Файл: Основы выставочного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Выставки. Возникновение выставок в России связывают с деятельностью Петра I. В 1714 г. Петром I в Санкт-Петербурге в научных целях была создана Кунсткамера. Открытая в 1719 г. для публичного обозрения, она превратилась вскоре в обычный музей. Основатель российской промышленности Петр I регулярно устраивал «смотрины» российских товаров и изящных изделий. Но они проводились для узкого круга приближенных и, в основном, для отбора поставщиков Двора Его Императорского Величества и армии.

Первая публичная выставка российских мануфактурных изделий состоялась лишь в 1829 г. (15 мая — 8 июня) в Санкт-Петербурге в специально построенном здании на берегу Невы. Инициатором проведения выставки и строительства здания для нее был министр финансов Е.Ф. Канкрин. Первое «Положение о выставке» в России было утверждено самим царем.

В 1831 г. состоялась Московская мануфактурная выставка в здании Российского Благородного Собрания (ныне — Дом Союзов).. Повторная выставка прошла в ноябре того же года, но уже в залах Кремлевского Дворца.

В 1833 г. Санкт-Петербург устраивает вторую мануфактурную выставку, а Москва отвечает на это проведением еще более грандиозной выставки 1835 г. в Благородном Российском собрании. С 1836 г. выставки начинают проводиться в губернских городах: Смоленске, Владимире, Вологде, Вятке, Костроме, Пензе, Рязани, Тамбове и других.

В 1841 г. была устроена первая Мануфактурная выставка в столице Царства Польского — Варшаве. И с этого года выставки в Санкт-Петербурге, Москве и Варшаве по очереди сменяли друг друга, пока в Санкт-Петербурге в 1849 г. не состоялась «Первая мануфактурная выставка произведений Российской Империи, Царства Польского и Великого княжества Финляндского», позже названная Первой Всероссийской.

Первая Общероссийская сельскохозяйственная выставка состоялась в Санкт-Петербурге в 1850 г. С 1861 г. всероссийские выставки начинают проводиться регулярно по очереди в Петербурге, Москве и Варшаве. В 1851 г. Россия выступила со своей экспозицией на Первой Всемирной выставке в Лондоне и потом, вплоть до 1914 г. активно участвовала в крупнейших международных выставках за границей. Только война помешала ей принять участие во Всемирной выставке в Америке 1915 г. Россия планировала провести Всемирную выставку в 1917 г.

С 1915 г. из-за трагических событий на фронте выставочно-ярмарочная деятельность начинает сворачиваться, но в 1916 г. выставки и ярмарки в России еще проводились. Выставочная деятельность в России на целых 2 года (с конца 1916 по середину 1918 г.) просто замерла.


В РСФСР выставочная деятельность начинает возрождаться с 1918 г. В связи с переездом правительства центр выставочной активности переместился в Москву. В конце 1918 г. в Москве была устроена первая большая выставка пищевой и промышленной продукции в Петровском пассаже с уникальным названием «Постоянная промышленно-показательная выставка ВСНХ». Летом того же года на большой барже из Москвы в плавание по Волге вышла «Показательная плавучая сельскохозяйственная выставка». В 1919 г. в Петрограде была проведена показательная выставка Петроградского единого потребительского общества (ПЕПО). В следующем году в Москве 27 июля 1920 г. на Красной площади была открыта выставка трофеев Гражданской войны.

В восстановительный период уже с 1921 г. начинают устраивать выставки крупные промышленные предприятия, тресты и синдикаты «в целях ознакомления отечественных и зарубежных кругов с производственными процессами, техникой и экономикой производства, с состоянием, ролью и местом в отрасли данного предприятия». В 1921 г. советское правительство принимает решение о создании «Всеросвыставкома» — Всероссийского выставочного комитета для проведения Всероссийской выставки, управления всем выставочным делом в стране и координации деятельности выставочных бюро, учрежденных при всех наркоматах республики.

С 1922 г. РСФСР участвует в выставках за границей. Первый крупный смотр экономики, легкой и пищевой промышленности и сельского хозяйства прошел в Москве в 1923 г. на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке. В 1924 г. в Ленинграде в бывшем здании банка на Невском проспекте была проведена первая промышленная выставка, положившая начало работе Ленинградского отделения Постоянной промышленно-показательной выставки ВСНХ.

Организация выставок этого периода подчинена государственному контролю и идеологическому наполнению, связанному с переходом к электрификации, коллективизации сельского хозяйства и индустриализации страны. Однако наряду с организацией выставок тяжелой индустрии регулярно устраиваются выставки товаров широкого потребления.

В художественном оформлении господствовал единый художественно-экспозиционный план, подчиненный общей идее выставки. Частная инициатива в проектировании и оформлении экспозиций в советский период не приветствовалась. Появляется понятие «Советский выставочный ансамбль». На каждой выставке становится обязательным социально-политический «Вводный раздел», за которым в определенной последовательности выстраивались тематические разделы. Главным принципом группирования экспонатов и показа их на маршруте посетителям становится принцип «по маякам» или «по ударным образцам». Все коллективы оформителей были подчинены главному художнику выставки, а тот, в свою очередь все, свои действия согласовывал с вышестоящим руководством отрасли, отвечавшей за выставку.



В 1939 г. открывается ВСХВ, которая с дополнением в 1940 г. павильонов трех новых советских республик проработала до 1941 г.

В период с 1930 по 1941 г. выставочная деятельность в СССР продолжает бурно развиваться не только в столице, но и в республиканских центрах. В период Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. выставки регулярно проводились в разных концах страны. Это были выставки достижений изобретателей и рационализаторов армии и тыла; выставки трофейного оружия; смотры военных госпиталей и полевых лазаретов; мемориальные экспозиции обороны городов и выставки восстановления народного хозяйства.

Действовали в РСФСР, а затем в СССР и ярмарки. Их вызвала к жизни новая экономическая политика правительства — НЭП. В июле 1922 г. открылась Нижегородская ярмарка, а к 1927 г. их было почти 7500. Но, начиная с 1928 г., они одна за другой постепенно ликвидировались. Последние ярмарки в Казахстане и других местностях просуществовали до 1941 г. Оптовые и розничные ярмарки в СССР вновь возродились только в 60-е годы. К началу 80-х гг. в СССР за год устраивалось около 60 оптовых республиканских, краевых и межреспубликанских ярмарок товаров народного потребления (в этот счет не входят ярмарки розничной торговли потребительскими товарами) и около 8 тыс. торгово-промышленных, сельскохозяйственных и научно-технических выставок. В 1979 г. газета «Правда» сообщила, что в СССР ежегодно проводится 30 тыс. художественных, музейных и научно-технических выставок.

Советский выставочный ансамбль и его художественно-дизайнерское воплощение к 1990 г. достигли своего наивысшего уровня. Всесоюзные специализированные выставки и особенно советские экспозиции на международных и всемирных выставках этого периода и по замыслу и по творческому воплощению отличались оригинальностью и достаточно высоким художественным стилем. Недостатки использовавшегося типового выставочного оборудования и нехватка современных оформительских материалов с лихвой компенсировались постоянным поиском новых изобразительных средств, собственным новаторским подходом и изобретательностью советских дизайнеров и художников-оформителей. Целая плеяда советских художников внесла огромный, неоценимый вклад в мировую практику выставочного дела и развитие искусства экспонирования.

При переходе к рыночной экономике в выставочно-ярмарочной деятельности произошли принципиальные изменения. Существенно изменились ее цели и организационные основы. Пропаганда научно-технических достижений и передового опыта уступила место коммерческим задачам и освоению рынка.

Лекция 2. Понятийный аппарат выставочной деятельности

План

1. Проблема формирования языка выставочной деятельности

2. Выставка

3. Ярмарка

4. Выставка-ярмарка
1. Проблема формирования языка выставочной деятельности

Прежде чем начать анализировать выставочную деятельность, целесообразно уточнить терминологию. В русском языке два основных слова определяют эту сферу – ярмарки и выставки. Гораздо больше терминов в английском – кроме fair и exhibition – exposition, show, display, во французском к ним добавляется salon –термин, который перекочевал и в русский язык, и т.д.

Слово «выставка» — производное от глагола выставлять. Выставочное искусство и его синоним «искусство экспонирования»— означает: выставлять что-нибудь на показ, показывать, демонстрировать. Слова «экспозиция» и «экспонировать» заимствованы из латинского языка (расстановка, расположение), в русском они приобрели массу оттенков и имеют собственные производные. Например, слово «экспонат» является синонимом словосочетания «выставочный образец» и означает то, что выставляется на обозрение, из чего формируются экспозиции. Слово «экспонент» заменяет словосочетание «участник выставки», т.е. лицо или организацию, выставляющую экспонаты. Основу всех выставочно-ярмарочных мероприятий, независимо от их наименования, составляет экспозиция - специальной организации предметно-пространственной среды для многопланового показа. Главная задача экспозиции — обеспечить визуальный контакт человека-зрителя с объектами показа.

Необходимо отметить, что язык выставочного дела, хотя и имеет основное ядро, в целом еще формируется, страдает бытовизмами, неустойчив в большом временном интервале, не стабилен в профессиональном плане и предрасположен к вкусовым предпочтениям. Границы многих употребляемых в нем терминов размыты и даже зависят от половозрастных особенностей лиц им пользующихся. Тем не менее, даже в таком состоянии язык выставочной практики — вполне рабочий язык, обеспечивающий достаточную степень взаимопонимания оперирующих им субъектов.

В мире существует множество способов и форм показа вещей, событий и явлений: от простейших магазинных витрин до международных ярмарок и всемирных выставок класса «ЭКСПО». Столько же существует номинаций этих форм и способов показа. Важнейшие из них — выставка, ярмарка, салон, экспозиция, демонстрация, смотр, шоу. Каждая номинация в разные периоды и в разных ситуациях имеет свои особенности, а, следовательно, и свои толкования и трактовки.


До сих пор в русском языке нет толкований синонимам: «выставочное дело», «выставочная деятельность», «выставочный бизнес», «выставочная практика». Нет дефиниций семантической близости словосочетаний: «специализированная выставка» и «тематическая выставка». Не найти в словарях отличительных черт таких понятий, как «экспонент» и «участник выставки», хотя понятие - участник выставки» гораздо шире понятия «экспонент».

Наблюдается неустойчивость отдельных терминов, используемых в производственной деятельности, печати, литературе по теории и практике выставочного дела. Исчезли из употребления номинации: «сельскохозяйственная выставка», «кустарно-ремесленная выставка», «этикетка», «этикетаж», трафаретный шрифт, транспарант, растяжка и т.п. Заменяются отдельные номинации. Например, в употреблении «агропромышленная выставка» вытеснила «сельскохозяйственную выставку». «Стендист» все чаще заменяется на «консультант», «менеджер по продажам», «киоскер». Появляются новые словосочетания и словообразования: «выставка-ярмарка», «стендист-консультант», «киоскер-продавец», «агент по продаже выставочных площадей», «менеджер по комплектованию выставок», «выставочный информконтакт» и т.п. Как и в других областях, дает себя знать экспансия в русский язык иностранных терминов. Бытовой лексикон выставочных работников все еще сильно отличается от официальных дефиниций, тем более, от научно выверенных определений.

Процесс выработки формулировок для научного описания выставочной деятельности или закрепления в законодательно-нормативной лексике все еще продолжается.

2. Выставка

Все многообразие существующих определений понятия «выставка» можно разделить на две категории: общие и частные.

Общие определения дают представление о сущности выставок и их назначении, а, значит, и широкую трактовку понятия, включая не только сами выставки, но и близкие по сути мероприятия, хотя и обозначаемые иными словами и словосочетаниями.

К общим, в первую, очередь нужно отнести определение, принятое Международным бюро выставок (BIE, Париж): «Выставка — это показ, каково бы ни было его наименование, основная цель которого состоит в просвещении публики путем демонстрации средств, имеющихся в распоряжении человечества, для удовлетворения потребностей, а также в целях прогресса в одной или нескольких областях его деятельности или будущих перспектив».