Файл: Факультет экономики, менеджмента и бизнесинформатики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Среди более поздних можно выделить работу Джавида и Арифа (Javid and Arif, 2012). Авторы исследовали факторы налоговых поступлений в развивающихся странах Азии за период за 27 лет (с 1984 по 2010 гг.). В качестве независимых переменных использовались: государственный долг, рост населения, индексы инфляции и бюрократии, а также валовой доход на душу населения. В данной работе авторы используют подход, во многом схожий с подходом Gupta. Они применили обобщенный метод моментов и сделали вывод, что модель с фиксированными эффектами предпочтительнее, чем модель со случайными эффектами. Важным моментом является то, что авторы не производили корректировку налоговых поступлений, но произвели нормировку других показателей, выраженных в денежных единицах. Джавид и Ариф получили результаты, которые в значительной степени схожи с результатами Gupta, а именно: валовой доход на душу населения положительно влияет на налоговые поступления, долг – отрицательно. Однако, авторы выявили противоположный результат - среди институциональных факторов контроль за коррупцией, оказывает существенное положительное влияние на налоговые поступления, в работе Gupta – отрицательное.
Подведем итоги по рассмотренным работам. Анализ зарубежных источников литературы показал, что авторы используют данные, как правило, более чем за 10 лет, в отличие от российских работ, где используются данные за 2-3 года. Кроме того, факторы, которые используют авторы в зарубежной литературе отличаются от факторов, используемых в российских исследованиях. Это можно объяснить тем, что фокус работ у одних был направлен на страны, у других – на регионы. Однако, если сравнивать работы российских авторов и зарубежных отдельно, то можно заметить, что и там, и там исследователи выделяют схожие факторы. К наиболее используемым факторам можно отнести следующие: инвестиции в основной капитал, доли различных отраслей в ВВП или ВРП, а также численность населения и среднюю заработную плату.
Таким образом, на основе рассмотренных источников литературы и информации о налогах, зачисляемых в бюджеты регионов, в данной работе выдвигается следующий список показателей:
-
Инвестиции в основной капитал на душу населения; -
Доля экспорта в ВРП; -
Доля сельскохозяйственного сектора в ВРП; -
Уровень безработицы; -
ВРП на душу населения; -
Доля убыточных предприятий; -
Уровень преступности; -
Качество управления регионом.
Описание данных показателей будет приведено в следующем разделе.
2. Методология исследования
2.1 Постановка исследовательского вопроса. Описание выбранных показателей
Региональная политика является элементом налоговой политики государства. При этом каждый субъект Российской Федерации заинтересован в том, чтобы полноценно развить свой хозяйственный комплекс, обеспечить финансовую самодостаточность, а также укрепить доходную часть бюджета. Субъекты РФ имеют отличия по структуре взимаемых налогов, отношению жителей к государственным программам и различным другим показателям, однако каждый регион стремится найти индивидуальную позицию в налоговой политике, построить и реализовать собственный комплекс стратегий данной политики, объективно оценить имеющиеся налоговые ресурсы.
Доля региональных налогов в структуре налоговых доходов региональных бюджетов незначительна. Важное место в структуре региональных бюджетов отведено отчислениям от федеральных доходов. Субъекты РФ сталкиваются с трудностями, связанными с невозможностью полностью обеспечиваться за счет налоговых и неналоговых доходов. Для того, чтобы восполнить недостающую сумму средств, регионам выделяют межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Однако, основная цель бюджетной политики направлена на то, чтобы сократить доли долга субъектов и улучшить распределение межбюджетных трансфертов. Регионам, которые наращивают налоговые поступления, предлагаются дотации, которые в свою очередь являются дополнительной мотивацией оптимизировать налоговое управление.
Налоговой политике, реализуемой в стране, необходимо постоянное совершенствование для достижения требуемого уровня экономического развития. На текущий момент важнейшим фактором проводимой налоговой политики является необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы.
Таким образом, изучив релевантную литературу и обозначив ключевые факторы для изучения, в данной работе был определен следующий исследовательский вопрос: оказывают ли влияние рассмотренные выше показатели на налоговые поступления субъектов РФ?
Перейдем к описанию выбранных показателей. Сперва рассмотрим факторы, которые влияют на сумму налоговых доходов, поступающих с налога на прибыль организаций.
-
Доля убыточных организаций – показатель, отражающий долю организаций, имеющих отрицательный финансовый результат, и так или иначе сказывается на налоге на прибыль организаций. Сложно сделать выводы о том, как происходило изменение данного показателя на протяжении рассматриваемого периода, однако в 2016 году наблюдалось его снижение (Рис. 3).
Рис. 3. Удельный вес убыточных предприятий в среднем по регионам РФ*
*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2018. С. 1054-1056.
-
Доля экспорта в ВРП. Данный показатель отражает внешнеэкономические результаты предприятий. Экспорт, являясь частью финансовых результатов компании, подлежит налогообложению. Значение данного показателя колеблется на всем рассматриваемом промежутке, однако можно заметить, что оно находится в промежутке от 15 до 25% (Рис 4).
Рис. 4. Доля экспорта в ВРП в среднем по регионам РФ*
*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2018. С. 1138-1143.
Также стоит рассмотреть показатель, который может оказывать влияние по налогу на имущество организаций.
-
Подушевые инвестиции в основной капитал — это затраты в основной капитал, связанные с покупкой, формированием и реализацией основных фондов, то есть имущества, которое подлежит налогообложению.
Данный показатель будет играть важную роль при проведении эмпирического анализа, поскольку в тексте проекта, упомянутого в п. 1.3, одной из основных целей экономической политики является стимулирование инвестиционной активности, включая регулирование инвестиционного налогового вычета и предоставление налоговых льгот.
Согласно гистограмме (Рис. 5) на протяжении всего периода наблюдается рост данного показателя.
Рис. 5. Инвестиции в основной капитал на душу населения в среднем по регионам РФ, руб.*
*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2018. С. 489-490.
Немалую роль играют факторы, которые влияют на объем поступлений по налогу на доходы физических лиц, поскольку он, как отмечалось выше, имеет наибольшую долю в структуре налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов. Среди таких факторов можно выделить:
-
Уровень безработицы. Данный показатель влияет на количество субъектов налогообложения, то есть физических лиц оплачивающих НДФЛ. На гистограмме ниже (Рис. 6) можно заметить, что показатель безработицы за период с 2010 по 2017 год снизился на 2 процента.
Рис. 6. Уровень безработицы в среднем по регионам РФ*
*Сост. по источнику: Регионы России. Социально-экономические показатели. Федеральная служба государственной статистики. Москва, 2018. С. 156-157.
Среди общеэкономических можно выделить такие факторы, как ВРП на душу населения и доля сельскохозяйственного сектора в ВРП.
-
ВРП на душу населения – это макроэкономический показатель, отражающий экономическое развитие субъекта. Согласно гистограмме, представленной на Рис. 7, данный показатель увеличился в 2,7 раз за период 2010-2017 гг.
Рис. 7. ВРП на душу населения в среднем по регионам РФ, руб.*
*Сост. по источнику: Федеральная служба государственной статистики. Отчет: «Валовой региональный продукт на душу населения по субъектам Российской Федерации в 1998-2017гг.»
Прогнозы Министерства Финансов в отношении ВРП на душу населения являются оптимистичными, поскольку ожидается увеличение роста российской экономики.
-
Доля сельскохозяйственного сектора в ВРП – отражает характеристику структуры экономики региона. Чем выше значение этого показателя, тем больше сельскохозяйственной отрасли в регионе. Как видно на гистограмме (Рис. 8), с 2014 года наблюдается тенденция увеличения данного показателя.
Рис. 8. Доля сельскохозяйственного сектора в ВРП в среднем по регионам РФ*
*Сост. по источнику: Федеральная служба государственной статистики. Отчеты: «Отраслевая структура валовой добавленной стоимости субъектов Российской Федерации» с 2010 по 2017 гг.