Файл: 1. 2 Физические и психические отличия детей разного пола.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 22.11.2023

Просмотров: 45

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3-5

1.Теоретическая часть

1.1 Значение полового воспитания детей дошкольного возраста……………6-9

1.2 Физические и психические отличия детей разного пола………………...9-13

1.3 Задачи и содержание полового воспитания детей дошкольного возраста……………………………………………………………………….13-20

1.4 Роль семьи в половом воспитании детей………………………………..20-27

2.Практическая часть

2.1 Анализ работы воспитателя или дошкольного учреждения по половому воспитанию детей……………………………………………………………28-32

2.2 Разработать план-конспект беседы (вида деятельности, учебного занятия

(на выбор)), направленную на формирование качеств мужественности и женственности………………………………………………………………..32-37

Заключение…………………………………………………………………...38-39

Список используемых источников……………………………………………...40

Введение

Актуальной задачей современной системы образования является воспитание  поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. 
Социальные изменения, происходящие в обществе в последние десятилетия, меняют стереотип женского и мужского поведения, привычные представления о характере женского и мужского начала. Мужское и женское начало имеет различную психофизиологическую природу, но особое влияние на становление и развитие пола оказывает социальная среда: семья и система воспитания. Каждая из этих ветвей, представляя собой социальный институт воспитания, обладает своими специфическими возможностями в формировании полоролевой социализации ребёнка.  
Важный фактор становления личности – осознание себя как представителя определённого пола и овладение соответствующим ролевым поведением.

Проблема пола вызывала интерес в обществе с древних времен и исследовалась историками, философами, этнографами, физиологами, медиками (Платон, Аристотель, Томас Мор, Т. Кампанелла, Ж.Ж. Руссо, И. Кант Ф. Шлегель, А. Шопенгауэр и др.). В нашей стране как психолого- педагогическая проблема она начала изучаться со второй половины XIX века В.М. Бехтеревым, А.П. Нечаевым, И.П. Павловым, М.М. Рубинштейном и др. 
В начале XX столетия отечественные ученые (Е.А. Аркин, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, А.Б. Залкинд и др.) интенсивно изучали возможности и особенности полового воспитания дошкольников. Социальная ситуация в стране в середине XX в. затормозила развитие вопроса полового воспитания детей в отечественной психологии и педагогике, и только в 60-70-е годы вновь ставится вопрос о воспитании детей с учетом их половой принадлежности. 

Исследования последних лет (Г.Ю. Акиншикова, Л.А. Арутюнова, А.И. Захаров, В.С. Мухина, Н.В. Плисенко, Т.А. Репина, Т.П. Хризман и др.) показали, что половые различия формируются ещё в раннем детстве. 
В исследовании Т.П. Хризман показано, что у девочек и мальчиков дошкольного возраста «разная стратегия мозга», их эмоции имеют разную генетическую основу. Девочки чаще и ярче выражают сочувствие человеку, у них выше сопротивляемость к стрессовым ситуациям, гибкость в адаптации к новым условиям. 
Согласно Б.Г. Ананьеву, возраст и половая принадлежность - важнейшие индивидные особенности человека и учитывать их необходимо начиная с дошкольного возраста.

Значение процесса половой социализации правомерно подчеркивает И.С. Кон. Он отмечает, что не только семья, но и общество сверстников оказывают существенное влияние на половую социализацию ребенка, являясь "исключительно важным агентом половой социализации"
Первичная половая социализация, т.е. обучение ребенка поведению, соответствующему полу, начинается с момента рождения. Уже в три года дети знают, что девочкам следует себя вести не так, как мальчикам. От представления о содержании типичного для пола поведения, от возникновения предпочтений и интересов, зависит формирование личности, а именно: уверенность в себе, определенность установок, эффективность общения с людьми и благополучие отношений в семье. Поэтому, важно поддерживать и развивать у девочек мягкость, отзывчивость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков — смелость, твердость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т.е. предпосылки будущих женственности или мужественности. Если основы этих качеств не заложены в дошкольные годы, а именно этот возраст многие исследователи определяют начальным этапом половой социализации, то, став взрослым, человек плохо справляется со своими социальными ролями, затрудняется процесс усвоения культурологических норм, ценностей, стереотипов полоролевого поведения, принятых в конкретном обществе
Согласно Т.А. Репиной, при активном взаимодействии с окружающим миром у ребёнка формируется адекватная полу модель поведения, он овладевает культурой в сфере взаимоотношения полов, начинает осознавать роль мужчины и женщины в обществе.

Анализ психолого-педагогических исследований и реальной практики дошкольного образования свидетельствуют о том, что современный взрослый (педагог, родитель) не всегда владеет содержанием и технологиями полоролевого воспитания (М.А.Радзивилова, Н.Ю.Товстик, И.В.Тельнюк, О.И.Иванова и др.). Педагоги недостаточно актуализируют культурный потенциал полоролевого воспитания; родительское воспитание, в большей степени, ориентировано на воспроизведение собственного опыта, что нередко приводит к искажению полоролевого сознания, поведения, ориентаций ребенка, отсутствует система подготовки родителей к полоролевому воспитанию дошкольников в семье.



1.Теоретическая часть

1.1 Значение полового воспитания детей дошкольного возраста.

Половое воспитание является одной из наиболее деликатных, сложных сторон общего морального воспитания ребенка. Традиционно оно сводится к формированию гигиенических навыков, избежание раздражения эрогенных зон, организация рационального режима дня и питания, деликатности обхождения между взрослыми в присутствии детей.

Отношение к половому воспитанию столь различно, что поневоле возни-кает вопрос: а не вкладывают ли разные люди в это понятие разный смысл? Это не праздный вопрос и не «голая» теория, ибо, воспитывая, мы продолжаем себя в детях, а поэтому не можем не оглянуться на себя – на свое понимание пола и отношение к нему.

Понятие «воспитание» не так однозначно, как кажется на первый взгляд. Это не только управление процессом развития личности, ее «производство», в котором есть осознанные цели, проекты, программы и соответствующие им ме-тодики воспитания, а также ответственные исполнители (родителя, воспитатели в детском саду, учителя в школах и другие). Разумеется, это бесконечно важно, но это – не все воспитание. Ребенок ведь входит в жизнь и сам он расширяет свой опыт, воспринимает влияние культуры и господствующих в обществе эти-ческих норм, “примеряет” их к себе, испытывает их в отношениях со сверстни-ками и взрослыми. Ребенок узнает о вопросах пола и отношениях полов не только из специальных рассказов воспитателей, специальных книг, но и из соб-ственных наблюдений, из разговоров со сверстниками, из не предназначенной для детских шлаз и ушей информации. Дети получают знания о мире и жизни: просвещение может быть частью и воспитания, и социализации.

Семья не только поддерживает и направляет психосексуальное развитие ребенка, но и ограждает его от плохого влияния “тайных воспитателей”. Разу-меется, немало зависит от того, что именно и как происходит в семье, какое значение придается тем или иным реальным фактам.

Половое воспитание часто рассматривается как процесс, который или не требует специального внимания и не представляет трудностей, или очень ин-тимный, который можно ожитевлять только в узком окружении.

Половое воспитание в семье – процесс противоречивый и сложный. С одной стороны, это желание блага и счастья для детей, как будущих женщин и мужчин, супругов, родителей. С другой, множество помех и барьеров
, порож-даемых то условиями жизни, то собственным отношением взрослых к проб-лемам пола и сексуальности, то неизбежными ограничениями в отношениях родителей и детей. Нужно ли половое воспитание? Этот вопрос продиктован в основном тремя причинами.

Во-первых, требуется психолого-физиологическое обоснование необхо-димости полового воспитания в общей системе семейной педагогики, так как не все родители придерживаются той точки зрения, что оно действительно не-обходимо, Многие из них глубоко убеждены в том, что специальное выделение данных вопросов не только бесполезно, но даже вредно, поскольку оно излишне привлекает внимание детей и подростков к проблеме пола, оказывая тем самым на них отрицательное бездействие. По мнению таких родителей, пол и обязательные с ним вопросы, являются той сферой, где все с течением времени, с возрастом познается и осознается само собой. Но вряд ли это соответствует действительности. Ничто в воспитании само собой не происходит.

Во-вторых, надо дать обоснование более ранних сроков начала полового воспитания. Традиционное мнение о том, что следует с подросткового возраста, базируется на одностороннем подходе к половому воспитанию, на отожествлении его с просвещением по вопросам пола. Сторонники такого подхода не учитывают особенности полового развития детей более ранних возрастов и тем самым упускают время и возможности для правильного и успешного решения этой важной педагогической задачи.

В-третьих, при признании необходимости полового воспитания задолго до подросткового периода, возникает вопрос: а на какие моменты следует обратить внимание при решении этой задачи в более раннем возрасте?

В реальной жизни ребенок развивается не просто как человек, а как пред-ставитель определенного пола. Именно половая принадлежность особы определяет ее социального поведения.

И.С.Кон считал: “все или почти все онтогенетические характеристики личности являются не просто возрастными, но половозростными, а самая пер-вая категория, в которой ребенок осмысливает свое Я – это полоролевая при-надлежность” .

Современные психологические и педагогические исследования (В.Я.Ко-ган, И.С.Кон, Т.А.Репина, В.С.Мухина, Я.Л.Коломинский и другие) выявили, что интенсивные процессы половой социализации ребенка на ранних этапах дошкольного возраста, подчеркнули необходимость изучения психологических особенностей пола воспитанников и учета их в воспитательных воздействиях.

Важный момент, на который надо обратить внимание при обсуждении данной проблемы, - различение ребенком половой принадлежности окружаю-щих его лиц и осознание им своей принадлежности к тому или иному полу. Эта задача, как правило, легко и незаметно решается родителями. Уже к концу первого года жизни с их помощью ребенок может различать окружающих его лиц по половой принадлежности. А к концу ясельного – началу дошкольного возраста он постепенно начинает относить себя к тому или иному полу, называясь мальчиком или девочкой. Не вдаваясь в подробный анализ этих сложных процессов, подчеркнем главное: решение данной задачи, которую родители порой сами того не подозревая, ставят и успешно осуществляют задолго, до периода полового созревания, являются одним из важных элементов полового воспитания.


А известный всем интерес дошкольника к тому, откуда он взялся, вообще откуда берутся дети и другие анологичные вопросы – разве это не путь к половому просвещению? Задавая подобные вопросы, дошкольники как бы указывают взрослым одно из направлений рационального полового воспитания. Ведь правильные ответы, учитывающие особенности воспитания, мыслительной деятельности детей данного возраста, позволяют родителям и педагогам удерживать ключевые позиции, оказывать решающее влияние на ребенка в этом важном разделе просвещения и воспитания. Постепенное усвоение, осмысливание таких сведений является одним из важных условий нормального психо-сексуального развития детей.

Ф.М. Достоевский говорил: “Ребенку можно все говорить, - все; меня всегда поражала мысль, как плохо знают больщие дети, отцы и матери даже своих детей. От детей ничего не надо утаивать под предлогом, что они малень-кие и что им рано знать! Какая грустная и насчастная мысль! И как хорошо са-ми дети подмечают, что отцы считают их слишком маленькими и ничего не понимающими, тогда как они все понимают” .

Подводя итог всему сказанному, можно утвердительно ответить на вопрос о необходимости полового воспитания дошкольников. Половое воспи-тание необходимо и начинать его надо с самого раннего возраста, учитывая возрастные особенности детской сексуальности, становление и развитие психики, сознания, требования морали.

1.2 Физические и психические отличия детей разного пола.

Воспитание мальчиков и девочек не может быть успешным, если педагогом не учитываются психологические особенности пола детей. Анализируя природу этих различий, отечественные и зарубежные исследователи подтверждают взаимодействие факторов «биологического» ( в первую очередь половые гормоны) и социального (особенности воспитания) характера. Однако ученым не удалось составить научно-обоснованный психологический портрет мальчика и девочки на разных возрастных этапах.

Психологические особенности пола дошкольников проявляется в сле-дующем:

  • в отношениях мальчиков и девочек с одногодками своего и противоположного пола;

  • в специфике поведения и деятельности детей;

  • в общении со взрослыми;

  • во влиянии коллектива одногодков на мальчиков и девочек;

  • во влиянии на детей оценок других людей;

  • в понимании личности другого человека;

  • в интересах мальчиков и девочек и т.д.