ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 260
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Сегодня информацию о выставках, ярмарках и услугах издают или распространяют на CD-ROM около десятка организаций. Среди них: Международный Союз выставок и ярмарок, «АСУ-Импульс», фирмы «Информэкспо», «Трайдент», «Поиск», РИА «Норма», ЗАО «Экспомир», Московская ТПП, РИА «Ставия» и др. Это значительно улучшает информационное обеспечение заинтересованных сторон, но не решает всех проблем. Примерно десятая часть объявленных выставок все еще переносится или вообще отменяется. И нужна хорошая система экстренных оповещений об изменении выставочных программ.
Об изменениях пытаются своевременно сообщать организаторы выставок почтовой рассылкой, через газеты, журналы, корпоративные информационные сети и Интернет, но пока эта система не охватывает всех изменений и не достигает всех заинтересованных сторон. И хотя отечественные организаторы выставок держат ориентир на зарубежную практику, где выставочная деятельность настолько отлажена, что отмена или перенос выставки стали чрезвычайно редким явлением, разработки концепций и систем информационного обеспечения выставочной деятельности продолжаются. Большие надежды возлагаются сегодня на создание Торгово-промышленной палатой РФ Единой общероссийской информационной системы для координации выставочно-ярмарочной деятельности в стране.
3. Практика координации выставочной деятельности на федеральном уровне
Для решения первоочередных проблем выставочной деятельности в апреле 2000 г. была создана комиссия Правительства Российской Федерации по выставочно-ярмарочной деятельности, которая должна была разрабатывать политику в стране в этой сфере деятельности, осуществлять координацию на основе положений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Федерации, торгово-промышленных палат, Международного союза выставок и ярмарок, отраслевых ассоциаций.
Членами комиссии Правительства РФ являлись: ведущие министерства и ведомства страны, Международный союз выставок и ярмарок (сейчас РСВЯ), комитет по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров Торгово-промышленной палаты РФ, Межгосударственный совет по выставкам и ярмаркам СНГ, отдельные специализированные советы, комитеты и гильдии в республиках, краях, областях и городах.
Эта комиссия проработала более трех лет, разработала упомянутые выше концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации и план мероприятий по реализации ее основных положений, ряд документов по поддержке важнейших выставок и участия в них отечественных производителей, о конкурсе операторов на проведение важнейших выставок за границей и др. В связи с реорганизацией структуры федеральных органов управления эта комиссия была ликвидирована. И сейчас на уровне федеральных органов исполнительной власти координация осуществляется Минэкономразвития и торговли России, федеральными отраслевыми министерствами и ведомствами совместно со специальными комиссиями и комитетами.
Помимо этого сформирован ряд общественных организаций для содействия развитию выставочно-ярмарочной деятельности и призванных, в первую очередь, способствовать становлению цивилизованного рынка выставочных услуг в России. Среди них: координационные комитеты, советы отраслевых союзов и ассоциаций.
Основными руководящими документами для координации остается «Концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности в России», принятая Федеральным Правительством 29 марта 2001 г. и «План реализации основных положений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации», утвержденный председателем комиссии Правительства РФ по выставочно-ярмарочной деятельности 5 декабря 2002 г.
Одним из наиболее активных участников процесса координации выставочно-ярмарочной деятельности является Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Она уже много делает для улучшения координации и регулирования выставочно-ярмарочной деятельности и для стимулирования активности участия России в выставках за рубежом. Но сегодня, в связи с обновлением аппарата управления ТПП РФ и созданием в ее структуре комитета по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей и экспортеров, роль российской Палаты многократно усиливается в вопросах координации и поддержки субъектов данной деятельности, и в первую очередь, на федеральном уровне.
На региональном уровне ТПП РФ будет совершенствовать координацию выставочной деятельности через свои территориальные торгово-промышленные палаты. Ставшая в современной России уже достаточно влиятельной, выставочно-ярмарочная деятельность сегодня приобретает все новые черты и требует поиска новых подходов к ее осуществлению, а также более четкого определения роли торгово-промышленных палат в этом процессе.
4. Практика координации выставочной деятельности в регионах
Идейную основу и целеполагающую базу координации выставочной деятельности в регионе, как правило, составляет специально разрабатываемая концепция развития выставочно-ярмарочной деятельности.
Концепция определяет важнейшие цели развития выставочной деятельности, стратегию и тактику их реализации, средства, инструментарий и механизмы ее поддержки, координации и регулирования местными администрациями совместно с общественностью. Конкретные задачи, в том числе и по разработке современной нормативно-правовой базы, воплощается в планах мероприятий по реализации соответствующих концепций.
Первую региональную концепцию развития выставочно-ярмарочной деятельности в 1999 г. разработала и утвердила решением своего правительства Москва. В 2000 г. свою концепцию для Северо-Западного региона предложил Санкт-Петербург. За ними потянулись и другие регионы, в частности Ассоциация сибирских городов с центром выставочной активности в Новосибирске. Сегодня значительная часть регионов уже имеет утвержденные региональные концепции развития выставочной деятельности (или их проекты) и планы мероприятий по их реализации.
Во многих регионах при администрациях или местных ТПП созданы комитеты или советы содействия выставочно-ярмарочной деятельности.
Как правило, такие комитеты и советы берут на себя еще и за дачи по содействию развитию внешнеэкономических и научно технических связей российских предпринимателей с зарубежными странами, по поддержке местных товаропроизводителей и экспортеров в случае их участия в международных выставках и ярмарках, по продвижению их продукции в соседние регионы и на международные рынки через выставочно-ярмарочные мероприятия.
Такой орган, в первую очередь, берет под свой контроль планы проведения выставок в регионе и формирует скоординированный под ход к эффективному использованию имеющихся выставочных помещений, пригодных для проведения выставок и ярмарок. Во-вторых, он изучает и анализирует тематику и сроки проведения важнейших для данной территории выставок и вырабатывает идеологию участия в них местных предприятий и организаций, выделяет наиболее важные для региона разработки, товары и услуги и определяет формы поддержки, представляющих их предприятий-производителей, рекомендует им выставочные мероприятия, для участия в которых обязательно будет оказана поддержка, и на каких условиях. Иногда он даже разрабатывает идеологию формируемых регионом экспозиций на важнейших отечественных и зарубежных выставках.
Там, где уже есть для этого условия, такой комитет (совет) ведет обобщение статистики местной выставочной деятельности, анализирует текущее состояние этой сферы деятельности и составляет прогнозы ее развития.
По решению Торгово-промышленной палаты Российской Федерации активными участниками процессов координации выставочной деятельности в регионах должны стать территориальные (городские, областные и республиканские) торгово-промышленные палаты. Именно территориальные ТПП должны проявить инициативу и настойчивость в решении практических проблем выставочно-ярмарочнои деятельности В первую очередь территориальные ТПП должны определиться с тем, как использовать такой инструмент инвестиционной, промышленной и экономической политики, каким является выставочно-ярмарочная деятельность, и усилить свою координирующую роль.
Исходя из этого, определены основные направления их работы:
- создание интегрированной информационной системы.
- создание деловых центров.
- патронаж выставочно-ярмарочных мероприятий.
- развитие выставочно-ярмарочной деятельности в регионах.
- организация системы подготовки выставочных кадров.
В плане координации выставочно-ярмарочной деятельности в регионах сегодня в России сделано уже немало. Тем не менее, Предстоит большая работа по осознанию всех особенностей этой деятельности, созданию множества документов и выработке мер по Координации, регулированию и поддержке этой сферы бизнеса и Предпринимательства.