Файл: Основы выставочного дела.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРЕЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Сибирский государственный аэрокосмический университет

имени академика М. Ф. Решетнёва»
(СибГАУ)



ОСНОВЫ ВЫСТАВОЧНОГО ДЕЛА
Конспект лекций
Направление подготовки: 031600.62 - Реклама и связи с общественностью

шифр наименование

Профиль подготовки: Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере

наименование

Форма обучения: очная

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Учебный план набора 2012 года с изменениями ____________года

Кафедра-разработчик рабочей программы: Рекламы и культурологии

Красноярск 2012 г.
Основы выставочной деятельности - это дисциплина, изучающая систему выставочно-ярмарочных мероприятий и рассматривающая выставку-ярмарку как многоцелевое средство коммерческой (торговой) или предпринимательской коммуникации, как особое средство современного маркетинга.

Курс направлен на формирование представлений об организации выставок, выработку навыков практической деятельности по презентации, информационному обеспечению деятельности фирмы, оказывающему влияние на ее конкурентные возможности и маркетинг услуг. Основными задачами курса является ознакомление студентов с важнейшими категориями в области теории выставочной деятельности, с истоками ее формирования и современной практикой.

Требования к знаниям, умениям и навыкам, которые должны иметь обучающиеся:

- знать терминологию, применяемую в выставочно-ярмарочной деятельности, содержание основных понятий и возможность их применения в условиях профессиональной деятельности;

- иметь представление о классификации выставочных мероприятий, видах, специфике и характеристике основных выставочно-ярмарочных мероприятий;


- знать основные этапы организации выставок и ярмарок;

- владеть методикой организации выставки;

- владеть приемами и методами приобретения новых знаний по выставочно-ярмарочной деятельности;

- иметь навыки по планированию выставочного процесса.

Изучение курса лекций и выполнение заданий для самоконтроля должно способствовать успешному освоению студентами дисциплины «Основы выставочной деятельности».

Лекция 1. История Становления выставочной деятельности

План

1. Зарождение выставочного дела

2. История ярмарок и выставок Европы

3. История выставочной деятельности в России
1. Зарождение выставочного дела

Искусство экспонирования имеет очень древние истоки и в настоящее время нельзя точно определить, где и когда оно появилось.

Самыми древними примерами выставления чего-либо на показ можно считать церемонии преподнесения даров и подарков. К умелой расстановке и приукрашиванию предметов, возможно, приходилось прибегать при натуральном обмене, существовавшем задолго до появления денег и возникновения торговли. Небольшие уловки при раскладке плодов и инструмента или при расстановке орудий помогали при обмене легче и быстрее договориться с заинтересованной стороной.

Когда используемые средства, формы и способы показа на какое-то время стабилизируются, возникают традиции в виде писаных и неписаных правил, и соответствующее ремесло, соединяющее в себе творческий поиск и повторяемость. Появляются люди, занятые этой деятельностью. На определенном этапе знания и опыт организации или преобразования предметно-пространственной среды для показа приобретают смысл искусства экспонирования, т.е. формирование определенной предметной и цветовой композиции по выработанным людьми правилам гармоничности и дисгармонии, пропорциональности и диспропорции, симметрии и асимметрии, нивелирования и контраста и т.п.

С началом массового производства товаров и услуг зарождается вид деятельности — выставочное дело. Одновременно формируются методика, техника и технология экспонирования, но искусство экспонирования по-прежнему остается одним из основополагающих элементов выставочного дела.



Итак, в изначальном представлении выставка — это способ визуального оповещения (информирования) о чем-либо новом, лучшем или редком, а также способ установления человеческих контактов для достижения каких-либо целей. Поэтому главной, часто не осознаваемой функцией первых выставок было оповещение кого-нибудь о чем-нибудь значительном.

2. История ярмарок и выставок Европы

Ярмарки, как крупные праздничные торги, известны с незапамятных времен. Они возникали обычно вместе с образованием крупных торговых и религиозных центров.

Первой ярмаркой в Европе после падения Римской империи стала ярмарка в Сен-Дени (Франкия) в 629 г. В период раннего средневековья ярмарками обзавелись практически все важнейшие центры суконного, красильного, кожевенного, судостроительного, ремесленного и кустарного дела и важнейшие перекрестки торговых путей Европы от Балтийского до Средиземного моря.

В XII в. регулярными становятся ярмарки в Шампани, Сен-Дени, Руане, Анжере, Дижоне, Шалоне, Бордо, Лионе и других городах на севере Франции. На ярмарки в южной Франции приезжали купцы из Александрии, Константинополя, Венеции, Генуи и Барселоны; из Сирии и Туниса, а на ярмарки в центральных и северных городах — купцы из Германии и Англии. Лейпцигская ярмарка впервые упоминается в 1165 г. В Англии самые ранние Чарльтонская и Кентская хлебно-зерновые ярмарки устраиваются с 1268 г. С 1279 г. начала торговать ярмарка в городе Хале, а с 1542 г. — Гусиная Ноттингемская ярмарка.

В XIV—XV вв. в Европе известны крупные ярмарки в Сорбридже, Бристоле, Бордо, Франкфурте-на-Майне, Франкфурте-на-Одере. Только за время правления Людовика XI, покровительствовавшего ремеслам и торговле, во Франции были учреждены более 60 постоянных ярмарок, в том числе в 1463 г. Лионская ярмарка, ставшая вскоре всеевропейской. В Лион съезжались купцы из Нормандии, Лангедока, Пуату, Форе, Оверни, Альбижуа, Парижа и других городов. В XVI в. особенно прославились ярмарки в Антверпене и Брюгге.

Но на ярмарках, рынках и базарах специально оформленная товарная и предметная фактура больше служила для привлечения внимания покупателей, установления контактов и общения в коммерческих целях. Здесь показ не являлся самоцелью. Его задача было продать товар, хотя сами торги и ярмарки устраивались празднично и красочно оформлялись. Как правило, крупные торги и ярмарки приурочивались к религиозно-церковным празднествам, а рынки и базары чаще всего располагались у стен монастырей и мечетей. Скорее всего, товары купцов и ремесленников, перекочевывая во дворцы, церкви и соборы, преобразовывали их интерьеры, а купцы, ремесленники и строители, молясь в храмах и мечетях, впитывали подсмотренные здесь приемы и способы, производящие наибольшее впечатление.


Выставки. В коллекциях и сокровищницах искусство экспонирования не имело конкретно выраженной задачи. Здесь расстановка, ранжирование и аранжировка предметов носили вспомогательный характер и в первую очередь осуществлялись в учетно-охранных целях. В церковно-религиозных и культовых действах искусство экспонирования решало задачи уже другого уровня — познания бога и распространения веры. Правда, оно использовалось не для познания реального мира, а для толкования мифических ценностей и формирования мистического сознания.

Непосредственно в целях просвещения и обучения экспонирование было использовано в школах и академиях. В Европе одним из первых таких заведений стала открытая в Вене в 1483 г. школа Хайлътумштюль, использующая приемы показа и демонстрации различных предметов для повышения результативности коллективного обучения мастерству.

Первая публичная художественная выставка была устроена в Англии в 1745 г. в Фаундлинг-Госпитале. В Лондоне в 1756 г. с просветительскими целями была устроена первая из публичных мануфактурных выставок. Именно на ней впервые Общество поощрения искусств, промышленности и торговлидополнило смотр товарам назначением премий за лучшие росписи мануфактур, ковров и фарфора. В 1761 г., это же общество спонсировало организацию выставки лучших машин и действующих моделей с наградами и призами их изобретателям. Примеру Англии последовали Женева (1789), Гамбург (1790) и Прага (1791), устроившие выставки сельских и фабричных машин, медицинской техники и научных инструментов.

Однако идея проведения национальных торгово-промышленных выставок, инициированных государством, принадлежит Франции. В 1798 г. в Париже на берегу Сены стартовала первая французская выставка, которой Наполеон решил отметить свое триумфальное возвращение из Итальянского похода. Выставка собрала более 100 участников. Следующая Парижская выставка состоялась в 1801 г., на ней могли выставляться только новые продукты и оригинальные изобретения (более 200 экспонентов).

Затем выставки устраивались с разной периодичностью, вплоть до 1819 г., когда реализуется идея министра внутренних дел Франции Франсуа Нефшато — сделать национальные выставки регулярными с периодичностью один раз в четыре года. В Париже прошли три таких выставки. Но затем из-за распространения в Европе и Америке международных выставок регулярность проведения французских национальных выставок нарушилась. Они еще проводились, но с разными интервалами, и 11-я национальная выставка (последняя по счету) состоялась в 1849 г.


По примеру Франции, регулярные выставки были учреждены в ряде стран Европы и Америке.
3. История выставочной деятельности в России

Зарождение и развитие выставочно-ярмарочной деятельности в России во многом повторяет опыт и традиции в странах Западной Европы.

Ярмарки. История торговли на Руси уходит своими корнями вглубь веков. В IX-X вв. торговля стала важной сферой хозяйственной деятельности. Рынок (торг, торжище, торговище) занимал центральное место в русском городе. Первыми на Руси упоминаются крупные торги X—XII вв. в Великом Новгороде и ярмарки в Архангельске.

После освобождения от татаро-монгольского ига, с образованием единого русского государства и возрождением внутреннего рынка на Руси образуется целая гильдия торговых людей, установившая связи с иноземными городами. С середины XIV века начала торговать Арская ярмарка возле Казани. В XV в. на Волге, чуть ниже современного Нижнего Новгорода, возникает ярмарка у Макарьевского монастыря, получившая от него свое название «Макарьевская». Макарьевская ярмарка уже тогда была важным перекрестком торговых путей из Европы в Азию: в Иран, Персию, Индию; и из Сибири — в Европу. Росла в XV—XVI веках известность ярмарок в Архангельске.

Ближе к XVII в. возникают Ирбитская ярмарка в Сибири и Дубненская на Украине (перенесенная в 1797 г. в Киев).

К XVIII в. Нижегородская, Иркутская и Ирбитская ярмарки уже широко известны в Европе, Азии и Индии. Официально Нижегородская ярмарка ведет свой отсчет с 1817 г., когда Государственным повелением от 25 июля ей был подарен статус Общероссийской ярмарки.

В отличие от тенденций на Западе, в России национальные ярмарки практически не теряли своего значения вплоть до социалистической революции. Более того, начиная со второй половины XIX в., они бурно развивались и множились. Именно с середины XIX в. в России распространяется идея, что ярмарочный сбор товаров должен преследовать кроме торговых целей и другие. В уставы российских ярмарок записываются: «Просвещение публики, демонстрация усилий общества, направленных на прогресс в различных областях деятельности, показ реальных достижений и перспектив развития отраслей хозяйства». Поэтому уже тогда крупные ярмарки в России служили не просто центрами торговли, но и центрами обмена опытом, знаниями, техникой, искусствами, навыками ремесел, достижениями наук. По задачам и форме они порой приближались к выставкам и даже частично заменяли их, пока в России не пришло время настоящих выставок.