ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 258
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
собственную логику рассуждений, критические высказывания, неожиданные, но веские чужие аргументы, альтернативные предложения, мнение меньшинства и т.п.
Современный менеджмент требует, чтобы лидер был профессионалом и в кризисном менеджменте.
Современные форумы и выставки постоянно используются для организации визитов и выступлений известных личностей, членов правительств и администраций, деятелей высокого ранга из политики или бизнеса. А сегодня их присутствие вызывает интерес не только у рядовой публики и СМИ, но и у «протестных групп», лоббистов и «групп давления». Именно возможная публичная демонстрация негативных отношений, ненужные публичные выступления и реакции, проявления общественного протеста на массовых мероприятиях требуют кризисного менеджмента, включая экспертное прогнозирование, планирование действий персонала и меры предупреждения ЧП в местах проведения мероприятий. Поэтому сегодня в прямые обязанности главного администратора выставки должно входить предусмотрение всех целесообразных мер избежания или разрешения критических ситуаций на всех этапах проведения мероприятия. Если появились признаки конфликтной ситуации и тем более, если таковая возникала, требуется обеспечить быстрое устранение проблемы.
Если возникает кризисная ситуация, именно директор должен иметь дело с «горячими изданиями», «эмоциональными редакциями» радио и телевидения. Поэтому директор (администратор) выставки должен быть всегда готов оказать положительное воздействие на прессу и делать это уверенно и четко. Он должен встречаться с прессой и публикой, представляя факты спокойно и уверенно, в пределах компетенции и здравого смысла прокомментировать событие, а с учетом возможных осложнений даже честно признать недостатки, если это сможет стать наиболее приемлемым путем разрешения кризисной ситуации.
Лекция 8. Координация выставочной деятельности
План
1. Проблемы координации выставочной деятельности
2. Информационное обеспечение координации выставочной деятельности
3. Практика координации выставочной деятельности на федеральном уровне
4. Практика координации выставочной деятельности в регионах
1. Проблемы координации выставочной деятельности
Координация — поиск, выработка и согласование рекомендаций для добровольного исполнения — занимает доминирующее место. На федеральном уровне в роли координаторов первыми выступили общественные организации: ТПП РФ И РСВЯ. На межправительственном уровне создается Межгосударственный совет по координации выставочно-ярмарочной деятельности стран СНГ. На региональном уровне для координации ВЯД создаются советы и комитеты. Первым был создан «Комитет по координации выставочно-ярмарочной деятельности в Москве» при Правительстве г. Москвы. А сегодня уже и большинстве краев и областей РФ действуют координационные советы, комитеты и комиссии, осуществляющие целый комплекс мероприятий по упорядочению выставочного дела, по предотвращению недобросовестной конкуренции и содействию его развитию в регионах.
В настоящее время некоторые острые проблемы постепенно удалось разрешить, но координация выставочно-ярмарочной деятельности по-прежнему оставляет желать лучшего. По целому ряду причин, и, в первую очередь, из-за недостатка выставочных площадей, выставочным организациям не всегда удается согласовать между собой выставочные программы и проведение отдельных мероприятий во времени и пространстве. Поэтому до сих пор наблюдаются случаи жесткой борьбы за право проведения выставок в действующих комплексах или когда в одном городе в одно и то же время могут проходить сразу несколько одинаковых выставок.
В отличие от России, за границей уже найдены способы нейтрализации подобных ситуаций. В Италии, например, декретом президента давно установлено, что интервал между двумя однотипными выставками в одном городе не может быть менее 15 дней, а регулирование выставочных мероприятий местного уровня находятся в ведении муниципалитетов.
В России ничего подобного пока нет, а между собой выставочные организации часто не могут договориться, кому лучше сменить тематику или название, кому перенести выставку на другое время или объединиться с кем-то в одно общее мероприятие. Перекройка планов — очень болезненный процесс для самих выставочных центров. Но еще болезненнее отмену или переносы сроков выставок переживают участники мероприятий, часто не имеющие возможности скорректировать свои производственные планы и вынужденные отказываться от участия в новые сроки или нести непредвиденные дополнительные расходы. Поэтому необходимость в координации и потребность в координирующих выставочную деятельность органах становится все острее.
Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей ТПП РФ, в РСВЯ, в Комиссии по выставочно-ярмарочной деятельности Правительства РФ и других организациях накапливается опыт по согласованию и урегулированию возникающих проблем в сфере ВЯД.
Существенные шаги в направлении координации ВЯД уже сделаны ТПП Российской Федерации, утвердившая в 2003 г. «Положение о патронаже выставочно-ярмарочных мероприятий», и Гильдия выставочных организаций Московской торгово-промышленной палаты, принявшая в 2004 г. «Кодекс профессиональной этики» для выставочных организаций, действующих на московском рынке выставочно-ярмарочных услуг.
Патронажвыставочно-ярмарочных мероприятий — это совокупность мер, обеспечивающих официальную поддержку ТПП РФ выставочно-ярмарочным мероприятиям, проводимым в интересах развития и повышения эффективности экономики Российской Федерации. Положение устанавливает приоритетные организации, определяет для них формы патронажа и четко регламентирует взаимодействие его субъектов.
Кодекс профессиональной этики— свод правил этического осуществления выставочной деятельности и добросовестной конкуренции в выставочном бизнесе, обязательства соблюдать которые добровольно принимают на себя выставочные организации — члены Гильдии выставочных организаций Московской торгово-промышленной палаты. Присоединиться к этому Кодексу может любая выставочная организация, независимо от ее членства в Гильдии выставочных организаций МТПП. Присоединение к Кодексу осуществляется путем его подписания уполномоченным представителем выставочной организации.
Оба документа уже введены в действие и начинают оказывать существенное влияние на «климат» в выставочном предпринимательстве. В целом взаимоотношения между отечественными выставочными организациями в последнее время улучшились, но они еще далеки от идеальных. Предметом особого беспокойства координирующих органов остается практика организации выставок иностранными фирмами на территории России.
Для успешного регулирования и эффективной координации выставочно-ярмарочной деятельности необходимо устранить ряд нерешенных вопросов. И главный из них — отсутствие законодательного акта прямого действия, позволяющего это делать на законных основаниях, из-за чего многие вопросы по выставкам в стране регулируются отдельными решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, на качестве и эффективности координации выставочной деятельности отрицательно сказывается отсутствие механизма обеспечения равных правил игры участникам данной сферы предпринимательства и отсутствие существенной финансовой поддержки выставочных мероприятий государством. Многие из этих вопросов могли бы быть успешно разрешены при своевременном принятии закона о выставочно-ярмарочной деятельности в РФ.
Первейшей целью будущего закона о выставочно-ярмарочной деятельности должно стать формирование нормативно-правовой базы для реализации «Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации»; определение правовых отношений между участниками рынка выставочных услуг, не отраженных в действующих правовых актах; формирование правового механизма защиты от недобросовестной конкуренции в этой сфере и т.п. Будущий закон должен систематизировать и урегулировать:
- основные понятия и термины выставочно-ярмарочной деятельности, определить ее участников, их права и обязанности;
- основы государственного контроля и регулирования выставочно-ярмарочной деятельности и права общественных объединений в этой сфере;
- правовые основы формирования единой государственной стратегии и системы координации выставочно-ярмарочной деятельности;
- комплекс вопросов, связанных с участием Российской Федерации во всемирных, международных отраслевых и межотраслевых торгово-промышленных выставках, специализированных ярмарках и коллективных экспозициях, проводимых за рубежом;
- комплекс вопросов, связанных с организацией российских национальных выставок за границей;
- создание механизма обеспечения организационно-технической, информационной и финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации;
- порядок и стимулы привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в стране;
- формирование «прозрачной» системы использования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование выставочно-ярмарочной деятельности;
- порядок реализации международных обязательств, вытекающих из Парижской конвенции 1928 г. о международных выставках, а также других соглашений, подписанных Российской Федерацией с зарубежными странами по данным вопросам;
До принятия Федерального Закона «О выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации» предстоит большая теоретическая, юридическая и редакционная проработка выдвинутых положений, проведение проекта через российский парламент и утверждение его Президентом России.
2. Информационное обеспечение координации выставочной деятельности
Особенно трудно бывает сбалансировать и рационально скоординировать выставочную деятельность на местах без своевременной и достоверной информации о планах конкурентов на таких огромных пространствах, как в России. Для решения практических вопросов организаторов и участников выставок, а также для координации выставочной деятельности необходима достоверная, полноценная и своевременная информация. Обычно особенно остро ощущается отсутствие аналитической информации о планируемых программах и состоянии их реализации, об уровне и качестве проводимых мероприятий, о тенденциях в ценообразовании и т.п. Информацию о выставках в первую очередь рассылают сами заинтересованные стороны — устроители выставок и ярмарок. Для этого они используют почту, телексы, факсы, электронную почту, Интернет и другие средства, вплоть до нарочных. Наиболее распространен пока вид информирования, называемый прямой почтовой рассылкой (Direct Mail). Но ее недостаток в том, что почтой приглашения и договорные документы обычно рассылаются только тем организациям, сведения о которых уже есть в базе данных устроителя выставки. Как правило, это участники уже проведенных выставок. Но существует масса потенциальных участников, которые о данной выставке могут ничего и не знать именно потому, что не включены в базу данных. Для оповещения большего числа потенциальных экспонентов устроители публикуют информацию о своих выставках в газетах и журналах, рекламируют выставки на радио и телевидении.
Сегодня популярными выставочными изданиями являются: Всероссийская выставочная газета «Удача Экспо», газеты «Экспо новости», «Бриг», «Выставочный эксперт», «Ярмарочная газета», журналы «Экспо курьер» ЗАО «Экспоцентр», «Экспо ведомости» ТПП РФ, ЭкспоМир» и «Экспо Сегодня». Важным подспорьем для получения информации о выставках и ярмарках становится Интернет. Но и этого порой бывает недостаточно: то реклама припозднилась, то потенциальный клиент ее не увидел. Вышедшая с запозданием реклама работает только на посетителей выставок, не позволяя получившим ее предприятиям своевременно оформить необходимую документацию даже при желании принять участие в них. Поэтому в дополнение к оперативной информации развивается система заблаговременного оповещения о выставках в виде ежегодных каталогов-справочников.
В 1991 г. фирма «Сервис Экзибит» выпустила «Всемирный календарь регулярных выставок, ярмарок и салонов» на 6 тыс. выставочных мероприятий в 100 странах мира с методическим пособием «Ярмарка: выбор, риск, последствия». Но в связи с появлением на рынке зарубежных справочников международных выставок «Мессе плэнер», «А+М» (Германия), «Fiere nel Mondo» (Италия), «Трейд Шоу Директори» (США), венгерского, британского и др. изданий, его выпуск пришлось прекратить. С 1992 г. фирма «Сервис Экзибит» начала выпускать «Календарь выставок, ярмарок и салонов России, стран СНГ и Балтии» на русском и английском языках. Аналогичные русскоязычные справочники с 1994 г. стали издавать: фирма «Трайдент», редакции газет «Ярмарка» и «Удача бизнес». А в 1995 г. в России появились первые электронные версии отечественных и зарубежных справочников. В это же время появились справочники выставок по отраслям: «Строительство», «Товары народного потребления», «Выставочные услуги», «Выставочный сервис» и др.
Современный менеджмент требует, чтобы лидер был профессионалом и в кризисном менеджменте.
Современные форумы и выставки постоянно используются для организации визитов и выступлений известных личностей, членов правительств и администраций, деятелей высокого ранга из политики или бизнеса. А сегодня их присутствие вызывает интерес не только у рядовой публики и СМИ, но и у «протестных групп», лоббистов и «групп давления». Именно возможная публичная демонстрация негативных отношений, ненужные публичные выступления и реакции, проявления общественного протеста на массовых мероприятиях требуют кризисного менеджмента, включая экспертное прогнозирование, планирование действий персонала и меры предупреждения ЧП в местах проведения мероприятий. Поэтому сегодня в прямые обязанности главного администратора выставки должно входить предусмотрение всех целесообразных мер избежания или разрешения критических ситуаций на всех этапах проведения мероприятия. Если появились признаки конфликтной ситуации и тем более, если таковая возникала, требуется обеспечить быстрое устранение проблемы.
Если возникает кризисная ситуация, именно директор должен иметь дело с «горячими изданиями», «эмоциональными редакциями» радио и телевидения. Поэтому директор (администратор) выставки должен быть всегда готов оказать положительное воздействие на прессу и делать это уверенно и четко. Он должен встречаться с прессой и публикой, представляя факты спокойно и уверенно, в пределах компетенции и здравого смысла прокомментировать событие, а с учетом возможных осложнений даже честно признать недостатки, если это сможет стать наиболее приемлемым путем разрешения кризисной ситуации.
Лекция 8. Координация выставочной деятельности
План
1. Проблемы координации выставочной деятельности
2. Информационное обеспечение координации выставочной деятельности
3. Практика координации выставочной деятельности на федеральном уровне
4. Практика координации выставочной деятельности в регионах
1. Проблемы координации выставочной деятельности
Координация — поиск, выработка и согласование рекомендаций для добровольного исполнения — занимает доминирующее место. На федеральном уровне в роли координаторов первыми выступили общественные организации: ТПП РФ И РСВЯ. На межправительственном уровне создается Межгосударственный совет по координации выставочно-ярмарочной деятельности стран СНГ. На региональном уровне для координации ВЯД создаются советы и комитеты. Первым был создан «Комитет по координации выставочно-ярмарочной деятельности в Москве» при Правительстве г. Москвы. А сегодня уже и большинстве краев и областей РФ действуют координационные советы, комитеты и комиссии, осуществляющие целый комплекс мероприятий по упорядочению выставочного дела, по предотвращению недобросовестной конкуренции и содействию его развитию в регионах.
В настоящее время некоторые острые проблемы постепенно удалось разрешить, но координация выставочно-ярмарочной деятельности по-прежнему оставляет желать лучшего. По целому ряду причин, и, в первую очередь, из-за недостатка выставочных площадей, выставочным организациям не всегда удается согласовать между собой выставочные программы и проведение отдельных мероприятий во времени и пространстве. Поэтому до сих пор наблюдаются случаи жесткой борьбы за право проведения выставок в действующих комплексах или когда в одном городе в одно и то же время могут проходить сразу несколько одинаковых выставок.
В отличие от России, за границей уже найдены способы нейтрализации подобных ситуаций. В Италии, например, декретом президента давно установлено, что интервал между двумя однотипными выставками в одном городе не может быть менее 15 дней, а регулирование выставочных мероприятий местного уровня находятся в ведении муниципалитетов.
В России ничего подобного пока нет, а между собой выставочные организации часто не могут договориться, кому лучше сменить тематику или название, кому перенести выставку на другое время или объединиться с кем-то в одно общее мероприятие. Перекройка планов — очень болезненный процесс для самих выставочных центров. Но еще болезненнее отмену или переносы сроков выставок переживают участники мероприятий, часто не имеющие возможности скорректировать свои производственные планы и вынужденные отказываться от участия в новые сроки или нести непредвиденные дополнительные расходы. Поэтому необходимость в координации и потребность в координирующих выставочную деятельность органах становится все острее.
Комитет по выставочно-ярмарочной деятельности и поддержке товаропроизводителей ТПП РФ, в РСВЯ, в Комиссии по выставочно-ярмарочной деятельности Правительства РФ и других организациях накапливается опыт по согласованию и урегулированию возникающих проблем в сфере ВЯД.
Существенные шаги в направлении координации ВЯД уже сделаны ТПП Российской Федерации, утвердившая в 2003 г. «Положение о патронаже выставочно-ярмарочных мероприятий», и Гильдия выставочных организаций Московской торгово-промышленной палаты, принявшая в 2004 г. «Кодекс профессиональной этики» для выставочных организаций, действующих на московском рынке выставочно-ярмарочных услуг.
Патронажвыставочно-ярмарочных мероприятий — это совокупность мер, обеспечивающих официальную поддержку ТПП РФ выставочно-ярмарочным мероприятиям, проводимым в интересах развития и повышения эффективности экономики Российской Федерации. Положение устанавливает приоритетные организации, определяет для них формы патронажа и четко регламентирует взаимодействие его субъектов.
Кодекс профессиональной этики— свод правил этического осуществления выставочной деятельности и добросовестной конкуренции в выставочном бизнесе, обязательства соблюдать которые добровольно принимают на себя выставочные организации — члены Гильдии выставочных организаций Московской торгово-промышленной палаты. Присоединиться к этому Кодексу может любая выставочная организация, независимо от ее членства в Гильдии выставочных организаций МТПП. Присоединение к Кодексу осуществляется путем его подписания уполномоченным представителем выставочной организации.
Оба документа уже введены в действие и начинают оказывать существенное влияние на «климат» в выставочном предпринимательстве. В целом взаимоотношения между отечественными выставочными организациями в последнее время улучшились, но они еще далеки от идеальных. Предметом особого беспокойства координирующих органов остается практика организации выставок иностранными фирмами на территории России.
Для успешного регулирования и эффективной координации выставочно-ярмарочной деятельности необходимо устранить ряд нерешенных вопросов. И главный из них — отсутствие законодательного акта прямого действия, позволяющего это делать на законных основаниях, из-за чего многие вопросы по выставкам в стране регулируются отдельными решениями Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Кроме того, на качестве и эффективности координации выставочной деятельности отрицательно сказывается отсутствие механизма обеспечения равных правил игры участникам данной сферы предпринимательства и отсутствие существенной финансовой поддержки выставочных мероприятий государством. Многие из этих вопросов могли бы быть успешно разрешены при своевременном принятии закона о выставочно-ярмарочной деятельности в РФ.
Первейшей целью будущего закона о выставочно-ярмарочной деятельности должно стать формирование нормативно-правовой базы для реализации «Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации»; определение правовых отношений между участниками рынка выставочных услуг, не отраженных в действующих правовых актах; формирование правового механизма защиты от недобросовестной конкуренции в этой сфере и т.п. Будущий закон должен систематизировать и урегулировать:
- основные понятия и термины выставочно-ярмарочной деятельности, определить ее участников, их права и обязанности;
- основы государственного контроля и регулирования выставочно-ярмарочной деятельности и права общественных объединений в этой сфере;
- правовые основы формирования единой государственной стратегии и системы координации выставочно-ярмарочной деятельности;
- комплекс вопросов, связанных с участием Российской Федерации во всемирных, международных отраслевых и межотраслевых торгово-промышленных выставках, специализированных ярмарках и коллективных экспозициях, проводимых за рубежом;
- комплекс вопросов, связанных с организацией российских национальных выставок за границей;
- создание механизма обеспечения организационно-технической, информационной и финансовой поддержки выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации;
- порядок и стимулы привлечения инвестиций для реализации приоритетных направлений Концепции развития выставочно-ярмарочной деятельности в стране;
- формирование «прозрачной» системы использования средств, выделяемых из федерального бюджета на финансирование выставочно-ярмарочной деятельности;
- порядок реализации международных обязательств, вытекающих из Парижской конвенции 1928 г. о международных выставках, а также других соглашений, подписанных Российской Федерацией с зарубежными странами по данным вопросам;
До принятия Федерального Закона «О выставочно-ярмарочной деятельности в Российской Федерации» предстоит большая теоретическая, юридическая и редакционная проработка выдвинутых положений, проведение проекта через российский парламент и утверждение его Президентом России.
2. Информационное обеспечение координации выставочной деятельности
Особенно трудно бывает сбалансировать и рационально скоординировать выставочную деятельность на местах без своевременной и достоверной информации о планах конкурентов на таких огромных пространствах, как в России. Для решения практических вопросов организаторов и участников выставок, а также для координации выставочной деятельности необходима достоверная, полноценная и своевременная информация. Обычно особенно остро ощущается отсутствие аналитической информации о планируемых программах и состоянии их реализации, об уровне и качестве проводимых мероприятий, о тенденциях в ценообразовании и т.п. Информацию о выставках в первую очередь рассылают сами заинтересованные стороны — устроители выставок и ярмарок. Для этого они используют почту, телексы, факсы, электронную почту, Интернет и другие средства, вплоть до нарочных. Наиболее распространен пока вид информирования, называемый прямой почтовой рассылкой (Direct Mail). Но ее недостаток в том, что почтой приглашения и договорные документы обычно рассылаются только тем организациям, сведения о которых уже есть в базе данных устроителя выставки. Как правило, это участники уже проведенных выставок. Но существует масса потенциальных участников, которые о данной выставке могут ничего и не знать именно потому, что не включены в базу данных. Для оповещения большего числа потенциальных экспонентов устроители публикуют информацию о своих выставках в газетах и журналах, рекламируют выставки на радио и телевидении.
Сегодня популярными выставочными изданиями являются: Всероссийская выставочная газета «Удача Экспо», газеты «Экспо новости», «Бриг», «Выставочный эксперт», «Ярмарочная газета», журналы «Экспо курьер» ЗАО «Экспоцентр», «Экспо ведомости» ТПП РФ, ЭкспоМир» и «Экспо Сегодня». Важным подспорьем для получения информации о выставках и ярмарках становится Интернет. Но и этого порой бывает недостаточно: то реклама припозднилась, то потенциальный клиент ее не увидел. Вышедшая с запозданием реклама работает только на посетителей выставок, не позволяя получившим ее предприятиям своевременно оформить необходимую документацию даже при желании принять участие в них. Поэтому в дополнение к оперативной информации развивается система заблаговременного оповещения о выставках в виде ежегодных каталогов-справочников.
В 1991 г. фирма «Сервис Экзибит» выпустила «Всемирный календарь регулярных выставок, ярмарок и салонов» на 6 тыс. выставочных мероприятий в 100 странах мира с методическим пособием «Ярмарка: выбор, риск, последствия». Но в связи с появлением на рынке зарубежных справочников международных выставок «Мессе плэнер», «А+М» (Германия), «Fiere nel Mondo» (Италия), «Трейд Шоу Директори» (США), венгерского, британского и др. изданий, его выпуск пришлось прекратить. С 1992 г. фирма «Сервис Экзибит» начала выпускать «Календарь выставок, ярмарок и салонов России, стран СНГ и Балтии» на русском и английском языках. Аналогичные русскоязычные справочники с 1994 г. стали издавать: фирма «Трайдент», редакции газет «Ярмарка» и «Удача бизнес». А в 1995 г. в России появились первые электронные версии отечественных и зарубежных справочников. В это же время появились справочники выставок по отраслям: «Строительство», «Товары народного потребления», «Выставочные услуги», «Выставочный сервис» и др.