями, воспитания их педагогической культуры.
В словаре «Семейное воспитание» педагогическая культура родителей определяется как составная часть общей культуры человека, в которой воплощён накопленный человечеством опыт воспитания детей в семье.
Семья – единственный воспитательный институт, нравственное воздействие которого человек испытывает на протяжении всей своей жизни. Подводя итог вышесказанному, отметим, что прямая функция семьи как социального института - обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.
Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.
Исходя из того, что в настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, что отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, следует необходимость повышения педагогической культуры родителей.
В настоящее время многие педагоги занимаются исследованиями по проблеме воспитания педагогической культуры родителей: Зверева О. Л., Кротова Т. В., Солодянкина О. В., Свирская Л., Метенова Н. М. Этими и другими исследователями предлагаются новые, нетрадиционные формы работы по повышению педагогической культуры семьи. Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, досуговыми, наглядно-информационными, игровыми.
Для выявления исходного уровня педагогической культуры родителей мы использовали следующие методы: анкетирование родителей и педагогов; индивидуальные беседы с родителями; тестирование родителей; посещение семьи ребёнка; наблюдение воспитателем за взаимоотношением родителей и детей во время приёма и ухода детей; наблюдение за ребёнком во время сюжетно-ролевой игры «Семья».
Целью данного этапа исследования являлось выявление особенностей и уровня педагогической культуры семей воспитанников старшей группы одного из детских садов г.Бузулука. В исследовании принимало участие 20 семей.
Изучив состав семей, уровень образования родителей, семейные ценности, трудности, которые возникают у родителей в решении воспитательных задач, их отношение к поощрению и наказанию ребенка и др., обобщив результаты исследовательских процедур, мы сделали вывод о том, что уровень педагогической культуры у родителей в 30% семей средний, а у 70% семей – ниже среднего.
Результаты диагностических процедур показали, что необходимо расширять и углублять знания и умения родителей в области воспитания ребёнка.
Далее нами был составлен проект повышения педагогической культуры семей, который реализуется в настоящее время.
Для начала необходимо было наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными. Педагогу, желающему наладить конструктивные отношения с родителями необходимо следовать принципам:
1. Использование навыков положительного общения. Во время общения с родителями надо больше спрашивать и слушать, чем указывать или давать им советы.
2. Предоставление членам семей возможности делать выбор и принимать решения. Педагог помогает членам семей обобщить то, что они хотят для своих детей и для себя.
3. Определение и использование положительных черт, сильных сторон ребенка и семьи. Следует сообщать родителям о сильных сторонах, достижениях и положительных чертах характера ребенка в ходе бесед, телефонных разговоров, посредством записок и т. д.
4. Уважение разнообразия и уникальности семей. Необходимо принимать и уважать мнения и чувства родителей, даже если они не совпадают с нашими собственными и стараться выработать у себя понимание культурных ценностей семей.
5. Создание дружелюбного партнерства между детским садом и семьей. Педагог предоставляет всем членам семьи возможность для активного участия в групповой деятельности. Следует давать родителям возможность участвовать в принятии решений, касающихся проведения мероприятий в группе.
При этом мы руководствовались следующим: отказ от чтения «докладов», лекций, а использование нетрадиционных форм работы с родителями с включением различных методов активизации родителей: «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал», Конкурсы семейного художественного творчества и др.
Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков.
Однако не следует полностью отказываться и от традиционных бесед, консультаций, но следует изменить принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся неформальное общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению.
Подытоживая вышесказанное, мы видим, что каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, к повышению педагогической культуры.
Наше исследование ещё не завершено, но мы полагаем, что использование разнообразных форм работы педагога с родителями в ДОУ с применением методов активизации родителей способствует повышению уровня педагогической культуры родителей. Таким образом, мы надеемся получить подтверждение выдвинутой нами в начале исследования гипотезы.
Список литературы:
-
Воронов В.В. Общаться с ребёнком. Как? - /В. В. Воронов М.: Сфера, 2005.-240с. -
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. /О.Л. Зверева, Т.В. Кротова М.: ТЦ Сфера, 2005. – 80 с. -
Зверева О. Л., Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие./О.Л. Зверева, Т.В. Кротова М.: Айрис-пресс, 2007. – 128с. -
Метенова Н. М. Родительские собрания в детском саду. 2-я младшая группа./ Н. М. Метенова – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 104 с. -
Педагогический энциклопедический словарь/ Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. // Б. М. Бим-Бад; редколлегия: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова – М.: Большая Российская Энциклопедия, 2003. -528 л -
Рубченко А. К. Подходы к проблеме детско-родительских отношений в отечественной психологии/А. К. Рубченко Вопросы психологии. – 2005. - №4.-с.98-114. -
Свирская Л. Работа с семьёй: необязательные инструкции: Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. / Л. Свирская – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 176 с. -
Солодянкина О. В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьёй: Практическое пособие./ О.В. Солодянкина– М.: АРКТИ, 2006. – 80 с. -
Стрелкова Л. П. Чувство любви к ребенку./ Л.П. Стрелкова – 2005-№3.-с. 3-21. -
Философский словарь/Под ред. И. Т. Фролова.//–М.:Политиздат,1980-444с.
Характеристика процесса обучения в русских и английских идиомах
Шеханских Н.
Научный руководитель – АксеноваО.С., преподаватель
ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука
Под идиомами понимаются фразеологизмы, не поддающиеся буквальному переводу на другой язык. (По своему значению это слово пришло из древнегреческого языка (idioma), где оно обладает семантикой «специфическая особенность».) В них наблюдается общий сдвиг значения, затрагивающий все компоненты. Целостное значение идиомы несводимо к сумме значений ее компонентов. Идиомы могут быть мотивированны, а могут и утратить в процессе развития языка свою мотивировку. Например: в русском языке мотивированными идиомами могут быть: «сесть за общий стол», а немотивированными - такого типа: «куда ни шло» [2, с. 117].
Фразеологические единицы стали актуальной темой исследования современного сопоставительного языкознания. Идиомы проявляют свое своеобразие, отражая специфические черты народного быта и истории народа. Они способны ярко проявлять национальную специфику. Сравните: русское «ездить в Тулу со своим самоваром» и английское «tocarrycoalstoNewcastle».
Английский язык очень богат идиоматическими выражениями, которые встречаются в литературе, газетах, повседневной речи. Идиомы отражают культуру и быт народа, его богатый исторический опыт, ментальность носителей языка. Идиомы делают нашу речь более выразительной, эмоциональной, они придают колорит нашей речи, делают язык живым. Изучение основ речи английского языка студентами посредством идиом позволяет повысить мотивацию в учебной деятельности, способствует развитию функциональной грамотности и развивает языковую догадку, а также расширяют их кругозор в области лингвистики, страноведения, кросскультурной коммуникации.
Для студентов педагогического колледжа особый интерес представляет проведение сопоставительного анализа идиом, вербализующих концепт «учение», «обучение» в английском и русском языках. Данный анализ был проведен М.Ю. Балабановой. Пользуясь данными фразеологических словарей на английском и русском языках, автор зафиксировал имеющиеся идиомы, способные выражать изучаемый концепт. Как показывает сравнительный анализ, в обоих языках тематические группы идиом объединяются в такие тематические блоки, как: I. «Процесс обучения».