Файл: Роль формальных и неформальных отношений в управлении персоналом оао.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 80
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
71
По результатам опроса, проведенного по данной анкете, был сделан вывод, что негативное отношение руководства и ориентация на формальные отношения и формальные методы управления не способствует развитию неформальных отношений на предприятии. Сотрудники предприятия находятся в замешательстве и не имеют четкой позиции, что в итоге дало такие неоднозначные результаты. Неформальные отношения на предприятии
ОАО «СВК» носят ярко выраженный скрытый характер.
Рекомендации включают в себя такие мероприятия как тимбилдинг, который может быть направлен как на обучение руководителей, так и на проведение мероприятий для всего коллектива. Основной идеей тимбилдинга является повышение уровня взаимодействия между работниками организации для увеличения эффективности командной работы путем совместного решения задач и преодоления трудностей; тимспирит, который может быть направлен на создание «командного духа» и курсы по повышению квалификации и переподготовки в ТПУ.
Таким образом, реализация рекомендаций о необходимости неформального общения и совместного проведения досуга с коллегами позволит создать благоприятный климат на предприятии, а так же сможет закрепить сотрудников на их рабочих местах, и позволит при затрате минимума ресурсов добиться максимальной эффективности предприятия
ОАО «Северский водоканал».
Основной вывод работы заключается в том, что на ОАО «Северский водоканал» главная роль отведена формальным отношениям, а неформальные отношения носят скрытый характер. Мы считаем, что при создании нормальных отношений между формальным и неформальным управлением на предприятии создается такой микроклимат, который способствует улучшению деятельности предприятия. Не учитывая этого, в
72 коллективе может создаться нездоровая обстановка, которая приведет к стихийным и неуправляемым волнениям, а порой и к забастовкам, что в конечном итоге может привести к остановке производства и смене руководителей предприятия разного ранга.
73
Список использованных источников
1. Алавердов А.Р. Управление персоналом: Учебное пособие. М.: МФПУ
Синергия, 2013. 192 c.
2. Алашеев С.Ю. Неформальные отношения в процессе производства:
«Взгляд изнутри» // Социологические исследования, 2005. №2. С. 12-
19.
3. Алиев В.Г. Теория организации: учебник. М.: Экономика, 2010. 429 c.
4. Ананьев В. А. Основы психологии здоровья // Концептуальные основы психологии здоровья. Книга 1. СПб.: Речь, 2006. 289 c.
5. Басовский Л.Е. Менеджмент: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2014.
256 с.
6. Бехтерев С. Отношение сотрудников к организации: классификация и способы улучшить это отношение
[Электронный ресурс]:
Корпоративный менеджмент. М.: Альт-Инвест, 1998-2016. URL: http://www.cfin.ru/management/people/motivation/approach.shtml
(дата обращения: 22.05.2016)
7. Бобровских
А.В. Неформальные экономические отношения в современной России. М.: Наука, 2004. 103 с.
8. Быков О. Неформальные отношения на работе: за и против
[Электронный ресурс]: HRMagazine. Электрон. журн. 2006-2016. URL: http://www.hrm.ua/article/neformalnie_otnoshenija_na_rabote_za_i_protiv
(дата обращения: 26.03.2016)
9. Виханский О.С. Менеджмент: учебник.5-е изд., стер. М.: Магистр :
ИНФРА-М, 2014. 576 с.
10. Гагаринская О.Ю., Калмыкова Е.В., Мюллер. М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. 238 c.
74 11. Горностаев С. Нематериальные факторы, влияющие на уровень лояльности персонала организации // Управление персоналом, 2011.
№4. С.
12. Гуркин А. Настольная книга руководителя организации. Правовые основы. М.: ЮСТИЦИНФОРМ, 2015. 512 с.
13. Дафт Р.Л. Теория организации: Учебник для студентов вузов / Р.Л.
Дафт; Пер. с англ. Э.М. Коротков. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. 736 c.
14. Деркач А.И. Формальные и неформальные структуры организации
[Электронный ресурс]: НаучФорум. М.: МЦНО, 2016. URL: http://nauchforum.ru/node/4906 (дата обращения: 13.03.2016)
15. Доминяк В.И. Организационная лояльность: модель реализации ожиданий работника от своей организации: дис. … канд. психол. наук.
СПб.: ОПТУ, 2011. 280 с.
16. Доминяк В.И. Организационная лояльность: основные подходы //
Менеджер по персоналу, 2011. №4. С. 34-40.
17. Дятлов А.В. Социальные ресурсы развития российского общества: дис.
… док. социол. наук. Ростов н/Д.: РГУ, 2011. 268 с.
18. Зайцева Т. В.Управление человеческими ресурсами как результат институционализации совместной деятельности // Вестник Орловского государственного университета, 2011. № 4. С. 17–29.
19. Зайцева Т. В. Совмещение интересов организации, коллектива и работников при планировании карьеры //Государственное управление.
Электронный вестник (Электронный журнал), 2012. № 30. С. 1–18.
20. Калашников К. Роль и место теорий лидерства и командообразования
[Электронный ресурс]: Управление персоналом. Электрон. журн. 2001-
2016. № 6. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?1520 (дата обращения: 05.04.2016)
21. Канджеми Дж.П. Психология современного лидерства: Американские исследования. М.: Когито-Центр, 2006. 288 с.
75 22. Карартинян З.О. Неформальные отношения в административных организациях. Ростов н/Д.: ЮРИУ РАНХиГС, 2015. 155 с.
23. Карартинян З.О. Конструирование неформальных отношений в административной среде // Электронный вестник Ростовского социально - экономического института, 2014. №1. С. 127-131.
24. Клеман, К. Неформальные практики российских рабочих Текст. /К.
Клеман // Социс. 2003. - №5. - С.62-72.
25. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом:
Монография // Кибанов А. Я., Митрофанова Е. А., Коновалова В. Г.,
Чуланова О. Л. М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016. 156 с.
26. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М.: Статут, 2014. 544 с.
27. Курилова Ю. В неформальные отношения легко войти… А вот выйти как? [Электронный ресурс]: Управление персоналом. Электрон. журн.
2001-2016. № 15. URL: http://www.top-personal.ru/issue.html?3701 (дата обращения: 05.04.2016)
28. Лытюньска
А.А. Анализ адекватности ответов респондентов, полученных в углублённом пилотаже
//
Социологические исследования. 2007. № 4. С. 158-166.
29. Макарин А.В. Формальные и неформальные отношения в политико - управленческих структурах современной России // Вестник Санкт-
Петербургского университета. Серия 6. Политология. Международные отношения, 2008. № 4. С. 33-42.
30. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. М.: Дело, 2008. 710 с.
31. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник. М.: НИЦ ИНФРА-М,
2013. 848 c.
32. Пригожин А.И. Современная социология организаций. М.: Интерпракс,
1996. 296 с.
76 33. Радченко А.В., Смирнов Э.А. Теория организации. М.: ГУУ, 2007.
248с.
34. Рольф ван Дик. Преданность и идентификация в организации. X.:
Гуманитарный центр, 2011. 140 с.
35. Романов П. Формальные организации и неформальные отношения: кейс-стади практик управления в современной России. С.: СГУ, 2010.
190 с.
36. Р. Мередит Белбин. Типы ролей в командах менеджера. М.: Гиппо,
2003. 240 с.
37. Сартан Г. Н. Тренинг командообразования. Спб.: Речь, 2005. 187 с.
38. Семёнов
П.И. В бой идут одни секретарши? Жертвами внутрикорпоративных офисных войн становятся даже боссы // Новые известия. № 23 . 2006. С.2-3.
39. Снежко С.В., Тавокин, Е.П. Неформальные отношения и лояльность персонала организации // Человек. 2009.№4. C.120-123 40. Современный менеджмент : учебник / под ред. М. М. Максимцова, В.Я.
Горфинкеля. М.: ИНФРА-М, 2014. 299 с.
41. Стаут Л.У. Управление персоналом. М.: Добрая книга. 2006. 563с.
42. Степанов С. С. Популярная психологическая энциклопедия. М.:
ЭКСМО. 2005. 672 с.
43. Тебекин А.В. Управление персоналом: Учебник. М.: КноРус, 2013. 624 c.
44. Травин В.В., Дятлов В.А. Менеджмент персонала предприятия. М.:
Дело, 2009. 272 с
45. Фролов С.С. Социология организации. М., 2011. 386 с.
46. Харский К. Ценностное управление для бизнеса. 2010. 289 с.
47. Щекин Г.В. Теория и практика управления персоналом: Учеб. - метод. пособ. / 2-е изд., К.: МАУП, 2003. 280 с.
77 48. Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программа, методы. М.: Социология, 2002. 301 с.
49. Яхонтова Е.С. Стратегическое управление персоналом: Учебное пособие. М.: ИД Дело РАНХиГС, 2013. 384 c.
78
Приложение А
(справочное)
Анкета
Уважаемые работники!
Обращаюсь к Вам с просьбой принять участие в нашем анкетировании.
Данное исследование представляет собой исключительно научный интерес и предполагает полную анонимность. Анкета предполагает выявление влияния неформальных отношений на трудовую деятельность. Будьте, пожалуйста, искренни и внимательны при ответах на данные вопросы.
Заранее Вам благодарна!
Инструкция по заполнению.
Обведите выбранный ответ в кружок. В каждом вопросе данной анкеты
Вы можете выбрать не более одного, наиболее подходящего Вам, пункта.
Если вопрос не относится к Вашей должности или компетенции, просто пропустите его.
1 2 3 4 5 6
1. Ваш возраст:
А) От 18 до 25;
Б) От 26 до 35;
В) От 36 до 55;
Г) Старше 55.
2. Ваш пол:
А) Мужской;
А) От 18 до 25;
Б) От 26 до 35;
В) От 36 до 55;
Г) Старше 55.
2. Ваш пол:
А) Мужской;
79
Б) Женский.
3. Ваше образование:
А) Среднее специальное;
Б) Высшее;
В) Два и более высших.
4. Занимаемая Вами должность:
А) руководитель;
Б) исполнитель.
5. Что вы понимаете под неформальными отношениями?
А) отношения, существующие в группах и организациях и формирующиеся на основе личных привязанностей;
Б) отношения в группах и организациях, установленные в соответствии с нормами и правилами «официальной» системы власти.
6. Сталкивались ли вы в своей трудовой деятельности с таким явлением
как неформальные отношения?
А) да;
Б) нет.
7. Что, на ваш взгляд, является главным фактором возникновения
неформальных отношений?
80
А) невозможность стандартизировать всю совокупность отношений, возникающих на производстве по поводу трудовой деятельности;
Б) неизбежность возникновения в организации непредвиденных ситуаций, требующих нестандартных решений;
В) невозможность сведения отношений между людьми только к деловым задачам.
8. Являетесь ли вы участником неформальных отношений?
А) да;
Б) нет.
9. Как Вы думаете, для какой цели нужны неформальные отношения?
А) для расширения общения;
Б) увеличение поддержки со стороны сослуживцев;
В) эти отношения совершенно не нужны, можно обойтись лишь формальными отношениями.
10. Заинтересованы ли сами сотрудники в развитии неформальных
отношений?
А) да;
Б) нет.
11. Как вы думаете, оказывают ли влияние неформальные отношения на
трудовую деятельность?
А) да, конечно влияют;
81
Б) нет, связь между трудовой деятельностью и неформальными отношениями отсутствует.
12. Если вы ответили на предыдущий вопрос утвердительно, то какой
характер носит влияние неформальных отношений на трудовую
деятельность?
А) положительный, так как это улучшает климат внутри коллектива и положительно сказывается на трудовой деятельности;
Б) отрицательный, так как это приводит к конфликтам;
В) двойственный, сочетание отрицательного и положительного.
13. По вашему мнению, почему люди вступают в неформальные
отношения?
А) возникновение симпатии и общих интересов с другими работниками;
Б) потребность в общении;
В) получение вознаграждения в виде дохода или престижа.
14. Нужно ли поощрять развитие неформальных отношений?
А) конечно, это ведет к сплочению коллектива и улучшению трудовой деятельности;
Б) нет, это приводит к возникновению конфликтов и снижению эффективности трудовой деятельности;
В) неформальные отношения должны возникать и развиваться самостоятельно.
82
15. Сколько рабочего времени Вы тратите на неформальные
отношения?
А) от 1% до 10%;
Б) от 11% до 40%;
В) от 41% до 70%;
Г) от 71% до 100%.
16. Отвлекают ли Вас неформальные отношения от трудовой
деятельности?
А) нет, так как они, наоборот, способствуют упрощению работы и ведут к повышению эффективности трудовой деятельности;
Б) да, слишком много рабочего времени тратится впустую;
В) я не являюсь участником неформальных отношений.
17. Необходимо ли регулировать неформальные отношения в
организациях?
А) да, так как неформальные отношения тесно связаны с формальными и значительно влияют на трудовой процесс;
Б) нет, так как они не поддаются регулированию.
18. Уделяет ли внимание руководство вашего предприятия
регулированию неформальных отношений?
А) конечно, на нашем предприятии уделяется повышенное внимание регулированию неформальных отношений;
83
Б) нет, на предприятии есть другие наиболее важные задачи, которым необходимо уделять внимание;
В) не знаю.
19. К каким последствиям приводят неформальные отношения?
А) к сплочению коллектива;
Б) к возникновению слухов, сплетен;
В) к повышению трудовой деятельности.
20. Нужно ли развивать и поддерживать дружеское общение с коллегами
вне работы?
А) да;
Б) нет.
21. Как Вы считаете, нужно ли поддерживать постоянное тесное общение
с руководителем?
А) да;
Б) нет;
В) да, но до определенной степени.
22. Посещаете ли Вы корпоративные мероприятия?
А) да;
Б) нет;
В) иногда.
84
23. Как Вы оцениваете время, проведенное на корпоративных
мероприятиях?
А) бесполезная трата времени и денег;
Б) как возможность приобретения новых знакомств;
В) как возможность общения с коллегами в неформальной обстановке и развитие дружеских отношений;
Г) разнообразить будни и только.