Файл: Роль формальных и неформальных отношений в управлении персоналом оао.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
Введение
В конце прошлого века исследователи обратили внимание на тот факт, что на практике конкретные и хорошо продуманные программы и проекты, создаваемые руководством, теряют свою эффективность. В поисках нового пути успешности реализации программ управления организациями произошло обращение к феномену неформальных отношений среди персонала.
В абсолютно каждой организации и предприятии сосуществуют и взаимодействуют две различные системы отношений - с одной стороны, формальная, которая порождена установленными процедурами, институциональная, санкционированная, безличная, рациональная и, с другой, появляющаяся хаотично, спонтанно, в различных первичных группах на основе негласных договоренностей, устойчивых чувственных и эмоциональных связей и т.п. – необходимо отметить, что конфигурация неформальных отношений на всех предприятиях и в организациях всегда неповторима и уникальна. [12]
Долгое время существовало два противоположных подхода к этой проблеме. В компаниях, которые основывают свою деятельность на основах западной корпоративной культуры, неформальные отношения рассматриваются как вполне естественное явление, которое создает не только проблемы, но и содержит в себе выгоды, которые необходимо учитывать, правильно управлять и, в конечном счете, использовать во благо организации. Точка зрения, которой придерживались многие крупные российские компании, была противоположной. Они негативно оценивали неформальные отношения, считали, что они отнимают рабочее время, расшатывают административную власть и являются вредными для
12 производственных отношений, поэтому предлагали борьбу с неформальными отношениями на работе. [6]
Существование неформальных отношений приводит к возникновению множества проблем управления персоналом. Это – и сопротивление переменам, решениям руководства, и распространение слухов, «вирусов» нелояльности персонала, и неформальное лидерство. Если учесть, что неформальная информация обладает такими свойствами как высокая скорость распространения и огромный риск ее искажения, то она может быть опасной для организации. В связи с этим возникают вопросы: следует ли руководителю быть «выше слухов и сплетен» или научиться эффективно использовать неформальные коммуникативные сети.
Заметим, что российские компании хоть и пытались запретить личные отношения на работе, запрещали работать в одном коллективе родственникам, но наша действительность внесла свои коррективы, и российский бизнес никак не может освободиться от семейных и дружеских отношений. Об этом свидетельствует возросший в последнее время интерес к проблеме. [2]
В практике управления неформальные отношения привели к возникновению новых интересных форм взаимодействия исполнителей и руководителей. Современный тип неформальных отношений стал инструментом управления, влияя на степень лояльности сотрудников к организации. Все неформальные отношения, складывающиеся на предприятии, связаны с существованием групп, в которых люди, сами того не осознавая, удовлетворяют определенные потребности. Членство в этих группах оказывает очень сильное влияние на поведение человека. Поэтому знание и понимание этих сил необходимо учитывать для эффективного управления персоналом.
13
К первым исследователям неформальных отношений относят западных исследователей Р. М. Белбина (теория ролевого поведения людей и их взаимодействия в команде), Г. Каца (неформальные отношения как основа доверия в управленческом взаимодействии), Р. Берга (теория структурных дыр), Э. Мэйо (влияние человеческого фактора на производительность труда), Т. Питерса и Р. Уотермана (неформальные отношения как основа формирования корпоративной культуры). [26, 48]
Современная социологическая мысль представлена рядом научных концепций и направлений, из которых, в частности можно выделить следующие.
Во-первых, направление, изучающее неформальную организационную структуру трудовых организаций, представленное именами А. Пригожина, Б. Мильнера, С. Алашеева, П. Романова, Л.
Почебута. Во-вторых, направление, изучающее неформальные отношения как составную часть самоорганизации системы внутриколлективного регулирования, в котором работают Д. Клементьев и А. Салогуб. В-третьих, направление, изучающее неформальные отношения в контексте сетевого общества, коммуникационных процессов современного общества и т.д., в котором работают П. Шихирев, В. Радаев, Н. Тихонова, А. Чураков, Т.
Нестик.
Непосредственно неформальные отношения выделяют в своих исследованиях следующие авторы: Б. Тушишвили, который указал на повышение лояльности к руководству организации при положительной динамике неформальных отношений; К. Харский, который акцентировал внимание на роли нематериальных факторов в становлении неформальных отношений в рабочей деятельности. В. Доминяк обратил внимание на тенденцию связи неформальных отношений в статусно-равной рабочей среде и в отношениях с начальством: если неформальные отношения с начальством
14 преимущественно бесконфликтны, то и с коллегами, вероятно, будут благожелательны, и наоборот.
Объектом дипломной работы является сотрудники предприятия ОАО
«Северский водоканал».
Предметом дипломной работы являются формальные и неформальные отношения в организации.
Целью дипломной работы является выяснение роли формальных и неформальных отношений в управлении персоналом ОАО «Северский водоканал» и выработка рекомендаций по их эффективному использованию.
Для реализации данной цели следует выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность формальных и неформальных отношений.
2. Оценить степень влияния формальных и неформальных отношений на управление персоналом в ОАО «Северский водоканал».
3. Разработать рекомендации по использованию формальных и неформальных отношений в ОАО «Северский водоканал».
В исследовании были использованы методы анализа, синтеза и анкетирования.
Практическая значимость работы состоит в том, что предприятие
ОАО «СВК» может воспользоваться полученными в исследовании результатами для пересмотра своей политики в отношении применения методов управления персоналом с последующим использованием предложенных рекомендаций на практике. Социальная значимость исследования неформальных отношений в российских организациях состоит в том, что неформальные отношения как таковые всегда будут присутствовать на работе наряду с деловыми контактами и их изучение
15 способствует расширению наших знаний о социальных взаимодействиях в обществе.
Структура исследования соответствует цели и задачам и включает введение, три основные главы, которые включают в себя по 2 подпункта, заключение, список использованных источников и два приложения.
16
1.Теоретические основы формальных и неформальных отношений
1.1 Организация: формальные и неформальные отношения
Можно говорить о том, что традиционное восприятие организаций как упорядоченной деятельности людей, которая направлена именно на достижение определенных целей, является общеизвестным. Например, по мнению такого автора, как В. Г. Афанасьев, нужно различать организацию именно как состояние субъекта или же объекта управления, то есть именно как некоторую упорядоченность или же целостность того или другого в функциональном и структурном отношении, а также организацию именно как функцию управления, то есть субъективную деятельность людей, которая направлена именно на состояние упорядоченности.
Организация обеспечивает интеграцию, а также вовлечение и координацию усилий многих людей. Именно она регламентирует их поведение для такой цели, которая не сможет быть достигнута людьми в отдельности и требует объединенных их усилий. [4] Таким образом, можно говорить о том, что организация, а именно ее продукт, а также его полезность, является экономическим эквивалентом субъективных усилий и обязательным обоснованием ее работы. Именно поэтому организация является открытой социально-экономической системой.
Рассмотрим определение В.А. Карташова. По его определению организация является процессом вовлечения, а также постановки определенных элементов в отношения содействия на основании определенный норм, а также законов, которые определены в конкретной деятельности людей, именно для получения нужного эффекта, а также результата, который способен удовлетворять определенные потребности. В процессе работы любой организации ее участники объединяют свои
17 собственные усилия, а также взаимодействия, которые не просто складываются вместе.
Организация – это, с одной стороны, не только формальная структура, предприятие или учреждение, но и, с другой, это так же социальный объект, где собственник достигает своих целей, как правило, коммерческих, руководитель, карьерных и персонал, экономических. [25] В результате на любых предприятиях и в любых организациях появляется коллектив
(формальный и неформальный). Взаимодействия в коллективе сотрудников всегда складываются достаточно многообразные, сложные и противоречивые.
Такое понятие, как «организационные отношения», в целом, подразумевает под собой взаимозависимость какой-либо конкретной системы. Зависимость между различными компонентами, а также наличие определенной объективной основы – это главные элементы сущности современных отношений.
В настоящее время классифицировать определенные организационные отношения следует по таким параметрам:
1. Именно исходя из определенной количественной оценки различных отношений:
многосубъектные;
двухсубъектные.
2. В зависимости именно от основных целей организации, а также необходимой продолжительности определенного взаимодействия всех субъектов современных организационных отношений:
относительно постоянные;
временные.
18 3. От определенной формы выражения некоторой соподчиненности всех субъектов отношений:
подчинение какому-либо одному руководителю именно по поводу различных сфер деятельности;
двойное подчинение именно при двух различных субъектах.
Хотелось бы отметить, что в любом современном трудовом коллективе вместе с формальными, также существуют различные неформальные отношения. Если определенные формальные отношения, в целом, регламентируются инструкциями и приказами, какими-либо распоряжениями, то современные неформальные всегда основаны на личной определенной власти лидера этого образования.[44]
Можно говорить о том, что формальная организация является рабочей группой людей, которая была создана по воле руководителя предприятия для достижения каких-либо его целей.
Что же касается неформальной организации, то ей является стихийно образованная определенная группа людей, которые вступили в регулярное активное взаимодействие именно для достижения своих собственных целей, которые часто не совпадают с основными целями предприятия (рисунок 1).
Современные неформальные организации, в целом, могут, как положительно, так и отрицательно сказываться на работе предприятия.
Определенное негативное влияние состоит в формировании несанкционированных трудовых и производственных норм, определенное нарушение различных существующих норм. Определенное положительное влияние заключается в то, что если некоторая неформальная группа была создана и активно функционирует именно во благо предприятия, то члены данной группы могут работать старательнее, более эффективно и увлеченно.
19
Рисунок 1 – Механизм образования формальных и неформальных организаций
Нравственные определенные отношения в современных организациях являются отношениями, возникающими между сотрудниками в процессе их совместной деятельности именно по реализации какой-либо общей цели, именно из-за непосредственного выполнения ими всех функциональных обязанностей. [15]
Сегодня в процессе активной совместной деятельности на предприятии формируются межличностные отношения. Данные отношения могут являться неформальными и формальными. Такой ученый и исследователь, как Э. Дюркгейм, указывал на то, что чем примитивнее является определенная социальная организация, тем намного теснее в ней будет формальные отношения определенным образом переплетены с неформальными. Ученый приходит к некоторому выводу о том, что постепенно с существенным усложнением современного общества, определенным углублением разделения труда, специализацией и дифференциацией функций определенная мораль в итоге оказывается единственной некоторой связью, которая объединяет людей.