Файл: 1. 2 Физические и психические отличия детей разного пола.docx
Добавлен: 22.11.2023
Просмотров: 46
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
По мнению многих ученых ( Колесов, Кон, Хрипкова и других) наиболее достоверными являются данные о преимуществе у женщин и девочек эмоцио-нального начала, а у мужчин и мальчиков – рационального, о более медленных темпах физического психического развития мальчиков в сравнении с девоч-ками.
В младших группах детского сада отношения детей преимущественно смешанные. С переходом в более старшие группы тип отношений детей меня-ется, он дифференцируется, становится более «мужским» или «женским». Возникают две обозначенные структуры в коллективе – структура мальчиков и девочек.
Отношения девочек более выборочные, игровые объединения устойчи-вые. Их выбор по игре и в отношениях настолько постоянный, что почти не изменяется на протяжении 2-3 лет. Чем младше девочки, тем многочисленные игровые объединения они образуют, но уже к старшей группе формируется женский тип отношений: отношения парные и эмоционально- интимные по содержанию. Среди девочек часто возникают конфликты, разногласия их вол-нуют больше, чем мальчиков.
Форма отношений мальчиков намного отличается от формы отношений девочек. Мальчики отдают преимущественно играм и отношениям с одногод-ками своего пола, образуют многочисленные объединения, но они не такие стабильные, как у девочек.
Мальчики и девочки часто не могут играть вместе. дети нередко прояв-ляют настороженность к другому полу, особенно девочки, волнуются при необходимости контактов.
Следует подчеркнуть, что эмоциональная атмосфера коллектива, образованная вокруг девочек и мальчиков разная. Для девочек она более благоприятная. Они получают больше положительных оценок. Их часто хвалят, девочки более активны и аккуратны. Оценки окружающих взрослых создают для них более благоприятные условия. В конфликтах между девочками и мальчиками педагоги часто становятся на сторону девочек, сравнивая «примерное» поведение девочек с баловством мальчиков. Объясняется это незнанием специфики поведения мальчиков и девочек. Мальчики создают большие группы, многие нарушения ими дисциплины связаны с характером их деятельности. Они меньше склонны придерживаться установленных рамок, границ, часто их переступают.
Различие между мальчиками и девочками проявляются и в том, что де-вочки чаще обращаются к взрослым, в одинаковых ситуациях чаще обижаются на мальчиков, чем мальчики на девочек.
Также психологи подчеркивают склонность девочек к опекунской дея-тельности (нянчить, заботиться и т.д.) Вообще девочки склонны поучать, нас-тавлять, критиковать своих младших братьев или одногодков. Такого не наблюдается в отношениях старших братьев к своим сестрам или мальчиков к девочкам вообще. Склонность к опекунской деятельности, которую можно рассматривать, как проявление материнского инстинкта, находит отражение в выборе игрушек и характере игры. У мальчиков также ярко выражена склонность к преобразовательной и конструктивной деятельности, отсюда и интерес мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.
Девочки значительно сильнее мальчиков реагируют на мнение об их других людей, больше зависят от него. Влияние оценок взрослых на мальчиков снижается раньше, чем на девочек. Девочки чаще поддаются напору взрослых, чем мальчики. Они владеют большей критичностью, у них более низкая самооценка в сравнении с мальчиками. Девочкам достаточно осознать то, как и что нужно делать, они более дисциплинированны. Мальчикам такого осознания недостаточно, они обязательно сами должны понять секс и значение требуемого.
Во всех возрастных периодах для девочек характерна стабильность в по-нимании одногодков. Мальчики, наоборот, владеют меньшими способностями в понимании другого человека.
Круг интересов у мальчиков шире, чем у девочек, поэтому в их словар-ном запасе больше слов, которые обозначают отдельные предметы и общие понятия, в то же время девочки склонны к предметно- оценочной речи. Наблюдается повышенный интерес к внешности, также девочки очень чувствительны к оценке своей внешности другими. Мальчиков интересуют техника, игры-соревнования, строительные, военизированные игры, в которых они могут реализовать свои способности лидеров, потребность к двигательной активности.
Направленность интересов дошкольников находит отражение в тематике рисунков. По данным Репиной, Мухиной в рисунках мальчиков старшего дошкольного возраста, преимущество отдается военной и индустриальной тематике. Мальчики проявляют интерес к литературным произведениям героического содержания, привлекают герои, наделенные чертами мужественности, смелости, силы, отваги. Часто это представители мужских профессий (пожарные, милиция, ковбои, моряки и т.д.). Любимые игры девочек – это игры семейно-бытовой тематики, любимая роль-роль мамы, любимые игрушки-куклы.
До конца школьного возраста в поведении девочек появляются такие ха-рактерные черты, как застенчивость, элементы кокетства.
Таким образом, данные психолого-педагогических исследований свиде-тельствуют о наличии определенных психических отличий мальчиков и дево-чек, которые необходимо учитывать в интимном воспитании.
1.3 Задачи и содержание полового воспитания детей дошкольного возраста
Думая, отвечать ли на связанные с полом детские вопросы и как это делать, мы, по существу, решаем проблему отношения к половому просвещению в этом возрасте. Проще, но и ошибочнее всего было бы разделить всех людей на «прогрессивных» и «консерваторов». Сложнее, но и правильнее попытаться понять аргументацию обеих сторон.
Один из крупнейших психологов детства Б.Беттельхайм считает совре-менное половое воспитание, которое стремится привить ребенку взгляд на сек-суальность как нечто естественное, нормальное и прекрасное, просто игнори-
рует тот факт, что ребенок может воспринимать ее как что-то отталкивающее для детской психики именно такое восприятие может иметь важную защитную функцию. Отношение ребенка и взрослого к сексуальности не может быть одинаковым – слишком разное значение для них эта сфера жизни, так как определяется слишком разными ощущениями, эмоциями и переживаниями [3,С.108].
Этические ограничения препятствуют выяснению отношения к сексуальности у детей, да и в работе со взрослыми это отнюдь не простая задача Одно во всяком случае кажется совершенно бесспортным: никто из взрослых не в состоянии объяснить маленькому ребенку и никто из маленьких детей не в состоянии понять, что такое сексуальность в ее сформированном, зрелом виде. Б.Беттельхайм, безусловно, прав, возражая против навязывания детям такой информации, такого отношения, которое приемлемо лишь для взрослых. Для детской психики это действительно имеет важную защитную функцию. Степень важности защиты детской психики увеличивается еще и тем, что отношение взрослых к сексуальности как чему-то нормальному и прекрасному на самом деле много сложнее и противоречивее.
Дело, думается, не в том состоит, чтобы прививать то или иное отноше-ние к сексуальности как таковой, руководствуясь при этом далекими от живого ребёнка теоретическими концепциями. Дело заключается в том, чтобы отвечать реальным запросам детского развития. И если в числе этих запросов есть потребность узнавать о половых различиях, о появлении детей на свет и т.д., то долг взрослых эти запросы удовлетворить.
Дети не вкладывают в “острые” вопросы неприличный смысл; в этой связи вспоминаются слова О.Уайльда о том, что неприличных вопросов не бывает – бывают только неприличные ответы. Задавая вопросы взрослым, ребенок проявляет безграничное доверие. Если мы не оправдываем это доверие отмахиваемся, стыдим и т.д., то
вопросы не исчезают, просто ребенок учится не задавать их родителям. Порой реакции родителей на детские вопросы вообще таковы, что до пола дело и не доходит, создавая у родителей обманчивое впечатление, что ребенка это не интересует. Как ответят на детские вопросы случайные «знатоки», мы не можем знать. Опыт, однако, показывает, что слишком часто они говорят как раз так и то, чего взрослые и опасались. Оснований для таких опасений будет тем меньше, чем лучше взрослые подготовлены к ответам на «острые» вопросы.
Первые вопросы звучат между 3 и 5 годами, не вызывая у взрослых осо-бых затруднений: «Откуда берутся маленькие дети? — Они растут у мамы в животике». Одного ребенка такой ответ полностью удовлетворит, другой тут же задаст следующий вопрос. Поставив себя на место малыша, который еще знает мало, но хочет все понять, нетрудно представить себе этот вопрос: «А как он туда попадает и как потом выходит оттуда?» Рано или поздно к нему неизбежно приходит любой ребенок с нормально развивающимся интеллектом. Сколько в таком вопросе сексуального интереса — хорошо показывает реакция 5-летнего мальчика, увидевшего вмонтированную в бутылку модель парусника и спросившего: «Папа! А как кораблик в бутылочку попал? А как его достать?» Нормальная детская, да и только ли детская, любознательность! Вопрос о происхождении - детей открывает широкое поле возможностей для рассказа о человеческих взаимоотношениях — любви, супружестве и родительстве, уважении к будущей матери и т. д. Самое удачное поэтому — при первом же вопросе попытаться вовлечь ребенка в беседу: «Ты ведь знаешь, что на свете есть мальчики и девочки. Вот ты — девочка или мальчик? Ну, конечно, мальчик. А когда ты вырастешь и будешь уже совсем большим, ты будешь кем — дядей или тетей? Мужчиной или женщиной? Мужем или женой? Папой или мамой? А кем будут девочки, когда вырастут?..»
Здесь мы просто выясняем элементарные представления о постоянстве пола и при необходимости помогаем ребенку уточнить их. Дальше попытаемся выяснить, что ему известно о различиях полов.
«А мальчики и девочки — это одинаково? Правильно, они разные. А чем они отличаются? Как ты узнаешь: кто—мальчик, а кто—девочка?»
Ребенок переберет известные ему различия в одежде, длине волос, играх и т. д. Может быть, он сам укажет на известные ему анатомические различия (пусть даже на «домашнем» или «детском» языке). В таком случае похвалим его за знания. Может быть, придется помочь вопросом о том, как он различит голеньких мальчика и девочку. Если ответа не получим (не знает или стесняется сказать?), придется разъяснить самим.
«Да, ты верно говоришь — мальчики и девочки разные. У мальчиков
внизу животика есть такая трубочка, а у девочек не так: у них нет трубочки, а внизу животика есть дырочка».
В зависимости от того, с мальчиком мы говорим или с девочкой, в соот-ветствующем месте беседы хорошо добавить: «Вот, как у тебя», а заодно и поясним, что это—то, что дома называют... (используем принятое в доме обоз-начение). Детям постарше и посмышленее можно сразу сказать, что орган-трубочка у мальчиков называется «половой член», а у девочек его нет, но есть влагалище. Если же ребенок еще и кажется, что эти слова ему усвоить трудно, к ним можно будет вернуться в последующих беседах. А пока продолжим.
«Ты ведь и сам замечал, что мальчики и девочки устроены по-разному, правда? Только ты просто не знал – как это называется. Когда мальчики вырас-тут и станут мужчинами, а девочки – женщинами, они тоже будут разными. Когда люди уже выросли, они могут стать мамами и папами. У женщин в животике есть специальные клеточки-семечки. Называются они «яйцеклетки». А у мужчин – другие клеточки – «сперматозоиды». Чтобы появился ребеночек, нужно чтобы эти клеточки встретились и соединились вместе. Это может произойти только тогда, когда дети вырастают и становятся взрослыми. Ребенок может спросить: «А почему дети бывают только у взрослых? Я тоже хочу, чтобы у меня был ребеночек!»
«А вот - слушай! Когда мальчики и девочки вырастают и становятся взрослыми, они могут понравиться друг другу и полюбить друг друга. Им хорошо вместе. Они заботятся друг о друге и хотят жить вместе. И тогда они женятся и становятся мужем и женой. Вместе они уже семья. Они живут вместе и у них все общее – дом, вещи, друзья. Они любят друг друга и хотят, чтобы у них был ребеночек.
Мы почти ничего еще не сказали, а объяснили уже не так мало: что дети могут быть только у взрослых, что они – воплощение любви, что они – мамины и папины вместе.
«Да, они хотят, чтобы у них были дети, похожие на них. Муж тогда лас-кает жену, говорит ей нежные слова и при помощи своего органа-трубочки через дырочку внизу женского живота закладывает ей внутрь свою клеточку-семечко. А там уже ждет женская клеточка. Так может быть только, когда люди уже совсем взрослые. И вот, женская и мужская клеточки-семечки встречаются, соединяются вместе, и из них начинает расти ребеночек. Сначала он очень-очень маленький,- ну, как зернышко. Внутри женского живота есть специальное место для ребеночка. Оно называется «матка». В нем ребеночку тепло и уютно, как в гнездышке, и он растет. Женщина делится с ним своими силами, и он становится сначала как ягодка, потом как яблочко, потом еще больше. Он растет, ему нужно все больше места. Поэтому женский живот растягивается, дает ему место, становится большим. Когда ребенок растет у своей будущей мамы в животе, это называется «беременность». Люди тогда говорят, что эта женщина, которая носит в животе ребеночка,- беременная. О ней заботятся - стараются помочь ей, уступить ей место, порадовать ее».