Файл: Книга предназначается для студентов специальности Промышленное и гражданское строительстве.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
На 3.18, 3.19 и 3.20 показаны наиболее распространенные, наголовники к механическим, паровоздушным и дизельным молотам. Наголовники подвешивают гибкими тягами и сваепогружа-ющими механизмами или устанавливают на сваю с фиксацией в направляющих копровой среды.
Конструкция показанной на 3.21 рамки с наголовником разработана НИИ Мосстроя. Предназначена она не только для предохранения сван от разрушения, но и для обеспечения установки сваи в наголовник в процессе подъема.
Наиболее удачным наголовником, разработанным в последние годы, нужно признать конструкцию НИИ Мосстроя, показанную на 3.22. Она обеспечивает сохранность металлических конструкций наголовника и длительную работу деревянных прокладок.
§ 6. Отказомеры
Для определения надежности свайного фундамента необходимы достоверные данные об испытаниях свай, в том числе результаты испытаний динамической нагрузкой (в-случаях, когда динамические испытания достаточны для оценки несущей способности свай).
В практике строительства для определения величины остаточного отказа сваи, по которой устанавливают несущую способность, широко применяют геодезические приборы.
К числу геодезических приборов, которые применяют для замеров остаточных отказов сваи, от-
носится лазерный визир ЛВ-5м, который дает видимую линию визирования в пределах рабочей зоны. Применение лазерного визира значительно повышает точность отсчета величины отказа сваи (3.23).
а) Дефицитные геодезические приборы можно заменить гидравлическим уровнем. В этом случае резиновый шланг диаметром 8—12 мм и длиной 6—7 м со стеклянными трубками на обоих концах заполняют подкрашенной жидкостью. Для динамического испытания берут две сваи — одну испытываемую и любую другую ранее забитую, находящуюся от первой на расстоянии 3—4 м. На обеих сваях по гидроуровню на одинаковой отметке наносят риски, после чего ведут испытание сваи ударами одним или двумя залогами. Затем гидроуровнем отмечают глубину погружения сваи, а мерной линейкой определяют величину отказа.
дезическими приборами или гидроуровнем невозможно однако установить величину упругого отказа, что очень важно в связных грунтах тугопластической и пластической консистенции, когда остаточный отказ может быть весьма малым при очень больших величинах упругого отказа.
Для одновременного определения величин упругого и остаточного отказа сваи используют приборы-отказомеры. Наиболее удачными отказомерами следует считать приборы, разработанные НИИОСП, применяемые в Риге, Москве, Рязани, Калининграде, а также отказомер конструкции СУ-24 Главмосстроя, разработанный в 1963 г.
В приборе СУ-24 (3.24) приводной механизм заключен в короб, на вертикальном валу механизма (типа проигрывателя) укреплен барабан, по направляющим вертикально перемещается ползунок с записывающим устройством. К ползунку подсоединена телескопическая тяга, прикрепляемая к свае хомутами. Приводом для вращения барабана может быть пружинный или микроэлектродвигатель.
В момент проведения динамических испытаний свая опускается, телескопическая тяга передает эти перемещения сваи на ползунок, а записывающее устройство фиксирует на вращающемся барабане все изменения положения сваи.
В приборе НИИОСПа имеется два барабана, из которых ведущий перемещает ленту с ведомого барабана (3.25). Запись производится на ленте при перемещении ее лентопротяжным механизмом. Записывающее устройство, оснащенное-прижимом, фиксирует изменение положения сваи в момент динамического испытания ее.
Известны также отказомеры конструкции ' Бородавченко и Хирного (НИИОСП и СУ-24), Русанова (НИИ Мосстроя). Однако при определении отказов этими приборами невозможно полностью исключить влияние колебания грунта от удара по свае в зоне установки прибора. Эти колебания грунта, бесспорно, уменьшают точность отказограмм.
Сравнительные испытания свай статической и динамическими нагрузками подтвердили, что отказомеры позволяют определять с необходимой точностью величины несущей способности свай.
Работы по погружению свай
Устройство свайных фундаментов по их ответственному конструктивному значению требует высокой степени организации работ и повышенного внимания к контролю за качеством их выполнения. Все технологические операции погружения свай и контроль их несущей способности имеют скрытый характер, проверка исполнения весьма затруднительна. Кроме того, свайные работы относятся к категории опасных, требующих четкого выбора всего комплекса основных и вспомогательных механизмов и непременного соблюдения мероприятий, обеспечивающих безопасное ведение работ.
Все сказанное определяет необходимость тщательной разработки проектов производства свайных работ
, строгого соблюдения технологической последовательности выполнения их и организации постоянного полевого контроля за качеством исполнения.
§ 1. Испытание пробных свай
В технической и периодической печати много внимания обращалось на недостатки проектирования и производства работ по погружению забивных свай, в основном вследствие применения неоправданно завышенных размеров погружаемых свай и занижением величин принятых расчетных нагрузок на них.
Ошибки проектировщиков и строителей приводят к необходимости срубать головы свай. Для исключения ошибок в выборе длин свай и допускаемых нагрузок на них СНиП II-17—77 предусматривает испытание пробных свай на стадии проведения инженерно-геологических изысканий. При этом в отдельных случаях, когда площадка строительства до разработки проекта занята сооружениями или подземными коммуникациями, испытания пробных свай разрешается проводить после утверждения технического (техно-рабочего) проекта с обязательной корректировкой его до начала строительства свайного фундамента.
Из-за сложности осуществления работ по погружению и испытанию пробных свай, а также специфичности работы геологических изыскательских организаций Госстроем СССР определен порядок, по которому в необходимых случаях на подрядные строительные организации возлагаются обязанности выполнения всего комплекса работ по погружению и испытанию пробных свай.
Все это подчеркивает важность испытания пробных свай до начала массового погружения рабочих свай. Работы по погружению и испытанию пробных свай выполняют по техническим заданиям, разработанным проектной организацией.
В техническом задании (4.1) должны быть указаны следующие исходные данные, позволяющие разработать ППР по испытанию пробных свай: габариты и привязка проектируемого объекта, гидрогеологические условия площадки застройки, места расположения мест буровых скважин и точек статического и динамического зондирования, имеющиеся подземные инженерные коммуникации и расстояния от ближайших, подлежащих забивке, пробных свай, привязка точек погружения пробных свай, характеристика таких свай и методы их испытания, а также расчетные нагрузки на сваи.
Работы по погружению пробных свай и комплексу испытаний их должны вестись по специальным ППР, разработку проектов производства работ для тех объектов, по которым строительными организациями получены рабочие чертежи, подлежащие корректировке после испытаний, можно совмещать с проектом производства работ по устройству свайного фундамента. В этих случаях, обязательно применение одних и тех же механизмов для испытания пробных и погружения рабочих свай.
Основное внимание в ППР должно быть уделено вопросам проведения динамического и статического испытания свай и получению достоверных данных, позволяющих оценить и откорректировать проектные решения.
В ППР по испытанию пробных свай устанавливают виды базового копрового и сваепогружающего механизмов, назначают методы проведения динамического испытания свай до и после их отды* ха, предусматривают мероприятия по обеспечению . сохранности имеющихся на площадке подземных коммуникаций в процессе погружения свай.
Результаты испытания и погружения пробных свай оформляют исполнительной документацией, приведенной на 4.2, 4.3 и 4.4 и в табл. 4.1, на основании которых проектная организация разрабатывает (или корректирует) проект свайного-фундамента.
Рабочий проект, составленный на основании инженерно-геологических изысканий или откорректированный по результатам испытаний пробных свай, является окончательным документом, служащим основанием для решения всех вопросов производства свайных работ. По его данным комплектуют объект забивными сваями, выбирают метод их погружения и контролируют качество работ.
Выполненные работы по погружению и испытанию пробных свай включаются в объемы строительно-монтажных работ и оплачиваются по сметам, составленным на основании разработанных и утвержденных калькуляций.
Длину пробных свай можно определять с помощью инвентарных свай малого сечения. Более высокая точность обеспечивается при погружении инвентарных металлических свай, сечение которых равно сечению рабочих свай. Погружают и извлекают инвентарные сваи станком УК-34-2.
Необходимо отметить, что получаемые материалы отчетов по испытанию пробных свай служат хорошим материалом не только для корректировки проекта, но и для последующих анализа и обобщений.
Проектным и строительным организациям следует систематически накапливать результаты работы свай в грунтах данного района, так как сопоставление этих данных позволит принимать более обоснованные технические решения и уменьшит объем работ по испытанию свай.
§ 2. Рекомендации по выбору копров
Кроме различных типов копровых агрегатов, выпускаемых на специализированных заводах строительными ведомствами, разработаны конструкции копров, применяемых в местных условиях.