Файл: Книга предназначается для студентов специальности Промышленное и гражданское строительстве.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 294

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Копровые агрегаты выбирают с учетом конструкций фундаментов (заглубленные ниже существующих отметок грунта или без заглублений) , а также проектного решения свайного поля (однорядное, многорядное, кустовое расположение свай, вертикальные или наклонные сваи).

Базовые машины для свайных работ подразделяются на следующие: рельсовые копры без поворотной башни для погружения вертикальных свай длиной до 12 м; рельсовые копры с поворотной башней для погружения вертикальных и наклонных свай длиной до 20 м; копры на базе тракторов для погружения вертикальных и наклонных свай длиной до 16 м; копры навесные на базе экскаваторов для погружения вертикальных свай длиной до 16 м; копры мостового типа для погружения вертикальных свай длиной до 12 м; копры на автоходу для погружения вертикальных свай длиной до 8 м.

Рассмотрим вариант применения рельсового копрового агрегата простого типа (без поворотной башни). На 4.5 показана схема разработки котлована для работы указанных машин. Копер'монт тируется непосредственно в котловане (наиболее выгодный случай) у продольной оси здания. Для погружения свай на последующих осях пути под копер перемещают вдоль поперечной оси фундамента здания.

Погружение свай по всему свайному полю обеспечивается при условии увеличения длины котлована на ширину платформы копра и расширения его на'длину платформы.

При использовании копров данного типа неоправданно увеличивается объем земляных работ (заштрихованная часть котлована), проведение динамического испытания контрольных свай после отдыха требует значительных трудовых затрат, связанных с передвижкой путей для его перемещения. Поэтому использовать этот копер для устройства заглубленных свайных фундаментов не рекомендуется.

Рельсовые копры полууниверсальные работают по схеме, идентичной схеме работы рельсового копра простого типа, так как они не имеют поворотной башни.

На 4.6 показана схема разработки котлована с применением рельсового копра универсального типа. В этих типах копров башня может поворачиваться на 360°, что позволяет увеличить количество свай, погружаемых с одной стоянки, сократить количество перемещений копрового агрегата и передвижек рельсового пути.

При применении рельсовых копров необходимо расширять котлован для погружения крайнего ряда свай и затруднительно проводить контрольные динамические испытания свай после отдыха. Использование универсальных копров резко увеличивает трудовые затраты на их монтаж и транспортировку. Поэтому,
несмотря на большую маневренность агрегата, использовать его для устройства заглубленных свайных фундаментов нецелесообразно. Исключением являются случаи, когда необходимо погрузить тяжелые сваи длиной более 16 м, или наклонные.

Для работы копра на тракторе с торцовым положением стрелы котлован следует уширять по крайним наружным осям на половину ширины трактора (4.7), а по одной торцовой оси —на длину копра.

При использовании тракторного копрового агрегата с боковым расположением стрелы требуется увеличивать длину котлована на длину базы копра.

По технологическим возможностям тракторного агрегата им невозможно проводить динамические испытания рабочих свай после их отдыха. Учитывая необходимость в переходах копра к каж-. дон свае, что ухудшает грунтовое основание под механизмами, а также упомянутые выше сложные условия работы, рекомендовать тракторный копер для устройства заглубленных фундаментов не следует.

Копровые агрегаты на базе экскаваторов применяют в отечественной практике весьма широко. На 4.8 показана схема разработки котлована копровым агрегатом на базе экскаватора. Основным преимуществом этого агрегата является большая маневренность, позволяющая с наименьшим количеством перемещений погружать с одной стоянки не менее 8—10 свай, что обеспечивает высокую производительность труда.

Для динамического испытания контрольных свай этим агрегатом после их отдыха требуются наименьшие по сравнению с копрами других типов затраты труда и времени работы механизмов.

Положительными качествами агрегата на базе экскаватора являются также автономность его работы, простота монтажа и демонтажа навесного оборудования (4.9), сокращение потребности во вспомогательных механизмах, минимальные затраты на дополнительные земляные работы (только на устройство пандуса для въезда копра в котлован).

Копровыми агрегатами мостового типа на рельсовом ходу можно погружать сваи с соблюдением всех требований СНиПа к технологии работ и полевому контролю за их качеством.-Конструктивное решение копра обеспечивает высокую маневренность, простоту монтажа и транспортировки.

Недостатком агрегата является потребность в электроэнергии, что ограничивает их применение.

Копровые агрегаты на автомобилях пригодны для погружения свай на линейных объектах. Применять такие агрегаты целесообразно при наличии разбросанных площадок с малыми объемами работ, когда не требуется высокая точность погружения свай. Такой агрегат маневренеы только, при транспортировке, при забивке же свай его маневренность низка и не обеспечивает точности погружения.



Погружать сваи для устройства незаглубленных фундаментов можно всеми видами копровых агрегатов. При выборе их необходимо исходить из технологических требований к качеству работ, конструкции свайного поля и экономических соображений.

В табл. 4.3 приведены общие соображения для выбора копрового оборудования в зависимости от условий работы и конструкций свайного фундамента. В ней указана средняя производительность копров по забивке свай длиной до 12 м с количеством их на одной площадке 400 шт. при односменном режиме работы.

В расчет производительности кроме процесса погружения свай включены по удельному весу трудовых затрат работы по монтажу, демонтажу, транспортировке копра и контрольному динамическому испытанию рабочих свай после их отдыха (2% от общего объема свай на площадке).

С учетом изложенного можно сделать следующие выводы: копровые агрегаты на базе экскаватора наиболее экономичны, они обеспечивают высокую производительность труда и пригодны для погружения свай массой до 4 т для всех конструкций свайных фундаментов; копровые агрегаты на базе тракторов эффективны при устройстве незаглубленных свайных фундаментах и при однорядном положении свай.

Для погружения свай массой более 4 т на расчетные нагрузки порядка 80 т и более, для чего требуются тяжелые молоты массой ударной части более 5 т, целесообразно использовать полуунивер-сальиые или универсальные рельсовые копры.

Для устройства свайных фундаментов из коротких свай при незаглубленных фундаментах, погружения свай-колонн сельскохозяйственных объектов целесообразно применять тракторные копровые агрегаты с гидравлическим управлением копровой стрелой.

Материалы табл. 4.3 можно использовать при составлении заказа на копровое оборудование, для определения потребности в коп-

ровых агрегатах на стадии разработки проектов организации строительства и ППР.

Указанные рекомендации нуждаются в корректировке с учетом особенностей конструкций свайных фундаментов, возможностей получения оборудования, имеющихся гидрогеологических условий площадок и опыта работы в условиях региона. В любом случае, вопросам правильности выбора сваебойного оборудования должно уделяться особое внимание, поскольку качество работ и надежность свайного фундамента в значительной степени зависит от характеристик и особенностей эксплуатации применяемого оборудования.


§ 3. Рекомендации по выбору сваепогружающего оборудования

Сваепогружающее оборудование выбирают с таким расчетом, чтобы обеспечить погружение свай на проектные расчетные нагрузки и эффективность работы его в конкретных условиях.

При выборе сваепогружающего механизма для выполнения конкретных работ необходимо иметь в виду возможность применения на одних и тех же базовых машинах большинства молотов при незначительных доработках отдельных узлов механизмов (направляющие стрелы, узлы фиксации сваепогружающего механизма на направляющих стрелах, подвески). При значительных объемах работ необходимо подбирать базовый механизм по условиям технологии работ, а сваепогружающнй механизм — по условиям погружения сваи. Тогда затраты на доработку узлов будут оправданными.

По технологическим особенностям можно рекомендовать применять: паровоздушные молоты одиночного действия — для погружения свай массой более 4 тс; паровоздушные молоты двойного действия — для погружения свай на строительстве гидротехнических сооружений, выдергивании шпунта; дизельные молоты штанговые— для погружения свай массой до 4 тс; дизельные молоты трубчатые — для погружения свай массой от 1,5 тс и выше; механические молоты —для погружения свай массой до 4 тс.

§ 4. Технология погружения свай

Технология свайных работ определяется конструктивными особенностями свайного фундамента, выбранными для производства работ механизмами и требованиями охраны труда и техники безопасности.

Ниже рассмотрена технологическая последовательность основных работ для погружения забивных свай.

Подготовительные работы. Объемы и перечень подготовительных работ определяют в проекте организации строительства и проекте производства работ.

До начала строительства строительную площадку ограждают. Генподрядная организация должна получить разрешение ведомств, эксплуатирующих подземные и надземные сети и коммуникации, на право производства строительных работ. Если инженерные сети и коммуникации остаются для эксплуатации на период строительства, до начала основных работ необходимо принять меры, обеспечивающие сохранность их.

Для обеспечения сохранности подземных коммуникаций от деформаций, возникающих при погружении свай, минимальные расстояния от мест забивки до действующих сетей должны быть: для газопроводов — не менее 12 м; для водопроводов — не менее 8 м; для канализаций — не менее 9 м; для подземных кабелей — не менее 6 м.


Надежно, обеспечить сохранность сетей при сближении их с погружаемыми сваями невозможно, поэтому наиболее приемлемой следует считать перекладку их в безопасные зоны. Если это невозможно, целесообразно отрыть сети и закрепить их на период производства работ. В этих случаях длину отрытых участков сетей принимают равной безопасной зоне, при которой коммуникации не будут воспринимать усилия вибрации грунта, возникающие при погружении свай.

Технические решения по обеспечению сохранности существующих зданий и сооружений принимают в рабочих чертежах. К числу таких мероприятий относится устройство шпунтовой стенки.

На стадии подготовительных работ сносят здания и сооружения, находящиеся в зоне свайных работ, предварительно отключив подземные сети и коммуникации. При сносе таких зданий необходимо разобрать и их фундаменты, ибо иначе невозможно обеспечить погружение свай в проектное "положение и приходится увеличивать количество забиваемых свай, расширять ростверки и перерасходовать металл на их устройство.

В тех случаях, когда невозможно полностью разобрать старые фундаменты, необходимо составить схему их расположения с указанием глубины и габаритов заложения. До начала погружения свай нужно согласовать с проектной организацией решение по устройству свайного фундамента на этом участке,

Геиподрядная организация до начала строительства обязана обеспечить подводку к месту забивки свай временной электросиловой и осветительной линии, а также устройства для откачки и сброса вод и снижения уровня грунтовых вод.

После завершения перечисленных работ приступают к разбивке осей здания и рытью котлована. До начала земляных работ на площадке делают разбивку на местности главных осей зданий, а затем габаритов котлована.

Габариты для рытья котлована определяют с учетом механизма, выбранного для работы по погружению свай. Например, габариты котлована для одного и того же здания будут различными в зависимости от принятых механизмов — копрового агрегата на базе трактора с торцовым расположением стрелы и агрегата на базе экскаватора. Створные знаки и реперы при разбивке должны быть вынесены за пределы котлована на расстояния порядка 8—10 м.

Разбивка свайного поля заключается в переносе в котлован сперва основных и промежуточных осей зданий, а затем в определении положения каждой сваи согласно рабочему проекту в последовательности, принятой в ППР. Места положения свай на местности закрепляют металлическими штырями длиной 200— 250 мм диаметром 8—10 мм или деревянными кольями длиной 200— 250 мм и сечением, позволяющим погрузить их на глубину 150— 200 мм.