Файл: Министерство образования Оренбургской области.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 399

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ледовом побоище.

Кантата С.С. Прокофьева «Александр Невский» описывает события весны 1242 года, когда рыцари тевтонского ордена двинулись на Русь крестовым походом, чтобы утвердить на земле русской католицизм. Великий Новгород, был самым крупным и самым богатым городом на их пути и потому представлял для захватчиков лакомый кусочек. Князь Александр спешно собрал войско и выступил на битву. Ему было тогда всего 22 года.

Использовав особенности местности и применив новый порядок расположения войска, князю Александру удалось победить хорошо вооружённых тевтонский рыцарей. В бою было убито более 500 рыцарей, «бесчисленное множество» прочего войска взято было в плен, в том числе 50 знатных рыцарей очень высокого происхождения. Летом 1242 года «орденские братья» прислали в Новгород послов с поклоном и просьбой обменяться пленными. Новгородцы согласились с этими условиями, и мир был заключен. Ледовое побоище стало первым случаем в истории военного искусства, когда тяжелая рыцарская конница была разбита в полевом бою войском, состоявшим большей частью из пехоты.

Крупнейшие исторические события, ставшие поворотными моментами нашей истории, нашли своё отражение в замечательных образцах музыкального искусства – достаточно вспомнить оперы Глинки «Иван Сусанин», Мусоргского «Борис Годунов», Бородина «Князь Игорь», Чайковского «Мазепа», Прокофьева «Война и мир», увертюру Чайковского «1812 год», «Ленинградская симфония» Шостаковича.

В этом же ряду находится и кантата Прокофьева «Александр Невский». История создания кантаты необычна. В 1937-1938 годах выдающийся российский режиссёр Сергей Эйзенштейн снял фильм «Александр Невский», музыку к которому написал Сергей Прокофьев. В главной роли – Николай Черкасов. Фильм чёрно-белый. Сразу после окончания работы над фильмом из его музыкального материала Сергей Прокофьев создал кантату.

Кантата написана для смешанного хора, меццо-сопрано и оркестра.

Автор литературного текста – советский поэт Владимир Луговской. В кантате 7 частей, последовательно раскрывающих ход событий. Композитор противопоставляет характеристики двух противоборствующих сторон – русских и крестоносцев. В музыкальной характеристике русских господствует песенное начало, ясные диатонические гармонии, мягкие тембры струнных смычковых. В характеристике крестоносцев преобладает остинатный ритм, суровая мелодика в духе средневековых хоралов, жёсткое звучание диссонирующих аккордов и ревущие тембры медных духовых.


Прокофьев создает здесь эпический музыкальный стиль. Как свойственно народным эпическим сказаниям, повествование открывается с описания родной земли.


Часть первая. «Русь под игом монгольским». Это небольшое оркестровое вступление рисует картины разоренной Руси. В основе интонаций – обороты протяжных песен и плачей.

Часть вторая называется «Песнь об Александре Невском» для мужского хора, дополненного альтами и оркестра. Здесь в характере былинного напева идёт рассказ недавней победе Александра над шведами. В средней части движение оживляется, а оркестр передаёт звуки битвы.

Часть третья «Крестоносцы во Пскове» написана для хора и оркестра. В основе музыкальной характеристики крестоносцев лежит хорал, написанный Прокофьевым. Преобладание гармонии, ритма и тембра над мелодией, напряженные диссонансы, остинатный механический ритм и ревущие тембры медных духовых придают теме весьма мрачный характер. Хорал, господствующий в крайних разделах сменяется в середине русской темой горестного характера.

Часть четвёртая «Вставайте люди русские». Для хора и оркестра. Открывается часть набатным колокольным звоном. Основная тема – это гневный призыв к борьбе. В среднем разделе – звучит светлая тема Родины, которая будет звучать еще в 5 и 7 частях и станет лейтмотивом.

Часть пятая «Ледовое побоище». Эта часть написана для оркестра и представляет собой разработку, где сталкиваются основные драматические темы. Используется много звукоизобразительных приемов, рисующих конский топот, шум битвы.

Часть шестая «Мертвое поле» написана для меццо-сопрано и оркестра. По сравнению с оглушающим tutti предыдущей части, резким контрастом здесь выступают только голос и струнные. В основной теме воплощены интонации народных плачей – это скорбь Родины.

Часть седьмая «Въезд Александра во Псков». Это мощный хоровой финал. В основе его лежат две темы, уже звучавшие в кантате: первая – тема песни об Александре Невском (из 2 части), а вторая – лейтмотив Родины из среднего раздела четвёртой части. В завершении кантаты в оркестре вновь слышны звуки колоколов, но это уже не тревожный набат, а радостный перезвон.

Не случайно среди многих достойных исторических лиц режиссёров Эйзенштейном был выбран именно Александр Невский. Прославившись в молодости своими воинскими победами, он впоследствии стал дальновидным политиком, сумевшим установить мир с западными странами и предотвратить разорительные нашествия Золотой Орды на Русь.


Военные походы, борьба с князьями за власть, изнурительные поездки в Орду и переговоры с ханами подорвали его здоровье. Князь Александр умер в 43 года, приняв перед смертью монашество. Почти через 20 лет после его смерти было составлено «Житие Александра Невского», а спустя 117 лет после смерти он был канонизирован русской церковью и причислен к лику Святых.
Знаменитое выражение Александра Невского «Кто к нам с мечом войдёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет земля русская» является не только предупреждением всем противникам и недругам Руси, но и призывает жить в мире и согласии, решая все вопросы за столом переговоров, а не на полях сражений.
Литература:

  1. Советская музыкальная литература: учебное пособие. Вып. 1/под ред. М. Риттих – М.: Музыка, 1977. – 581 с., илл., нот

Особенности системы образования в Финляндии

Васильева Е.
Научный руководитель: Аксенова О.С., преподаватель

ГАПОУ «Педколледж» г. Бузулука

В нашем мире  образование играет  одну из главных ролей. Образование - это одно из самых ценных приобретений, которое человек может сделать в своей жизни. Человек, который  приступает к обучению, превращается в личность. «Образование – это процесс, свойственный личности в течение всего периода активной социальной жизнедеятельности, и как таковой он совершается в самых различных формах» [2,с.92-93].

Изучение, трансляция и адаптация лучших примеров образовательных практик признается наиболее эффективным способом развития систем образования в современном мире. В условиях внедрения в России новых стандартов образования, связанных с необходимостью коренной перестройки всей школьной системы обучения, анализ лучших образцов мирового опыта для последующего использования является одним из условий успешного проведения реформ.

В рамках проекта « Государственные образовательные системы» на уроках английского языка мы рассматриваем системы образования разных стран и проводим их сравнение с системой образования в нашей стране.

Тема нашего исследования является актуальной, так как роль образования и образовательных реформ в построении современной экономики, гражданского общества и решения более общих проблем развития общества в целом лучше всего изучать, на наш взгляд, на примере стран, где такие реформы не только целенаправленно проводились, но и оказались успешными. Одним из самых ярких примеров такого развития признана Финляндия. В ситуации глубокого системного кризиса именно образование стало ядром новой концепции «государства благосостояния» – движущей силой развития экономики и общества. Сегодня мы видим плоды этого развития – результат успешного проведения в жизнь системных и продуманных реформ: уровень и качество образования в Финляндии: одно из лучших в мире [4,с.217].
Цель нашей работы заключается в  анализе системы образования в Финляндии, выявлении «секрета» ее эффективности.  И на фоне этого  положительного опыта лучше понять проблемы российского образования. Финляндия как страна, продемонстрировавшая высочайшие достижения школьного  образования в международных исследованиях PISA последних лет, чрезвычайно привлекательна для экспертизы эффективности образовательных реформ и их условий, которые признаны в европейском сообществе наиболее действенными [1].

Финляндия как одна из родоначальниц и признанных авторитетов в области передовых педагогических идей (слойд-педагогика, школа для  родителей, педагогика интеграции и т.д.), авторы которых (У. Сигнеус, Э. Лённрот, Ю.Л. Рунеберг и Ю.В. Снельман, О. Мантере, Ю. Энгестрем, Ю. Хямяляйнен и др.) оказали большое влияние на формирование педагогического мировоззрения и складывание современной парадигмы образования в Европе, широко открыта для международного сотрудничества и обмена опытом в области образования. Организация EduClusterFinland, учрежденная Национальным комитетом образования Финляндии, региональными и муниципальными органами управления специально создана для трансляции образцов «лучшей практики» как в самой Финляндии, так и в других странах [1].

Изучение работ В.К. Загвоздкина[2] , Д.А. Володина [1], И.Р. Луговской, посвященные анализу проблем финского образования, информационных статей на английском языке с сайтов об образовании в Финляндии [6], позволило выявить факты, характеризующие сегодняшнее особенности системы образования в Финляндии [5]:


  • финские дети поступают в школу в 7-летнем возрасте;

  • в отличие от школьных систем в других странах, они не выполняютдомашних работ и не сдают экзаменов, пока не достигнут подростковоговозраста;

  • первые шесть лет в школе им вообще не ставят оценок;единственный стандартный обязательный экзамен дети сдают в 16 лет;

  • все дети, независимо от уровня способностей, учатся в одном классе; в первые 9 лет;

  • 66 % окончивших школу поступают в колледжи. Это наивысший процент в Европе;

  • разница между самыми слабыми и самыми сильными учениками –наименьшая в мире;

  • на занятиях по естественным наукам в классе находится не более16 человек, так что все ученики могут выполнять лабораторные эксперименты на каждом уроке;

  • учителя ведут занятия в классе по 4 часа в день и по 2 часа в неделю проходят «повышение квалификации»;

  • среднее образование в Финляндии бесплатное;

  • каждый учитель в Финляндии должен получить магистерскую степень;

  • обучение в магистратуре полностью субсидируется государством;

  • государственные образовательные стандарты определяют только